Поэтому эмпирические исследования духовности не должны ограничиваться изучением смысловой
сферы личности.
Оно связано с утверждением духовной
сферы личности и запретом любой психологической практики, сопряжённой с воздействием на духовную сферу.
Эти рефлексы имеют огромное значение для внешних отношений человека с окружающим миром, а также для развития нервно-психической
сферы личности.
Духовная
сфера личности должна характеризоваться оптимальным сочетанием духовности и практичности.
Примитивные защиты действуют недифференцированно во всех
сферах личности, будь то когнитивный, эмоциональный или поведенческий аспекты.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: почуяться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Можно предположить, что достаточно быстрые изменения в образной
сфере личности также могут быть связаны с проявлениями психической дезадаптированности.
Для того чтобы понять, какова роль креативности для самого человека, важно понять, как она связана с эмоциональной
сферой личности.
Наряду с конфликтной
сферой личности, Хартманн признал и неконфликтные, – например, сферу интересов и интеллект.
Именно
сферы личности определяют целостность, структурированность, направленность личности ребёнка.
Произвольный контроль эмоций – это прерогатива волевой, а не эмоциональной
сферы личности.
Есть все основания полагать, что к числу таких факторов относятся особенности ценностно-смысловой
сферы личности, которые и были выбраны автором монографии в качестве предмета исследования.
Таким образом, уровень духовности можно измерить через степень присвоения духовного уровня смысловой
сферы личности.
Развивающая– применение социально-педагогической технологии профориентационной работы для развития мотивационной
сферы личности ребёнка, системы ценностей, профессиональной направленности, самосознания.
Развитие мотивационной
сферы личности в студенческом возрасте предполагает создание условий для жизненного и профессионального самоопределения.
Таким образом, аксиологической модели духовности соответствует ценностно-смысловая
сфера личности.
Характер, эмоциональные переживания, потребности и мотивы поведения – всё это относится к
сфере личности.
Концепция образной
сферы личности вносит свой вклад в осмысление психоманипулятивных информационно-психологических воздействий.
Это особенно важно в современных условиях, предъявляющих высокие требования к «психонервной»
сфере личности.
Совершенствование навыков сознательного действия средствами театрального искусства происходит в процессе чувственно-наглядного отображения явлений действительности, что способствует самопознанию в единстве развития эмоционально-волевой и интеллектуально-познавательной
сфер личности.
Произвольное управление является интегральным психофизиологическим процессом, поскольку оно, с одной стороны, включает в себя, помимо волевого усилия, ряд других психологических феноменов: мотивы (желания, долженствование), интеллектуальную активность, нравственную
сферу личности, – но, с другой стороны, базируется на физиологических процессах и особенностях их протекания (свойствах нервной системы).
Психология образной
сферы личности показывает роль защитных механизмов в построении и изменении картины мира: взгляды человека обычно сопротивляются пересмотру, и он непроизвольно отбирает факты, подтверждающие имеющиеся представления.
По нашим наблюдениям, каждая личность характеризуется определёнными доминирующими эмоциональными состояниями (соответствующим типам ведущего аффекта в патологии), а их тип является характеристикой эмоциональной
сферы личности не только в патологии, но и в «норме».
Если мотивационная
сфера личности преступника-убийцы определяется эгоцентризмом, стойким конфликтом с большинством представителей окружающего общества, а также оправданием самого себя и своих действий, то система мотивов, например, представителя власти строится согласно его индивидуалистическому отношению к закону и иным нормативным предписаниям, к своим служебным и прочим обязанностям.
А это уже качественно новый уровень: творческая работа за пределами сознания значительно расширяет всю внутреннюю
сферу личности, выявляя то, что прежде оставалось в тени.
Успешное окончание операции «Иракская свобода» (2003 г.), давшее сильный толчок развитию американского патриотизма, побудило армейских руководителей приступить к разработке несложного, легко запоминающегося, мощно воздействующего на эмоционально-волевую
сферу личности военнослужащего агитационно-пропагандистского средства.
Ментальность различных этапов этносреды, согласно принципу этнофункционального единства микро- и макрокосма, является в наших исследованиях ориентиром для формирования образной
сферы личности (Гостев, 2007), в частности, в процессе воспитания на соответствующих стадиях её развития.
Особенностью применения этнофункциональной парадигмы в психологии является то, что она, прежде всего, направлена на разработку и обоснование «гуманитарных», т. е. не только сугубо научных, но всесторонне охватывающих человека и личность технологий, учитывающих «формы вненаучного психологического познания» (Кольцова, 2008, с. 3), в частности, духовную
сферу личности.
