Сурдопедагогика как одна из отраслей
специальной педагогики тесно связана со всем блоком психолого-педагогических дисциплин.
Предметные области
специальной педагогики находятся в тесном сотрудничестве со смежными науками.
Так как
специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется большинством общепедагогических терминов.
Развитие
специальной педагогики, всё более тонкая дифференциация накопленного материала способствуют постепенному возникновению и становлению новых сфер педагогического познания.
Проблемы
специальной педагогики затрагивались философами прошлого, но изучение этих проблем носило эпизодический характер и не выделялось в отдельное направление.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: алеутка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Специальная педагогика выступает как объединяющая эти предметные области теоретическая и методологическая основа.
Совместная работа – один из реальных путей дальнейшей интеграции
специальной педагогики и психологии.
Участники коррекционно-педагогического процесса должны обладать широким научным кругозором и хорошо ориентироваться в теоретических и прикладных вопросах
специальной педагогики.
В целом возможности этого материала в
специальной педагогике используются недостаточно.
Одним из направлений
специальной педагогики, в котором работа с использованием глины имеет определённую теоретическую и практическую базу, является антропософская лечебная педагогика.
Так, в стадии разработки находятся сферы
специальной педагогики, ранее не охваченные, субъектом которых являются хронически больные лица и лица с тяжёлыми и сложными недостатками.
Специальная педагогика стала рассматриваться как самостоятельная отрасль педагогического знания, тесно связанная со смежными науками, в первую очередь с медициной и со специальной психологией.
Коррекционная психология во взаимодействии со
специальной педагогикой повышает уровень развития детей с врождёнными или приобретёнными дефектами.
Становление
специальной педагогики в нашей стране происходило в рамках науки дефектологии, затем в начале 90-х гг.
Специальная педагогика активно использует для решения своих задач знания смежных с ней наук, таких как педагогика, психология, медицина, история, философия, социология, информатика, физика и др.
За время существования
специальной педагогики было накоплено огромное количество научных данных.
В поиске новой гуманистической парадигмы огромную роль имеет переосмысление основополагающих моментов, моделей и методик познания, приоритетов и перспектив
специальной педагогики – фун-даментализация.
Специальная педагогика считает своей основной целью приобретение навыков жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации.
На помощь медицине приходит
специальная педагогика, помогающая закреплению достигнутого эффекта лечения и помогающая человеку учиться вести максимально полноценный образ жизни.
Соответственно для эффективного преодоления стойких нарушений развития обязательно требуется применение арсенала средств и технологий
специальной педагогики и специальной психологии.
Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия
специальной педагогики.
Каждая из предметных областей
специальной педагогики имеет собственную структуру аналогично общей педагогике: свои принципы, задачи, методологию, приёмы и принципы воздействия, возрастную дифференциацию.
Автором кратко, но чётко и убедительно изложены методологические и теоретические основы
специальной педагогики, рассмотрен исторический аспект развития теории и практики специального образования, раскрыты формы и методы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
Институт
специальной педагогики и психологии, 2012.
Новой для отечественной
специальной педагогики является проблема ранней диагностики и ранней помощи (от 0 до 3 лет) детям с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы.
Теория и практика научного знания специального образования выступают как предмет
специальной педагогики и изучают особенности развития и социализации личности с нарушениями развития, а также занимаются поиском новых путей коррекции и компенсации недостатков для достижения такой личностью максимальной самостоятельности.
Автор трудов по олигофренопедагогике, истории
специальной педагогики и специальной психологии, школьной гигиене и физическому воспитанию.
Настоящее пособие – практикум по психолингвистике – адресовано коррекционным педагогам – студентам факультетов
специальной педагогики и психологии, а также специалистам-практикам, задачей профессиональной деятельности которых является формирование речи в условиях общего и речевого дизонтогенеза.
Задачи
специальной педагогики во многом совпадают с задачами общей (в том числе дошкольной) педагогики.
Специальная педагогика решает широкий круг задач.
Специальная педагогика переживает кризисный период, многие актуальные проблемы обусловлены расширением реабилитационного пространства:«по горизонтали» – возникла необходимость широкого охвата различных категорий детей с отклонениями в развитии; «по вертикали» – осознаётся необходимость медико-писхолого-педагогической поддержки и сопровождения детей различных возрастных групп.
