Говорить только о методах коррекции
речевых нарушений, на наш взгляд, не совсем правильно.
Но на деле, когда на приём приходит мама с ребёнком, имеющим
речевое нарушение, она часто не может вспомнить, когда ребёнок начал гулить, был ли лепет и когда ребёнок сказал первое слово.
Понять сложную структуру
речевых нарушений, выявить первичные и вторичные их проявления, а затем определить приёмы коррекционной и терапевтической помощи возможно только на основе классификации речевых расстройств.
В наиболее лёгких случаях детского аутизма, когда вместо полного отсутствия коммуникации наблюдаются лишь связанные с ней затруднения, возможны проявления самых разных
речевых нарушений.
Были установлены факты более или менее однозначного соответствия поражения определённых зон мозга и специфических
речевых нарушений.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: воробейник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
О
речевых нарушениях говорит также и то, что он с трудом может объяснить свои желания, затрудняется в коммуникации во время игры с ровесниками и переходит к дракам или, наоборот, уходит от ситуации.
По пути мы обсудим, что происходит со звуковым мозгом, если мы говорим на иностранном языке, имеем
речевые нарушения, ощущаем ритм, слышим пение птиц или получаем сотрясение мозга.
Коррекционно-воспитательная работа направлена на исправление
речевых нарушений и отклонений в психическом развитии.
С этой целью для родителей организуются беседы о сущности и проявлениях определённого
речевого нарушения, о его причинах, лечении и предупреждении и об особенностях воспитания ребенка-логопата в семье.
Одностороннее поражение языка, как правило, не вызывает заметных
речевых нарушений, так как мышечные волокна обеих половин языка в значительной степени переплетены между собой.
Причина данного комплекса
речевых нарушений состоит в том, что выпадает контроль над собственной речью.
О
речевых нарушениях невозможно говорить, если мы не понимаем, что же такое собственно речь.
Если течение беременности было нарушено какими-либо неблагоприятными обстоятельствами или были сложности в родах, очень может быть, что это обернётся
речевыми нарушениями в будущем.
Необходимо также отметить, что если у родителей есть какие-либо
речевые нарушения, высока вероятность, что они проявятся и у ребёнка.
В следующих главах этой книги вы узнаете, как работать с некоторыми наиболее распространёнными
речевыми нарушениями дома.
Многие специалисты – особенно те, что работают в сфере
речевых нарушений, физической терапии и эрготерапии, образования и психологии, – применяют динамические интерактивные подходы.
Недоразвитие слухового восприятия, фонематического слуха является во многих случаях основой
речевых нарушений у детей.
Патопсихологияспособствует пониманию
речевых нарушений, отягощённых психопатологией.
Первый – аналогично повторам – может быть результатом сознательной перестройки, а может быть попыткой людей с
речевыми нарушениями произнести трудно дающееся или плохо находимое слово.
Сама расшифровка диагноза говорит о том, что это
речевое нарушение возможно с успехом компенсировать, ведь речь ребёнка развивается не по особому, искажённому пути, а лишь по какой-то причине отстаёт в своём развитии.
Наряду с осмыслением мозговых механизмов речи постепенно накапливались сведения о различных видах
речевых нарушений, появились работы лингвистов, рассматривавших эти расстройства как своеобразный естественный эксперимент, позволявший совершенствовать представления об устройстве языка и организации речевого процесса.
Коррекционная работа в поликлинике при психоневрологическом диспансере с детьми, имеющими тяжёлые
речевые нарушения, потребовала разработки конспектов для индивидуальных занятий, поэтому обращение во всех занятиях идёт к одному ребёнку.
Основной причиной появления этих специфических
речевых нарушений является низкий уровень развития общения в личностном, деловом и познавательном аспектах (32, 34, 51, 59).
Симптоматический уровень анализа
речевых нарушений позволяет описать внешние проявления недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие и т. д.).
Важно подчеркнуть, что метод классификаций позволял принимать активное участие в работе группы даже больным с грубыми
речевыми нарушениями или полным отсутствием экспрессивной речи, так как формой ответа могло быть не только называние предмета, но и выбор соответствующей картинки.
Отметим, что разработки модельного описания речепроизводства и речевосприятия представляют собой линию психолингвистических исследований, имеющую, кроме теоретического, практическое значение, например, при изучении
речевых нарушений; в кибернетике при решении проблем искусственного интеллекта.
