При этом, естественно, нельзя забывать, что в системе юридических наук
философия права является фундаментальной наукой, а в сравнении с ней отраслевые науки носят преимущественно прикладное значение.
Задачей
философии права XX в., по мнению молодого учёного, как раз и было формулирование такого демократического синтеза.
Таким образом, множество веков ушло на осмысление, обоснование и признание ставшей непреложной для нашего времени
философии прав и свобод человека.
Иначе говоря, к какой школе
философии права принадлежит анархизм?
Эти статьи и книги были написаны не теологами и не теми, кто занимался
философией права, а людьми, проявлявшими интерес к общественно-политическим вопросам.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перловица — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поэтому я решил сконцентрироваться на тех русских мыслителях – и профессиональных юристах и не являвшихся таковыми, – которые совмещали свои занятия в области
философии права с более широкими философскими, религиозными и социальными интересами.
Но всё очевиднее
философия права должна строиться на онтологии и методологии философии ответственности, ибо философия свободы находится в теснейшей зависимости от научного потенциала интегрированной философии ответственности.
Новая
философия прав человека и основных свобод не может не сопровождаться и серьёзным реформированием международных институтов по защите прав человека, дальнейшей интеграцией институтов прав человека и парламентаризацией прав человека или, говоря иначе, расширением парламентского измерения прав человека.
Первое и вместе с тем окончательное выражение кантовская
философия права получила в его последнем фундаментальном труде «Метафизика нравов» (1797).
Само по себе позитивное право не является предметом
философии права.
Вместе с тем опыт показывает, что исследованием проблем
философии права преимущественно занимаются юристы.
Многолетняя работа над самыми жгучими вопросами гражданского права привела автора уже давно к тому убеждению, что все эти вопросы теснейшим образом связаны с основными вопросами
философии права вообще.
Именно рефлексию и дискурс можно назвать важнейшими особенностями метода современной
философии права.
Однако подобный формальный подход, характерный для современной аналитической
философии права ещё ничего не говорит о природе самих феноменов права и морали.
Позитивное право интересует
философию права главным образом лишь в соотнесении с естественным правом, с позиции которого оценивается действующее право.
Философия права обеспечивает лишь одну часть философского ответа на практические вопросы.
Отчасти они были связаны также с критикой гегелевской
философии права и правообразования.
Авторы считают, что изучение истории
философии права занимает важное место в обучении магистрантов.
Исследование проводилось в традициях русской
философии права и отечественного правоведения с присущими им стремлением к гуманистическим идеалам и поиску правды, целостности и системности юридического знания, единству рациональных и интуитивных сторон познания феноменов правовой жизни.
Главной проблемой отечественной
философии права выступила проблема соотношения права и нравственности, проблема взаимосвязи закона и добра.
Мы упомянем здесь о трёх из них, как наиболее повлиявших на современное развитие
философии права.
Философия права имеет свой предмет, который не тождествен учению о естественном праве или о позитивном праве.
Именно
философия права выступает тем единым теоретическим полем, на котором произрастают науки о праве и науки о нравственности, и на котором разыгрывается мистерия их взаимодействия.
Понимание
философии права, как особой науки, предполагает, во-первых, возможность познания помимо чувственного опыта и, во-вторых, необходимость, или, по крайней мере, желательность полного отделения сверхчувственных элементов знания от знания эмпирического.
Более того, он может получать уточнение, конкретизацию в зависимости от направлений
философии права, отражающих те функции, которые ей свойственны.
С точки зрения
философии права автор уделяет внимание практической стороне института легализации.
Задачи
философии права могут изменяться и дополняться, что предопределено ходом развития человечества и появлением новых факторов, сопровождающих бытие человека, и в связи с этим новых ролей права.
Исходя из этого, предмет
философии права можно определить как внеюридические, или предельные основания права – онтологические (бытийные), аксиологические (ценностные), гносеологические (познавательные), антропологические (человеческие) и другие.
Существует философия техники, науки, но нас интересует именно
философия права.
Очевидно, что
философия права начала XX в. дала теоретическое обоснование конституционных кризисов и способов их разрешения, среди которых выделяются как правовые, так и неправовые (революционные) способы легитимации нового строя.
Определяется содержательное значение концепта «онтология права» в современных концепциях
философии права.
В лоне философии складывается
философия права.
Поэтому
философия права изучает не опыт проявления человеческой активности (это прерогатива теории права и социологии права), а идеальные первоосновы права, вызывающие право к жизни в обществе людей определённого культурно-исторического типа.
Об особой
философии права можно говорить, только понимая философию, как более обобщённое знание, в силу того, что обобщение знания допускает, конечно, различные степени.
Философия права составляет самостоятельную науку, тогда как энциклопедия служит только предметом преподавания; а потом первая относится ко второй, как оригинал к своей, не совсем точной копии.
Как уже отмечалось, проблемам права и нравственности отведено весьма важное место в российской
философии права.
Отличие её не качественное, а только количественное: среди юридических наук
философия права призвана играть в миниатюре ту же роль, какая выпала на долю философии в отношении всего человеческого знания, указывая на исторически сложившееся разобщение между философией и правоведением.
Как совершенно справедливо отмечается, «среди обстоятельств, способствующих более глубокому пониманию и раскрытию сути, содержания и самого понятия
философии права, следует обратить внимание на то, что будучи междисциплинарным образованием, «объединяющим в себе начала юридической науки и философии», она не только не исключает, а, наоборот, всячески предполагает максимальное использование в процессе познания правовой материи всех свойственных её дисциплинам методологических, концептуальных средств».
Нельзя не заметить, что идеи постклассической теории или
философии права стали относительно заметным явлением в современной отечественной юриспруденции, в которой практически растворилась референтная группа учёных, выступающих авторитетами для научного сообщества и невозможно назвать те события, которые привлекают внимание читающей публики.
Он остро ощущал, что русский либерализм, хотя и недолго участвовавший в активной политической жизни, сумел создать собственную традицию
философии права.
Была «реанимирована» идея целесообразности и необходимости
философии права.
В результате идеи
философии права оказались востребованы как в юридическом образовании, так и при формировании правового сознания.
Многие юристы пытаются предать забвению нормы естественного права, а вместе с ними и принципы
философии права, на том лишь основании, что не видят необходимости дополнять ими позитивное право.
Объясняя принцип справедливости, мусульманские учёные заложили основу
философии права, хотя и не смогли продолжить продвижение по открытому ими пути вследствие целого ряда досадных исторических событий.
Определение совокупности задач позволяет определить основную цель, которую может преследовать изучение
философии права.
Засилье позитивизма обусловило застой и упадок европейской
философии права.
Всё большее внимание
философии права уделяется на юридических и философских факультетах.
Конкретизируя «первую философию»,
философия права показывает, почему и как мироздание заключает в себе возможность и необходимость бытия природы, общества и человека, бытия права и закона.
Поскольку
философия права определяет природу ключевых ценностей права и формулирует основные принципы и методы их осуществления, то её положения востребованы теорией права.
Критикуя гегелевскую
философию права, он отмечал, что «задача законодателя в демократическом обществе состоит не в подмене закона своей волей, а в открытии и формировании действительного закона».