По массиву
эмпирических фактов, каскаду разнообразных экспериментов, очереди спешащих сменить друг друга теорий психология личности в конце XX в. потеснила другие отрасли психологической науки.
Центральная проблема заключается в том, что на базе изучения
эмпирических фактов осуществить выбор между этими позициями невозможно.
Применён внушительный математический аппарат для обработки полученных
эмпирических фактов, для построения моделей на основе выявленных результатов.
Они открываются на основе наблюдений
эмпирических фактов, но открываются благодаря особого рода интеллектуальным операциям.
Синтетические суждения могут быть пересмотрены при появлении новых
эмпирических фактов, а аналитические – нет.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: одномыслие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Фиксация
эмпирических фактов уже происходит не случайно, а целенаправленно.
Большинство лингвистов довольствуется лежащими на поверхности
эмпирическими фактами и искренне полагает, что ничего другого в принципе быть не может.
Научные теории выводятся из гипотез, обобщающих
эмпирические факты.
Характеристика отклонений в эмоциональной сфере в основном сводится к описанию выявленных
эмпирических фактов, связанных с узнаванием или внешними проявлениями эмоций.
Результаты экспериментального исследования часто представляют собой не выявленную закономерность, устойчивую зависимость, а ряд более или менее полно зафиксированных
эмпирических фактов.
Итак,
эмпирический факт зафиксирован – нам на голову упало яблоко, и мы решили изучить это явление подробнее.
Дальнейший путь исследования внимания ведёт меня через прикладные исследования, в ходе которых должно выявиться множество
эмпирических фактов, которые потребуют осмысления.
Первое отличие познавательной ситуации исследования психологических закономерностей становления и развития личности состоит в том, что в психологии до сих пор возникают серьёзные затруднения при попытках очертить сферу
эмпирических фактов, относящихся к психологии личности.
Но вот уже середина второго десятилетия текущего столетия – века новой технической и глобальной информационной революции, а учёные по-прежнему ведут нескончаемые споры о природе шизофрении, и неуклонный рост числа
эмпирических фактов так и не пролил достаточно света на один из самых загадочных недугов человечества.
Обобщение различных
эмпирических фактов позволило автору конкретизировать эту обобщённую формулировку и представить «модель профессиональной способности» в виде синтеза общих и специальных способностей (Завалишина, 1991, с. 123).
Идентификация (от лат. identifi co – отождествлять, уподоблять) выражает простой
эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.
Вместе с тем «антропологизация» психологии личности несёт серьёзный риск растворения собственных вопросов психологии личности в лоне философской методологии и безграничного парения над океаном
эмпирических фактов, с таким трудом добытых в конкретных областях психологии.
Здравый смысл (в моём понимании) есть способность человека, которая основывается, во-первых, на знании некоторых очевидных
эмпирических фактов и на интуитивном понимании некоторых простейших социальных законов и, во-вторых, на интуитивном следовании некоторым простейшим законам логики.
Например, в социальном исследовании нам даны как
эмпирические факты объединения именно людей, и мы, естественно, берём людей в качестве социальных атомов, выделяя в них свойства, необходимые для понимания объединений людей.
Они исходили из следующей мысли: для того чтобы сделать психологию подлинно научной, достаточно лишь признать
эмпирический факт связи явлений сознания с физиологическими процессами и обусловленность обоих внешними воздействиями, а затем приступить к их совместному изучению экспериментальным методом.
Это значит, что нет специальных понятий, отражающих различные стороны социального спасения, фиксирующих их терминов, не разработаны методы его исследования, не собраны и не классифицированы
эмпирические факты, не выявлены закономерности данного процесса, не обобщены пути, методы и средства социального спасения.
Суть представленной в этой книге ригоризованной версии методологического либерализма состоит в сохранении базовых «либеральных» методологических принципов, состоящих в невозможности какой-либо одной, «единственно правильной» психологической теории, в принципиальной возможности различных интерпретаций психологических феноменов, в необходимости их комплексных, многосоставных объяснений, в отказе от позитивистского культа эмпирических методов и др., с дополняющим эти принципы акцентом на преодоление «анархических крайностей», таких как правомерность любыхтеорий и интерпретаций, признание полной релятивности
эмпирических фактов, возможности эмпирически подтвердить всё что угодно и т. п.
Поэтому нелиберальное, недемократическое и нерыночное ядро обществ-гегемонов, которое мейнстрим до некоторых пор замечал только в периферийных/отсталых социумах, начнут всё чаще фиксировать в виде
эмпирических фактов, признавать и нормализовать в качестве всеобщегоформата политических коммуникаций и институтов, поскольку они не преодолены нигде, кроме идеологических самоописаний и политической риторики западных обществ.
Но если мы возьмём этот
эмпирический факт вообще и, не считаясь более с согласием его с любым человеческим чувством, спросим, показывает ли он предмет сам по себе (мы говорим не о каплях дождя, так как они, как явления, уже суть эмпирические объекты), то этот вопрос об отношении представления к предмету трансцендентален; при этом не только капли оказываются лишь явлениями, но и сама круглая форма их и даже пространство, в котором они падают, суть сами по себе ничто, а лишь модификация или основы нашего чувственного созерцания; трансцендентальный же объект остаётся нам неизвестным.
Им недостаёт точной формулировки, которая позволяла бы подвергнуть их испытанию
эмпирическими фактами.
Забвение же логического метода влечёт представление о реальности как нагромождении
эмпирических фактов, лишённых общности, внутренней связи.
