Во-первых,
теория сложности предполагает, что экономический мир состоит из взаимодействия между многочисленными диспергированными гетерогенными агентами.
Глава 2 содержит краткий обзор гибких методологий разработки программного обеспечения, а в главе 3 рассматриваются основы
теории сложности.
Третье предположение
теории сложности состоит в том, что в экономическом мире много уровней организации и взаимодействия.
В последние несколько десятилетий мы стали свидетелями зарождения и развития
теории сложности, вначале в применении к математике и биологии, а затем к экономике и социологии.
Во-вторых, сама
теория сложности говорит нам, что любые попытки создать единую модель, описывающую сложные системы, неизбежно обречены на неудачу.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нейрогенный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Менеджмент 3.0 – это модель для Agile-менеджмента, которая позволяет применять подходы
теории сложности к управлению командами, занимающимися разработкой программных продуктов с использованием гибких методологий.
Тут на помощь приходят исследования специалистов в области биологии и математической
теории сложности движений.
Агенты
теории сложности в повторяющихся и идентичных внешних условия ведут себя по-разному.
Теория сложности имеет недостатки преднамеренной избыточности, приводящей к неэффективности; неконтролируемости вследствие отсутствия авторитета; непонятности, поскольку причинность является разнонаправленной; длительности, поскольку развитие сложных систем требуют времени.
Субъект конструирует действительность, и возможности этого конструирования видятся с позиции
теории сложности в разных планах.
Осветив ключевые элементы этой теории в некоторых аспектах образования как сложной системы, укажем проблемы применения
теории сложности в образовании.
Одним из наиболее важных понятий
теории сложности является понятие «возникновение», которое подразумевает, учитывая достаточную степень сложности в конкретной среде, появление новых и в некоторой степени неожиданных свойств и характеристик.
Второе ключевое предположение
теории сложности состоит в том, что взаимодействия агентов не находятся под контролем «глобального контроллера».
Теория сложности пытается увидеть «мир изнутри», мир как он видится познающим его и действующим в нём человеком и как он может строиться, конструироваться человеком.
Если развитие науки начиная с XVII века проходило под знаком детерминизма, то сложность как предмет исследования возникла в XX веке; соответствующие исследования значительно ускорились с того момента, когда в конце XX века
теория сложности выделилась в отдельную научную дисциплину.
Ключевые моменты
теории сложности.
Теория сложности описывает процессы адаптации, эволюции и развития.
Теория сложности отличается от других теорий, которые могут демонстрировать редукционистские тенденции в области исследования и методологии, поскольку предполагает, что динамические взаимодействия и адаптивная ориентация систем позволяет им усложняться.
Теория сложности ищет источники и причины изменений в динамической сложности взаимодействий между элементами или агентами, которые составляют определённую среду.
Теория сложности принимает существование определённых генеративных элементов в некоторой области, но предполагает, что сфера системного взаимодействия в целом гораздо шире, чем предсказуемо определяется основным генеративным элементом.
Некоторые из постулатов
теории сложности не являются принципиально новыми, но объединение нескольких ключевых моментов в более или менее едином целом придаёт этой теории привлекательность и импульс для развития.
Поэтому общение и сотрудничество являются ключевыми элементами
теории сложности.
Современная
теория сложности довольно быстро развивалась в различных сферах естествознания, не очень глубоко внедряясь в гуманитарно-социальные науки, за исключением антропологии и экономики.
Тем не менее ещё предстоит оценить на теоретическом уровне последствия
теории сложности как смены парадигмы в образовании и её способность решать давние вопросы, на которые традиционные исследовательские парадигмы пока не дали удовлетворительных ответов.
Сложные динамические системные подходы
теории сложности основаны на широком и разнообразном применении математических моделей.
Нелинейная динамика и теория самоорганизации могут быть применены для объяснения психологической нестабильности в образовательных учреждениях и, таким образом, связать психологию и возрастную физиологию в рамках
теории сложности.
Эти подходы иллюстрируют потенциал
теории сложности и представление нового взгляда на некоторые старые и новые проблемы в образовании, а также помогают обеспечить новые интересы и приоритеты в сфере образования как сложной динамической системы, стимулировать порождение новых вопросов об образовательных процессах и их эффективности.
