Проблема, стоящая перед современной
политической философией, в принципе сводится к вопросу о том, как справиться с разнообразием в мире, где всё сильнее утверждаются партикуляризм, различия или обособленность.
В яркой главе истории
политической философии лис имеет гендерную ориентацию.
Во-вторых, в предмет
политической философии входят знания о сущности, наиболее глубоких основах политики.
Фундаментальный вопрос
политической философии, который предшествует обсуждению того, как должно быть устроено государство, – это вопрос о том, нужно ли вообще какое бы то ни было государство.
Не иная
политическая философия стала нужна для объяснения этого, но новое понимание политики как таковой.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кинетизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В месторасположении столицы, а также в её морфологии и внутреннем обустройстве находят своё выражение идеи
политической философии.
Именно
политическая философия устанавливает цели и определяет курс практической политики государства.
Она представляет большой интерес для всех, кто преподаёт или изучает
политическую философию, политологию, социологию, экономическую теорию и смежные дисциплины.
К любому, короче, пересказу на понятном языке, который будет читать или слушать доверчивая аудитория: будь то задорная заметка в заводской многотиражке, гневная прокламация на площади или занудный нечитабельный трактат из области
политической философии.
Была, однако, и другая сторона этого явления, а именно положительное влияние русских критиков права, иногда очень интересных и остроумных, на качество мысли многих русских либералов, на их понимание ключевой роли права в либеральной
политической философии.
Очевидной альтернативой мог бы стать отказ от искушений позитивизма и концентрация на априорном теоретизировании, возможно при более тесном контакте с психологией, – с тем, чтобы лучше понять иррациональное происхождение великого множества явлений, имеющих отношение к экономической деятельности, и с тем, чтобы представители моральной и
политической философии могли работать с нормативными вопросами экономической теории.
Современная
политическая философия предлагает три основных модели организации этносферы: национальное государство, мультикультурное общество и поликультурное (полиэтничное) общество.
Таким образом,
политическая философия служит общей методологической базой политических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, её нравственные критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы государственной власти и т. п.
Как замечает автор, «именно идея власти составляет настоящий ключевой момент полемики между либертарианцами и представителями других школ
политической философии»8.
Подобное отождествление речи и социального действия представляется нам эвристическим для изучения сложившихся традиций
политической философии, но оно становится слишком сильным упрощением при переносе в отечественный контекст.
Греческое слово doxa и латинское opinio сочетают в себе два значения, которые стали представлять две важных традиции западной
политической философии.
Другим важным моментов евразийской
политической философии является реорганизация баланса сил на евразийском материке в целом.
Хотя чисто экономическая теория политики и была бы несостоятельной, экономический подход к теоретическим и практическим проблемам
политической философии не может принести этой дисциплине ничего, кроме пользы.
Однако для современной
политической философии классический либерализм не совсем подходящее название.
Идентификация основных идиом российской
политической философии становится первой исследовательской задачей, которая требует тщательного предварительного изучения цепочки локальных полемик.
Фактами реальности, которые вскрывают мыслители, выбравшие сферу
политической философии.
О них только вскользь упоминалось в курсе
политической философии.
По этой причине, два первые подхода по вопросу соотношения
политической философии и политической науки можно признать научно оправданными, а вот в научной обоснованности третьему (позитивистскому), как ни странно, придётся отказать.
Ответ нашёлся довольно скоро: чтобы лишить монарха «права законодательной вседозволенности», родоначальники новой
политической философии предложили поместить над ним другого законодателя.
Впрочем, искушение тоже велико для того, кто занимается
политической философией.
Эту книгу можно воспринимать как попытку показать, какие следствия для теоретической науки об обществе вытекают из субъективной теории ценности, в частности, то, какое воздействие они оказывают на понятие «блага» и связанное с ним понятие «общего блага», которое представляет собой центральное понятие
политической философии как инструмента поиска наилучшего строя.
