Такие проблемы принципиально невербализуемы, потому что основаны на неосознаваемом
экзистенциальном опыте субъекта.
Пусть это не будет только интеллектуальным верованием, это должно стать
экзистенциальным опытом, тем, что вы сами испытали.
Понимание направлено на постижение
экзистенциального опыта переживания значимых для человека событий и ситуаций.
Свидетель таких событий может ссылаться на собственный
экзистенциальный опыт, на пережитое потрясение, но истина его свидетельства, с его точки зрения, «не подлежит проверке: не существует иного ручательства, кроме самого свидетельства».
Видимо, у каждого из нас, современников сталинской эпохи, навсегда осталось в сознании, а может быть, даже в подсознании то, что на философском языке называется
экзистенциальным опытом, той глубоко пережитой существенностью, которая составляет сокровенное личное бытие человека.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тензометрия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Его всегда отличали незаурядный ум, широкая образованность, мягкий юмор, принципиальная и честная профессиональная позиция, и общение с ним превратило работу над этой монографией в важный
экзистенциальный опыт.
Благодаря родителям мы получаем
экзистенциальный опыт привязанности и независимости.
Они не соглашаются ни в чём – их философии расходятся во всём, кроме одного, и это вечность души, потому что это не вопрос теоретического обсуждения, это вопрос
экзистенциального опыта.
Роль текста, а значит осмысленного содержания, в понимании
экзистенциального опыта велика.
Кроме того, в контексте актуального междисциплинарного подхода понятие
экзистенциального опыта проясняет методы исследования экзистенции и способы «работы» с ней, помощи человеку в решении его экзистенциальных проблем.
Становление
экзистенциального опыта вызвано особой метафизической (неформализируемой, внеэмпирической, универсальной) болью человека, воспроизводящей внутреннюю дискуссию об основополагающих проблемах существования и образующих уникальность человеческой ситуации.
Есть основания полагать, что аналитическая концептуализация проблемы
экзистенциального опыта в философии до сих пор не была выполнена, а экзистенциальные сдвиги в области социально-гуманитарных наук не были в должной мере осмыслены, как и особенности развития экзистенциализма во второй половине XX-начале XXI вв.
Экзистенциальный опыт выступает глубокой бытийной возможностью личного бытия, которой человек обладает не от «природы».
Таким образом, категория
экзистенциального опыта обладает социокультурным значением.
Проблема исследования
экзистенциального опыта в сопряжении экзистенции и культуры может быть сформулирована на современном этапе как ответ на ситуацию разрыва между его трактовкой в экзистенциальной философии и соответствующими эмпирическими результатами, накопленными в социально-гуманитарных науках.
Историчность
экзистенциального опыта можно понимать как непрерывную попытку удержания личностью своей судьбы в единстве между возможностями и необходимостями прошлого, настоящего и будущего.
Важную роль в формировании концепта
экзистенциального опыта сыграла феноменологическая традиция и, в частности, её акцент на первичном опыте сознания, предшествующем понятийным конструкциям.
Осмысление человеком собственной жизни выступает важнейшим фактором его существования в настоящем и переоценки прошлого опыта, который, даже если был негативным, начинает оцениваться как важный и позитивный, становится частью
экзистенциального опыта в целом.
Существенным элементом подобного дистанцирования является анализ
экзистенциального опыта переживания различных ландшафтов и мест – как своего, так и чужого.
Под влиянием
экзистенциального опыта человек может переосмыслить свою жизнь, её отдельные события, а значит, он аккумулируется, становится ресурсом развития личности, встраивается в причинно-следственные связи.
Анализ историчности
экзистенциального опыта позволяет увидеть слабость чисто эмпиристской трактовки чувственности как непосредственной данности.
Терпение – великий опыт, великий
экзистенциальный опыт.
Конечно, утверждение подобного отношения к человеку было сопряжено с торжеством, утверждением «социологической» парадигмы человека, взгляда на человека как социо-биологический индивид, «составляющую» социального бытия, предназначенную для его «упрочения» и «процветания» – с исчезновением из образно-смыслового поля цивилизации и сознания эпохи символики
экзистенциального опыта, осознания «личности» человека.
Благодаря артистическому вживанию в прошедшее, оно (прошедшее) не восстанавливается из последовательно добавляемых один к другому эпизодов, а «является», возвращается как бы отдельными воплощениями, обязательно при условии сопряжения с личным
экзистенциальным опытом повествователя и в его «живом присутствии».