Здесь мы предоставим некоторые общие сведения по проблеме: каковы основные причины
речевых нарушений, что такое первичные и вторичные нарушения и каковы особенности работы с ними, какие диагнозы ставят малышам логопеды и психоневрологи и как их расшифровать, понять перспективы и возможности исправления.
Характерно, что
речевые нарушения проявляются в контексте более общих нарушений коммуникации: ребёнок практически не использует также мимику и жесты.
Традиционно в логопедической работе ведущее место принадлежит субъектно-субъектным отношениям между ребёнком и педагогом, в процессе реализации которых применяются традиционные и инновационные формы и технологии диагностики, профилактики и преодоления
речевых нарушений.
С психоневрологиейлогопсихологию связывает теория, согласно которой
речевое нарушение включено в структуру сложного нейропсихического расстройства, во многом определяющего специфику коррекционной или медикаментозной помощи больному.
Первостепенной целью проекта Russian CliPS (Clinical Pear Stories) было исследование дискурсивных возможностей людей с афазией и с повреждениями правого полушария в сравнении с неврологически здоровыми людьми и исследование
речевых нарушений на различных лингвистических уровнях.
Так, если малыш не реагирует адекватно на обращение к нему, не откликается на своё имя, то естественно, что близкие прежде всего предполагают у него снижение слуха, а если он не говорит – наличие
речевых нарушений.
Большинство
речевых нарушений у детей происходит на фоне физиологически нормального развития, лишь в 15 % случаев они обусловлены соматически.
Мы говорили о прирожденности дара слова, о тех несчастных, кому этот дар достался с повреждениями, а также о том, как специалисты умеют помогать людям при их разного рода
речевых нарушениях.
Специалисты в один голос говорят, что нынешние
речевые нарушения очень сложно поддаются коррекции.
Не менее значимым аспектом при использовании приложений для диагностики
речевых нарушений является валидность и надёжность предлагаемых методик.
Могут наблюдаться
речевые нарушения – и дизартрия, и системное недоразвитие речи.
Ведь сложность различных
речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой сферы.
Моё
речевое нарушение приобрело форму полной невозможности сказать что-либо и проявлялось по ситуации.
В подгрупповых занятиях продолжительностью 20–25 мин участвуют дети одной возрастной категории, имеющие сходные по характеру и степени выраженности
речевые нарушения.
Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребёнка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно
речевые нарушения.
Наличие
речевых нарушений часто снижает мотивацию к речевому общению, ведёт к нарушению речевого контакта.
Оно проявляется в виде замедления скорости приёма и переработки информации, снижения уровня познавательной активности, различных депривационные симптомов, разнообразных формы
речевых нарушений, диспропорции между вербальной и образной сферами психики, нарушения общего моторного и психомотороного развития, недостаточность пространственно-временных представлений, деформация социальной ситуации развития, эмоционально-личностных проблемы развития, поведенческих проблемы и дезадаптация.
– Но ни значительных
речевых нарушений, ни проблем с двигательной активностью доктор не выявил.
Следует отметить, что приложения для диагностики
речевых нарушений могут быть ориентированы на разные аспекты речевой деятельности.
Одним из важных направлений развития приложений для диагностики
речевых нарушений становится интеграция со специализированными онлайн-сообществами.
Умеренные нарушения:односторонние патологические знаки, умеренный моно- или гемипарез, умеренные
речевые нарушения, умеренные нарушения функций черепных нервов.
Выраженные нарушения:выраженный моно- или гемипарез, выраженные парезы черепных нервов, выраженные
речевые нарушения, пароксизмы клонических или клоно-тонических судорог в конечностях.
Следует, однако, иметь в виду, что часто подэкспертные, подготовившись к демонстрации, предъявлению несуществующих у них психопатологических симптомов перед врачами-психиатрами, теряются в ситуации экспериментально-психологического исследования, поскольку готовы к искажению своего анамнеза, соответствующему поведению во время клинической беседы, при общении с другими подэкспертными, но не понимают, как те же поведенческие и
речевые нарушения должны проявляться при выполнении экспериментальных методик.
Таким образом, и у детей с нормативным речевым развитием, и у дошкольников с
речевыми нарушениями необходимо развивать диалогическую речь и формировать понимание текстов и жанров детской литературы.