Обычай
смотра невест выставлял монарха абсолютно не стеснённым какими-либо рамками и границами.
Вместе с тем легко представить, что колоссальная работа по организации первого
смотра невест могла потребовать нескольких недель и начаться в первых числах июня.
Члены высокородных семей руководили региональными
смотрами невест, они и их жёны постепенно сужали список претенденток – обычно прежде, чем царственный жених видел хотя бы одну из них.
Из этой сокровищницы источников мы узнаем историю
смотра невест, которая резко контрастирует с тем, как данный обычай понимали ранее.
Эти ограничения прямо упоминаются в нескольких отчётах иностранцев, описывающих московские
смотры невест.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перегрузиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Этот замечательный отчёт ясно указывает на то, что московиты разработали и проводили
смотры невест как средство, чтобы не допустить появления невесты из знатного придворного клана.
Остатки бумажного следа от, несомненно, колоссальной писчей работы, эти документы помогают сформировать новое и более правдивое представление о том, каков был механизм
смотров невест.
Но в исследовании
смотров невест эти направления объединены впервые.
Победительница
смотра невест функционально была иностранкой, но без той высокой цены и культурных барьеров, что всегда сопровождали появление иностранной невесты.
Но
смотры невест стали формализованными больше, чем когда-либо.
Наконец, вышеприведённое описание
смотра невест искажает цель и значение данного обычая.
Прямые указания на поиск по всему царству присутствуют и в обширной канцелярской документации по поводу
смотров невест в XVI веке.
Региональные, начальные
смотры невест, по всей видимости, дожили до XVII века, но в условиях новой династии в процесс были внесены коррективы.
Первый и второй этапы
смотра невест – первоначальный осмотр кандидаток, оценка их физических достоинств и сокращение числа претенденток до небольшой группы финалисток – были полностью в руках боярских кланов.
Нам остаётся обозначить место
смотра невест в широком политическом контексте.
Истинная цель
смотра невест выявляется, если отчёты иностранцев и официальные описания свадеб сопоставляются с канцелярскими документами, созданными в связи с поиском невесты.
Она оживляет сухие биографические записи, относящиеся к нескольким аристократкам и участницам
смотра невест, и предлагает основанный на исторических источниках взгляд на то, как политическая культура влияла на жизни молодых женщин, оказавшихся в непосредственной близости к царю.
Другими словами, независимо от места и времени появления, традиция
смотра невест, по всей видимости, связана с тревогами и противоречиями (и служит для их смягчения), рожденными политической системой, в которой родство является доминантой.
Таким образом, невзирая на то что
смотр невест может производить впечатление свободного и неограниченного выбора, на деле это был ритуализированный процесс, одновременно скрывающий и расширяющий контроль бояр над царской женитьбой.
Брачному обряду предшествовали общественные
смотры невест.
Последние
смотры невест состоялись в 1680‐х годах.
Как ритуал
смотра невест отражал неартикулируемые правила «политических игр» при московском дворе?
Во время
смотра невест плелись такие интриги, что впору писать шпионские романы.
Неделей ранее, 24 мая 1550 года проводился
смотр невест.
Каждый год устраивались
смотры невест.
По стародавнему обычаю для него сделали
смотр невест.
Я всецело занят делами войны и государства, мне совершенно не с руки устраивать
смотр невест.
Король объявил
смотр невест для принца.
Соответствующим образом им был истолкован апрельский
смотр невест.
Также
смотр невест поддерживал ещё один образ – самодержавной царской власти.
Центральное утверждение книги – то, что
смотр невест особенно отчётливо и ясно показывает эту политическую культуру.
Смотр невест служил отличным материалом для создания в XIX веке исторических живописных полотен, пьес, музыкальных композиций, биографий и художественных сочинений на исторические темы.
Вероятно, честно будет признать, что наибольший прогресс в изучении
смотра невест достигнут источниковедами.
Анализ
смотра невест в этой книге, оговорим сразу, прежде всего подкрепляет последнюю точку зрения.
Были ли иные модели
смотра невест, помимо византийских, для него примером?
Участие в
смотре невест забросило бы их в самый центр политиканства, динамика которого – кто соратник? кто враг? – возможно, не до конца была понятна семьям вне ближнего круга придворных.
Больше нет ни одной отсылки к этому диалогу или к любому иному свидетельству, предоставленному этой или любой иной женщиной, участвовавшей в каком-либо
смотре невест в пределах двух веков.
То, как
смотры невест проводились и менялись с течением времени, до сих пор может быть описано лишь схематично.
Это также может указывать на постепенное устаревание
смотра невест к концу XVII века, когда двор начал считать многие формальности смотра плохо подходящими для новой придворной политики и стал постепенно устранять их.
Старые правила
смотра невест нарушались, в том числе, вероятно, и наиболее важное из них – исключение знатнейших родов из участия в смотре.
Дочери крестьян и священников не были представлены на
смотрах невест потому, что, как мы видели, их туда и не приглашали.
Данный тезис, безусловно, подтверждается исследованиями канцелярской документации, посвящённой
смотрам невест.
Остаётся ещё много вопросов о том, как проходили и менялись на протяжении XVI и XVII столетий
смотры невест.
Смотр невест представлял собой холодный расчёт, где предпочтения жениха отходили на второй план по сравнению с политическими целями его советников и благом династии.
Его собственный брак был обставлен в соответствии со старыми обычаями: устроен всероссийский
смотр невест.
Единственным реальным критерием отбора было решение царственного жениха, и он добивался своего, независимо от угрожающих династических, политических или экономических проблем (которые могли ограничивать или диктовать брачный выбор иностранных королей там, где
смотра невест не было).
Показано, как «Грозный царь» продолжал использовать
смотры невест, чтобы жениться снова и снова, и исследуются политические и династические цели, стоявшие за многочисленными браками царя, а также связи между его свадьбами и женитьбами его сыновей.
Это объясняет, почему (как мы увидим во второй главе)
смотры невест породили набор новых и связанных с этими новыми ритуалов и помогли смастерить новую, вымышленную идентичность для невесты.
Смотр невест являлся квинтэссенцией автократической власти.