По существу, галлюцинации – непроизвольное, интенсивно
чувственное представление, которое проецируется в реальный мир и получает свойства объективной действительности.
Вы даже сможете пройти через серию
чувственных представлений о вкусе, консистенции и температуре различных продуктов.
Штейнталь переводит это слово как «представление», но на самом деле это – понятие, которое образуется либо в результате деятельности разума, либо на основе
чувственного представления, образа вещи в душе (фантасма).
Эти два
чувственные представления необходимо предшествуют и образованию аксиом; однако процесс самого образования аксиом совершается помимо опыта, не только чувственного, но даже и умственного.
И он, видимо, изрядно сроднился с мироощущением марсианина, раз сам, не опираясь на опыт, сумел выработать такие яркие
чувственные представления.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нелабиализованный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Время не есть дискурсивное, или, как говорится, общее понятие, но чистая форма
чувственного представления.
Итак, исходным материалом для возникновения понятий являются обычные
чувственные представления.
Сама познавательная способность получать из
чувственных представлений умопостигаемые понятия выводит человека за рамки индивидуального бытия и делает его причастником мирового, вселенского разума.
Эстетическая функция языка способствует
чувственному представлению грамматических категорий.
Они называются intellectus infusus, а остальные познания, приобретаемые нами на почве этих принципов, при посредстве
чувственного представления, носят название intellectus adeptus.
Нечувственная причина этих представлений совершенно неизвестна нам, и потому мы не можем созерцать её как объект, так как подобный предмет мы должны были бы представить себе не в пространстве и не во времени (составляющих лишь условия
чувственного представления), а между тем без этих условий мы не можем иметь никакого созерцания (с. 453).
Возьмём для определённости конкретное
чувственное представление, например, представление о городе, в котором я живу.
Чувственные представления могут сильно отличаться друг от друга по соотношению реальных ощущений и фантазий.
Так, на уровне
чувственных представлений мы знаем что такое «товар», «деньги», «капитал».
Поэтому если мы присоединим условие к понятию и скажем: все вещи как явление (как предметы
чувственного представления) существуют во времени, то это положение априори объективно правильно и всеобще.
Язычество ли это с его многочисленным сонмом богов – одно лишь
чувственное представление тайны жизни, причем за главный элемент признается физическая сила?
Привилегированный статус «протокольных предложений» был подвергнут сомнению, поскольку эти предложения фиксируют наши ощущения, а их интерсубъективность (сходство или даже тождество
чувственных представлений различных субъектов) доказать невозможно.
Мы можем пробираться по городу, выбирая улочки, сбегая по лестницам, кружа по дворам, оставаясь на уровне будоражащего
чувственного представления, а можем пережить остановку, застав себя в мысли.
На уровне «живого знания» воображение способствует интернализации образцов, ценностному определению мотивационной сферы, обобщению и осмыслению
чувственных представлений.
На второй ступени
чувственные представления переходят в понятия.
Кораническое
чувственное представление (в котором эта чувственность, впрочем, не омрачена грехом!) является, как уже было сказано, оправданием воскресения плоти с точки зрения ислама.
Не прибегать к аналогиям и отринуть
чувственные представления.
Там уже применялись различным образом комбинируемые между собой приборы, при помощи которых регистрировались отдельные
чувственные представления и анализировалась взаимосвязь между восприятием и представлениями, ими вызывавшимися.
Логика есть наиболее трудная наука, поскольку она имеет дело не с созерцаниями и даже не с абстрактными
чувственными представлениями (подобно геометрии), но с чистыми абстракциями, поэтому она требует способности и привычки углубляться в чистую мысль, фиксировать её и свободно двигаться в ней.
Любое
чувственное представление содержит определённую долю воображения, фантазии.
Дерево понятий внизу заканчивается
чувственными представлениями.
Она должна вызвать у ребёнка
чувственное представление об этих предметах в их важнейших связях, в самых разнообразных и живых положениях, должна закрепить в нём полученное представление.
Действие разума в познавательном процессе состоит в том, что он, разум, подвергает
чувственные представления анализу (разбирая признаки представлений на существенные и несущественные), извлекает (= абстрагирует) только существенные признаки и соединяет эти существенные признаки в чисто умственные образы, которые и называются понятиями.
