Наша работа представляет собой попытку исследования механизмов и структуры нарушения
понимания речи при афазии.
Поэтому основным приёмом логопедической работы для развития
понимания речи является построение диалога в соответствующей коммуникативной ситуации.
Нарушение сложного многоуровневого процесса
понимания речи давно привлекает к себе внимание многих исследователей, занимающихся изучением афазии.
При этом
понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.
Упрощайте речевой материал при низком уровне и усложняйте при хорошем уровне
понимания речи.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гыгыкать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
У ребёнка, который немного понимал речь, читая с губ и слушая со слуховым аппаратом,
понимание речи развивается быстрее.
С детьми, у которых
понимание речи страдает, можно обыграть сюжет потешки с игрушками или картинками.
Дефекты
понимания речи при сенсорной афазии хорошо известны в афазиологии и описаны многими авторами.
Алалия, при которой в первую очередь нарушено
понимание речи и, как следствие, не развивается способность говорить, носит название сенсорная алалия.
Однако большинство исследователей рассматривают
понимание речи как частную самостоятельную проблему.
Важным для понимания природы афазии является предположение о нарушении перешифровки значений слов как решающем признаке распада
понимания речи при афазии.
Многие авторы до сих пор, вслед за первыми исследователями афазии, считают, что
понимание речи нарушается лишь при сенсорной афазии и не страдает при моторной.
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать
понимание речи и активизировать словарь.
И такое прочтение усиливает адекватность
понимания речи говорящего или реакции слушающего.
В итоге создаётся некая иллюзия взаимопонимания между автором и читателем, но о действительном
понимании речи быть не может.
Такой подход улучшает
понимание речи и закладывает фундамент для грамматического строя речи.
Поэтому в современном
понимании речь идёт о динамическом ресурсном подходе (dynamic resource-based view, DRBV), акцентирующем внимание на динамических способностях, в том числе базирующихся на сетевом взаимодействии (dynamic net-work-based capabilities) [Liu et al., 2009; Tunzelmann, 2010; Wall et al., 2010; Pfeffermann, 2011].
Степень
понимания речи ребёнком определяется прежде всего тем, в каком возрасте он потерял слух: до или после овладения речью.
Если мозговое поражение произошло в доречевом периоде (у детей первого года жизни), то мать уже в период лепета отмечает молчаливость ребёнка,
понимание речи начинает развиваться своевременно, а вот экспрессивная речь очень долго не развивается или ограничивается слогами и немногочисленными простыми словами.
Что касается другой группы афазий – динамической, эфферентной моторной и семантической – то здесь практически не нарушено звено звукоразличения, или сенсомоторный уровень организации
понимания речи, но нарушение выбора слов из семантического поля выражено отчётливо, ошибок по семантическому типу (вербальных парагнозий) в 10 раз больше ошибок по звуковому типу (литеральных парагнозий).
В зависимости от того, какие речевые центры были повреждены, различают две основные формы алалии: моторную (недоразвитие активной речи) и сенсорную (недоразвитие
понимания речи).
У больных с акустико-мнестической афазией расстройства
понимания речи связаны с нарушением слухо-речевой памяти [3].
Несмотря на все различия во взглядах этих трёх замечательных советских психологов и психологических направлений, которым они положили начало (в частности, в их взглядах на речь), их объединяет общее для советской психологии
понимание речи как органического звена в системе деятельности человека.
Поэтому звуковые помехи так усложняют
понимание речи: как правило, они затрагивают именно эти частоты.
Обнаружились характерные зависимости между мозговыми повреждениями и потерей
понимания речи, способностью строить речевые высказывания (так называемые сенсорная и моторная формы афазий), описаны сочетанные варианты поражений.
Но без общения с носителями языка трудно до конца усвоить
понимание речи в естественных ситуациях, которые пока невозможно адекватно отразить в виде учебного материала.
Такое
понимание речи неразрывно связано с его трактовкой вообще всякого знака.
В варианте для детей, кроме общего коэффициента интеллекта, определяется коэффициент
понимания речи, коэффициент перцептивного интеллекта, коэффициент рабочей памяти и скорость интеллектуальных процессов.
Распознавание и
понимание речи превращает голосовые данные в те или иные полезные действия, на которые указывают отдельные слова, когда они соединены в предложении.
Немного нейролингвистического программирования и в моё подсознание вшито
понимание речи.
К шести-восьми месяцам возникает
понимание речи взрослого.
В один миг он утратил способность
понимания речи: привычные слова лишились своих значений и воспринимались как раздражитель слуха.
Постепенно улучшалось
понимание речи.
Для этого периода является характерным развитие ползания, умения садиться и сидеть, вставать, стоять и переступать, держась за опору, развитие подражания и первых предметных действий, лепета и подготовительных этапов
понимания речи.
Но вначале возникает
понимание речи, а уже затем её воспроизведение.
На сегодняшний день у сына полное
понимание речи, он понимает других и себя, у него есть речь, фразы, предложения, у него много друзей.
У ребёнка с моторной алалией при хорошем слухе и достаточном
понимании речи, при отсутствии параличей и грубых парезов артикуляционной мускулатуры не развивается самостоятельная речь, долгое время она остаётся на уровне отдельных звуков, слов.
Выяснилось, что испытуемый демонстрировал хорошее
понимание речи, если мог ответить не словами – например, найти предмет, соответствующий произнесённому слову.
Для развития
понимания речи предложите ребёнку отыскать среди нескольких предметов какой-то один.
Развитие
понимания речи проходит несколько этапов.
Для развития
понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, знакомить с названиями различных предметов, действий, природных явлений и пр.
Хорошо развитое подражание и достаточный уровень
понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса.
Такое широкое
понимание речи (лингвистический код, языковая система, форма и средство общения, психический и психофизиологический процесс, деятельность и поведение, а также особое свойство личности)и помещение её в обширный контекст указанных выше психологических явлений отличает наш подход при рассмотрении устройства речи от уже имеющихся.
Это свободное
понимание речи, в том числе телевизионных передач и иностранных фильмов.
Обязательным условием
понимания речи, точности выражения мысли и выполнения коммуникативной функции является сформированность фонетических навыков, значение которых нельзя недооценивать.
То есть можно предположить, что при этом и других вариантах эволютивного аутизма
понимание речи страдает меньше, чем при искажении с ранним регрессом.
При этом
понимание речи по-своему развивается, ребёнок уже понимает более сложные конструкции, но, как правило, всё-таки ситуативно обусловленные.
Что касается
понимания речи, такой ребёнок, хоть и ограниченно для своего возраста, но понимает простую бытовую контекстную речь, в спокойных и привычных для себя условиях может выполнить просьбу матери: «положи», «покажи», «дай» и т. п.
Речь малыша развивается намного раньше года, точнее, появляется не само умение говорить, а
понимание речи малышом.
Понимание речи состоит из трёх базовых процессов: восприятие, распознание, собственно понимание смысла.