Теория сложности даёт возможность для переосмысления многих образовательных тем, которые были относительно мало артикулированы в современной ситуации тотального контроля всех уровней образования, регламентации его содержания, подкреплённой системами оценок с постоянным наблюдением за производительностью и экономически понимаемой эффективностью образовательной деятельности.
Теория сложности переопределяет сами основы образования, критически переосмысливая ценности контролируемого и контролирующего предметного образования и становление открытых, междисциплинарных и конструктивистских учебных программ на проективной основе.
Теория сложности демонстрирует некоторые элементы «хорошей» теории: экономность, оперативность, внутренняя согласованность условий, концептуальность, продуктивность, способность порождать исследовательские проекты и предложить методологические основания исследования.
Не могли бы несколько «заумные» термины и конструкты
теории сложности быть выражены на простом разговорном языке, опирающемся на здравый смысл и повседневный опыт?
Почему
теория сложности будет лучше и эффективнее в улучшении образования, чем альтернативные, линейные теории?
Насколько полезна
теория сложности, которую можно рассматривать как объяснение с ограниченным прогнозирующим потенциалом: она может описать, что произошло и что происходит, но не то, что произойдёт, потому что будущее непредсказуемо.
Уменьшает ли это значение
теории сложности или просто заставляет определить более чётко границы её применимости?
Теория сложности опирается на непредсказуемые, нелинейные изменения, которые весьма проблематичны в образовательном контексте, предполагающем ответственность за то, что происходит сейчас и планируется в будущем.
Теория сложности включает глубоко укоренившийся прагматизм, оправданный эгоистичным выживанием и предполагающий, что правильно лишь то, что работает на его обеспечение.
Как уже было упомянуто, существует несколько антиномий
теории сложности, хотя большинство её центральных элементов взаимно усиливают друг друга.
Если
теория сложности предписывает и предсказывает будущее, то это неубедительно, поскольку она подрывает свои собственные принципы непредсказуемости, но если она не предписывает и не предсказывает будущее, то она слаба теоретически.
Сыграет ли она определённую роль в теории и практике образования или проявит себя больше в естественных науках, зависит от того, станет ли
теория сложности полезным практическим инструментом для понимания и развития образования.
Но так как
теория сложности допускает незначительные влияния или даже их отсутствие между известными начальными условиями и возникающими явлениями, как же узнать, что делать с каждым из этих факторов?
Отсутствие прогностической полезности в общей
теории сложности не подрывает определённую уверенность в прогнозировании некоторых результатов сложных процессов.
На основе
теория сложности разработаны, так называемые, агентно-ориентированные модели (АОМ).
Кроме того, в то время как неоклассическая теория предполагает, что агенты рациональны и имеют совершенную информацию об окружающей среде,
теория сложности утверждает, что агенты имеют ограниченную вычислительную способность, память и восприятие.
Четвёртое предположение
теории сложности заключается в том, что отдельные агенты часто пересматривают своё поведение по мере накопления опыта, в отличие от агентов неоклассической экономики, чьи действия моделируются функцией, если х тогда у.
Вооружившись домашними суперкомпьютерами и сетевыми процессорами, при помощи
теории сложности и теории хаоса учёные, полуученые и псевдоученые обнаруживают чудеса.
Эти слова были сказаны в конце 20-х годов, примерно тогда же, когда создавалась и квантовая механика, которая сегодня, с моей точки зрения, может рассматриваться как первая неклассическая
теория сложности.
Проникновение сложностного мышления в образовательный дискурс все еще находится на ранней стадии, даже несмотря на то, что некоторые сборники исследований представляют
теорию сложности и приводят примеры ее применения к образованию.
К сожалению, применяя
теорию сложности к решению конкретных проблем, мы постоянно сталкиваемся с определённым неудобством: наш мозг предпочитает видеть простые причинно-следственные связи и игнорировать сложность.
Теория сложности говорит нам, что применение линейного мышления для решения сложных проблем чревато болезненными ошибками.