И если ещё век назад внимание могли изучать в рамках
психологии сознания, то теперь его понимают либо физиологически, либо вообще избегают…
Но это уж слишком явно заводит нас в осуждённую естествознанием
психологию сознания, а от неё всего один шаг до души.
И
психология сознания должна рассматриваться как среда, в которой душа являет себя.
Она называлась
психологией сознания, что вовсе не означает, что речь действительно велась о сознании, как его понимаю, к примеру, я.
Называлась она по-русски
психологией сознания, но это лишь неточный перевод того, что современные американцы переводят словом mind, то есть наука об уме.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: расчисленный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Имеется в виду ограниченность исследований узким кругом явлений (содержание и состояние сознания), неоправданная сложность идеи разложения психики на простейшие элементы, ограниченность единственно возможного с точки зрения
психологии сознания, метода интроспекции (рассуждение ограничено несколькими короткими предложениями, предмет психологии – фактом сознания, и т. п.).
Психология сознания исходила из субъективного метода.
Наиболее последовательно она реализовывалась эмпирической
психологией сознания и классическим бихевиоризмом, которые постулировали существование исходных элементов (ощущений, реакций), объединяемых внешними связями (ассоциациями), а также обусловленность психики и поведения жёсткими каузальными зависимостями.
Сложившееся положение высокой ангажированности и незначительной востребованности сознания в теоретических и прикладных работах нельзя признать случайным для существующей системы психологических знаний и практики, тем более что в целом ряде новых направлений отечественной
психологии сознание «работает» не только как базовая категория, но и как отчётливо операционализируемое понятие.
На смену психологии души пришла
психология сознания.
Необходимо менять свой взгляд на собственное тело, на жизнь и на вещи вокруг, выработать мотивирующую
психологию сознания.
Возникновение научных представлений о внимании восходит к работам классиков
психологии сознания второй половины XIX в.
Согласно традициям
психологии сознания восприятие рассматривается как квазиинтеллектуальный процесс построения чувственной картины действительности (Вундт, 1880; Рок, 1980; Hochberg, 1974; Helmholtz, 1962).
Промежуточным итогом поисков решения проблемы стало амплифицированное по сравнению с ранее существовавшим оформление предметного поля
психологии сознания, а в междисциплинарном плане – нового направления интегрированных исследований – «Наука сознания».
Вывод: как и многое другое в современной нейронауке, объединение идей из области квантовой физики и
психологии сознания напоминает «старые песни на новый лад».
Таким образом, можно сказать, что и этот стержневой аспект кризиса был заложен в исходных позициях
психологии сознания, сохранивших своё господство в экспериментальной психологии.
Не буду продолжать построения, которыми занималась
психология сознания.
Одну из таких проблем, поднятых
психологией сознания в связи с вопросом о её методе, мы подробно рассмотрим на следующей лекции.
Эта аргументация против
психологии сознания опиралась в конечном счёте на интроспективное понимание сознания.
Психология сознания реализовалась в разных вариантах разными научными школами, но в пределах, ограниченных общим взглядом на сознание.
Оба считали предметом
психологии сознание и интерпретировали его с позиций интроспекционизма.
Поскольку эта традиционная классическая
психология сознания пыталась объяснить поведение, она исходила из перцептивных, интеллектуальных моментов, она упоминала и о тенденциях, но все эти тенденции мыслились как нечто производное от представлений, от идей.
Если в философии сознание рассматривается как осознанное бытие, как отношение «Я» к не «Я» и т.д., то в
психологии сознание трактуется как некая психическая деятельность, обеспечивающая возможность воспринимать внешний мир.
Между тем для идеалистической интроспективной
психологии сознания всякий психический процесс есть то, чем он непосредственно представляется сознанию переживающего его субъекта; бытие психического исчерпывающе определяется его непосредственной данностью сознанию; оно поэтому превращается в сугубо личностное достояние: каждому субъекту даны только явления его сознания, и явления его сознания даны только ему; стороннему наблюдателю они принципиально недоступны; они замыкаются во внутреннем мире, доступном лишь для самонаблюдения, или интроспекции; психология должна поэтому изучать психические явления в пределах того индивидуального сознания, которому они непосредственно даны; сущность и явление будто бы совпадают в области психологии, т. е. собственно в ней сущность будто бы непосредственно сводится к явлению: все психическое – это лишь феноменальное, лишь явление сознания.
Здесь в одном общем узле сходятся нити, связующие
психологию сознания и психологию поведения, психологию поведения и психологию духа; у направлений, представляющихся самыми крайними антиподами, обнаруживается общая основа.
Рассмотренные символы букв и иероглифов естественных языков мира в качестве психологических архетипов открывают новейшую методологическую парадигму по анализу
психологии сознания.
Он рассматривает проблему в общем, более аппелируя на
психологию сознания человека.
В
психологии сознание рассматривается как психическая способность человеческого организма контролировать, понимать индивидуумом самого себя, способность владеть собой, адекватно осознавать своё место в мире.
Насколько мы знаем из истории
психологии сознания, эта рациональность существовала не всегда.
Знакомая этим читателям
психология сознания совершенно неспособна разрешить проблемы сновидений и гипноза.
Эта позиция бихевиоризма обусловлена тем, что бихевиоризм в своей борьбе против
психологии сознания исходил из той концепции сознания, которая была создана субъективно-идеалистической психологией.
Психология информатизации изучается с позиций
психологии сознания, этнической, когнитивной, социальной, возрастной, педагогической психологии, психологии личности, психологии труда и др.
Но мы все еще далеки от того, чтобы отчетливо определить предмет
психологии сознания, что подразумевает указание путей и методов его изучения.
Введение положения о единстве психики и деятельности принципиально противопоставило позицию отечественной психологии как классической
психологии сознания, рассматривавшей психику вне её внешних источников и вне её роли в поведении и деятельности, так и поведенческой психологии, провозглашавшей задачу изучения поведения без психики.
Что кажущиеся на первый взгляд закономерности на самом деле являются такими закономерностями, которые, будучи не понятыми с позиций
психологии сознания, могут быть выявлены исходя из признания бессознательного психического и наличия подавленного, вытесненного из сознания материала, остающегося, тем не менее, действенным и обусловливающим возникновение тех или иных промахов в жизни человека.