Нами разработана дифференцированная методика психолого-логопедического воздействия на дошкольников, страдающих различными
речевыми расстройствами, в условиях детского дома.
Наличие тяжёлых
речевых расстройств и тем более полное отсутствие речи оказывают отрицательное влияние на формирование характера ребёнка, приводят к отклонениям в его поведении.
Об этом подробнее речь пойдёт в главе, посвящённой профилактике
речевых расстройств.
Представляется, что
речевые расстройства являются продуктивной моделью изучения проблемы межполушарной асимметрии и пластичности мозга.
Нередко наличие таких резко выраженных переживаний может даже затруднять само преодоление
речевых расстройств, что относится, в частности, ко многим случаям заикания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вкорениться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Существует ещё и третичная профилактика,в задачу которой входит недопущение возврата уже устранённых
речевых расстройств, что может случиться при недостаточном закреплении достигнутых результатов.
Понять сложную структуру речевых нарушений, выявить первичные и вторичные их проявления, а затем определить приёмы коррекционной и терапевтической помощи возможно только на основе классификации
речевых расстройств.
Это одна из многих причин, по которым преодолевать
речевые расстройства лучше всего в возможно более раннем возрасте, пока вторичные психические наслоения ещё не успели появиться или слабо выражены.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то
речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни.
По этой причине в каждом конкретном случае
речевых расстройств очень важно понимать, какие именно отделы речевого аппарата пострадали и насколько глубоко они повреждены.
Повреждение его в любом из этих отделов чаще всего приводит к возникновению
речевых расстройств, причём характер того или иного нарушения речи зависит от характера повреждения речевого аппарата.
Это так называемая первичная профилактика,при успешном проведении которой
речевое расстройство вообще не возникнет.
Индивидуальные маршруты развития определяются на основе выбранной стратегии коррекции нарушения и предупреждения вторичных
речевых расстройств.
Традиционно лечение лиц с
речевыми расстройствами осуществлялось в системе здравоохранения.
Мы расскажем об этой очень гуманной науке и её основных задачах, о причинах речевых нарушений и способах их предупреждения и преодоления, о той помощи, которую родители сами могут оказать своим детям, о системе логопедических учреждений, рассчитанных на разные формы
речевых расстройств и на людей разного возраста и т. п.
Что касается состояния здоровья самих будущих родителей, то здесь очень важно не допускать бездумного отношения к жизни и приобретения разного рода вредных привычек, о которых уже говорилось при рассмотрении причин
речевых расстройств.
Наиболее вероятностной из возможных гипотез является признание того, что причиной алалии и других тяжёлых
речевых расстройств могут быть сбои мозговой деятельности на нейронном уровне (демиелинизация) или же в результате нарушений микроэлементного состава волокон.
Разумеется, речь – это интегративная функция всего мозга человека, однако многочисленные исследования свидетельствуют о существовании определённых областей в коре головного мозга, при поражении которых закономерно развиваются
речевые расстройства.
Логопедия– наука, направленная на изучение расстройств речи и изучающая различные типы
речевых расстройств, а также методы их предупреждения и исправления; является неотъемлемой составной частью дефектологии, направленной на изучение общих закономерностей развития детей с разнообразными физическими и нейрологическими отклонениями.
Нехватку в таком пособии мы ощущаем каждодневно: как взрослые, страдающие нарушениями речи, так и родители детей с
речевыми расстройствами задают специалистам бесчисленное количество вопросов о причинах речевой патологии, о возможности её преодоления, о путях и сроках такого преодоления, о специальных учреждениях, в которые можно обратиться за помощью, и т. п.
По сути дела, каждый логопед должен быть не только педагогом, но и тонким психологом, поскольку для достижения положительных результатов в деле преодоления
речевых расстройств необходимо в первую очередь найти правильный подход к человеку, страдающему ими, и полностью расположить его к себе.
Мы уже упоминали об отрицательной роли неблагоприятного в речевом отношении социального окружения, которое может явиться непосредственной причиной появления у ребёнка
речевых расстройств (даже при отсутствии каких-либо повреждений речевых органов).