Отечественная
специальная педагогика отводит особую роль трудовому обучению в подготовке к самостоятельной жизни детей и подростков, имеющих особенности психофизического развития, поэтому занятия ручным трудом рассматриваются одновременно и как эффективное средство коррекции нарушений психического развития, и как начальный этап выбора и подготовки к будущей профессии.
Все перечисленные цели направлены на достижение одной общей педагогической цели – достижение личностью социализации и самореализации в процессе развития, в контексте
специальной педагогики – достижение максимально возможной самостоятельности и независимости в процессе жизнедеятельности.
Исторически сложилось, что
специальная педагогика складывается из предметных областей, интегрированных по клинико-физиологическим и психолого-педагогическим параметрам, согласно традициям создания образовательных учреждений для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Сегодня
специальная педагогика находится в поиске новой парадигмы, которая позволила бы достичь более полного удовлетворения особых потребностей лиц с недостатками развития, что соответствует требованиям современной цивилизации.
С накоплением знаний медицины и
специальной педагогики потребовалось уточнение теоретической части сущности, информации о формах и причинах дизонтогенеза, таким образом появилась классификация недостатков развития с точки зрения философии.
Это связано с тем, что не определены на сегодняшний день причины возникновения этого нарушения [1,17,13,14], всё ещё продолжает совершенствоваться классификация аутистических нарушений (в российской
специальной педагогике и психологии она отсутствует) [3,4,5,14,15], в российской статистике, к сожалению, пока ещё нет достоверных данных по количеству детей и взрослых, имеющих аутистические расстройства [17,18,19], отсутствуют сертифицированные методики работы, позволяющие проводить абилитацию и коррекцию детей с аутизмом [18,19], нет и специалистов, которые могут эффективно работать с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра [18,19].
Следует отметить, что, в соответствии со сложившейся в
специальной педагогике традиции, в реализации задач коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии активное участие принимают педагоги и психологи общего профиля.
Опираясь на методы обучения и воспитания, разработанные в педагогике,
специальная педагогика изучает особенности реализации общепедагогических принципов учебно-воспитательной работы в условиях специальных учреждений, адаптирует методы и формы организации учебно-воспитательного процесса с учётом особенностей каждой из групп аномальных детей.
Воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями входит в перечень дисциплин
специальной педагогики, базируется на многих общих дидактических принципах и методических подходах и вместе с тем содержит значительное своеобразие, обусловленное спецификой развития, связанного с сочетанием у одного ребёнка нескольких тяжёлых первичных нарушений.
На предшествующих этапах развития
специальной педагогики дети с тяжёлыми и множественными нарушениями чаще всего являлись воспитанниками учреждений системы социальной защиты, их образовательные возможности оценивались очень низко, вследствие чего они часто попадали в группу «необучаемых».
Однако на этом этапе развития дошкольной
специальной педагогики проблема поисков путей воспитания и обучения детей со сложным дефектом (так назывались комплексные нарушения в тот период) осознавалась практиками, но не получала должной научной разработки.
В итоге я вышла с кафедры
специальной педагогики и психологии сложившимся специалистом.
В качестве одного из приоритетных направлений современной
специальной педагогики рассматривается необходимость включения в систему образования тех детей, которые в силу особенностей развития не были охвачены процессом обучения и оказывались за его пределами.
В
специальной педагогике центральное место занимают индивидуальные занятия с детьми, а в интегративных детских садах возможен другой подход, при котором наблюдение за ребёнком и работа с ним происходят без отрыва от остальной группы.
Задача состоит в том, чтобы связать педагогику дефективного детства (сурдо-, тифло-, олиго- и т. п. педагогику) с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать
специальную педагогику с педагогикой нормального детства.
История
специальной педагогики знает немало примеров организации совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и обычных детей.
Лекции читаются на основе научных данных современной биологии, естествознания и географии, методики преподавания предметов естествоведческого цикла в общеобразовательной и специальной школе, отечественной и зарубежной
специальной педагогики, междисциплинарных связей с современным гуманитарным знанием.
К моменту вступительного тестирования в педагогическом университете я чувствовала себя уверенно (теорию
специальной педагогики и психологии тоже к тому времени удалось начать постигать).
Например, ведущее противоречие организации коррекционного образования вызывает постоянное затруднение целеполагающих компонентов
специальной педагогики: с собственно педагогической точки зрения необходимо обеспечить повышенное, ускоренное освоение ребѐнком с нарушением в развитии программного материала, соответствующего его паспортному возрасту, между тем как с медицинской позиции следует обеспечивать таким детям охранительный, щадящий режим.