Первую попытку поколебать господство нормативной
эстетики классицизма предприняли сентименталисты в конце XVIII века.
Этого уточнения должно было бы хватить и хватило бы, если бы речь шла об
эстетике классицизма или барокко.
Поэтому
эстетика классицизма, этой реминисценции античности, не воспринималась в крестьянской среде как нечто особенное, достойное понятия красоты.
Эстетика классицизма и массовая культура.
Для
эстетики классицизма характерны рационализм, стремление установить определённые правила создания произведения, строгая иерархия (соподчинение) видов и жанров искусства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сплоточный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Стоило только под напором исторических событий и реальной жизни поколебаться сословному представлению о ценности человека, как в эстетических представлениях общества, а следовательно и в поэзии, произошёл перелом, и вся логическая стройность
эстетики классицизма с её иерархией жанров и замкнутостью стилей стала разрушаться.
Согласно пушкинской концепции, в
эстетике классицизма «каждое произведение рассматривалось… не изолированно, не просто как свободное создание поэта, с формой, свободно создаваемой в соответствии с замыслом, с содержанием, а в соотнесении с традиционными жанрами, с выработанной традицией формой».
И пристальный интерес к наследию античности, и несомненные гражданственные мотивы, отчётливо звучащие в творчестве её членов, и стремление (не до конца реализованное) создать стройную литературную систему, и новая концепция сущности поэтического творчества (разум и мера, сопоставленные, а иногда и противопоставленные вдохновению) – всё это несомненно предвещало существенные элементы
эстетики классицизма.
В-третьих, это историзм
эстетики классицизма, но не безбрежный, как в эпоху эклектики, а ориентированный исключительно на абсолютные ценности античного искусства.
В
эстетике классицизма человек – «колесико и винтик» государственного механизма, он занимает строго определенное место в социальной иерархии, обусловленное его социальным происхождением.
Поэту ясно, что консервативная в художественном отношении
эстетика классицизма теперь, в XIX в., обретает к тому же и реакционный политический смысл.
Хорошо известна каноническая нормативизация искусства в
эстетике классицизма, часто перераставшая в формализаторский академизм.
Имя автора цикла – Жан-лис – не упоминалось, что вполне вписывалось в
эстетику классицизма.
Отсюда то ведущее значение, которое придавалось в
эстетике классицизма композиции.