Позитивная философия приводит принципы наук к наименьшему числу законоположений и совокупность знаний – к общей системе.
Вера в человечество – эта святая и заветная вера – унижается
позитивной философией на степень простого каприза и суеверия.
Не только в сочинениях (основные: «Курс
позитивной философии», т. 1–6, 1830–1842; «Система позитивной политики», т. 1–4, 1851–1854), но и в активной социальной деятельности, которая предполагала даже построение своего рода «позитивистской церкви», он проповедовал построение новой цивилизации, основанной на искоренении бесплодных фантазий и рациональном синтезе всех реальных достижений человечества под знаменем «положительной философии».
Уже в провозглашении критики и критицизма, как основных и единственных своих методов, эта философия обнаруживает свой отрицательный характер, но ещё ярче он сказывается в самом определении задач
позитивной философии.
Во всяком случае, позитивная религия и политика не были прямым следствием или приложением
позитивной философии, а совершенно новым построением, на новом основании (“субъективный метод”) и с другой задачею (нравственно-практическою).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: двухсаженный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но он нашёл способ создать из своих трагедий
позитивную философию.
Значительная роль в осуществлении этого будущего отводится и пролетариату при условии, что он овладеет основами
позитивной философии и откажется от своих притязаний на власть.
Поэтому
позитивная философия становится для него философией религии и истории религии или, согласно названию лекций, которые он читал по этой теме, философией мифологии и откровения.
Поэтому задачей
позитивной философии считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и выводов научного познания.
Первым и главным камнем преткновения является понятие причинности, в наиболее установившемся и особенно характерном для
позитивной философии смысле, т. е. в смысле необходимого следования явлений во времени.
При этом
позитивная философия вовсе не тождественна простой совокупности наук.
Позитивная философия делает своим содержанием только важнейшие результаты каждой из основных наук (оставляя в стороне многочисленные частности) и рассматривает только наиболее общие методы, применяемые в этих науках.
Реакция исторической школы права на космополитизм и формализм естественноправовой доктрины конца XVIII в., появление и бурный рост в XIX столетии
позитивной философии не повлекли, собственно говоря, какоголибо серьёзного изменения существа поставленной задачи – научного изыскания критериев, при помощи которых можно было бы оценивать право положительное, исходя из требований высшей справедливости.
Метафизический период – как бы переходный этап от чисто религиозных взглядов к
позитивной философии познания: «Первоначальный образ мышления резко отличается во всех отношениях от того направления ума, которое, как мы увидим, отвечает зрелому состоянию человеческой мысли, а это различие слишком глубоко для того, чтобы постепенный переход от одного метода к другому мог впервые совершиться как у индивида, так и у целого рода без возрастающей помощи посредствующей философии, по существу ограниченной этой врéменной функцией».
Первый пункт непременно ведёт нас к выводу об относительном характере знаний, полученных с помощью
позитивной философии.
Формирование
позитивной философии, было лишь началом научного пути, следующий этап эмпириокритицизм (махизм) – теория критики опыта, способствующий очищению метафизического опыта.
Этому так же способствовало то, что пессимизм можно было противопоставить идее прогресса, выдвигаемого
позитивной философией.
Но торгу почему-то не пошла
позитивная философия, и он продолжил серьёзно сопеть.
Он противопоставляет чистую науку о разуме, которую он называет негативной философией и о которой говорит, что она обязательно является натурфилософией и философией разума, поскольку не только природа, но и мир разума принадлежит к возможному, науке, признающей реальное в его действительности, под названием
позитивной философии, которая, хотя и требует определённым образом опыта, тем не менее стоит к нему в совершенно ином отношении, чем так называемая наука об опыте.
Но поскольку только негативная философия должна быть чистой рациональной наукой,
позитивная философия должна каким-то образом зависеть от опыта.
Каково же тогда отношение
позитивной философии к опыту, если она не исходит из опыта?
К рассказу о различии между негативной и
позитивной философией можно добавить ещё два отрывка из лекций по философии откровения, которые касаются взаимоотношений между этими науками.
Все они, естественно, занимаются чем-то творческим, пьют красное вино или розе, увлекаются
позитивной философией и периодически впадают в депрессию от невозможности приткнуть куда-либо собственную гениальность.
Некоторым переходом и связью оказывается здесь идея человечества:
позитивная философия приводит к этой идее, а религия и политика из неё исходят.
Лекция III: Конт, первые две лекции первого тома «Курса
позитивной философии».