Проблема, стоящая перед современной
политической философией, в принципе сводится к вопросу о том, как справиться с разнообразием в мире, где всё сильнее утверждаются партикуляризм, различия или обособленность.
Так, история
политической философии нужна не для того, чтобы черпать из неё готовые истины или обосновывать авторитетом прошлого актуальные политические воззрения.
Во-вторых, в предмет
политической философии входят знания о сущности, наиболее глубоких основах политики.
Фундаментальный вопрос
политической философии, который предшествует обсуждению того, как должно быть устроено государство, – это вопрос о том, нужно ли вообще какое бы то ни было государство.
В месторасположении столицы, а также в её морфологии и внутреннем обустройстве находят своё выражение идеи
политической философии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гармонный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Она представляет большой интерес для всех, кто преподаёт или изучает
политическую философию, политологию, социологию, экономическую теорию и смежные дисциплины.
Следующим разделом
политической философии является политическая этика.
К любому, короче, пересказу на понятном языке, который будет читать или слушать доверчивая аудитория: будь то задорная заметка в заводской многотиражке, гневная прокламация на площади или занудный нечитабельный трактат из области
политической философии.
Напомним, что предложенное соотнесение теорий власти с элементами пентабазиса касается теорий власти, принятых в западной
политической философии.
Очевидной альтернативой мог бы стать отказ от искушений позитивизма и концентрация на априорном теоретизировании, возможно при более тесном контакте с психологией, – с тем, чтобы лучше понять иррациональное происхождение великого множества явлений, имеющих отношение к экономической деятельности, и с тем, чтобы представители моральной и
политической философии могли работать с нормативными вопросами экономической теории.
Была, однако, и другая сторона этого явления, а именно положительное влияние русских критиков права, иногда очень интересных и остроумных, на качество мысли многих русских либералов, на их понимание ключевой роли права в либеральной
политической философии.
Современная
политическая философия предлагает три основных модели организации этносферы: национальное государство, мультикультурное общество и поликультурное (полиэтничное) общество.
Представлен анализ конструкций права и власти по таким параметрам, как соотношение права и правосознания; либеральная парадигма в
политической философии нового и новейшего времени; меняющийся баланс демократии и авторитаризма в логике переходных процессов; рассмотрены параметры социального конструирования и технологий его осуществления; раскрыты актуальные проблемы постсоветского политического и правового развития.
Поэтому перспективы развития
политической философии как методологического инструментария политической науки сегодня определили результаты исследований неустойчивых систем в области точных и естественных наук.
Как замечает автор, «именно идея власти составляет настоящий ключевой момент полемики между либертарианцами и представителями других школ
политической философии»8.
Постулат о связи войны с политикой способствует рассмотрению общих вопросов философии войны в рамках
политической философии (см. учебные пособия по этой дисциплине, в которых выделяется раздел, посвящённый философии войны, например, [Василенко 2010; Гаджиев 2004]).
Таким образом, в
политической философии существуют пять основных направлений исследования феномена власти.
Таким образом,
политическая философия служит общей методологической базой политических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, её нравственные критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы государственной власти и т. п.
Идентификация основных идиом российской
политической философии становится первой исследовательской задачей, которая требует тщательного предварительного изучения цепочки локальных полемик.
Хотя чисто экономическая теория политики и была бы несостоятельной, экономический подход к теоретическим и практическим проблемам
политической философии не может принести этой дисциплине ничего, кроме пользы.
Однако для современной
политической философии классический либерализм не совсем подходящее название.
Фактами реальности, которые вскрывают мыслители, выбравшие сферу
политической философии.
Политическая философия австрийской школы представляет собой антитезу социалистическим идеологиям.
По этой причине, два первые подхода по вопросу соотношения
политической философии и политической науки можно признать научно оправданными, а вот в научной обоснованности третьему (позитивистскому), как ни странно, придётся отказать.
Впрочем, искушение тоже велико для того, кто занимается
политической философией.
Таким образом, «преодоление кризисного мышления» означает необходимость мировоззренческого, ценностного и институционального признания основ
политической философии, идеологии ноосферизма человечества – целей жизни нынешних и будущих поколений планеты.
