Одна из задач – познакомить читателя с хрестоматийными текстами в области
психологии развития для понимания современных проблем как научной, академической, так и практической психологии.
В частности, исследователь отмечает неадекватность психоаналитической теории для анализа общей
психологии развития человека.
Современной
психологии развития известно, что в любом возрасте мнение о своих возможностях оказывает значительное влияние на качество жизни субъекта жизненного пути.
Во втором разделеобсуждаются базовые проблемы
психологии развития в её системной интерпретации.
С точки зрения
психологии развития игра – это деятельность человека в условных ситуациях, которые моделируют реальные.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пессарий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тем самым в практической психологии личности могут быть преодолены внутридисциплинарные и междисциплинарные барьеры, затрудняющие построение
психологии развития личности.
Качественные аспекты остаются незамеченными при одновременном предпочтении статистических процедур, которые характерны для текущего этапа
психологии развития.
Об их психическом, умственном, эмоциональном развитии мне многое было известно, всё-таки я профессионально занимаюсь
психологией развития человека.
В течение многих лет
психология развития отмечала, что дети могут сами уладить свои разногласия.
Так же точно и в
психологии развитие детской речи изучалось с точки зрения разложения её на развитие звуковой, фонетической стороны речи и её смысловой стороны.
Любое издание по
психологии развития содержит представления о старости.
Сложно дать однозначный прогноз, но, исходя из общих соображений
психологии развития детей, можно сказать: к 4–4,5 годам море детских эмоций должно значительно уменьшиться.
Например, И. Вольвилл [Wohlwill, 1977] подверг критике типичные практики исследований в рамках
психологии развития 70-х годов из-за невозможности экспериментальной манипуляции с переменной возраста.
Знание феноменологии и закономерностей возрастных изменений психики ребёнка, составляющих предмет
психологии развития, даёт специальной психологии, во-первых, методы изучения возрастной динамики аномального ребёнка, во-вторых, представление о нормах развития ребёнка на каждом этапе его жизни, выступающее «отправной точкой», эталоном при выявлении особенностей развития аномального ребёнка, в-третьих, характеристику механизмов онтогенетического развития психики (или отдельных психических функций, личности) ребёнка, определяющих принципы построения психокоррекционных программ.
Старость неизменно попадает в орбиту исследований
психологии развития в контексте описания целостного жизненного пути личности (от рождения до старости включительно).
Таким образом, предмет возрастной психологии,
психологии развития может быть конкретизирован применительно к определённому времени жизни человека как состояние разных качеств его психической реальности, доступных для изучения.
Тем не менее основная часть представителей
психологии развития ограничивается использованием полуструктурированных интервью, и в анализе данных преобладает стремление организовать исследовательский процесс таким образом, чтобы завершить его количественным исследованием.
Во-вторых, знания
психологии развития и возрастной психологии, в рамках которых рассматривается постепенное, при этом неравномерное, гетерохронное развитие психических процессов, отношений ребёнка с другими людьми и самим собой; предполагается наличие возрастных задач и возрастных кризисов, которые ребёнок или подросток должен решить и пройти, и тем самым перейти к следующему этапу взросления.
Автобиографические описания (из дневников и интервью) и наблюдения детей и подростков, характерные для ранней
психологии развития, потеряли «репутацию, потому что они больше не соответствуют изменившейся идее приемлемых данных» [Hoppegraff, 1998, p. 262].
Обозначая некоторые перспективы и возможности качественной
психологии развития, можно сказать, что, несмотря на локальность исследовательских очагов, принципиально важным представляется объединение различных качественных подходов к исследованию и психологической концепции индивидуального развития как процесса трансформации.
Цель
психологии развития – изучить закономерности изменений, происходящих в психической организации человека, цель же саморазвития – стать субъектом своего развития, произвольно и осознанно развиваясь в выбранном направлении (см.: Феномен и категория зрелости в психологии, 2007).
Однако всё больше работ в
психологии развития направлено на обоснование и переход к универсальным моделям, цель которых – отойти от конкретных категорий и феноменов психического развития и перейти к общим моделям, что требует как системно-эволюционного анализа, так и перехода к более интегративным конструктам, полипарадигмальности.
С точки зрения гуманистической
психологии развитие взрослого человека – исследование возможностей, предоставляемых каждой ситуацией, и постоянное осуществление свободного и ответственного выбора, который отражает его истинные ценности.
В истории
психологии развития есть некие культурные вехи, повлиявшие на определение периода детства в последние столетия и повлёкшие переход от «взросло-центричной» модели к «детскоцентричной», что характерно для нашего общества.