Таким образом, «преодоление кризисного мышления» означает необходимость мировоззренческого, ценностного и институционального признания основ
политической философии, идеологии ноосферизма человечества – целей жизни нынешних и будущих поколений планеты.
Во все времена
политическая философия искала ответы на кардинальные вопросы современности.
Таким образом, издание совокупности этих статей в формате книги стремится дать более цельное представление о реализации упомянутой выше программы формирования
политической философии, чем то, которое являли разрозненные их публикации в течение последних пяти-шести лет.
Поэтому перспективы развития
политической философии как методологического инструментария политической науки сегодня определили результаты исследований неустойчивых систем в области точных и естественных наук.
Предмет
политической философии можно разделить на три группы явлений.
О «суверене» и «суверенитете» европейская
политическая философия размышляет уже 500 лет.
Признание же несводимости политических проблем к «научным» (техническим, административным, моральным и т. д.) делает власть и насилие – в качестве основополагающего метода реализации власти – ключевыми категориями
политической философии.
Поэтому непременной задачей
политической философии является раскрытие форм и способов участия нравственного (а не только инструментального) разума в осуществлении разных видов политики.
При таком подходе политическая наука и
политическая философия выступают антагонистами.
Следующим разделом
политической философии является политическая этика.
Постулат о связи войны с политикой способствует рассмотрению общих вопросов философии войны в рамках
политической философии (см. учебные пособия по этой дисциплине, в которых выделяется раздел, посвящённый философии войны, например, [Василенко 2010; Гаджиев 2004]).
Таким образом, в
политической философии существуют пять основных направлений исследования феномена власти.
Назовём некоторые из них и осуществим попытку объединения ряда определений, различая способы интерпретации предметного поля
политической философии.
Однако, проект «аналитической
политической философии» нам видится пока лишь обозначенным, но отнюдь не завершённым, по этой причине весьма затруднительно привести развёрнутые примеры дефиниций.
Другие философы, напротив, выдвигают методологическое правило, основанное на различии между провозглашением принципов
политической философии в мире (демократическом в глобальном измерении) и необходимостью считаться с существованием мира, чуждого демократическим ценностям, в котором доминируют анархия и отказ от любой дискуссии.
Первая парадигма даёт начало
политической философии и современной теории суверенитета; из второй вырастает современная биополитика вплоть до наблюдаемого в настоящее время триумфа экономики и управления над всеми остальными аспектами социальной жизни.
В такой ситуации
политической философии остаётся критиковать статус-кво с точки зрения абстрактной возможности освобождения, честно признавая таящуюся в этом угрозу собственной трансформации в «ещё одну» академическую дисциплину, политически выхолощенную истеблишментом и инкорпорированную в него.
Ведь именно в этих дискуссиях происходило и происходит формирование отечественной
политической философии, в которое мне хотелось внести свой посильный вклад.
Регулярные за последние триста лет и достаточно резкие изменения режимов публичности (от большей публичности, свободы и открытости к меньшей и обратно, включая изменения конкретных правил и конвенций), в рамках которых авторы делают и воспринимают высказывания в жанре
политической философии, могут стать самостоятельным предметом исследования.
Дискурс
политической философии апеллирует не только к человеческому разуму, но и к социальным чувствам, включая чувство социальной справедливости, чувство социального признания, социального доверия.
Вовлекаясь в дискуссию о том, какой должна быть
политическая философия для мира, в котором наступил постимперский период, или занявшись разработкой новой версии исторической антропологии, я и без того чувствую, что уже сам не свой и себе не принадлежу.
Война как образ жизни и аспект
политической философии.
Среди них можно выделить
политическую философию, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию, политическую антропологию, политическую географию и т. д.
Соединение волений действующих – обычная тема
политической философии – истолковывается как поддержка призванного политика, имеющая иной характер и иные следствия, чем то, что может быть получено путём простого сложения.