Эти четыре умения являются основными видами
речевой деятельности, о которой мы говорили раньше.
Риторика создала первую в истории человеческой гуманитарной мысли теорию
речевой деятельности.
Оно живёт в разных формах
речевой деятельности человека – устно-речевой, разговорной, письменно-официальной, письменно-научной и др.
Занятия по развитию речи способствуют улучшению всех сторон
речевой деятельности ребёнка.
Психология обучения иностранному языку – изучает закономерности формирования
речевой деятельности в процессе изучения иностранного языка.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: билирубинурия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Речевая деятельность является основным и универсальным средством общения между людьми в человеческом обществе и, одновременно, – основным средством коммуникации.
Важнейшей задачей речевой коррекционно-логопедической работы является полноценное овладение обучающимися средствами осуществления
речевой деятельности, основными из которых являются знаки языка.
Идём от сознательного действия к автоматически совершаемым операциям. При обучении
речевой деятельности то же самое.
Из указанных специфических особенностей
речевой деятельности человека можно вывести её основные социально ориентированные глобальные функции.
Лингвистические пространственные представления вместе с регуляцией можно рассматривать как основу
речевой деятельности.
Риторика рассматривает
речевую деятельность как сложную иерархию действий и операций, нацеленных на убедительность как наилучший оптимальный результат речевого взаимодействия.
Речевая деятельность может входить в качестве действия в отдельную другую деятельность.
Риторика предстаёт прежде всего как наука о закономерностях комплексного многоаспектного моделирования
речевой деятельности.
Ему необходимо овладеть набором речевых операций, которые позволят ему чувствовать себя комфортно и вести
речевую деятельность при постоянно меняющихся условиях.
Изучение
речевой деятельности детей с задержкой психического развития показало, что у них имеются особенности фонетико-фонематического и лексическо-грамматического строя речи.
Одна из важнейших функций
речевой деятельности – когнитивная –также напрямую связана с её социальной направленностью: познание человеком окружающего мира не является самоценным и самодостаточным вне непосредственного социального взаимодействия человека с окружающим «социумом», вне общения его с другими людьми.
Результатом
речевой деятельности является текст.
За несколько десятилетий существования психолингвистики как самостоятельной науки в рамках разных научных школ было создано несколько теоретических концепций, в которых с психолингвистических позиций, была сделана попытка выявить общие закономерности овладения ребёнком языком и навыками
речевой деятельности.
Наш опыт взаимодействия с коллегами показывает, что нередко целенаправленное формирование речевого высказывания у неговорящих детей осуществляется без достаточного учёта уровневой организации
речевой деятельности, в частности, педагогами не учитывается необходимость формирования мотивационно-побудительного и сенсомоторного уровней речи, что значительно снижает эффективность коррекционного воздействия.
Онтогенез
речевой деятельности является предметом исследования всех речеведческих наук и прежде всего – психолингвистики (раздел «Психолингвистика развития»).
Например, сторонники генеративного подхода считают, что языковая способность (language competence) – это система базисных универсальных правил, предположительно лежащих в основе всех человеческих языков, возможно, врождённое свойство нашего мозга, обеспечивающее
речевую деятельность (language performance) [Chomsky, 2002].
Революция языка разворачивается не только в процессе взлома языка как системы (langue) немногочисленными поэтами-лингвистами: она вскоре перекидывается и на повседневную
речевую деятельность (langage) говорящей массы, без поддержки которой никакая «сознательная интервенция» авангарда не оказалась бы успешной.
Существует и другой взгляд на эту проблему: нарушение речи, как целостной
речевой деятельности, ведёт к дезорганизации всей речевой системы в целом, и поэтому в той или иной степени при любом афатическом синдроме страдают различные формы и виды речи.
Сурдопедагог должен уметь вести постоянное наблюдение за особенностями становления
речевой деятельности, развития остаточной слуховой функции (в целях воспитания речевого слуха) и понятийного мышления глухих и слабослышащих школьников в условиях целенаправленного педагогического воздействия, анализировать эффективность применяемых педагогических средств, творчески и обоснованно выстраивать организационно-педагогическую и логико-психологическую структуру урока.
