Долгое время ведущей считалась договорная теория
происхождения государства и права.
В них выражаются сомнения в религиозных догмах освящающих власть монархов, осуждается социальное неравенство и злоупотребление властью чиновников, высказываются идеи договорного
происхождения государства.
Теологическая теория объясняла
происхождение государства и права божественной волей.
Так, выясняя причины
происхождения государства и права и исследуя их поступательное развитие, теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки.
Однозначной трактовки вопросов
происхождения государства в современной теории государства и права не существует.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: аурикулодиагностика — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Большое значение для научного объяснения
происхождения государства у восточных славян сыграла норманнская теория.
Однако узкий взгляд, который приписывает
происхождение государства исключительно управлению водой, не имеет эмпирических обоснований.
Впрочем, сколь ни грязно
происхождение государств, в иных из них справедливость вышла из лона беззаконий и свобода родилась из угнетения.
Теологические теории
происхождения государства зародились в глубокой древности.
Однако материалистическое мировоззрение нанесло смертельный удар теологии, что позволило буржуазным идеологам против теории божественного
происхождения государства и власти выдвинуть теорию «естественного права», «естественные» законы природы, являющиеся основой государственного устройства.
Договорная теория
происхождения государства имела глубокое демократическое содержание, в том числе и в том, что она обосновывала естественное право народа на свержение той власти, которая не выполняет условия общественного договора.
Рассмотрим в этом свете одну из достойных попыток согласовать
происхождение государства путём насилия (о чём свидетельствует история) с рациональным волеизъявлением подданного, которое лежит в основе онтологий аналитического типа, таких как общественный договор.
Вопрос о
происхождении государства чрезвычайно важен.
Своим
происхождением государства обязаны насилию; почти всегда их основатель – какой-либо удачливый разбойник, и почти повсюду законы, в основе своей, были не чем иным, как полицейскими правилами, обеспечивающими каждому спокойное пользование награбленным.
Эти наблюдения, прежде всего, нашли отражение в теологических концепциях
происхождения государства, разработанных религиозными деятелями.
Наиболее популярным учением о
происхождении государства является марксистская, согласно которой государство возникает с возникновением частной собственности.
Аристотелю принадлежит идея естественного
происхождения государства, обоснование смешанной формы правления – политии.
Поэтому проблема
происхождения государства и этнической принадлежности его господствующего класса в свете таких установок напрямую связывается с вопросом об исторической судьбе этого государства и этносов, его составляющих.
Понимание
происхождения государства зависит от ряда факторов, среди которых следующие.
Революция породила социальный миф – т. е. не подлинную, а изобретённую историю
происхождения государства, основанную не на знании, но на вере.
Теории о
происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания.
Перед нами иллюстрация к знаменитой теории, объясняющей
происхождение государства, – к теории общественного договора.
Причины
происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др., их магической силе, особой психической энергии.
В рамках первого направления теории налогов носили преимущественно индивидуалистический характер, связанный с договорной формой
происхождения государства.
Ортега-и-Гассет в статье «Спортивное
происхождение государства» [Ortega, 1988] обосновывает положение о том, что первые социальные организации и государства возникли на основе созидательного потенциала игры.
Стоит отметить, что изучение процесса
происхождения государства и права имеет огромную значимость для правоведения.
Теория насилия ставила в основу
происхождения государства военно-политический фактор, под которым подразумевалось насилие и порабощение одних племён другими.
Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют
происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.
Так, согласно договорной теории
происхождения государства государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, что было время, когда не было государства и права и, с целью избежать «войны всех против всех», взаимного уничтожения, люди объединились и заключили между собой общественный договор о передаче части своих прав, присущих им от рождения, государству, как уполномоченному ими органу, представляющему их общие интересы, призванному обеспечивать их взаимные права и обязанности.
Создание той или иной теории
происхождения государства возможно лишь в условиях развития теоретических представлений, способностей мыслителя или сообщества обобщать, классифицировать факты истории, выделять причинно-следственные связи.
Договор как письменный документ человечеству неизвестен, однако сама идея разграничения прав государства и граждан, равенство сторон в договоре являются безусловно важными для осмысления последующих за формулированием договорной теории
происхождения государства исторических событий, процессов, создания конституций, отражающих естественные права и право народа как источника власти в государстве.
Предложил новые теоретические конструкции, касающиеся
происхождения государства и права, ранних форм права и государства, исторической эволюции отдельных правовых институтов.
К наиболее фундаментальным моментам русской истории, определившим характер и направленность «русского духа», создавшего русскую землю в бесконечном её объёме, бесспорно, относятся: православие, общинность и незавоевательное
происхождение государства и государственной власти.
Это не верно и не должно рассматривается в научных кругах как какой-либо факт, подтверждающий
происхождение государства.
Во-вторых, на взгляды учёных по вопросу о
происхождении государства сильное влияние оказывают уровень развития философии, социальных и правовых наук.
В-третьих, на позиции авторов теории
происхождения государства сказываются их мировоззренческие, философские и идеологические позиции.
Но эта теория не может объяснить
происхождение государства у разных народов.
В I-м в. до н. э. развиваются прогрессивные идеи – договорного
происхождения государства.
Недостатком психологической теории
происхождения государства в литературе считается недооценка других факторов возникновения государства.
Можно выделить три основных теории
происхождения государства: кризисную, дуалистическую и специализации.
Понимание государства как естественности организации человеческого бытия в этом отношении наиболее достоверно угадала теологическая концепция
происхождения государства, хотя во многом по опять же содержанию, она была не принята ни современниками её создававшими, ни последующими поколениями.
Прежде всего правильна сама постановка вопроса, согласно которой центральным пунктом проблемы о
происхождении государства является вопрос: какие новые потребности догосударственногообщения создали необходимостьв государстве?
Его заслуга состоит в том, что он впервые показал естественное
происхождение государства, политических институтов и отношений иных сфер общественной жизни.
Очевидно прежде всего, что невозможно объяснить
происхождение государства, учреждения публично-правового,возникающего на почве регулирования определённых публичных интересов, из учреждения частно-правового,каким является личная земельная собственность.
Академическая школа досконально освещает вопрос
происхождения государства, эволюции взглядов на государство, сущности государства согласно формально- юридическому подходу и его негативному зеркальному собрату – социологическому подходу.
В истории правовых и политических учений отсутствует единое понимание
происхождения государства.
Отступления от этого делаются только в некоторых чисто социологических или гносеологических вопросах: таково, например, социологическое, марксистское объяснение
происхождения государства или гносеологическая проблема определения места правоведения среди других наук, – в первых главах, которые по существу являются введением в основной материал книги.
Причины
происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др.
Особенно широко стала представлена данная теория на стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период, когда
происхождение государства стали связывать с теорией «двух мечей»: основатели церкви имели два меча.