Изложенный текст упорядочен в соответствии с определившейся к настоящему времени структурой общей
теории спорта.
Наряду с этим представлены пути формирования
теории спорта как учебного предмета и отрасли науки, эволюция её предмета и типичные для неё методы научного познания.
Эта книга – результат впервые выполненной разработки курса
теории спорта для завершающего уровня высшего профессионального образования по физической культуре и спорту.
Предлагаемое содержание курса охватывает проблематику
теории спорта в интегративном, широко обобщающем, и поисковом аспектах.
Данный, в определённом смысле ключевой, раздел
теории спорта в силу некоторых причин, известных специалистам, долгое время оставался как бы вне сферы интенсивного теоретического осмысления.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сплываться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Прежде всего потому, что способствовало сближению
теории спорта с фундаментальными концепциями, отражающими суть и условия человеческого развития.
Получая более или менее строгое определение, они входят в понятийный аппарат
теории спорта.
Например, построение
теории спорта (физического воспитания, физкультурной деятельности и т. д.) не может начинаться сразу с анализа такого эмпирически конкретного объекта, как, например, спорт (физическое воспитание, физкультурная деятельность и т. д.) определённых социально-демографических групп, в тех или иных конкретных условиях и т. д. со всеми присущими ему особенностями, которые они в связи с этим имеют.
Единство исторического, философского и научного подходов (и только оно) способно послужить основанием для создания сперва комплексной социальной концепции, а в перспективе и общей социальной
теории спорта (см. ст. «История как наука», «Типы научной теории»).
Психологическому фактору в спортивной деятельности и подготовке спортсменов к соревнованиям придаётся большое значение как в трудах специалистов в сфере
теории спорта [204, 255, 256, 324], так и в работах спортивных психологов [12, 96, 97, 102, 153, 269, 287].
Многие тренеры проходят разные курсы и сдают экзамены на «знание
теории спорта», но как насчёт остальных четырёх пунктов?
Отдельным аспектам гуманистической
теории спорта посвящены диссертации и публикации его учеников.
Ни в этой краткой характеристике проблем
теории спорта, ни в развёрнутом изложении её проблем [Матвеев, 1997: 51–59] нет даже упоминания отмеченной выше гуманистической проблематики.
Современная
теория спорта сформировалась как интегративная учебная и научная дисциплина в результате длительного развития.
Во-первых, терминология теории спортивных игр должна естественно и непротиворечиво существовать как часть терминологии
теории спорта.
Такая парадигма гуманистической
теории спорта прямо противоположна той ориентации, которая преобладает в научном исследовании спорта.
Усилиями специалистов различных научных дисциплин – естественнонаучных, педагогических, психологических и др. – разработана и применяется на практике
теория спорта, «стержневым разделом» которой является «концепция об основном содержании и формах оптимального построения подготовки спортсмена к высоким достижениям в спорте, наиболее существенных закономерностях, путях и условиях спортивного совершенствования» [Матвеев, 1997: 49].
При такой ориентации
теории спорта на первом плане находится научное обоснование форм и методов модификации телесности, физического состояния и психики человека с целью обеспечить наиболее эффективное решение спортивных задач или каких-то других, связанных со спортом задач – политических, экономических и т. п.
Цель гуманистической
теории спорта состоит в том, чтобы дать научное обоснование путей, форм и методов реализации в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей.
Важное значение в гуманистической
теории спорта придаётся анализу комплекса проблем оценки с позиций гуманизма социокультурного значения различных разновидностей и видов спорта.
Например, метатеория спорта – теория, изучающая
теорию спорта – её особенности, методы и т. д.
В научной литературе по спортивной педагогике,
теории спорта довольно часто возникают дискуссии о построении единой, общей системы основополагающих принципов, которые вместили бы в себя многие из уже перечисленных выше разделов различных наук.
Именно с этого следует начинать профессионально-углубленное освоение общей
теории спорта.
Например, при построении
теории спорта я это буду делать иначе, чем при построении теории мышления.
Основы общей
теории спорта и системы подготовки спортсменов: Учеб. пособие для студ. и преподавателей вузов физического воспитания и спорта, тренеров.
Во многом это объясняется тем, что иногда эти гуманистические проблемы не включаются в число главных, основных проблем
теории спорта, а иногда и вообще исключаются из сферы её рассмотрения.
Разработка гуманистической
теории спорта.