Экологическая культура свойственна данному обществу, если в нём наличествует деятельность по охране окружающей среды, по восстановлению нарушенного биологического баланса или по его сохранению и т. п.
Большинство специалистов и учёных утверждают, что экологический кризис можно преодолеть только с помощью
экологической культуры, основная идея которой – совместное гармоническое развитие природы и человека.
Экологизация и гуманизация физики, химии, биологии, технических дисциплин важны в двух аспектах: с одной стороны, это возвратит естественнонаучные дисциплины к изучению природы и взаимодействию её с человеком; с другой – это основа для формирования
экологической культуры и принципиально новой технологической политики рационального и разумного природопользования.
Данная книга содержит технологию формирования начал
экологической культуры у детей 6—7 лет, построенную на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растёт и живёт рядом.
Процесс воспитания
экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: склизок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Становление первоначальных основ
экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Воспитатель является носителем
экологической культуры.
Её реализация на практике поднимает уровень
экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников.
Но это происходит только при условии, что взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают
экологической культурой: понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают ребёнку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Можно сказать, что формирование у дошкольников начал
экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.
В воспитании
экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей.
Причины этого – недостаточное образование и воспитание людей, отсутствие
экологической культуры, индивидуальный и государственный эгоизм.
Очевидно, что именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы
экологической культуры.
На основе многолетних исследований автора и его учеников показано, каким образом выкристаллизовывается содержание экологического образования детей, какие механизмы обеспечивают его реализацию, способствуют построению фундамента
экологической культуры.
Так, задача воспитания
экологической культуры может сводиться только к углублению экологических знаний, при этом упускаются цели формирования экологических ценностей, эмпатийного отношения к природе, соответствующих нравственных установок, экологически оправданного поведения.
Однако
экологическая культура распространялась и развивалась.
По её мнению,
экологическая культура сельского населения региона под влиянием перехода от традиционного аграрного к индустриальному типу общества претерпела качественные изменения.
Экологическая культура сибиряков в условиях политических и социальных пертурбаций, сопровождавшихся неурожаями, голодом и эпидемиями, сводилась к борьбе за выживание.
Данные положения позволили сделать вывод об актуальности исследования педагогических условий формирования
экологической культуры младших школьников в духовно-нравственном аспекте.
Большим духовно-нравственным потенциалом для формирования
экологической культуры личности обладает начальная школа.
При этом
экологическая культура трактуется как цель экологического образования, достижение которой возможно при взаимодействии экологической и духовно-нравственной составляющих.
Целью экологического образования являются формирование
экологической культуры общества и личности и коррекция научной картины мира и естественнонаучного мировоззрения.
Без такой постановки вопросы вся работа по внедрению
экологической культуры и сохранению фауны и флоры земли бессмысленна.
Партийными, советскими и хозяйственными органами, средствами массовой информации, а также общественными организациями не уделялось необходимого внимания экологическому образованию и воспитанию людей, повышению
экологической культуры всех слоёв населения как одному из важнейших условий улучшения дела охраны природы.
По словам социологов, изучавших
экологическую культуру, у взрослого населения нашей страны, а тем более у детского, преобладает воспроизводящий тип экокультуры.
Вообще, Фонд развития общественно значимых инициатив был создан в 2017 году с целью возрождения экологического сознания нации и продвижения
экологической культуры, где особое внимание уделяется экологическому образованию и гуманной педагогике.
В то же время борьба с антропогенным загрязнением окружающей среды в наше время стала обязательным компонентом
экологической культуры современного человека.
Система экологического воспитания и образования очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей
экологической культурой и мышлением.
Чтобы сохранить леса, необходимо воспитывать у детей
экологическую культуру, формировать отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе.
Важно, фокусируясь на строительстве
экологической культуры, опираясь на политическую пропаганду как на инструмент реализации программы, на инновации в институциональных механизмах как на основную движущую силу и продвигая низкоуглеродные продукты и услуги, содействовать зелёному, осознанному низкоуглеродному потреблению, цель которого – изменение образа жизни, формирование общественных взглядов на потребление, совместимых с требованиями экологической цивилизации, чтобы в конечном счёте цивилизованное, бережливое, зелёное и низкоуглеродное потребление стало социальной тенденцией и добровольным выбором общества.
Необходимо культивировать низкоуглеродную
экологическую культуру и формировать экологически чистые модели потребления и образ жизни, а также создать комплексную систему управления и поощрять активное участие всего общества.
В интервью японец благодарил хрюхрюпинцев за необычайно высокую
экологическую культуру и содействие в его работе.
Сами якуты-саха никогда не были индустриальным народом и в экстремальных северных условиях создали величайшую
экологическую культуру, традиции сбережения природы.
В западных школах детям с начальных классов прививают
экологическую культуру. В семьях воспитывают в человеке бережное отношение к природе и окружающей среде.
Только уроки земли, только культура поведения (так называемая
экологическая культура) служат здесь залогом успеха.
В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ
экологической культуры, экологического сознания.
Технологии к программе «Юный эколог» позволяют практикам формировать у дошкольников начала
экологической культуры.
Особое внимание уделено анализу результатов экспериментальной работы и рекомендациям по совершенствованию процесса формирования
экологической культуры младших школьников в духовно-нравственном аспекте.
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы
экологической культуры личности.
Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы
экологической культуры личности.
Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире. Формировать начала
экологической культуры.
С общепедагогической точки зрения в разработке проблемы экологического образования в 1990-е гг. можно выделить два этапа: первый, связанный с задачами адаптации в содержании общего образования экологических проблем, выделения в нём экологических аспектов и стержневых проблем (начало 1990-х – вторая половина 1990-х гг.); второй – вторая половина 1990-х – начало 2000-х гг., характеризующийся углублением и обогащением трактовки сущности экологического образования и выдвижением в качестве его цели воспитания
экологической культуры личности [91, c. 10].
Общая цель исследования, основные результаты которого излагаются в данной монографии, заключалось в теоретическом обосновании педагогических условий формирования
экологической культуры младших школьников в духовно-нравственном аспекте и их экспериментальном подтверждении.