Если натурфилософский формализм учит, например, что «рассудок есть электричество», или «животное есть азот», или же «равно югу или северу» и т. д., или «представляет их», то – так ли обнажённо, как это здесь выражено, или состряпано с большей дозой терминологии – пусть перед такой способностью связывать воедино то, что кажется столь разнородным, и перед насилием, которое благодаря этому связыванию испытывается покоящимся чувственным и которое тем самым сообщает ему видимость некоего понятия, но обходит главное, т. е. не выражает самого понятия или значения
чувственного представления, – пусть неискушённость перед всем этим повергается в немое изумление, пусть преклоняется перед глубокой гениальностью всего этого и пусть также тешится ясностью таких определений, поскольку они заменяют абстрактное понятие наглядностью и делают его более приятным, и пусть поздравит себя самое по поводу предчувствуемого душевного сродства с таким славным деянием.
Правильно утверждая, что без опыта в психике ничего возникнуть не может, эти исследователи подходили к своей задаче объяснить основные законы сложнейшего отвлечённого или «категориального» мышления с аналитических позиций или позиций редукционизма, считая, что для понимания законов мышления достаточно иметь два элементарных процесса (представление, или чувственный образ, с одной стороны, и ассоциацию, или связи чувственного опыта, – с другой) и что мышление – это не что иное, как ассоциация
чувственных представлений.
Пассивный разум связан с индивидуальными
чувственными представлениями человека, активный имеет характер всеобщего, единичного интеллекта, который вечен.
В общем-то, я уже подробно касался этой темы в книгах «Магия
чувственных представлений» и «Межличностные конфликты и модели доминирования в них», но, как говорится, «повторенье – мать ученья».
Через посредство евангелия нищеты церковь приобрела неисчислимые богатства; своим отрицанием половой чувственности она превратила религиозную метафизику в систему грубейших
чувственных представлений; евангелие смирения помогло церкви сделаться величайшим и сильнейшим государством своего времени.
Но увы, наши органы чувств работают в определённом диапазоне и очень несовершенны; поэтому вопреки нашим
чувственным представлениям приходится признать главенство нематериальной информации (программы) в технологии создания материального мира.
Согласно философии стоиков, понятия закладываются в душе как наслоения
чувственных представлений, их своеобразный отпечаток.
На вопрос «что можно знать о мире?» они отвечают, основываясь на критерии истинности сиюминутных
чувственных представлений.
Существует только клубок
чувственных представлений, с одной стороны, и логическая структура природы – с другой.
Особенность ассоциации заключается в том, что, во-первых, она связывает
чувственные представления, составляющие её материалы, и тем самым подчиняет их формам действий разума; во-вторых, она предоставляет разуму непосредственные материалы, которые существуют в способах связи разума.
Но объективное сходство уже возникает в элементарных
чувственных представлениях совершенно определённо и бесповоротно.
Если провести это различие, то можно логически ничего не сказать против «Ausdehnungslehre», которая, в сущности, воздерживается от того, что мы в действительности должны называть «протяжённостью», а скорее «расширяет и одухотворяет
чувственные представления геометрии в общие логические понятия».
Но для этого необходимо подготовление или предрасположение, которое осуществляется при помощи
чувственного представления (phantasma).
Как материя при зарождении должна быть предрасположена естественными факторами к восприятию формы из деятельного разума, так и потенциальный разум должен быть подготовлен
чувственным представлением к тому, чтобы получить от деятельного разума умопостигаемый образ (species), соответствующий этому представлению.
На основе
чувственного представления возникает и характерная для человека символическая репрезентация мира.
– Разве возможно выразить истину – информационно, когда всё воспринимаемое – это ментально
чувственные представления сознания, то есть – трансформирующаяся эфемерная иллюзия, воспринимаемая объективной реальностью?
– Я говорю, очень
чувственное представление! Я бы с ними не отказалась немного пошалить, ха-ха!
Это слабость, потому что есть области, о которых отсутствуют достаточно глубокие
чувственные представления, что ограничивает возможности женщины преуспеть в них.
Движение помыслов в человеке бывает от четырёх причин: во-первых, от естественной плотской похоти; во-вторых, от
чувственного представления мирских предметов, о каких человек слышит и какие видит; в-третьих, от предзанятых понятий и от душевной склонности, какие человек имеет в уме; в-четвёртых, от приражения бесов, которые воюют с нами, вовлекая во все страсти, по сказанным прежде причинам.
Меня всю жизнь тянуло на авантюры, и я к тому же считала, что для будущего психиатра необходимо иметь
чувственное представление о любой ситуации.
Нечувственная причина этих представлений совершенно неизвестна метаразуму, и потому метаразум не может созерцать её как объект, так как подобный предмет метаразум должен был бы представлять себе не в пространстве и не во времени (составляющих лишь условия
чувственного представления).
Индивидуальная душа умирает вместе с телом, ибо с гибелью тела распадаются конкретные
чувственные представления и память, присущие каждому отдельному человеку.