С овладением языком мы вступаем в
символический мир намного более высокого уровня абстракции.
Эта реальность сохраняет телеологию
символического мира культуры и принимает на себя всю нагрузку реального мира свободы.
Ребёнок, который пока ещё не научился языку, всё равно живёт, как и все люди, в
символическом мире, то есть в мире, где говорят.
Например, «
символический мир» вообще (язык, миф, семиотические структуры), «жизненный мир» трансцендентальной феноменологии…
Он выдвинул идею «конструирования»
символического мира в мифологии по единой модели, на основе противопоставления сакрального (первоначального) и профанного (современного) времени.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: непродуваемый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Чем больше я погружалась в различные уровни
символических миров, тем чаще сталкивалась с так называемыми синхронизмами.
Эта книга станет проводником в
символический мир эфирных масел как для профессиональных терапевтов, так и для людей, только начинающих знакомиться со сферой натуральных ароматов.
К середине 90-х годов он уже написал несколько книг о средневековом папстве, его роли как религиозного и политического института, о его
символическом мире, научных интересах, повседневной жизни.
Символический мир окружает нас повсюду – это предметы, воспетые в поэзии, музыке.
Сказки и другие
символические миры следует понимать как на коллективном, так и на индивидуальном уровне.
Поскольку сны существуют исключительно в
символическом мире, считается, что на них благотворно влияют развитые экстрасенсорные способности.
Языческий
символический мир проникал сюда и подтачивал, искажал то религиозное символическое поле, что создавалось пророками и священниками.
Но и в этом, вполне зримом случае гербария, булавка в большей степени не столько фиксирует «материальную» систему координат – насекомое в рамке за стеклом, – сколько переводит нас в
символический мир, полностью перекодируя это сущее вплоть до полного изменения его как сущего.
Здесь и сейчас – не точки, а вход в наш
символический мир.
Но духовная жизнь, подобно ментальной, может использовать внешнее существование во благо индивида, оставаясь совершенно безучастной к какой бы то ни было коллективной работе, к задаче преобразования и возвышения этого чисто
символического мира, который она использует.
Но как бы то ни было, именно греки кардинальным образом отреагировали на рациональность, отказавшись от соединения
символического мира с религиозным ритуалом.
Возникающим
символическим миром в первичном общественном коллективе человек отдалялся от биологической жизни приматов.
Как стена вырос он перед человеком и закрыл собой (из‐за страха) известный
символический мир, в результате чего человек почти потерял контроль над ним.
Осознанный плюрализм, по его мнению, признанный индивидами и коллективами, «является ратификацией того положения вещей, что имело место и ранее: множественности
символических миров и связанных с ними способов человеческого действия, многочисленности образов мира и само-образов, культурных и поведенческих различий».
Вместе с тем язык – это реальность, относительно обособленная от сознания отдельных индивидов, застающих и «усваивающих» эту реальность –
символический мир предшествующих поколений, запечатлённый в культуре, в памяти человечества.
Итогом мировоззренческого компромисса стало, условно говоря, превращение человека «в скульптуру», из‐за чего он и стал неподвижным, и старый
символический мир потерял над ним власть.
Маленький сегмент непознанного в раю
символического мира – мира знаний – оказался огромным, страшным миром неизвестности.
Это
символический мир мифологии, языка, искусства, который сплетается вокруг человека в прочную сеть.
Такое положение вещей позволяло первым людям пребывать в континууме особого
символического мира.
Значит, всё‐таки
символический мир не ушёл, но он так скрылся от глаз людей, что перестал быть видимым.
В процессе эволюции общество заменило натуральную форму на слово или цифру, и стало ими манипулировать, что в конце концов привело к виртуальному
символическому миру из слов, букв и чисел.
Человек был, как сетью, опутан нитями слившегося с ним
символического мира.
Хотя в характеристику среды действия входит традиционная смена движения солнца, призванная ввести в
символический мир произведения тему времени, это в данном случае лишь театрализованный ход, не способный перебить всевластие тьмы.
Для созидания
символического мира это принципиальный момент.
Тот
символический мир, который человек уже имел в раю, с ним остался, но изменился взгляд самого человека на мир.
Слияние
символического мира с природой приводило к обожествлению природы, и в этом случае символический мир превращался в мир религиозной зооморфнойсимволики.
Тут
символический мир также следовало завоевать, однако военный размах был уже шире.
Наличие государства, а значит, и возможность ведения масштабных межгосударственных войн в третьей модели расширяли и границы
символического мира, делали его более сложным и многоликим.
Происходит освобождение от «плена» старого
символического мира, разрушение его и рациональное создание нового символического мира на основе рефлексии над природным миром (вторая модель) и над миром человека (третья модель).
Человек погружён не только в материальный, непосредственно воспринимаемый мир, но и запредельный,
символический мир.
Тот
символический мир, который мы описывали во второй и третьей моделях, здесь предстаёт в новом виде.
Но здесь же, в раю, человек познакомился и с другим взглядом на
символический мир.
Отсюда возникает и представление о социальной задаче философии: очистить
символический мир, уничтожить идеологии и любые формы магии, поскольку они, вне зависимости от своей природы, принципиально ограничивают возможности разумной политики, и в то же время в отношении реальной политики побороть все состояния, препятствующие свободному развитию мысли.
Когда
символический мир в период существования архаичного язычества был слит с религиозным ритуалом, человек находился в плену символа.
Это традиция появилась среди людей как следствие выбора внимания к тенденции сужения
символического мира.
Человечество оказалось перед дилеммой: или в смирении и покаянии идти путём познания и возвращения к известному
символическому миру, или создавать ложный символический мир – иллюзию укрытия от страшной и таинственной неизвестности окружающего мира.
В XIX столетии на волне развития исследований по проблемам различных культур (как исторически бытовавших, так и современных традиционных), по проблемам символической организации человеческого мира философия культуры становится самостоятельной областью философской рефлексии, предметом которой являются человек и создаваемый им
символический мир.
Живой
символический мир в раю действительно в тенденции расширялсяпо мере того, как человек давал животным имена.
Сейчас, когда
символический мир выхолащивается и используется для манипуляции сознанием, человек попадает в ещё более страшный и опасный плен, из которого уже нельзя будет выбраться, так как в результате этих действий будет разрушаться сам человек, его дух и душа.
Наконец, существует ряд подходов, которые трактуют политический юмор как средство манипуляции символами власти, позволяющее рядовому человеку адаптироваться к идеологическому и социальному «двоемыслию» либо «доместифицировать» пугающий и чуждый
символический мир официальной идеологии.
Собственная открытость терапевта внутреннему
символическому миру, пространству игры помогает клиенту соприкоснуться с творческой областью в себе.
Оно заключается, пожалуй, в том, что маркирующий природу
символический мир являлся своего рода прозрачным зеркалом, через которое открывалось зазеркалье потустороннего мира.
Таким образом, эмоциональное мироощущение индивида как существа, живущего в
символическом мире и творящего этот мир, складывается на основе языка или языков общения.
Каждый человек этого общества дерзновенно выступал как пророк, претендуя на способность постоянно творить живой
символический мир.
Если «культурные» системы тяготели к самозамыканию, к погружению в свои
символические миры, то «посткультурная» система должна демонстрировать открытость ко всем вариантам «иных», к поддержке идеологии открытости и построению пространства универсальной совместности.