На их материале показывается амбивалентность личностной идентичности в единстве трагического (страх, тревога, кризис, страдание) и жизне- и смыслоутверждающего (переживание осмысленности жизни, ощущение целостности, укорененности в мире) модусов бытия, а также различные проявления
экзистенциального опыта (одиночество, страх смерти, вера, творчество).
Из этого же ряда явлений и предпринятое феноменологией отделение экзистенциальных оснований человеческого бытия от рефлексивных процедур, что отчасти выступает на современном этапе философского и социально-гуманитарного познания препятствием в понимании специфики
экзистенциального опыта и условий его формирования и раскрытия.
От представлений о степени спонтанности
экзистенциального опыта зависит вопрос о возможности изучения факторов его становления.
Итак, целостность
экзистенциального опыта может быть раскрыта через следующие сопряжённые элементы.
Каким же может предстать
экзистенциальный опыт, состоящий из уникальных переживаний, не объективируемых, не опосредованных социальными и культурными установками?
Иными словами,
экзистенциальный опыт связан не только с переломными ситуациями.
Таким образом, вряд ли стоит представлять
экзистенциальный опыт как такую потаённую, неуловимую основу или условие бытия, которая ожидает момента, когда же человек наконец сбросит тяжесть культурных объективаций и обобщений и обратится к ней.
Экзистенциальный опыт здесь – прежде всего набор переживаний, стихийное видение, восприятие жизни, которую личность пытается сама себе пояснить, означить.
Переживания нуждаются в осмыслении, категоризации, структурировании, чтобы стать значимыми элементами
экзистенциального опыта, который сам организует совокупное бытие человека.
Ситуации и события можно рассматривать как онтологические характеристики
экзистенциального опыта.
Для определения особенностей
экзистенциального опыта необходимо различать институциональные и неинституциональные виды опыта.
Разумеется, оценка отрицательного модуса
экзистенциального опыта связана с характером мироощущения, мировоззрения философа.
Не вызывает сомнений, например, интеллектуальная и в существенной мере прогностическая ценность бердяевской апологии
экзистенциального опыта личности, творчески противостоящей всё новым и новым формам «объективации», угрожающей самим основам человеческой идентичности как разумного и свободного существа.
При этом происходит всё большее насыщение концептов экзистенции и
экзистенциального опыта социокультурным содержанием.
Кузьминой, которая посвятила одну из своих работ концептуализации
экзистенциального опыта.
Но здесь важно заметить, что априорно-трансцендентальный подход к
экзистенциальному опыту нельзя рассматривать как единственный.
Экзистенциальный опыт нередко противопоставляют повседневному опыту человека, имея в виду под первым область уникальных, предельных ситуаций и переживаний, которые возникают неожиданно, непредвиденно и меняют как внутренний мир личности, так и её жизненное пространство.
Экзистенциальный опыт складывается не только в силу встроенных в него квазиконцептуальных структур, экзистенциалов, но и не в меньшей степени благодаря коммуникации: человек проговаривает, проявляет, объективирует свои экзистенциальные переживания.
Дело ведь именно в том что существовал за всем этим какой то
экзистенциальный опыт самости, блаженства и ощущения здоровья не смотря на абсолютно деструктивные внутренние и внешние условия жизни.
Экзистенциальный опыт направляет весь ход жизни человека, осуществляет ценностно-смысловую регуляцию.
Таким образом, утверждается примат
экзистенциального опыта, не исключающий, однако, сущностной необходимости твёрдого догматического сознания.
То есть ему важно показать своих героев не только погруженными в течение жизни, но и осуществляющими (или осуществившими) некий выбор, транслирующими определённый
экзистенциальный опыт.
Они отходят всё дальше и дальше, смотрят себе под ноги, или их внимание внезапно привлекает плакат с объявлением о встрече группы
экзистенциального опыта, запланированной на четверг.
Становление
экзистенциального опыта включает принятие человеком, с одной стороны, ограниченности существования, с другой, сложности собственного жизненного пути.
Об этом, быть может, интересно прочитать в мемуарных очерках, мемуары чаще всего пишут для того, чтобы свою единственную жизнь осмыслить именно как уникальный
экзистенциальный опыт, житейские мелочи лишь делают рассказы о прожитом достоверными, не стоит в самых правдивых мемуарах искать уроков практического опыта.