Однако наше
рефлексивное сознание позволяет нам создавать собственные программы действий и принимать решения, не продиктованные какими бы то ни было указаниями генов.
С появлением
рефлексивного сознания деятельность мозга, по-видимому, перешла на новый уровень.
Чиксентмихайи связывает с формированием
рефлексивного сознания скачкообразное изменение режима работы мозга (там же, с. 23).
Как только мы включаем
рефлексивное сознание, начинаем вдумчиво осознавать все варианты, все альтернативы, то обнаруживается парадоксальная вещь: в любой ситуации нет такого выбора, который мы не могли бы сделать.
Память не является свойством исключительно
рефлексивного сознания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: самоотрешённость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
По-видимому, именно при включении
рефлексивного сознания становится возможным отклонение от предсказуемой детерминистической логики действий.
Это отношение, предпосылкой которого служит
рефлексивное сознание (см. ниже), гораздо вариативнее, чем сами мотивы, и может существенно влиять на их проявление.
Принимая во внимание то, что экзистенциальный выбор – это далеко не только рациональный акт, в его осуществлении и примирении с его последствиями хотелось бы подчеркнуть роль
рефлексивного сознания.
Связь деятельности и сознания наиболее ярко проявляется при рассмотрении структуры сознательного действия, в котором принимает участие
рефлексивное сознание – оно «…раскрывает мотивы как квази-объект и… фиксирует их в качестве психических фактов в ходе отражения отражаемого» [255, 451].
Другими словами, над уровнем непроизвольно функционирующих механизмов возникает рефлексивная «надстройка», существенно влияющая на функционирование этих механизмов; предпосылкой подобной рефлексивной саморегуляции служит самодистанцированное
рефлексивное сознание.
Когда мы переходим на уровень
рефлексивного сознания, на котором способны занять позицию по отношению к самому себе, в том числе к собственной деятельности и личности, мы вступаем в мир парадоксов и сложных диалектических противоречий.
По большому счёту, все подходы, которые описывают человека как управляемое, пассивное, запрограммированное существо, легко предсказуемое в своих действиях, абсолютно правы с одной оговоркой – чтобы полностью соответствовать этим прогнозам, необходимо расслабиться и выключить
рефлексивное сознание.
Когда же
рефлексивное сознание присутствует, оно может оказывать влияние на бытие, что отражается в соотношении детерминации и самодетерминации в данной конкретной ситуации.
Во всех звеньях упомянутого перехода решающую роль играет
рефлексивное сознание субъекта.
Ключевой проблемой видится сам переход из режима детерминированности в режим самодетерминации при подключении
рефлексивного сознания.
Мы стремились объяснять не "историей" и "условиями", а с точки зрения современного
рефлексивного сознания.
Деятельность, как известно, состоит из двух этапов – это целеполагание и целереализация, с которыми связаны категории «опредмечивания» и «распредмечивания», возможные благодаря сознанию, вернее
рефлексивному сознанию.
–Возможность обладания
рефлексивным сознанием, благодаря которому человек самодистанцируется (разотождествляется) с эмоциями, потребностями, выборами, т.о. выходит из механичности поведения;
Она представляет собой особую работу «в пространстве субъективной реальности человека: в пространстве совместно-распределенной деятельности, в пространстве со-бытийной общности, в пространстве
рефлексивного сознания».
Бытийное сознание ведает применением знаний в конкретной ситуации,
рефлексивное сознание второго «Я» подавляет возбуждённое подсознание: тревога, страх, прогноз социальных последствий, вина и пр., что отвлекает человека от непосредственных действий по локализации аварийных ситуаций.
Самооценка является оценочным аспектом
рефлексивного сознания и является своего рода ресурсом, который позволяет людям продолжать нормально функционировать перед лицом неудач и других проблем.
Всё это создаёт почву для формирования в ученике
рефлексивного сознания. Но оно требует определённого рода организации учебно-воспитательного процесса.
Все понятия суть порождения
рефлексивного сознания.
Благодаря
рефлексивному сознанию человек оказывается способным относитьсяк своей жизни, к происходящим с ним событиям и собственным переживаниям, что позволяет ему достигать ощущения внутренней свободы, устанавливать дистанцию по отношению к чувствам, включаться в процесс их смысловой обработки.
Рефлексивное сознание позволяет нам «писать» собственные программы в дополнение к генетическим и социальным программам, закладываемым в нас биологией и культурой.
С появлением
рефлексивного сознания к началу нашей эры люди перестали слышать “голоса”, однако, при умственных заболеваниях способность к рефлексии блокируется и сознание человека возвращается к своим истокам – так возникают “голоса” у шизофреников, которые больные часто приписывают богам [22].
Внутри нас словно борются добро со злом, и только наше
рефлексивное сознание позволяет сделать правильный выбор.