Разнообразные техники
стенной живописи возникли в глубокой древности.
При всех таких переменах, разрушениях и перестройках исчезала мало-помалу древняя
стенная живопись храма и изменялась отчасти его архитектура.
При более тщательной и умелой работе в то время могли ещё обнаружить и, может быть, сохранить полный образец
стенной живописи XII столетия.
Стенная живопись напоминала об истории обители.
Стенная живопись исполнена не красками, а тушью, что придаёт картинам вид литографированных.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гипсометрический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Одна посвящена материалам и технике древнерусской
стенной живописи XI–XVII вв., а другая – материалам и технике монументальной декоративной живописи русской, западной и восточной.
Настоящий сборник, содержащий статьи по технике и технологии
стенной живописи, иконы, резьбы по дереву, гравюры, медного литья разных эпох, отнюдь не претендует на исчерпанность данной темы в целом.
Отмечается значение использования для изучения
стенной живописи микрошлифов, особенно на косо направленном срезе, так как на нём легче наблюдать даже очень тонкие красочные слои.
Не все публикации равноценны по содержащимся в них сведениям о технике и материалах
стенной живописи.
Одним – для правильного познания истории и технологии, другим – для использования многовекового опыта при создании произведений современной
стенной живописи.
Технологические приёмы
стенной живописи, определяемые визуально или на основе современных точных наук, часто обнаруживают общие принципы и методы, использованные мастерами этих стран.
Впрочем, следует отметить, что эти краски, применённые для флорентийской
стенной живописи, его подвели – растеклись.
Рукописные списки XVIII и XIX вв., как правило, к
стенной живописи прямого отношения не имеют.
Первая часть книги посвящена технике, вторая – реставрации
стенной живописи.
Для изучения древнерусской
стенной живописи представляют интерес исследования средневековой европейской живописи.
Основное внимание он уделяет грунту
стенной живописи – известковой штукатурке, сопоставляя сведения из рукописей с исследованиями советских специалистов.
На основании вышеприведённых статей историко-искусствоведческого характера получить исчерпывающие и бесспорные сведения о материалах и технике древнерусской
стенной живописи невозможно.
Установлено, что древнерусские мастера применяли не полностью обожжённый известняк, и это придавало особые свойства
стенной живописи.
Между тем клеевая и масляная
стенная живопись наряду с техническими и художественными преимуществами имеют один существенный недостаток.
Однако именно этот век стал переломным моментом русской православной иконописи: сумрачный колорит, свойственный
стенной живописи, сменяется яркими красками.
Искусство
стенной живописи, вылепленные из глины или вырезанные из гипса барельефы, натуралистическое представление животных, человеческие фигуры и божества, употребление иногда выдавленных пальцами в глине узоров типа „макарон“, распространённое использование геометрического орнамента со спиралями и меандром, вырезанного на печатях или перенесённого на ткань, макеты раненных в охотничьих ритуалах животных, практика захоронений в цвете красной охры, архаичные амулеты в виде богини, подобной птице с роскошным хвостом, и наконец, некоторые виды каменных орудий и зубчатые раковины в качестве драгоценностей – всё это хранит остатки наследия верхнего палеолита.
Первая посвящена преимущественно станковой темперной живописи, краскам, и только в двух главах (2-й и 15-й) уделено внимание
стенной живописи; вторая и третья книги посвящены стеклу, металлам, кости, драгоценным камням и другим материалам, используемым для изготовления предметов прикладного искусства.
Технология
стенной живописи изложена в общих чертах.
Стенная живопись становится важной частью украшения.
У них так же, как и у ассириян, мы находим, что
стенная живопись употреблялась для украшения храмов и дворцов (которые, впрочем, были первоначально тождественны); и поэтому она была делом правительства, в таком же смысле, как государственные торжества и религиозные обряды.
Лакей провёл меня через ряд неосвещенных зал, украшенных
стенной живописью; потом следовали две или три гостиные с мягкой мебелью; здесь лакей поручил меня горничной.
Издревле наш род слыл родом ясновидящих; и многие особенности в замке, в
стенной живописи главной залы, в занавесах спален, в резных украшениях оружейной, а главное, в галерее старинных картин, в устройстве книгохранилища и подборе книг – оправдывали эту славу.
Бегло оглядывают
стенную живопись, работу будто бы крепостного человека.
Автор использует тексты многих манускриптов и изданий, касающихся специфики западноевропейской техники
стенной живописи.
Однако некоторые работы отражают весьма существенные наблюдения над приёмами исполнения росписей и этим разъясняют отдельные вопросы техники древнерусской
стенной живописи.
Этого до сих пор не учитывали историки искусства при изучении
стенной живописи.
Это самые ранние из сохранившихся письменные источники (I в. н. э.), которые содержат сведения, вошедшие в практику всей средневековой живописи и не потерявшие своего практического значения для современной
стенной живописи по известковой штукатурке.
Забелин публикует среди других материалов одну рукопись по технике
стенной живописи («Как писать стенное письмо»), датируя её XVI–XVII вв.