Непосредственное обращение к системности как к методологическому принципу диктовалось особенностями
познавательной ситуации, сложившейся в науке на рубеже 60–70-х гг.
Здесь существует возможность, искусно повлияв на участников процесса, сразу же выйти в новую
познавательную ситуацию, в которой следователь или получает мощное подтверждение своей версии, или же формулирует более правильную и обоснованную версию.
Здесь обнаруживается вся парадоксальность современной
познавательной ситуации: психологические практики и практические технологии, построенные на основе конкурирующих теорий и призванные, казалось бы, подтвердить их научную состоятельность, спокойно уживаются друг с другом.
Второе отличие
познавательной ситуации психологического изучения личности – насущная необходимость учёта междисциплинарного статуса проблемы личности, находящейся в поле внимания социальных и естественных наук, практики и духовной культуры.
Первое отличие
познавательной ситуации исследования психологических закономерностей становления и развития личности состоит в том, что в психологии до сих пор возникают серьёзные затруднения при попытках очертить сферу эмпирических фактов, относящихся к психологии личности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сощипать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эта
познавательная ситуация может быть определена как конфликт интерпретаций или герменевтический круг – попытка воссоздания логики мышления другого индивида по аналогии с собственной.
Завершая раздел, отметим, что именно трансдисциплинарность создаёт
познавательную ситуацию разнообразия эпистемологических парадигм (полипарадигмальность), из которых исследователь стихийно либо рефлексивно конструирует собственную методологическую стратегию.
Признание столь сложного характера
познавательной ситуации сделало в высшей степени актуальным тесное взаимодействие собственно науки и философии науки.
Однако составляющий основу восточного пути познания интуитивизм всегда присутствовал и присутствует в систематике, а включение элементов восточного мировосприятия в неклассическую науку (Капра, 1994) сделало интуитивизм законным компонентом
познавательной ситуации в систематике (см. 6.1.1, 5.2.1).
Обратимся далее к анализу современности через призму разных оптик, приводящему к «переструктурированиям» [Дункер 1965] проблемных
познавательных ситуаций в науках текущего столетия.
Познавательная ситуация характеризуется растворением дисциплинарной модели знания и методологическим ситуативизмом, где наиболее эффективными оказываются проблемные, а не предметные исследования.
Однако в изменившейся
познавательной ситуации как отечественные социогуманитарные науки, так и современная российская психология испытывают определённые трудности, связанные с консервативными традициями.
Общей характерной чертой
познавательной ситуации, в которой гуманитарные и естественнонаучные направления стремятся отыскать общие фундаментальные закономерности, является интеллектуальное влияние лингвистической парадигмы.
Единственность и универсальность этого языка обеспечивают возможность осознания смысла деятельности и, соответственно, как мотивацию её развития в конкретной
познавательной ситуации, так и возможность обучающей трансляции модели этой деятельности.
Неразграниченность феномена культуры (произведения, источника) и его последующих интерпретаций в иной социальной реальности – такова
познавательная ситуация гуманитарных наук с позиций философской герменевтики.
Формула
познавательной ситуации наук о природе (объект-субъект) в науках о культуре предстаёт в перевёрнутом виде (субъект-объект).
Итак, продукт человеческого творчества обнаруживает своё присутствие в пространстве
познавательной ситуации «мысль и язык».
Данная
познавательная ситуация стала меняться под влиянием структурной лингвистики, показавшей, что в культуре существует системный объект, к которому возможно применить структуралистский, т. е. типологический, сравнительный подход.
Но дело не только, а может быть, и не столько в уточнении проведённого несколько лет тому назад анализа ситуации, а в том, что ситуация хотя и сохраняет свою качественную определённость ситуации постпостмодерна, но продолжает модифицироваться, заставляя выявлять все новые нюансы актуальной
познавательной ситуации в сфере исторического знания.
Противоречивость этой
познавательной ситуации поиска новой рациональности при наличии сильной тенденции к иррационализму запечатлевается на концептуальном уровне в существовании таких своеобразных «гибрид-объектов» или «кентавр-объектов», которые могут быть обозначены как «дорационально-рациональные», «рационально-иррациональные», «мистически-рациональные».
Это исходно бытийная, жизненная, а не специально
познавательная ситуация.
Однако наука и искусство преследуют разные цели: последнее имеет дело с типичными
познавательными ситуациями, наука – с избранными.
Особенность современной
познавательной ситуации состоит в возрастании степени её многообразия.
Не столь однозначна
познавательная ситуация в науках о человеке.
Своеобразные интерпретации этой общей
познавательной ситуации гуманитарного знания представлены в современных трудах по проблемам методологии исторического исследования.
Противоречивость
познавательной ситуации в гуманитарных науках остаётся предметом пристального внимания методологов и историков науки.
Тагора
познавательная ситуация представлена таким образом, как если бы человек (субъект) выглядывал из своей скорлупы на непоколебимую тотальность мира, включающую в себя в том числе и самого познающего.
Введение процессуальных составляющих в анализ соотношения личности и мышления является необходимым условием для дифференцированного изучения личностных проявлений субъекта в зависимости от складывающейся
познавательной ситуации.
Если в неокантианстве и неопозитивизме, грубо говоря, осознание научной революции в физике приводило к поиску новой априорной структуры разума, адекватной новой
познавательной ситуации, то в традиции французских исследований науки признавалась внутренняя лабильность и историческая изменчивость самого разума.
Сказанным объясняется, почему современная
познавательная ситуация – это ситуация «методологического зависания» между уходящей, основанной на «просвещенческих» предпосылках философии XVIII и XIX вв. общенаучной парадигмой и противоречащей ей новейшей эмпирической фактологией.