Новый этап в развитии
русской философии начинается на рубеже XIX–XX вв.
Заметим, что антропологизм с этих пор становится фундаментальной чертой
русской философии.
Вместо этого в ряде глав сквозит другая неправильная линия, – что
русская философия стала передовой только благодаря немецкой философии.
Мы обосновываем научно на мировоззренческом уровне, почему свет
русской философии совершенства обязательно победит тьму западной философии свободы.
За последнее время многие стали понимать, что истинную
русскую философию следует искать больше всего именно здесь.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: азооспермия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Русская философия возникает вне философии, поэтому в ней нет желания разрушать подручный мир обжитого.
Так, например, известный русский православный богослов, автор фундаментальной «Истории
русской философии» В. Зенъковскийпри трактовке сущности религии исходит из наличия «внерациональных начал в знании», которые он называет «аксиомами».
Он называет художественную литературу «кладезем самобытной
русской философии», подчёркивает её особую роль в освещении проблем бытия человека, рассматриваемых здесь с такой силой, что любой «непредубеждённый и сведущий судья назовёт эти решения не просто “литературными” или “художественными”, но философскими и гениальными» (там же, с. 214).
Спасибо, хоть историки
русской философии помнят.
Для
русской философии всегда было свойственно обращение к абсолютному добру, которое и формирует облик гуманизма и есть, по сути своей, духовное продолжение основной характеристики жизни – содержать в своём настоящем своё будущее.
Каковы истоки
русской философии?
Можно сказать, он выразил взгляд
русской философии времени её расцвета.
Фактически
русская философия сегодня сделала не шаг вперёд, а несколько шагов назад, отступила почти по всем своим позициям чуть ли не к средневековью, и вновь стала послушной служанкой теософии.
То, что они одни и последние, очень рано сделалось центром
русской философии, очень рано было осознано властью, да и самим народом как главная опора и фундамент государства.
Со второй четверти XIX века
русская философия начинает поиски своих собственных, совершенно оригинальных подходов к тем философским проблемам, которые окончательно определились в качестве главных: проблемы сущности и смысла человеческого бытия и проблемы смысла и закономерностей истории.
Исследование проводилось в традициях
русской философии права и отечественного правоведения с присущими им стремлением к гуманистическим идеалам и поиску правды, целостности и системности юридического знания, единству рациональных и интуитивных сторон познания феноменов правовой жизни.
Особенностью
русской философии является не только логика идей, но и ответы на запросы русской жизни – невозможность «разделять» теоретическую и практическую сферы.
Однако
русская философия конца XIX – начала XX в. стала нашей классикой благодаря тому, что сама она явилась наследницей русской классической литературы.
Присмотримся поближе к этой работе наших предшественников: какие черты нашего национального характера и каким образом представлены в идеях
русской философии?
Инициированное родоначальником славянофильства феноменологическое понимание соборности, возвышающееся над религиозным и мирским её восприятием, стихийно было востребовано всеми направлениями
русской философии и составило основное их смысловое и ценностное содержание.
Представители
русской философии неоднократно указывают на то, что общество должно выбирать такой состав своих соборных представителей, «который с возможно большей полнотой и объективностью отображал бы общественное мнение по наиболее актуальным вопросам жизни не какой-то отельной социальной группы или групп, а всего обществ в целом».
Но если по отношению к русской литературе об этом эффекте узнавания писали многие, то тот факт, что оригинальная
русская философия имеет точно такой же эффект, до сих пор недостаточно акцентирован.
Изучение
русской философии является необходимым условием выработки вдумчивого и ответственного отношения к историческому наследию, а также формирования представлений о приоритетах, на которых должно строиться развитие современного общества.
Изучение
русской философии, безусловно, является очень благодатным материалом для реализации «инициационной» парадигмы, в максимальной степени возвращающей нас к истокам и исконной сущности философии как таковой.
Пути
русской философии, как и всякой настоящей философии, многообразны и сложны.
Проблема необходимости духовного единства российского общества – это постоянная и важная тема
русской философии XIX–XX веков.
– Задачи
русской философии в связи со всем этим в том, чтобы исследовать мировой социокультурный опыт на предмет присутствия в нём стратегий решения проблем конфликта культур и находить наиболее адекватные решения для российской и мировой ситуации.
По сравнению с философией английской, французской, немецкой, даже древнегреческой и древнеримской
русская философия имеет существенные отличия, которые не всегда очевидны и понять которые рационально часто не представляется возможным.
Он часто приближался к порогу религиозной метафизики, но всё же в глазах исследователей
русской философии он так и остался мыслителем, который «никогда не отступал от философского осмысления эмпирической реальности».
Весьма показательно, что экзистенциализм
русской философии представляет собой уникальный способ решения смысложизненных проблем человека.
Для характеристики текущего состояния исследований в области русской мысли во внимание также должны быть приняты столь необходимые усилия по восстановлению преемственности в развитии линии
русской философии и возвращению огромного корпуса трудов отечественных мыслителей.
И именно
русская философия как приоритетный для данной работы предмет и материал исследования наиболее ярко показывает примеры таких ответов.
Противоречие состоит в том, что позиционируемая как этикоцентричная и религиозная,
русская философия часто остаётся таковой только на словах.
Современная
русская философия во многом живёт прошлым.
Можно ли считать данную задачу исчерпывающей и указующей на однозначную самобытность
русской философии именно в этом плане?
Перефразируя известное изречение, что “побежден тот, кто признает себя побежденным”, мы вправе причислять к национальной
русской философии тех писателей, которые сами себя причисляют к ней или являют черты явно славянофильского направления.
Русская философия должна стать просто философией.
Следом вышла книга «Судьбы
русской философии».
Историю
русской философии можно разделить на два периода: подготовительный и построительный.
Так в XIX веке появилась
русская философия, которую мало интересовали устройство мира и способы его познания, потому что без ответа на главный вопрос всё остальное не имело смысла.
Как особый геосоциокультурный тип
русская философия отличается глубоко экзистенциальным стилем мышления.
Язык
русской философии ещё не сформировался в эти годы.
Осмысление
русской философии невозможно без обращения к историософской проблематике.
Одним из главных недостатков современной историко-философской мысли в исследовании специфики философии как типа познания и специфики
русской философии в частности остаётся явная или неявная приверженность методологическим и теоретическим схематизмам, сопряжённым с культурно-цивилизационной парадигмой секуляризма и с идеологемой оксидентализма («западоцентризма»).
Пространственный характер
русской философии выражается в наличии мыслителей, создавших уникальное пространство мысли, которое невозможно повторить, ему нельзя следовать.
Изначально
русская философия осознала себя как гностицизм – обоснование возможности и обретение знания ноуменального поверх непреодолимых, казалось бы, барьеров, которые воздвигла перед познающим разумом кантиански ориентированная мысль.
Осмелимся утверждать, что в настоящее время это единственный опыт русской православной философии истории, который может стоять в одном ряду с классиками
русской философии XIX–XX веков.
Основной вопрос
русской философии: кто – кого?
Зрелый духовный опыт
русской философии, укоренённый в особого рода онтологизме, неизбежно экстериоризировался в нравственно значимых и внутренне обязательных поступках.
В истории западноевропейской и
русской философии имена женщин встречаются нечасто.