Известные в логопедии
речевые расстройства у дошкольников в детском доме встречаются чаще, чем в норме, кроме того, они приобретают специфический характер в связи с условиями, в которых формируется речевая функциональная система.
При проведении конкретных исследований
речевых расстройств оказалось, что ряд традиционных представлений о характере тех или иных нарушений нуждается в серьёзном пересмотре, поэтому одной из главных задач логопедии 60–80-х гг. XX в. было создание классификации расстройств, удовлетворяющей потребностям педагогов и медиков.
С больными, страдающими афазией, проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия; их частота, характер и содержание зависят от индивидуальных возможностей больного и степени
речевого расстройства.
Доминирующим в отношении большей части из них является левое полушарие мозга, при том, что правое также играет принципиально важную роль, особенно в процессах компенсации
речевых расстройств, возникающих вследствие левополушарных очагов поражения (Лурия, 1962; Симерницкая, 1985; и др.).
Логопед и психолог должны знать неврологические основы
речевых расстройств, ориентироваться в вопросах детской психопатологии, иметь представления о наиболее частых формах детских психических расстройств, которые проявляются в поведенческих, эмоциональных нарушениях и задержке психического развития.
Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как лишь один из симптомов какого-то гораздо более сложного
речевого расстройства.
Сейчас связь этого гена с речью точно установлена, поскольку повреждённый ген неизменно вызывает
речевые расстройства.
Симптомы
речевых расстройств широко варьируются в зависимости от причины и тяжести расстройства.
Это выражается не только во всё увеличивающемся количестве
речевых расстройств, но и в их значительном «утяжелении» и затяжном характере течения в случаях неоказания ребёнку своевременной логопедической помощи.
Речь в той или иной степени (в зависимости от характера
речевых расстройств) отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении.
Речевые расстройства влияют на способность человека издавать звуки, создаваемые словами.
Контролируемое дыхание имеет решающее значение для лечения
речевых расстройств.
Представленные в пособии материалы для обследования детей младшего школьного возраста, а также сведения об особенностях нарушений устной и письменной речи учащихся с особыми образовательными потребностями помогут улучшить качество диагностики
речевых расстройств и осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении.
Дети с аутизмом в связи с выраженными
речевыми расстройствами направляются на консультацию к логопедам, которые, в свою очередь, рекомендуют осмотр невролога.
Как известно, алалия есть тяжелейшее
речевое расстройство, которое поддаётся корректировке с огромным трудом, обычные методы здесь работают плохо.
Пациенты-музыканты после инсульта или в результате нейродегенеративного заболевания развивали
речевые расстройства по типу сенсорной афазии с нарушением восприятия устной речи, однако продолжали не только писать, но и исполнять музыкальные произведения [115, 221].
До этого момента он, на волне успеха в изучении
речевых расстройств, совершил свою очередную методологическую победу.
По данным мировой статистики,
речевые расстройства замечены у 5% населения (до 1,5% у взрослых), заикающихся в разной степени, и число заиканий растёт.
В названии этого симптома
речевого расстройства слышался отголосок чего-то страшного, неумолимо надвигающегося.
Такая интеграция направлений коррекционно-развивающего обучения обусловлена системным подходом к преодолению и профилактике
речевых расстройств.
За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым, страдающим различными
речевыми расстройствами.
Так, например, главной стратегической задачей санатория для детей с
речевыми расстройствами является проведение лечебно-оздоровительных и логопедических мероприятий с целью коррекции речевых нарушений и отклонений в психическом развитии детей.
Имеется в виду интерпретация мозговых механизмов таких тяжёлых
речевых расстройств как заикание, безречие (алалия), трудности овладения грамотой, афазии.
Нельзя не упомянуть здесь и о третичной профилактике, то есть о профилактике рецидивов (возвратов) уже устранённых
речевых расстройств.
Так, даётся понятие о логопедии и её основных задачах, устройстве речевого аппарата человека, причинах
речевых расстройств и путях их профилактики, ходе нормального речевого развития ребёнка (с указанием заметных уже в самом раннем возрасте отклонений от нормы).
Об этом речь пойдёт в разделе профилактики
речевых расстройств.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные
речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте (проф. Р. Е. Левина).