Во-первых, чтобы вам было легче понять, как адаптировать представленные в книге сценарии к конкретной
управленческой ситуации.
Проверочное задание после прочтения – увидеть вашу
управленческую ситуацию просто.
В книгу я включил и примеры
управленческих ситуаций, которые мне кажутся полезными для иллюстрирования неправильных подходов руководителей.
Вы ведь, как человек военный и неплохо разбирающийся в общей
управленческой ситуации, не могли не видеть и не оценивать состояние механизмов государственного управления.
Задаётся конфликтная
управленческая ситуация с несколькими ролями для участников.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эталонировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Практический опыт самоуправления автора в различных житейских и
управленческих ситуациях подтверждает это, и это явилось основой и движителем написания настоящей книги.
Пожалуй, ни в одном виде соревнований с такой очевидностью и быстротой не проявляются способности и опыт руководителя, как при анализе
управленческой ситуации, если она выбрана правильно.
В книге вы найдёте много примеров различных
управленческих ситуаций и используемых в них ролей и сценариев, а также наиболее типичных ошибок, совершаемых руководителями при использовании ролей.
Она не вышла бы в свет без всех моих клиентов, с которыми мы разобрали бесчисленное множество сложных
управленческих ситуаций.
При этом я рекомендую рассматривать её в качестве базы, и для выбора конкретных подходов к реальной
управленческой ситуации учитывать контекст этой ситуации.
Каждая
управленческая ситуация уникальна, и для её оптимального решения необходимо учитывать те ключевые факторы, которые и определят наиболее уместную комбинацию управленческих методик.
При делегировании в более простых
управленческих ситуациях просто выбрасывайте из моей технологии всё лишнее.
Инструкций или чек-листов, которые можно было бы выполнять, отключив голову и не анализируя
управленческую ситуацию, в книге не содержится.
В реальных рабочих и
управленческих ситуациях нехватка времени, безусловно, не столь критична, как при пожаре.
Документы с формализованным содержанием обычно относятся к типовым, повторяющимся
управленческим ситуациям и бизнес-процессам и носят массовый характер [119, с. 16].
Каждого из субъектов
управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели инновационной деятельности.
Более того, в процессе своей деятельности руководитель неизбежно проецирует свой внутренний мир, свои качества, предприимчивость, все свои достоинства и недостатки на возникающие
управленческие ситуации, на деятельность коллектива и развитие организации.
Сделала ещё и такой вывод, что режиссёры – это такие менеджеры, которые могут быть очень полезныдля обучения управлению, потому что они очень хорошо умеют осознавать и описывать типичные
управленческие ситуации.
Различные стили наиболее адекватны разным типам
управленческих ситуаций, именно соответствие стиля и условий (ситуаций) является главным условием высокой эффективности управленческой деятельности.
И вообще: не может быть «правильного» решения
управленческой ситуации, изложенной на бумаге в нескольких строках.
Ситуационный подходтребует в дополнение к системному восприятию трудового коллектива учёта
управленческой ситуации, т. е. набора обстоятельств, и учёта влияния ситуационных факторов на поведение людей в организации.
Налицо нестандартная
управленческая ситуация.
Таким образом, большое количество переменных отнюдь не означает, что
управленческие ситуации нельзя систематизировать, классифицировать и использовать, например, для того, чтобы среди множества параметров выделить те, которые являются определяющими именно для данного случая, и, наоборот, проигнорировать фоновые, которые только затуманят картину.
В зависимости от
управленческой ситуации руководителю приходится исполнять разнообразные роли, которые определяются его положением в организации.
В то же время все практические
управленческие ситуации размещаются именно в пределах, ограниченных двумя рассматриваемыми идеальными категориями.
Под методами управленческой деятельности подразумеваются способы и приёмы анализа и оценки
управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм, воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.
Объём и содержание это стадии определяется, с одной стороны, тем, какова
управленческая ситуация, в чём её состояние и смысл, а с другой – каких решений она требует.
