Итак, формирование познавательного отношения субъекта к объективному содержанию понимаемого
фрагмента действительности, порождение операционального смысла знания о нём – это и есть процесс понимания.
Есть также немало слов, в значение которых уже включено некоторое предварительное знание о называемом
фрагменте действительности.
Когда говорят о точности модели, речь не идёт о точности описания, т. е. о точном соответствии модели описываемому
фрагменту действительности.
Ситуационный план выражает совокупность объективных обстоятельств (детерминант) возникновения, становления, функционирования и преобразования чувственной данности индивиду определённого
фрагмента действительности.
Восприятие всегда пристрастно: отдельные
фрагменты действительности могут выпадать, другие выступать на первый план или казаться не тем, чем они являются на самом деле.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: походец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Действуя, мысленно преобразуя отражённый в знании
фрагмент действительности, человек выходит за его непосредственные границы: например: понимая художественное произведение, картину, зритель (соучастник творчества) включает его объективное содержание в контекст своего опыта и пытается определить замысел художника.
Этот распад был вызван постепенным разрушением жёсткой корреляции между объектом репрезентации и её языком, в результате чего в расширяющуюся воронку репрезентации начали попадать предельно низменные и тривиальные
фрагменты действительности, лишившиеся привязки к конкретному жанру.
Раздался оглушительный визг тормозов, всё вокруг замерло, погрузившись в зыбкий туман, а обострившееся зрение выхватывало разрозненные
фрагменты действительности, которые пугающе медленно сменяли друг друга.
Оно означает, что целому ряду обобщающих научных понятий не соответствует какой-либо
фрагмент действительности и что они, будучи своего рода моделями, служат формальными инструментами мышления в науке, например понятие «homo economicus» – «экономический человек».
Любой объект как
фрагмент действительности обладает сложностью и, следовательно, состоит из элементов, находящихся в определённых связях и отношениях.
Преобразуя мысленно
фрагмент действительности, человек выходит за её непосредственные границы.
То есть освоение – это встраивание некоего нового
фрагмента действительности в собственную картину мира, в свою культуру.
Философия отличается от частных наук, которые своим предметом изучения имеют относительно узкий
фрагмент действительности, а к тому же часто имеют практико-ориентированную направленность, включая часто утилитарные практические интересы, например технические, сельскохозяйственные и др. науки.
Второй распространённый смысл понятий «модель» и «моделирование» – формальное описание основных свойств, элементов и отношений объекта или явления, при этом обычно используют понятия изоморфизма модели и моделируемого
фрагмента действительности.
Значительная часть научной информации носит характер выводных суждений, т. е. суждений, не полученных путём непосредственного восприятия каких-то
фрагментов действительности, а выведенных из других суждений, которые как бы извлечены из их содержания.
Проносящиеся мимо
фрагменты действительности внушают мысль об относительности всего происходящего и почти не нарочно намекают на существование вечности.
Для противоположной точки зрения существенно различение субъективной действительности от объективной, то есть отличие сугубо индивидуально уникальной части действительности субъекта от совпадающих
фрагментов действительностей разных субъектов, которые (совпадающие фрагменты) и следует считать объективными.
Директор «Фатума» всегда ворует
фрагменты действительности и готов пожертвовать чем угодно ради искусства.
На осознаваемый
фрагмент действительности который имеет каждый накладывается отпечаток субъективной интерпретации.
В картинах этих режиссёров пространство снова и снова усложняет форму и повествование: оно начинает функционировать как нечто большее, чем декорации, задерживает развитие сюжета, замедляет время, действует как самостоятельный персонаж, продолжает существовать в материальных
фрагментах действительности; активно притягивает, отталкивает и дезориентирует зрителя.
С этим образом пришли слова – «Здесь ты увидишь маленький
фрагмент действительности, который создан именно в таком объёме, который способно усвоить твоё сознание».
Луч мощного фонаря выдёргивал из тьмы
фрагменты действительности.
Только (не всё так просто) не стационарному зеркалу, с неразборчивостью зеваки запечатлевающему, что попадётся, а зеркалу, способному двигаться, колебаться, поворачиваться, отбирая
фрагменты действительности, достойные отражения.
Вот вам очередной
фрагмент действительности, какой она была.
Нидерландская картина – не репродукция
фрагмента действительности, а художественное построение, которое умело мимикрирует под действительность.
Если задача классической и неклассической науки состояла в постижении определённого
фрагмента действительности и выявлении специфики предмета исследования, то содержание постнеклассической науки определяется комплекснымиисследовательскими программами.
Положительно оценённые ситуации и действия становятся основой понимания нового знания о мире, получаемого в ходе мыслительного поиска: решающий оказывается способным понять только те выраженные в знании
фрагменты действительности, которые сумеет соотнести с принятым им образцом и найдёт соответствие между понимаемыми фрагментами и образцом.
Кроме того, что знание порождает знание, а понимание способствует его усвоению путём преобразования отражённых и новых сторон предмета и формированию смысла, вместе они приводят к возникновению и познавательному отношению к содержанию понимаемого
фрагмента действительности.
Действительность проявляется как следствие съёма с неё информации двояко: с одной стороны, информация идёт от ощущений – от зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания – непрерывной, меняющейся картинкой всего, что окружает человека снаружи и внутри, с другой стороны, на эту меняющуюся картинку накладывается уже обработанная и осмысленная ранее информация из памяти, отбираемая сознанием каждый текущий момент по результатам восприятия отдельных
фрагментов действительности, например, человек обращает внимание на другого человека и вспоминает его или нет; красит стену, подбирая колер; ведёт автомобиль, соблюдая правила движения; и т.п.
Интерактивный план выражает генезис взаимодействия субъекта восприятия с объектом, или совокупность объективных обстоятельств (детерминант) возникновения, становления, функционирования и преобразования чувственной данности индивиду определённого
фрагмента действительности.
Исследования в этом направлении опираются на отображаемую в предложении ситуацию, какой-либо
фрагмент действительности и её семантическую модель – пропозицию.
Действуя, мысленно преобразуя отражённый в знании
фрагмент действительности, субъект выходит за его непосредственные границы, например: понимая художественное произведение, картину, зритель включает его объективное содержание в контекст своего опыта и пытается определить замысел художника.