Овладение
речевой деятельностью протекает поэтапно.
Методологический арсенал психолингвистики (по сравнению с другими речеведческими науками) позволяет наиболее полно и исчерпывающе исследовать закономерности и специфические особенности становления и функционирования
речевой деятельности.
Риторика не может рассматривать «мышление», «язык», «психику», «общественное» как застывшие системы, взятые в абстракции от реальной
речевой деятельности.
Формирование коммуникативных умений невозможно без овладения фонетическим, графическим, лексическим и грамматическим аспектами
речевой деятельности, без усвоения системы русского языка.
Понимание закономерностей развития
речевой деятельности ребёнка должно входить как составная часть в компетентность педагога, ведущего обучение.
Последующие исследования подтвердили взаимосвязь словесных ассоциаций и основных механизмов
речевой деятельности.
Известно, что степень осознанности того или иного явления может меняться как в процессе освоения языка, так и в актах
речевой деятельности.
И именно язык со всеми его функциями является важнейшим компонентом
речевой деятельности.
В пособие включены разноуровневые задания, для самостоятельного решения учащимися задач, связанных с осуществлением их профессиональной
речевой деятельности на русском языке.
Общение осуществляется в процессе
речевой деятельности человека с помощью вербальных (словесных) и невербальных средств.
Как продукт
речевой деятельности высказывание является предметом внимания психолингвистики [Леонтьев 1997; Кацнельсон 1984], лингвистами высказывание анализируется как интонационное [Артемов 1976] и структурное [Карпова 1974] образование, как носитель характерных грамматических признаков [Слабковская 1977], как один из типов языкового знака [Маслов 1967].
Внутренняя речь как особая форма
речевой деятельности формирует словесную оболочку для изложения мыслей через письмо.
Безусловно, современные информационные и коммуникационные технологии, созданные на основе технологий искусственного интеллекта, направлены на внеклассное самостоятельное развитие видов иноязычной
речевой деятельности обучающихся.
– Основу овладения начальной грамотностью образуют индивидуальный стереотип и аксиологическая направленность
речевой деятельности учащихся.
Вместе с тем на начальном этапе использования этих технологий и средств преподавателю важно показать ученикам весь лингводидактический потенциал конкретных технологий искусственного интеллекта и создать условия для развития видов
речевой деятельности обучающихся в смешанном формате (аудиторно и внеаудиторно).
Информационный компонент рассматривается как индивидуальный стереотип, а интенционный как аксиологическая направленность
речевой деятельности.
Первым дошедшим до нас полнотекстовым документом, целиком посвящённым организации
речевой деятельности полководца и речевому воспитанию войск в VI в. стал трактат, известный в научной литературе под названием «Rhetorica militaris» (далее по тексту R.m.).
Давайте рассмотрим общее понятие успешной
речевой деятельности, обратимся к некоторым научным терминам.
Активное взаимодействие всех видов
речевой деятельности становится возможным при поступлении ребёнка в школу, когда происходит изучение устной и письменной речи одновременно.
Понятие коммуникативной деятельности шире понятия
речевой деятельности: второе входит в первое как её важнейшая составляющая.
Письменная монологическая речь представляет собой речь без собеседника, следовательно, её замысел и мотив, как правило, диктуются мотивами субъекта
речевой деятельности.
При верификации моделей языковой способностиили модели
речевой деятельности следует говорить уже о психолингвистическом эксперименте.
АГРАММАТИЗМ (от греч. agrammatos — нечленораздельный) – нарушение
речевой деятельности, выражающееся в неправильном использовании грамматической системы языка.
Единство мыслительно-речевой системы проявляется в том, что во всех актах
речевой деятельности участвуют все, без исключенья, звенья модели знака.
Таким образом, все аспекты языка и все виды
речевой деятельности выступают в неразрывном единстве.
Совмещение этих двух противоположных импульсов может породить потребность заполнить всё пространство объектами с незначительной эмоциональной нагрузкой, слабой модуляцией цвета и непроработанными деталями или осуществлять
речевую деятельность почти без модуляций, эмотивных вариаций и восходящей или нисходящей интонации.