Необходимо познание
смысловых структур, законов происхождения и формирования инсайтов, рождения новых функциональных органов.
Таким образом, понимая каждый день множество конкретных событий и ситуаций, мы опираемся на свой тезаурус обобщённых знаний о
смысловой структуре мира человека.
Найдётся ли в каком-то другом языке фразеологизм с той же или близкой
смысловой структурой, в котором будет представлен переводной эквивалент слова спина?
Исследования, нацеленные на реконструкцию социального опыта и его
смысловых структур.
Глагол является более ёмкой частью речи с более сложной
смысловой структурой, неся на себе свойство предикативности, глагол практически может отождествляться с целым высказыванием.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: облый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поскольку для того чтобы понимать частное, мы должны знать
смысловую структуру общего, то по большому счёту не важно, идёт ли речь о понимании реальности в целом или её составляющих – событий и ситуаций.
Согласно данной концепции, в самой природе содержатся информационные матрицы с единой
смысловой структурой, что в конечном счёте и реализуется в словах и понятиях.
Такие ярлыки служат не более чем именами классов телесных единиц или именами классов фразеологизмов, но они не раскрывают внутренние
смысловые структуры этих единиц.
Сформулированный подход даёт принципиальную возможность социологической интерпретации акта чтения (т. е. воспроизведения
смысловой структуры текста) как специфической формы социального взаимодействия.
Иными словами, социальные символы и знаки (в том числе языковые структуры и знаки) должны сначала сами быть сконструированы в процессе общения, в рамках «длящихся
смысловых структур», и лишь после этого они смогут порождать новые формы общения.
Смысловые структуры общества мыслятся не как безусловная, вневременная взаимосвязь значимого и означаемого, а как зависимая от временных перспектив социума дисконтинуальная диалектика, где связь значимого и означаемого может варьироваться.
Под кризисами профессионального развития понимаются такие периоды в профессиональном развитии личности, которые связаны с перестройкой
смысловой структуры профессиональной деятельности, характеризуются активизацией адаптационных процессов и активным личностным переструктурированием.
Освобождённая от обязанностей передачи определённой семантики, литература, как и все эстетические формы в целом, несёт компоненты исторических содержаний – традиции, при этом она является исторической и репрезентативной как по тематике, так и по
смысловым структурам экспрессивных форм, особенно заимствованных или находящихся под специфическим воздействием других эстетических сфер.
Главным образом то, что мы понимаем что-то конкретное (брата, что такое ускорение, логарифм и т. п.) только на основе осмысленного знания, понимания
смысловой структуры мира, в котором живём.
Происходит перестройка
смысловых структур профессионального самосознания, переориентация на новые цели, коррекция социально-профессиональной позиции; изменения в самой деятельности – в занятиях, средствах труда, видах труда, условиях труда.
Это подтверждает современное литературоведение: «Поэтическая структура оказывается несравненно более высоко насыщенной семантически и приспособленной к передаче таких сложных
смысловых структур, которые обычным языком вообще не передаваемы».
Под конструкцией мы понимаем
смысловую структуру дискурса определённого типа.
Однако не имеет ли слово более сложной
смысловой структуры, чем простое обозначение?
В другом случае был взят литературный материал, построенный по принципу изложения разновариантности события, и затем выявлялась та
смысловая структура, которая была воспринята разными испытуемыми.
Здесь сыграла свою роковую роль многодесятилетняя промывка мозгов «теорией отражения», согласно которой у форм общественного сознания нет ни собственной истории, ни собственного развития, ни изменчивой во времени
смысловой структуры.
Подход к тексту в ней такой же – по преимуществу онтологический или онтопоэтический, то есть нацеленный на выявление неочевидных
смысловых структур, которые – вместе с другими элементами текста – определяют конфигурацию авторской персональной онтологии и мифологии.
То есть, с одной стороны, мы имеем готовое здание, являющееся объектом, предметом рассматривания и рассмотрения, а с другой – столь же законченные
смысловые структуры.
Принципиальная разнонаправленность этих двух
смысловых структур, насильственно соединённых в единую идеологическую конструкцию, и погубила, в конечном счёте, советский проект.
Сокрушив все нормативные, ценностные и
смысловые структуры, софист мог тут же, в присутствии потрясённых и растерянных слушателей, выстроить новую смысловую структуру любой конфигурации.
Неочевидные
смысловые структуры или, «нечитаемое» в тексте, могут быть выявлены различными способами, в том числе и с помощью приёмов, которыми пользуется онтологически ориентированная поэтика.
Сегодня в западной культуре повсюду возникают движения, указывающие на структурные изменения и требующие «сосредоточенного внимания» и «присутствия», проясняющие
смысловые структуры и поддерживающие процессы исцеления.
Мир обладает
смысловой структурой, и наши души живут как часть этого смысла.
Такое событие лишено непрерывности процесса, точнее, свободно от неё; его
смысловая структура и пространство его осуществления дискретны, его целостность совершается как факт и переживается изнутри участия в нём, но не даётся интеллектуальному дискурсу, не воспроизводится как «знание».
