Поэтому для этой теории наряду с признанием естественного права характерна привязка
положительного права к государству, которое объявляется источником права.
Положительное право отличается от всех других волевых норм тем, что оно в качестве реальной силы производит определённое, подлежащее учёту действие.
Лишь убеждённость в необходимости
положительного права делает его правом действующим.
Данность норм
положительного права и юридических институтов есть данность известного человеческого установления, принятого при одних условиях и могущего быть изменённым или даже отменённым при других.
Строго говоря, все эти вопросы с точки зрения
положительного права (юридической догматики) не могут иметь никакого общего решения, поскольку при ответе на них приходится учитывать, чтó в каждом данном случае является принятым и установленным.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: астроним — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но вопрос о носителе суверенитета решается ими не на основании естественного права, а на основании
положительного права каждого государства, в зависимости от его формы правления: монархической, аристократической или демократической.
Естественное право как часть
положительного права.
Положительное право регулирует лишь вопрос об «агентах» суверенной власти, т. е. об организации исполнительной власти, устанавливая либо монархическую, либо аристократическую форму.
Если для последней
положительное право имеет конечное и самодовлеющее значение, то для доктрины естественного права оно только предмет оценки, нечто, подлежащее либо утверждению, либо отрицанию в зависимости от его согласия или несогласия с абсолютными началами разума и справедливости.
Справедливое (и в этом смысле естественное) право есть особенным образом построенное
положительное право.
Главная задача этой науки – описание
положительного права – классификация его норм, институтов, правовых отношений.
Что считается, например, источником
положительного права?
Характер связи теории права с отраслевыми научными дисциплинами (правом гражданским, уголовным, трудовым и др.) проявляется в разных аспектах, но прежде всего в том, что теория права разрабатывает, уточняет, развивает в рамках
положительного права общие понятия, категории, критерии систематизации, которые используются отраслевыми юридическими науками.
За искусственной установленностью
положительного права социолог открывает социальную необходимость.
Чтобы выполнить основную задачу, теория должна быть ориентирована на фактах
положительного права.
Хотя цепи разного рода утверждены
положительным правом, это не имеет значения с точки зрения естественного права, и такого рода законодатели являются преступниками.
Временами даже в виде общего принципа провозглашается, что jus naturale potius est, quam jus positivum и что, если
положительное право оказывается противоречащим справедливости, решающей надо признать эту последнюю.
Для многообразно понимаемых и часто оспариваемых принципов, образующих меру или критерий
положительного права и морали, в устоявшемся языке нет названия, которое обозначало бы их без многозначности.
То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом
положительного права, является для последнего чем-то случайным и не касается его природы.
Сочинение это, заключающее в себе, кроме собственно энциклопедии права, ещё историю философии права и историю
положительного права, имело несомненно весьма значительное воспитательное значение для русского общества, предложив ему такую массу разнообразных сведений, какую не вмещала вся предшествовавшая русская юридическая литература, вместе взятая.
Несовершенство человеческого знания и обусловливает разнообразие и изменчивость существующих систем
положительного права.
Она покоится на предположении, что выяснение вечных оснований
положительного права может быть дано не эмпирическим знанием, а только знанием сверхчувственным, получаемым познающим умом непосредственно, помимо чувственного опыта.
Согласно его учению, «с одной стороны, естественное право является как бы частью всего права, с другой – стоит где-то над ним и выступает только по временам как бы в помощь
положительному праву».
И в самом деле, хотя желательно, чтоб всякое законное решение исполнялось безусловно даже рискуя причинить неправду, но всё-таки этот принцип представляется искусственным учреждением
положительного права и не должен быть выводим из naturalis ratio.
Впрочем, это не единственная попытка если и не противопоставить
положительному праву государства «естественное право» как некую совокупность этических идеалов, то, по крайней мере, попытаться определить ту идеальную цель, к которой должен стремиться законодатель.
Юридические нормы поведения, которые личность признает для себя обязательными потому, что их исполнения требует общественное правосознание(в виде законов, обычаев и т. п.), составляют
положительное право.
Сверх догматики определённого
положительного права (на почве коей только и мыслима казуистика в виде решения казусов и т. п.) юридические факультеты должны доставлять образование и в сфере теории и политики права (законодательной политики), истории права, экономических наук и обществоведения и государствоведения вообще.