Таким образом, издание совокупности этих статей в формате книги стремится дать более цельное представление о реализации упомянутой выше программы формирования
политической философии, чем то, которое являли разрозненные их публикации в течение последних пяти-шести лет.
Эту книгу можно воспринимать как попытку показать, какие следствия для теоретической науки об обществе вытекают из субъективной теории ценности, в частности, то, какое воздействие они оказывают на понятие «блага» и связанное с ним понятие «общего блага», которое представляет собой центральное понятие
политической философии как инструмента поиска наилучшего строя.
Предмет
политической философии можно разделить на три группы явлений.
Во все времена
политическая философия искала ответы на кардинальные вопросы современности.
В такой ситуации
политической философии остаётся критиковать статус-кво с точки зрения абстрактной возможности освобождения, честно признавая таящуюся в этом угрозу собственной трансформации в «ещё одну» академическую дисциплину, политически выхолощенную истеблишментом и инкорпорированную в него.
О «суверене» и «суверенитете» европейская
политическая философия размышляет уже 500 лет.
Признание же несводимости политических проблем к «научным» (техническим, административным, моральным и т. д.) делает власть и насилие – в качестве основополагающего метода реализации власти – ключевыми категориями
политической философии.
Поэтому непременной задачей
политической философии является раскрытие форм и способов участия нравственного (а не только инструментального) разума в осуществлении разных видов политики.
Более того,
политическая философия имеет рельефно выраженную практическую ориентацию, как ни странно!
При таком подходе политическая наука и
политическая философия выступают антагонистами.
Назовём некоторые из них и осуществим попытку объединения ряда определений, различая способы интерпретации предметного поля
политической философии.
Однако, проект «аналитической
политической философии» нам видится пока лишь обозначенным, но отнюдь не завершённым, по этой причине весьма затруднительно привести развёрнутые примеры дефиниций.
Другие философы, напротив, выдвигают методологическое правило, основанное на различии между провозглашением принципов
политической философии в мире (демократическом в глобальном измерении) и необходимостью считаться с существованием мира, чуждого демократическим ценностям, в котором доминируют анархия и отказ от любой дискуссии.
Ведь именно в этих дискуссиях происходило и происходит формирование отечественной
политической философии, в которое мне хотелось внести свой посильный вклад.
Регулярные за последние триста лет и достаточно резкие изменения режимов публичности (от большей публичности, свободы и открытости к меньшей и обратно, включая изменения конкретных правил и конвенций), в рамках которых авторы делают и воспринимают высказывания в жанре
политической философии, могут стать самостоятельным предметом исследования.
Дискурс
политической философии апеллирует не только к человеческому разуму, но и к социальным чувствам, включая чувство социальной справедливости, чувство социального признания, социального доверия.
Подход к политическим языкам и традициям
политической философии как к автономным типам социального действия позволяет видеть и, возможно, отчасти укреплять фундаментальную роль риторики и политической дискуссии в формировании устойчивых институтов современного российского общества.
Сказанное позволяет прояснить отличия
политической философии от «смежных» с ней теоретических дисциплин, в первую очередь – моральной философии, философии политики и политической науки.
Это означает, что
политическая философия воспринимает своих оппонентов не в качестве самодостаточных явлений изолированной сферы академической жизни, а как необходимые (интеллектуальные) моменты производства и воспроизводства общества – со всеми присущими ему структурами неравенства, угнетения и насилия.
Но означает ли сказанное, что перспективизм
политической философии делает бессмысленным само понятие «истины», коли достижение в делах людей истины объективной и общезначимой невозможно?
Если мне в данном интервью это не удалось, то такая неудача должна побудить читателя обратиться к лучшим примерам философствования «народным языком» и не восприниматься им в качестве «эмпирического опровержения» (или даже самоопровержения) выдвинутого тезиса о публично-коммуникативной функции
политической философии.
На следующей лекции мы перейдём к первому термину
политической философии – «политической власти».
Именно
политическая философия призвана сформировать общую картину мира политического, обозначить её проблемные зоны, выделить наиболее острые противоречия политики.