Феноменологическая редукция дословно означает редукцию вещей к феноменам и вынесение за скобки обсуждения их реального статуса.
Этому служит процедура
феноменологической редукции, или «эпохе» (греч. «воздержание от суждения»), представляющая последовательное, слой за слоем, «заключение в скобки», т. е. «очищение» от всех теорий и гипотез, от всех пристрастий и предубеждений, от всех данных науки, сколь бы очевидными они ни были.
Семантической основой феноменологического клинического исследования являются такие понятия как «непосредственно данное переживание» – подвергшееся
феноменологической редукции переживание восприятия, очищенное слой за слоем от всех предвзятостей, являющееся как таковое, в виде чистого смысла; «доступное непосредственному пониманию» – непосредственной интуиции, очевидности, переживанию истины; «интуиция» – созерцание, форма внерационального познания сущности переживаний без размышлений, логических доказательств и обоснований.
Психоаналитик, придерживающийся интерсубъективной точки зрения, по сути, должен произвести
феноменологическую редукцию, т. е. отказаться от иллюзии, что он знает, что такое объективная реальность, а пациент витает в иллюзиях и искажениях.
Дело в том, что обычным людям недоступна философская метапозиция, ведь они не способны на героический подвиг
феноменологический редукции в любой из её форм и, соответственно, не могут обрести всеобщую, универсальную точку зрения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вилорог — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Попытаемся произвести хотя бы самую элементарную
феноменологическую редукцию понятия политической интенциональности.
Феноменологическая редукция позволяет очистить сознание индивида от социальных штампов и стереотипов.
Метод, при помощи которого феноменология исследует опыт сознания, называется
феноменологической редукцией.
Нельзя исходить из чистого созерцания, которое переносилось бы на воспоминание, наоборот, пока мы проживаем cogitationesв естественной установке,
феноменологическую редукцию следует осуществлять к ним и в них.
Напомним, исходным требованием феноменологического анализа является
феноменологическая редукция, или «эпохэ», – сосредоточение только на том, что является сознанию, и отказ от всякой попытки суждения о возможном мире, находящемся за пределами сознания, трансцендентном ему.
Результатом
феноменологической редукции будет обнаружение в сознании субъекта чистой сущности,или эйдоса(греч. eidos – вид, образ, образец), явления.
Чтобы прорваться к такой живой памяти, нужно осуществить своего рода
феноменологическую редукцию.
Феномен – это уникальное индивидуальное, конкретное переживание, т.е. «единица» сознания и феноменологического анализа, сама по себе структурированная в потоке сознания, которую мы рефлексируем и очищаем в ходе
феноменологической редукции; это индивидуальный психический опыт, имеющий конкретное эмпирическое содержание, то, что является результатом самонаблюдения, рефлексии, интроспекции.
Это значит, что тот трансцендентальный субъект, который призван осуществить
феноменологическую редукцию с целью выявления неотъемлемого присутствия вселенной как горизонта сознания, есть субъект, меняющийся и формируемый этой самой редукций.
Благодаря такой само-данности объекта (Selbstgegebenheit) становится возможным выполнить
феноменологическую редукцию (επωχή), то есть заключить в скобки (Einklammerung) проблему «реальности» объекта, а также все допущения и верования в рамках естественной установки, которой мы придерживаемся в повседневной жизни, и представить объект в его чистой явленности для сознания – таким, каким он в ней себя являет, поскольку он себя являет и в тех пределах, в которых он себя являет.
Феноменологическая редукция открывает феномены действительно внутреннего опыта; эйдетическая редукция – сущностные формы сферы психического бытия.
Религия создаёт ситуацию ad usum delphini: вероисповедания, которые помогают, являются педагогичными, но не удовлетворяют интеллектуала, чьё мировоззрение превосходит
феноменологическую редукцию религиозной структуры.
Через анализ естественной установки осуществляется
феноменологическая редукция, позволяющая приблизиться к трансцендентальному анализу «чистого» сознания религиозности.
Только перейдя от восприятия мира в «естественной установке» к концентрации на переживаниях сознания, мыслящий получает возможность осуществления
феноменологической редукции.
Выявление позитивных моментов иллюзорного сознания в процессе последовательного проведения
феноменологической редукции обнаруживает духовные предпосылки идеологии как новой модальности общественной жизни.
Как в событии творения ни в какой из его «моментов» тварь не опирается на нечто «уже-свое», так и ретроспекция нашего сознания (гносеологически, эстетически ли осуществляемая) ни в чем для себя не свободна: всякая
феноменологическая редукция упирается в предел тварности, отчуждение от которого порождает комплекс имитирующего сознания – тще-славие.
Адресат такой
феноменологической редукции становится принципиально ускользающим.
Строго говоря, молочное «я» не столько даже исчезает, сколько полностью заслоняется социальным и доступ к нему человек может получить только либо путём особых ментальных практик, в том числе
феноменологической редукции (хотя не полностью), либо в результате сильного стресса, способного сотрясти конструкцию социального «я».
Признаком этого перелома стала знаменитая проблема
феноменологической редукции.
Несомненно, что в разработке методологии научного исследования права и общества мыслитель подвергся сильному влиянию феноменологии (в первую очередь это использование метода
феноменологической редукции), которая служила для его мысли основным источником как аттракций, так и репульсий.
Методы иррационального познания: интроспекции, самонаблюдения, рефлексии, самопознания, чувственного созерцания,
феноменологической редукции переживаний восприятия, интеллектуального созерцания, иррационального непосредственно-наглядно данного.
Трансцендентальной является
феноменологическая редукция,в которой проблема внешней реальности решается не через её сублиммированно-абстрагированное, но всё равно мешающее чистой логике наличие, с одной стороны, и не через всё же пугающее меонизмом исключение из теоретического со(по)знания, с другой, а путём превращения в его атрибутивное качество.
Сознание, вместо того, чтобы рассматриваться как одна из сфер реального мира, после преодоления «естественной установки» в результате
феноменологической редукции, становится смыслом мира.
Занимая такую позицию, художник одновременно признаёт этот язык своим собственным и занимает по отношению к нему критическую дистанцию, осуществляя тем самым своего рода
феноменологическую редукцию «советского» в собственном сознании – и тем самым ставя под вопрос «принадлежность» сознания – субъекту: «моё» сознание – никогда не вполне «моё».