Представление о ведущем значении речи в становлении высших
психических функций человека, его высших форм поведения является фундаментальным положением школы культурно-исторической психологии.
Качественная диагностика развития, следовательно, не может ограничиваться количественным измерением уровня развития
психических функций, опирающимся на использование тестов.
Седьмая неделя характеризуется закладкой одной из основных структур мозга – коры больших полушарий, именно ей предстоит в дальнейшем сложная задача обеспечения высших
психических функций человека.
Наблюдается патологически ускоренное асинхронное развитие отдельных
психических функций.
По большей части мне приходится добывать примеры нарушения
психических функций в обыденной жизни путём наблюдения за самим собой.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: неюрист — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Существенным моментом здесь является взаимодействие различных
психических функций и свойств личности.
Столь тяжёлые нарушения в аффективной сфере влекут за собой изменения в направлении развития высших
психических функций ребёнка.
Известно, что в развитии ребёнка существуют сензитивные периоды, т. е. периоды наиболее благоприятного, лёгкого и быстрого развития определённых
психических функций.
Закономерностью формирования высших
психических функций является то, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний процесс.
Прямым следствием дефекта является недоразвитие низших
психических функций.
Обследование должно проводиться индивидуально, занимать определённое время, включать задания разного уровня сложности, направленные на исследование основных
психических функций.
Сходные явления наблюдаются и при восстановлении более сложных
психических функций.
Профессиональное развитие – это изменения
психических функций и свойств человека, которые возникают при взаимодействии с профессией, в процессе профессионального обучения и профессиональной деятельности.
Особенно интенсивно эта работа развернулась в связи с необходимостью обеспечения процесса восстановления нарушенных
психических функций у раненых.
Они помогают локализовать недоразвитие конкретной
психической функции, наиболее удобны для педагогов-психологов, не имеющих условий для проведения групповых коррекционно-развивающих занятий.
Современная психология, в том числе отечественная, достигла больших успехов в исследовании самых разных
психических функций, и только перед одной из них она была и остаётся бессильной.
Наиболее простым и наглядным примером высших
психических функций может служить завязывание узелков на память.
Основная масса исследований на эту тему в последние годы посвящена изучению
психических функций как элементов когнитивного дефицита.
Мания является, таким образом, термином, равнозначащим общему расстройству
психических функций с распространённым бредом, в то время как меланхолия есть частичное заболевание, частичный бред.
Речь как высшая
психическая функция формируется под воздействием потребности ребёнка в общении.
Надеемся, что наша беседа углубит и расширит представления о мозговой организации
психических функций и их нарушениях при различной мозговой патологии, почерпнутые из курса нейропсихологии.
Высшие сугубо человеческие
психические функции возникают путём окультуривания натуральных функций.
Учитывая эту схему и используя её при возрастно-психологической диагностике и психокоррекции развития конкретного ребёнка, с одной стороны, необходимо помнить о такой закономерности психического развития, как гетерохронность, т. е. о свойстве различных
психических функций развиваться в различных возрастах по-разному, не одновременно.
Что касается термина «симптом», то в нейропсихологии симптомом считается конкретное нарушение определённого звена
психической функции, за которым стоит поломка того или иного нейропсихологического фактора.
Эти установки можно применить как к психике человека в целом (такой-то человек интроверт или экстраверт), так и к конкретным функциям: каждая из четырёх
психических функций (логика, этика, сенсорика, интуиция) может быть ориентирована вовне и внутрь, т. е. может быть как экстравертной, так и интровертной.
Объектом изучения стали элементарные
психические функции: ощущение, восприятие, время реакции и пр.
Таким образом, становится очевидным, что для понимания особенностей
психических функций ребёнка с аутистическим синдромом необходимо изучить особенности более «примитивных» способов функционирования психики в пре- и постнатальных периодах развития ребёнка.
В-третьих, применение этого метода в групповых занятиях с больными, страдающими афазией, ещё раз подтверждает теоретическое положение о необходимости системного воздействия при восстановлении
психических функций и, в частности, эффективности специальной работы, направленной на упрочение зрительных образов и представлений больных при всех формах афазии.
Его основное свойство заключено в единстве
психических функций, которые формируются в определённой природо-географической и производственной среде и необходимы для человека в определённых условиях жизни, при оформлении материальной и организационной структур общества.
Возбуждённое миндалевидное тело начинает подавлять высшие
психические функции мозга, необходимые для рационального мышления и регулирования эмоций, и активирует механизм стресса через связь с гипоталамусом.
Возникают явления изоляции, патологической акселерации, регресса ряда
психических функций.
Можно также определить идентичность как важную
психическую функцию, являющуюся необходимым условием существования личности.
Необычайно развитой
психической функцией психического аппарата.
Знание о строении тонкого тела, о самосовершенствовании и развитии разума стоит выше потому, что объясняет природу психики человека и главенствующую роль разума в структуре
психических функций.
Труп, с которым он экспериментировал, оказался недостаточно свежим для восстановления нормальных
психических функций.
Он обнаружил признаки разных структурных особенностей работы
психических функций, варианты и компенсации, замещения, доминирования у разных профессионалов и их динамику в течение рабочего дня.
Подобный недостаток, однако, существенно влияет на душевное развитие, на жизненный стиль ребёнка, ибо с чувством общности тесно связаны важнейшие
психические функции.
Поскольку субъект изначально активен, то высшие
психические функции представляют собой активный хронотоп, то есть их активность хронотопична.
Повреждение это отзывается на мозговой жизни человека глубже, чем на всём его организме, потому что
психические функции имеют слишком общие органы, для того чтобы они могли быть затронуты каждый в отдельности.
Что может привести к возрастной незрелости и недостаточной сформированности
психических функций?
Концепция системной динамической локализации
психических функций стимулирует поиск в плане исследования межполушарного взаимодействия как динамического процесса регуляции сложной жизнедеятельности человека, где каждое из полушарий вносит свой определённый вклад в обеспечение любого психического процесса.
Эта возможность вытекает из того, что знак, т. е. внешнее, социальное средство, находящееся, (подобно орудию труда) вне организма и потому «отделённое» от личности, как бы извне формирует сознание: функции сперва складываются в коллективе в виде отношений между людьми, «затем становятся
психическими функциями личности» (см. выше).
Не ясно даже является ли мозг тем органом, который целиком и полностью определяет факт существования сознания или же он есть лишь элемент более обширной системы, которая и обеспечивает
психические функции во всём их объёме.
Сознательное– это та часть
психических функций, благодаря которым личность осознаёт себя и окружающий мир в любой момент.
При этом учёный деятельностную детерминацию психики и самой практической деятельности связывает в структурном и генетическом планах с трудовой деятельностью, признаками которой выступают целесообразность (целеполагание), опосредствованность (орудия и средства), что предполагает возможность аналога этому в структуре и генезисе
психических функций.
Патопсихология как раздел клинической психологии возникла на базе психологии и психиатрии и изучает закономерности нарушений когнитивных
психических функций и эмоционально-личностной сферы при психических и психосоматических расстройствах.
Правое и левое полушария принимают различное и неодинаковое участие в осуществлении
психических функций.
Процесс количественных изменений в ходе совершенствования
психических функций или увеличение размеров функциональных возможностей отдельных составляющих или систем в целом.
Обозначив четыре базовые
психические функции (ощущение, мышление, чувство и интуицию), Юнг сформулировал ещё одну важную закономерность.
Это не значит, что все свойства
психических функций относится к памяти.