Применив гегелевский метод и концепцию познающего субъекта для преодоления основной формалистической парадигмы марбургской школы, он по-новому поставил
проблему методологии познания.
Структура монографии такова, что читатели, интересующиеся главным образом
проблемами методологии современного социогуманитарного познания и психологии человеческого бытия, могут ограничиться прочтением первых двух глав.
Отсутствие понимания методологических основ, а также отсутствие интереса к
проблемам методологии объясняют ту лёгкость, почти доверчивость, с которой претензии позитивистов на всеохватность принимаются на веру.
Показано, что такой подход может разрешить накопившиеся
проблемы методологии стоимостной оценки и дать ответ на многие нерешённые вопросы в практике оценки.
Всё это подтверждает важность и актуальность дальнейшего анализа методологических проблем истории психологии и определяет задачи настоящей работы, состоящие в целостном освещении основных
проблем методологии истории психологии: её объекта и предмета, методов историко‐психологического исследования, историографии и источникового базиса.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: упелёнываться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Разработка
проблем методологии историко‐психологического исследования – условие обеспечения достоверности и объективности получаемых знаний, предпосылка успешной реализации основной функции истории психологии – исследования и сохранения всего позитивного и ценного, что накоплено в ходе исторического развития психологического познания.
Обращение к категории неопределённости выступает в роли мостика, проложенного между проблематикой картины мира на стадиях неклассической и постнеклассической науки и основными
проблемами методологии психологии: онтологической и феноменологической данности психического, субъективного и объективного в психологическом познании, объективности неопределённости и субъективности детерминизма, соотнесения категорий деятельности и творчества, соотношения чувства и разума в преодолении человеком неопределённости.
Однако следует отметить, что освещение
проблем методологии истории психологии остаётся далеко не полным; многие аспекты её остаются неразработанными.
Ответ на этот вопрос требует решения ряда фундаментальных
проблем методологии и философии науки.
Если за предшествующие две тысячи лет о понятии «история» было написано несколько десятков абзацев, то теперь за одно столетие – несколько десятков трактатов, специально посвящённых
проблемам методологии истории.
Работа посвящается вопросам генезиса, развития и особенностей мазхабов, как религиозно-правовых школ в исламе в свете анализа
проблем методологии.
Конечно же, это одна из самых важных
проблем методологии единоборств: что есть частное, а что общее и с какой стороны, общей или частной, подойти к решению той или иной задачи.
Поэтому помимо исторических аспектов мы сочли необходимым уделить внимание
проблемам методологии.
Исследование
проблем методологии науки, междисциплинарных и трансдисциплинарных её отношений в последнее время здесь всё больше вытесняется культурно-цивилизационным и коммуникационно-эпистемологическим анализом становления информационного общества и поиском путей гармонии и синтеза между философской эпистемологией, онтологией, аксиологией и праксиологией.
Действительно, основная
проблема методологии исторического познания связана с самим объектом исследования: внутренний мир человека ненаблюдаем и подвижен; внешнее поведение индивида и групп не охватывает сущностных свойств человека; эксперимент и непосредственное наблюдение возможны лишь в ограниченной степени.
Подводя итог сказанному о методах административного права, отметим, что
проблема методологии является достаточно дискуссионной в правовой науке, а применительно к административному праву, обладающему уникальным по объёму и сложности предметом правового регулирования, – дискуссионной вдвойне.
Достаточно редко, но публикуются и материалы конкретных исследований, и работы, посвящённые теориям среднего уровня, и обсуждение
проблем методологии современной политической социологии, хотя последнее направление выглядит явно скромнее.
Три блока проблем находится в центре внимания авторов книги: общие
проблемы методологии изучения исторического процесса, философские проблемы российского государства, его истории и, в первую очередь, современного состояния, идеологические проблемы российского общества и современного мира в целом.
Другое дело, что остро дискуссионными остаются
проблемы методологии социального проектирования – цели, способы, средства, мотивы и др.
Важнейшей
проблемой методологии правовой политики является необходимость обеспечить эффективность политико-правовых исследований.
Кант, решая
проблему методологии познания, пишет: «Ведь разум всегда при нас, тогда как законы природы должны быть обыкновенно с трудом отыскиваемы» [104, с. 24].
Каждый раздел сопровождается контрольными вопросами, призванными привлечь внимание к наиболее значимым и дискуссионным
проблемам методологии коммуникативных исследований.
Сфера научных интересов:
проблемы методологии права, социология права, юридическая конфликтология.
Проблемы методологии е учебных курсах являются главными для осмысленного восприятия, а не зазубривания положений экономической теории.
Но главным его трудом в этой области является статья «Психология и поэтическое творчество», в которой он решает кардинальные
проблемы методологии психоанализа применительно к литературоведению.
Он психологически очень верно и глубоко анализирует многие
проблемы методологии актёрского творчества.
Причина недооценки методологической роли сравнительно-правовой науки, по мнению самих исследователей, кроется в расхожем в западной правовой науке мнении о том, что «методология имеет второстепенное значение», а «отказ от обсуждения
проблем методологии возводится в принцип».
Сохранён подход, при котором в историко-методологическом анализе приоритет отдаётся вопросам истории, а уже затем рассматриваются
проблемы методологии.
Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.
Разрешать надвинувшуюся вплотную
проблему методологии преподавания, анализа и синтеза основ кинематографии, её социального значения, её путей и агитационных возможностей пришлось очень небольшому коллективу 1-й Государственной мастерской кинопостановщиков <…>.
Решение
проблемы методологии рационального проектирования, а именно выявление принципов и обоснование методов инженерных (технических) решений, связано с арсеналом понятий и результатов науки об эффективности действий на основе всестороннего анализа потребительских и полезных эффектов – праксеологии, важным разделом которой является праксиометрия, включающая методы количественной оценки результатов действия [4].
Постановка
проблемы методологии исторического знания предполагает выведение обсуждения прежде всего на междисциплинарный, а более того – метадисциплинарный уровень, на анализ нашего современного видения общекультурной ситуации в науке и высшем гуманитарном образовании, на обсуждение теоретических универсалий.
Однако следует отметить, что освещение
проблем методологии истории психологии всё ещё является фрагментарным и не имеет целостного характера; многие её аспекты остаются неразработанными.
XIX в. – XXI в. – фундаментальная разработка
проблем методологии науки, социального преобразования, диалектики, классификации наук; философия всеединства.
Проблемы методологии являются актуальными для любой науки, особенно в периоды перемен, когда усложняются задачи, которые приходиться решать социологам.
Не одно поколение практикующих историков всё ещё продолжает чуть ли не гордиться тем, что
проблемы методологии истории не входят в сферу их интересов.
Своеобразные интерпретации этой общей познавательной ситуации гуманитарного знания представлены в современных трудах по
проблемам методологии исторического исследования.