Следуя всего лишь за одним словом его поэзии, рассматривая, как свободно оно «выбирает как бы для жилья, ту или иную предметную значимость, вещность, милое тело», можно определить основные этапы творческого пути поэта, а также выявить глубинные
смысловые структуры слова и заложенную в них информацию, так как «поверхностная структура часто является обманчивой и неинформативной <…> и наше знание языка включает свойства, гораздо более абстрактной природы, не обозначаемые явным образом в поверхностной структуре».
––Гипертекстуальность– нелинейное, свободное оперирование текстовым пространством, соединение
смысловой структуры и технической среды, в которой происходит взаимопереход текста и образа.
Речь идёт о том, что все наши вопросы о сути человеческого бытия являются на самом деле вопросами, изначально продиктованными нам, в обход сознания,
смысловой структурой самого языка.
Позднеантичная мистика создаёт учение о первочеловеке как божественном существе, вмещающем всю
смысловую структуру космоса (рассматриваемого уже как вторичное по отношению к первочеловеку); этот образ переходит в христианский гностицизм и в иудейскую мистику, совмещая мотивы платонизма с новой, повышенной оценкой человека сравнительно с космосом.
Она вытекала как следствие из эклектической комбинации двух разнородных
смысловых структур.
Что касается общеязыкового тезауруса, то его построить так и не удалось –
смысловая структура естественных языков оказалась слишком сложной.
Отыскание в том или ином культурном тексте какой-нибудь
смысловой структуры, изначально не существовавшей, – уже само по себе «развлечение» (в частности, для ума).
Наша аналитическая «проба» рассчитана на приближение к
смысловой структуре ключевых литературных текстов, основана на использовании аналитических техник классического русского литературоведения, на стремлении к преодолению тенденциозности, каких – либо групповых предпочтений, мощнейшего аксиологического давления массмедиа, ангажированных современным издателем – «денежным мешком», как говаривал когда – то немодный ныне классик.
Но если не учитывать цель научного познания, то нельзя понять ни
смысловую структуру научных теорий, ни их развитие, ни возможность их использования в прикладных контекстах, ни даже взаимоотношения между учёными (поэтому многие представители так называемой «социологии научного познания», игнорирующие эту важнейшую характеристику науки, превратно описывают эти взаимоотношения).
Корпоративная идентичность – это не только логотип и миссия компании, но и
смысловая структура, которая объединяет коллектив.
Действительно: мы переживаем ощущение понимания друг друга(ощущение единомыслия) лишь тогда, когда пользуемся одними и теми же
смысловыми структурами языка, когда узнаёмодну и ту же языковую реальность, «внутри» которой находимся.
Вхождение
смысловой структуры в социально-культурный контекст предполагает – и это во-вторых – коммуникативность, возможность трансляции не просто информации как цифровой меры разнообразия, а информации именно осмысленной – выражающей и предполагающей определённые ценностно-нормативные установки.
Такой прагматический отбор исследуемых
смысловых структур, с одной стороны, обусловлен тем обстоятельством, что именно идеи и понятия – с учётом данного им определения – представлены в большинстве доступных текстов, а значит, именно эти смысловые структуры можно сопоставлять и далее дополнять содержанием реконструктивных рабочих гипотез, на основании чего, собственно, и выстраивается модель объяснения феномена психического.
Такую миссию выполняют мифология, исторические легенды, обряды и ритуалы, сакральные реликвии, вещи, символизирующие «абсолютное прошлое» и т. п. (глубинные
смысловые структуры).
Любой целостный текст как законченное произведение имеет свою
смысловую структуру.
Впрочем, сейчас этот вал уже трудно остановить: единственное, что я могу сделать, это ещё и ещё раз представлять для обсуждения примеры неочевидных
смысловых структур в хороню известных текстах, переводя присутствующие в них, но напрямую не читаемые смыслы в разряд читаемых и проявленных.
Чтобы вместить замысел ровно в четырнадцать строк с пятью рифмами и определённой эмоциональной и
смысловой структурой, нужен не только поэтический дар, но и точный расчёт (или, вернее, расчёт должен быть органическим свойством поэтического дара).
Однако, мало того, что иерархическое положение «образа», его аксиологический топос в платонизирующем сознании достаточно скромен, если не сказать двусмыслен, но и его
смысловая структура заметно отличается от качества «образа» в опыте христианской традиции.
Пространство храма включается в
смысловую структуру богослужения и каждой своей частью призвано содействовать созданию образа горнего мира.
Уровни эстетизации текста связаны с его
смысловой структурой, зависящей от событийно-фактологической основы и темы-идеи, с речевой компетентностью автора, имеющей ряд специфических проявлений, которые рассматриваются в главе, и с восприятием медиатекста адресатом.
Классическая советская песня являет собой удивительный образец гармонического соответствия всех элементов
смысловой структуры – картины мира и лежащего в его основании хронотопа, иерархии ценностей, общего строя чувств.
Именно эти
смысловые структуры определяют поведение человека и, в конечном счёте, ход истории, а, значит, одни лишь материальные факторы не могут объяснить переход от одной исторической формации в другую.