Существующее
положительное право объявлялось нарушением естественного права, и тогда соблюдался принцип, что закон обратной силы не имеет, так как естественное право предполагалось действующим вечно, но нарушенным введением определённых законов, противоречащих естественному праву.
Идея
положительного права представлена в ней доктриной государственного абсолютизма, которая является её логическим развитием; а идея естественного права представлена в ней доктриной народного суверенитета.
В самом деле, там не может быть истинной свободы, где «
положительное право распределено неравномерно», точно так же и там, где принимают в расчёт выгоду, а не право.
Все внеэквивалентные охранительные правоотношения могут иметь активную, пассивную или смешанную множественность лиц, выступая при этом долевыми, солидарными или субсидиарными обязательствами, что в каждом конкретном случае определяется постановлениями
положительного права или условиями договора.
Едва ли в какой-либо другой сфере
положительного права возможен такой простор для разногласий по самым, по-видимому, главным вопросам управления, как в области церковного права.
Они ставят себе иную задачу: понять
положительное право в его исторических формах, выяснить его основы.
Если философия права и сохраняет ещё иногда, по старой памяти, название «естественного права», она уже не даёт систему велений пресловутого естественного права, а философски объясняет
положительное право.
Он предлагает заменить естественное право общей теорией права, которая бы содержала изложение общих юридических истин, получаемых путём анализа
положительного права.
Macedoniani, rei judicatae и т. д. не парализуется репликою потому, что она основана на предписаниях
положительного права, цель которых и состоит именно в том, чтобы иск непременно был парализован эксцепциею.
Сюда относится, во-первых, воззрение, приписывавшее всякой обязанности, возникающей из права естественного, полную силу и в области гражданского права, если только эта обязанность прямо не противоречила
положительному праву или не ослаблялась им в своей действительности.
Оно даёт схему гражданского права, в которую может быть вложено
положительное право каждого народа.
Хотя понятие «плагиат» не используется гражданским
положительным правом, мы попробуем выявить сущность плагиата в авторско-правовом смысле, выделить его гражданско-правовые признаки и дать определение этому понятию.
Идеал права, к которому должно приближаться
положительное право, или это действительное право, существующее наряду с положительным?
Территориальная организация местного самоуправления относится к разряду правовых явлений, выступающих в форме
положительного права, а также урегулированных правовыми нормами общественных отношений.
Таким образом, с точки зрения того, что называется
положительным правом (совокупность опубликованных и неотмененных законов), даже главные преступники не были подсудны суду победителей: они могли считаться только военнопленными.
Сторонники
положительного права по прежнему стремятся к государственному абсолютизму, который сосредотачивает все рычаги законотворчества и управлению в руках правительства, а сторонники естественного права – к народному суверенитету, который сосредотачивает законотворчество и управление в руках самого народа.
Придание
положительному праву всё более самостоятельного и безальтернативного значения единственного инструмента обеспечения и свободы, что основывается на параллельном процессе распространения и полного господства идеи народоправства и правового государства (3‑я стадия).
Вместе с нормативизмом, который представляет из себя отрицание
положительного права, как писаного, так и неписаного, с заменой положительных юридических принципов, судебный процесс неминуемо превращается в сутяжничество, в торговое соревнование, где побеждает тот, кто перевесит барышей.
Признавая
положительное право, отмечу, что эта методология не позволяет рассматривать юридическую сущность в универсальности и целостности государственного порядка.
Но положительная мораль (как она понимается во всей своей протяжённости) едва ли приобрела какое-либо особое название; тем не менее один её важный раздел стал предметом науки и называется современными авторами
положительным правом народов.
Мы узнаем эти законы тоже безусловно такими, каковы они суть; так знает их более или менее обыватель, и юрист, изучающий
положительное право, не меньше последнего останавливается на том, что дано.
Как обыкновенно бывает во всём и всегда, где нет
положительного права, кто переспорит другого или как говорит пословица: “Кто раньше встал, палку взял, тот и капрал”.
Систематизация же представляет собой лишь основанное на определённом(ых) классификационном(ых) критерии(ях) упорядочение норм
положительного права.