Психологическое изучение моральной оценки изначально складывалось как направление
психологии развития, описывающее стадии формирования тех аспектов мышления, которые необходимы для понимания моральных норм и рассуждений о них (Kohlberg, 1969; Piaget, 1965/1932).
Все эти логики как воздействие с обратной связью входят в переживание, структурирующее самосознание через инсайты – моменты качественного преобразования самообоснования, которые в
психологии развития описывает как качественные скачки, очевидные для наблюдателя.
Первоначально мы хотели, решая проблемы внутренней структуры издания, выделить разделы, посвящённые вопросам
психологии развития, с одной стороны, и педагогической психологии, с другой.
Впрочем, в отличие от
психологии развития интеллекта, в психологии мышления не возникло необъяснимого явления, подобного декаляжу.
Я заложил определённый базис подхода
психологии развития на основе привязанности, а она проявила свои выдающиеся творческие способности в совершенствовании материала, развив его и открыв передо мной новые перспективы.
Мы стали преподавать на курсах
психологию развития в контексте отношений на педагогическом факультете местного университета.
Таким образом, иерархия в контексте
психологии развития обозначает следующее: кто принимает на себя ответственность и тем самым берёт на себя роль альфы?
Изыскивая, с одной стороны, первоначальные практические способы для согласного с
психологией развития человеческих сил и способностей начиная с колыбели, а с другой стороны, принуждённый в то же самое время обучать детей, которые до тех пор развивались и воспитывались совершенно не в духе этих взглядов и этих средств, я, естественно, впадал в своей практике во многие противоречия с самим собою: я прибегал и должен был прибегать к таким мерам, которые, казалось, вполне противоречили моим взглядам и в особенности психологической последовательности в приобретении реальных и формальных познаний, на основании которой должны были развиваться детские понятия.
Составляющие части этой картины взяты из разных источников: из теории
психологии развития, из научных исследований, в том числе в области нейропсихологии, из профессиональной практики клинического психолога, а также из бесчисленных наблюдений за годы воспитания пятерых детей и пятерых внуков.
Недавние открытия науки, особенно в сферах
психологии развития и исторического критицизма, а также в сфере мистического опыта, позволили ему соединить воедино современную науку, мудрость мировых религий и интегральное изложение условий человеческой жизни со всем их потенциалом.
Эта программа является в высшей степени инновационной и сочетает в себе мои знания, собранные за многие годы работы со взрослыми, которые в детстве подвергались эмоциональному насилию или пренебрежению, и концепции
психологии развития, объектных отношений, психологии самости, терапии тела, когнитивно-поведенческой терапии и арт-терапии.
Современная
психология развития имеет глубокие исторические корни.
За последние двадцать лет различные области
психологии развития уделяли внимание межсиблинговым отношениям (напр.: Boer, Dunn, 1992), демонстрируя богатство автономного взаимодействия между ними.
Гендерная социализация – направление гендерной психологии, сформировавшееся на основе
психологии развития.
Социальная
психология развития,как и эволюционная социальная психология, возникла в 60-е гг. XX в.
Основная задача
психологии развития состоит в исследовании целостного психического развития на протяжении всей жизни человека.
Важнейшее понятие
психологии развития – возраст.
Дата её публикации стала фактически датой возникновения
психологии развития как самостоятельной науки[Баттерворт, Харрис, 2000].
Легко понять, каким образом пища, самое важное благо для всякого живого существа, могла с точки зрения
психологии развития стать решающим фактором при формировании зависти и избегающего зависти поведения.
Другая точка зрения на соотношение этих отраслей психологической науки состоит в том, что возрастная психология, изучающая закономерности развития человека в онтогенезе, понимается как часть
психологии развития, которая шире, так как охватывает кроме онтогенеза также и филогенез, антропогенез, эмбриогенез и функционалгенез.
Предложенная вниманию читателя книга – осмысление и подведение итогов предыдущих исследований, и на основе этого, определение
психологии развития как науки культурно-исторической.
Соответственно наибольший интерес у нас вызывает ответвление
психологии развития как объединяющей эти аспекты субдисциплины.
Тем не менее ряд исследователей высказывают сожаление, что
психология развития продолжает упускать своё предназначение в познании процессов преобразования субъекта.
Другим важным моментом создания современной модели анализа, разработки методологической платформы
психологии развития и её разделов является следование новой парадигмальности современной науки.
Сегодня, когда я пишу эту главу, в списке психологических специальностей вместо возрастной психологии часто значится
психология развития.