Для построения такой методики необходимо, определившись с философской моделью духовности, с позиции психологии выявить
сферу личности или сторону деятельности индивида, которую нужно исследовать в аксиологическом аспекте духовности.
Отсюда проистекает и выделение трёх
сфер личности и, соответственно, трёх типов психических процессов: интеллектуальных, эмоциональных и волевых.
Мне представляется, что эмоциональная
сфера личности – это многогранное образование, в которое кроме эмоций входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния (эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), – и каждое из них имеет достаточно отчётливые дифференцирующие признаки.
Смысловая
сфера личности (сначала наивного носителя родного языка, по определению социологов) развивается по мере активизации смысло-образования.
При работе с данными категориями населения необходимо учитывать все происходящие изменения и преобразования не только психических и психомоторных процессов, но также изменения в физической, познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной, социальной и других
сфер личности.
Во-вторых, педагогическая диагностика направлена на определение уровня компетентности ребёнка, в основе которой лежат
сферы личности ребёнка (когнитивная, эмоционально-чувственная, мотивационно-потребностная, поведенческая).
Иначе говоря, нужно ответить на два вопроса: какую философскую концепцию духовности взять за основу и какую
сферу личности или сторону деятельности исследовать, чтобы измерить духовность?
Понятие нравственности в отечественной психологии принято рассматривать как фундаментальное проявление отношения к миру и к другому человеку, важнейшую характеристику личности (Рубинштейн, 1973), при этом в общетеоретическом плане нравственная
сфера личности является наиболее сложной несмотря на то, что этот вопрос привлекал к себе пристальное внимание ещё античных философов.
Существует мнение, что большинство добродетелей базируются на самоконтроле (Baumeister, Exline, 2001), который, конечно же, связан с интеллектуальной и эмоционально-волевой
сферой личности.
Образная
сфера личности или общества (этносреды) может включать не только образы, имеющие социокультурное или природно-биологическое происхождение, но и религиозно-мистические.
Личностная беспомощность рассматривается, таким образом, как системное качество субъекта, включающее в себя пессимистический атрибутивный стиль, склонность к таким невротическим нарушениям, как депрессия и повышенная тревожность, пониженную самооценку, а также ряд особенностей эмоциональной, мотивационной, когнитивной и волевой
сфер личности и характеризующее низкий уровень субъектности.
Существенное отличие машинных процедур «приписывания смысла» от процессов смыслообразования человека состоит в том, что последние детерминируются побудительными механизмами деятельности, уходящими своими корнями в мотивационную
сферу личности понимающего, не воспроизводимую в современных «понимающих системах».
Под культурно-досуговой деятельностью понимается активная и творческая работа библиотеки, направленная на организацию досуга разных возрастных групп, удовлетворение и развитие их досуговых потребностей в сфере свободного времени, связанных с созиданием, совершенствованием интеллектуальной, эмоциональной, духовно-нравственной и волевой
сферой личности.
В психологии страх определяется как эмоция, тем не менее автор предпочитает использовать слово «чувство», подчёркивая комплексность рассматриваемого феномена и имея в виду аффективную
сферу личности вообще.
Если в системах персонологического контент-анализа осуществляется кодировка речевых проявлений мотивационно-потребностной
сферы личности, актуального эмоционального состояния, когнитивных нарушений, то интент-анализ восстанавливает более динамичные интенциональные характеристики, сопряжённые как с когнитивно-личностной сферой, так и с условиями общения.
Существенно переработан и расширен в главе II «Исходные психологические предпосылки и гипотезы» § 4 «Смысловая
сфера личности».
В центре внимания – убеждение, что именно эмоциональная свобода позволяет аналитику вступить в контакт с той примитивной
сферой личности, которую называют психотической, догенитальной, доэдиповой, областью базисного дефекта или просто примитивной.
Это определение демонстрирует широкий спектр предметной области исторической психологии, в котором своё законное место занимают проблемы сознания группового и индивидуального субъекта, ценностно-смысловая и нравственная
сферы личности, поведение и социальные взаимодействия в процессе исторического функционирования, а также психологическая составляющая самого исторического процесса.
Другая проблема касается строения мотивационной
сферы личности.
Каковы конкретные методические пути изучения смысловых образований
сферы личности?
Таким образом, социальная
сфера личности является объединяющим звеном и возбудителем всех вообще следов психорефлексов, возникающих на почве общественной жизни и оживляющих те ли иные органические реакции.
Именно в образной
сфере личности наиболее заметной становится взаимосвязь временных и пространственных характеристик.
Они пытались отыскать некоторые структурные константы в когнитивной
сфере личности, которые выступали в качестве посредников между потребностно-аффективными состояниями и внешними воздействиями.