Вторая группа объединяет более частные дидактические приёмы, направленные как на выведение ученика в рефлексию, в
рефлексивную позицию, так и на её активизацию.
Суть выхода в
рефлексивную позицию заключается в следующем: индивид прекращает привычный способ деятельности (мыследеятельности) и как бы «отходит в сторону», выходит за пределы «пространства» этой деятельности.
В отличие от исполнительской позиции, прямо связанной с поиском решения и получением требуемого результата, смысл
рефлексивной позиции состоит в обращении к особенностям поисковых действий, в выделении, оценке и коррекции их способов как особой реальности мыслительной деятельности.
Благодаря реализации указанных условий на развивающих занятиях в средних классах будут обеспечены благоприятные возможности для формирования у школьников
рефлексивной позиции в мыслительной деятельности.
Следовательно, я хочу прояснить с самого начала: чтобы глубже понять этот тип обучения, читатель должен занять
рефлексивную позицию.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: усушать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Уже на этом раннем этапе я хочу прояснить, что для более глубокого понимания человеку необходимо принять
рефлексивную позицию (и начать наблюдать за своим поведением в группах, а не просто изучать теорию).
Выполнение мыслительных действий по замене и выбору части условий или вопроса задачи создаёт благоприятные условия для формирования у школьников
рефлексивной позиции в отношении собственной интеллектуальной деятельности.
Эта новая
рефлексивная позиция была просто обретением.
Цель нарративной супервизии – формирование
рефлексивной позиции консультанта по отношению к собственной практике.
Выход в позицию S‘*называют рефлексивным выходом, новую позицию S‘*–
рефлексивной позицией, а знания, вырабатываемые в ней – рефлексивными знаниями.
Заслугой античных философов является формирование
рефлексивной позиции по отношению к миру, а также разработка понятийного аппарата рефлексивного мышления и способов его развёртывания.
Для
рефлексивной позиции прежняя деятельность выступает в качестве материала анализа, а будущая деятельность – в качестве проектируемого объекта.
Однако, человек, как существо сознательное, может становиться по отношению к системе, частью которой он является, в
рефлексивную позицию.
Итак, в процессе медиааналитики не обойтись без отчётливой
рефлексивной позиции, являющейся условием сдерживания медиапотока и удержания надёжных ориентиров: подобно тому, как необходимо «познать себя», прежде чем заниматься познанием и рассуждением о химерах, прежде чем принять участие в качестве полноценного игрока и актора информационного поля.
Затем, делая выбор, человек заново переопределяет (пересобирает) самого себя, таким образом используя
рефлексивную позицию и возникающую в ней автокоммуникацию как способ пересборки целостности.
Она вырывает нас из объятия «привычного скольжения» по акту, мысли, действию и ставит в
рефлексивную позицию наблюдающего.
Но то несомненное, которое признаётся этой самой
рефлексивной позицией.
Разнообразные
рефлексивные позиции, включая позиции использования рефлексивных технологий (рефлексивного моделирования, организации и вскрытия рефлексивного управления, рефлексивного программирования и др.).
Это означает, что целесообразно рассматривать способность к произвольной регуляции своих познавательных действий, эмоциональных состояний и поведения в целом (при решении познавательной задачи или при выполнении иного вида деятельности) как следствие возможности и умения занять
рефлексивную позицию.
Такая маршрутизация развития (и саморазвития) – от репродуктивного уровня к
рефлексивной позиции, как уже упомянуто выше, требует образовательной среды развивающего типа.
Психолог в ситуации психологического консультирования встречается с ситуацией жизни человека, которую можно описать в общем виде так, используя
рефлексивную позицию человека, который её переживает: «Моя жизнь стала мне чуждой».
Последние обусловливают
рефлексивную позицию мышления по отношению к знанию и оказываются, таким образом, условиями самого мышления.