Непригодность существующего набора правил, который заведомо не может быть богаче, чем сама жизнь, ко всему спектру
управленческих ситуаций, реальности и является источником различного рода конфликтов и коллизий.
В книге рассмотрен широкий круг
управленческих ситуаций, в ходе которых создаются и применяются кадровые документы.
Каждая
управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации.
Успешное разрешение любой
управленческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала.
Между тем сущность большинства проблем в деятельности любой организации, сложных
управленческих ситуаций составляют различного рода этические конфликты.
Для адекватного реагирования на уникальные
управленческие ситуации и успешного, гармоничного разрешения возникающих проблем в деятельности организации требуются прежде всего нравственные качества руководителя, а также развитые эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы.
История в формате
управленческой ситуации, проблемы или бизнес-задачи, которая произошла с конкретным руководителем (все имена, само собой, изменены).
Разрешение любой
управленческой ситуации состоит из двух частей: стандартный алгоритм (последовательность) действий плюс его адаптация к конкретным обстоятельствам.
При корпоративном обучении я рекомендую процесс обучения совмещать с решением не чужих, а текущих
управленческих ситуаций своей компании.
Каждый новый коллектив, каждое новое поколение будет если не опрокидывать ваш предыдущий опыт, то существенно его раздвигать, и, независимо от того, насколько вы были успешны ранее, новые
управленческие ситуации могут поставить перед вами вопросы, на которые у вас нет ответа.
Проблемность
управленческих ситуаций в социальных системах сегодня определяется далеко не только сложностью объектов управления, средств деятельности и окружающей среды, но и рядом принципиально новых моментов, характерных для современного этапа общественного развития.
Практика управления юридическими службами не стоит на месте, а любая
управленческая ситуация по-своему уникальна.
Конечно, в маленьких компаниях меньше разнообразия
управленческих ситуаций, в крупных – больше, там просто постоянно происходят истории, требующие понимания и принятия решений.
Тоненькие веточки – решения конкретных
управленческих ситуаций.
Надо сказать, что анализ
управленческих ситуаций – серьёзное испытание и для членов жюри.
Однако возникает новая проблема – как определить применимость этих детальных правил к конкретной
управленческой ситуации.
Такое управление предполагает выполнение руководителем и органом управления основных управленческих операций: анализ
управленческой ситуации, определение цели и задач предстоящей деятельности, анализ деловой обстановки, выработку и принятие управленческого решения, чёткое планирование и постановку конкретных задач исполнителям, организацию выполнения принятых решений и планов, непосредственное руководство персоналом в ходе производственной деятельности, контроль и оказание помощи, координацию и регулирование, пресечение отклонений управляемого объекта от движения к заданной цели, оценку эффективности достижения цели, учёт, подведение итогов, анализ результатов и др.
Для анализа любой
управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (службы, подразделения или организации) и отдельные подчинённые сотрудники.
Разбирая типичные
управленческие ситуации, я намеренно привожу простые примеры, позволяющие ясно увидеть все нюансы и чётко расставить акценты, потому что это позволит вам лучше понять суть проблемы в каждом конкретном случае.
Тогда сочетание двух уровней трёх параметров даёт восемь основных типов
управленческих ситуаций.
Модели как стереотипы в отношении различных
управленческих ситуаций так же укоренены в нас, как и чисто бытовые.
Однако это именно та книга, которую стоит иметь на рабочем столе каждому менеджеру, чтобы снова и снова обращаться к ней в сложных
управленческих ситуациях.
Напротив, усиление черт маскулинности личности руководителя чаще приводит к использованию стереотипных методов руководства без учета конкретной
управленческой ситуации, склонности к проявлению давления на подчиненных, жестких, директивных методов управления, часто в сочетании с безынициативностью, ожиданием указаний сверху, стремлением уменьшить свою ответственность.