Однако наличие
эмпирических фактов само по себе ещё недостаточно для выдвижения даже правдоподобной гипотезы, и исследование не может начинаться с простого накопления эмпирической информации.
Таким образом, оказывается, что в данном случае одних
эмпирических фактов недостаточно для осуществления комплексных научных исследований.
Её принципом является любовь к истине и потому она, безусловно, исходит из общечеловеческого, философски релевантного и аутентичного опыта, в котором нам открываются не просто
эмпирические факты, а интеллигибельные сущности вещей.
Без собственного предмета и, соответственно, собственного понятийного аппарата социология права, оторванная от общей теории права, может существовать лишь как наука, способная изучать и обобщать
эмпирические факты, описывать те или иные фрагменты политико-правовой практики, правовой психологии населения и иных компонентов общественного и индивидуального сознания.
Вместе с тем главным компонентом генетически-конструктивного метода, безусловно, является его креативное ядро, обеспечивающее возможность получения новых интеллектуальных моделей исследуемых аспектов реальности и обновлённых интерпретаций установленных
эмпирических фактов.
Итак, элементарный анализ
эмпирических фактов вынуждает нас сделать следующий вывод: любая низкоуровневая процессуальность – последовательность химических взаимодействий в живой клетке, сокращений клеток мышц, команд процессора или взаимодействий нейронов – возможна только при наличии нисходящей причинности, только благодаря объединяющему и управляющему воздействию высшего уровня(см. Boldachev, 2011: 86—101).
Философия права должна быть конструктивна применима таким образом, чтобы идеальное содержание теоретико – методологических выводов корреспондировало строгую направленность практической технике, а практическая техника всегда развивала теорию без отрыва от непосредственной интерпретации
эмпирических фактов.
Такие исходные положения как неуничтожимость материи, непрерывность движения и закон постоянства силы должны стать важнейшими принципами при систематизации и объяснении
эмпирических фактов.
Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации
эмпирических фактов.
Объяснения являются
эмпирическими фактами относительно вер, желаний и практик определённых групп человеческих существ.
Поскольку успех конкретных социально-правовых исследований во многом зависит от методологической и методической оснащённости социолога, его способности выявлять и изучать
эмпирические факты в соответствии с требованиями объективности, всесторонности и полноты, репрезентативности, то возникает настоятельная потребность в разработке специфики применения конкретно-социологических и статистических методов для познания права, процессов его реального действия.
За счёт слова «стиль» оно приобретало качественно-метафорический оттенок, создавая иллюзию появления универсального объяснительного принципа, тогда как слово «когнитивный» возвращало его на уровень
эмпирических фактов, вынуждавших искать объяснения личности через частные когнитивные измерения.
Специфика познавательной ситуации анализа детства как социокультурной целостности в системе его многообразных связей с миром в настоящее время характеризуется все увеличивающимся разрывом между богатством
эмпирических фактов о ребенке в рамках естественно-научных и гуманитарных дисциплин и отсутствием общего, методологического представления о феномене детства в культуре и обществе.
Пятый тип: противоречия между
эмпирическими фактами индивидуальной жизни человека науки и законами, существующими в науке.
Выбор принципов, которые составят будущую успешную парадигму, осуществляется учёными не столько на основании философских воззрений или под давлением
эмпирических фактов, сколько в результате внезапного «озарения», «просветления», иррациональной веры в то, что мир устроен именно так, а не иначе.
Спецификой арт-менеджмента как науки становится сам путь формирования арт-менеджмента: если прежде науки проходили достаточно долгий путь от накопления
эмпирических фактов через их обобщение к зрелой теории, а затем к её рефлексивному анализу, то арт-менеджмент фокусирует на коротком временном промежутке эти виды научной деятельности.
Для создания новой научной теории, как правило, необходим новый фактический материал, но теория не появляется как прямое обобщение
эмпирических фактов.
Договорная теория векселя обеспечивает выход за пределы непосредственных
эмпирических фактов и способна глубоко проникнуть непосредственно в сущность векселя через призму договора.
То есть основной фокус внимания уделяется
эмпирическим фактам «равновесной» рыночной цены.
Вместе с тем данная работа представляет особый интерес и как «недостающее звено» становления теоретических построений деятельностного подхода, хотя в ней нет теоретического анализа отдельно от объяснения феноменологии, наблюдаемых
эмпирических фактов.
Такое движение «от корней», от структурных паттернов культурных систем к их исторически воплощённым конфигурациям вряд ли понравится позитивистски ориентированному сознанию (поскольку оно фетишизирует
эмпирический факт или логическое долженствование, не признает ничего сверх того, что можно «пощупать», сводит всё к плоской дихотомии причины и следствия).
При обобщении вначале происходит обработка статистических и иных сведений, затем выделяется
эмпирический факт (материал) и на его основе делается теоретический вывод.
Цель исследования предопределяет и методологические принципы: взятые как
эмпирический факт нормы права изучаются как таковые и не подлежат оценке посредством какого-либо метаюридического критерия, между моралью и правом нет никакой необходимой связи, ибо, в отличие от правовых норм, моральные недоказуемы с помощью рациональных аргументов и, главное, право рассматривается как закрытая логическая система, в рамках которой любое юридически значимое решение может быть выведено посредством логических операций без обращения к социальным, политическим и моральным обоснованиям.
Социографический подход позволяет излагать
эмпирические факты в их «чистом» виде, без примеси субъективизма, избегая оценочных суждений, идеологических интерпретаций и художественных аранжировок.