Помимо общих обзоров составлялись особые периодические бюллетени, где в хронологическом порядке излагались все наиболее значимые для органа
политического сыска события, а его интересовало буквально всё.
Систему
политического сыска организовать, таким образом, не удалось.
Среди офицеров, не интересовавшихся живо вопросами
политического сыска, а искавших хороших денег и спокойной службы, особенно популярны были должности на частных железных дорогах.
Так могли поступать дилетанты, вы же – мастера
политического сыска!
При этом бывший начальник
политического сыска вполне адекватно оценивает свои возможности, общественное положение и внутриполитическую обстановку в империи.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гериатрический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это была особая социальная группа, полностью оторвавшаяся от армии, – группа, для которой
политический сыск стал, если так можно выразиться, семейным делом.
Надо отметить, что изучать дореволюционный
политический сыск начали практически сразу после свержения монархии.
При этом она не сообщала о каком-либо своём опыте в сфере
политического сыска или же о своих познаниях, умениях и навыках ведения тайного наблюдения или сбора секретной информации.
На должности руководителей первых разведочных отделений назначались офицеры политической полиции, имеющие опыт
политического сыска, а их сотрудниками становились наиболее подготовленные офицеры различных родов войск.
Второе, законодательное, следило за исполнением чинами
политического сыска законов, занималось составлением приказов, циркуляров, инструкций, правил и прочих руководящих документов розыска, проводило их юридическую экспертизу.
Важно установить, чем же являлись органы государственной безопасности на практике, каковы были их реальные возможности, какие к ним предъявлялись требования (кроме абстрактной охраны режима); выяснить, было ли идентичным понимание и готовность обеспечивать политическую безопасность самодержавия в руководстве
политического сыска и конкретных жандармских подразделениях на местах, а также выявить направление развития спецслужб и политического режима.
Как ни парадоксально, но отечественных исследований
политического сыска последних лет империи (именно под углом безопасности режима и предотвращения революции) на тонкой грани соприкосновения полиции и внутренней политики немного.
Автор «решила сосредоточиться на раскрытии взятой проблемы в „чистом виде“, почти полностью абстрагируясь от того общественно-политического контекста, в котором учреждениям
политического сыска приходилось действовать».
Однако ни состояние народного бунта, ни «измены элиты» никак не вписываются в предмет ведения царского
политического сыска.
Слишком гигантская получилась бы операция со слишком идеальным исполнением для почти новорождённой службы
политического сыска, ещё не устоявшейся толком организационно, неоднородной в кадровом составе, в условиях тревожного хаоса нестойкой большевистской власти в 1918 году.
Специалисты
политического сыска из департамента полиции, отметив некоторые недоработки, тем не менее дали «Краткой таблице…» гораздо более высокую оценку.
Это учреждение занималось
политическим сыском, в его функции входило сохранение основ государства и преследование злоумышленников со всеми вытекающими последствиями в виде пыток и содержания под стражей.
Указ 1727 года, как представляется, развязал руки руководителям
политического сыска, но в соответствующих архивных фондах нет ни одного дела о безумцах, начатого в 1724–1731 годах.
Он объединил все делопроизводства, занимавшиеся
политическим сыском.
Принятие столь жёсткого закона сопровождалось мерами по совершенствованию организационной структуры
политического сыска.
Но главная и невидимая работа совершалась не публично – это была работа следствия, аналитиков и организаторов
политического сыска, агентурная работа.
Проведённая в 1880 г. реформа
политического сыска способствовала некоторому оживлению розыскной работы.
Но фактически ведомство
политического сыска было не ликвидировано, а видоизменено.
При этом право определять, в какой именно монастырь отсылать безумного преступника, было предоставлено чиновникам
политического сыска.
При этом второе занимало деятелей
политического сыска в большей степени, но пока можно только предположить, что это было связано с профессиональными задачами авторов тех или иных документов, а не воспроизводством стереотипов, популярных в обществе и в среде бюрократии.
Так, задача разведки заключалась в информационно-аналитическом обеспечении высшего военно-политического руководства и командования объединений, соединений и воинских частей, а контрразведки – в ведении борьбы с военным, политическим, экономическим шпионажем, а также в выполнении функций
политического сыска.
Однако без тайных шпионов в деле
политического сыска тоже невозможно обойтись.
Реконструкцию образов «либерального» в делопроизводственной переписке
политического сыска стоит предварить институциональным и нормативно-правовым обзором, а также небольшим экскурсом о самих деятелях политической полиции – их образовании, карьерных путях, межличностных отношениях, которые напрямую (через дружеские или, наоборот, неприятельские отношения) или опосредованно (через разные взгляды и, соответственно, восприятие окружающего) влияли на общность (или, напротив, разногласия) при описании общественно-политических процессов.
Первая экспедиция ведала организацией
политического сыска, осуществляла следствие по политическим делам, вела наблюдения за «инакомыслящими» деятелями литературы и искусства, участниками общественных организаций.
Отражение принятых в обществе идей и представлений в делопроизводственной переписке служащих
политического сыска не стоит считать уникальным российским явлением.
Целью
политического сыска должно быть обеспечение безопасности государства.
Влияние этих работ на развитие советской историографии
политического сыска отмечено и рядом современных исследователей.
– Цитирую закон «расследование всех дел, связанных с иностранцами, проводят подразделения
политического сыска».
Тайный агент
политического сыска и вообще какой-нибудь вражеской организации, применяющий провокацию.
Всё зависит от того, с каких позиций рассматривать
политический сыск.
Иначе говоря, это были люди, знакомые с системой
политического сыска ещё до попадания в её «святая святых».
Их основной задачей являлся
политический сыск революционных организаций и революционеров.
Именно в её обязанности теперь входит
политический сыск.
Во многом именно они определяли развитие
политического сыска: кадровые перемещения, выработку методик наблюдения и других стратегий поведения по отношению к объектам наблюдения, в том числе по отношению к «либералам».
Главным средством
политического сыска были доносы.
Как ни крути, но методы
политического сыска и уголовного сильно различаются.
На тот момент история
политического сыска как института по преимуществу внесудебного и незаконного преследования государственных (политических) преступников в XVIII веке не рассматривалась в таком объёме, исследование было новаторским.
Всё как в прежних системах российского
политического сыска под характерными названиями «Око недрёманное», «Око государево», «Слово и дело государево», «Корона, государь, бог».
Ждали импозантного, при регалиях, будущего начальника отдела
политического сыска.
Его предложения по изменению работы
политического сыска настолько понравились царю, что в столице его ждало новое звание, а к нему – новая должность вице-директора департамента полиции.
Невыполнение данного приказа влекло за собой крупные неприятности по линии
политического сыска, как для капитанов судов, так и для судовладельцев.
Конечно, в практике
политического сыска такие «непристойные», «злые», «непотребные» слова задолго до 1723 года рассматривались де-факто как преступление, но теперь они были включены в общей индекс главнейших преступлений де-юре.
Видите ли, золотой век
политического сыска закончился.
– Представитель
политического сыска огромной виноградовской финкой аккуратно располовинил луковицу и водрузил свою долю на хлеб.
Для осуществления задач
политического сыска в июле 1826 года был создан постоянный орган – Третье отделение личной канцелярии – секретная служба, обладавшая значительными полномочиями.