Особенность
эстетической деятельности в том, что она может творить символы, причём обычно без сознательной устремлённости.
Но кроме этого вклада в философию языка и лингвоэстетику, необходимо подчеркнуть его пионерскую роль в обсуждении семиотических вопросов
эстетической деятельности.
Эстетические проблемы касаются эстетического отношения человека к миру, в основе которого лежат такие эстетические ценности, как красота, возвышенное, героизм и др., а также содержания и значения
эстетической деятельности человека.
Художественный потенциал реализуется в области
эстетической деятельности (Каган, 1972).
Само эстетическое начало хотя и концентрированно проявляется в искусстве и специфически
эстетической деятельности, но не исчерпывается этими презентативными сферами.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: соловка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Сердцевину
эстетической деятельности в школе составляет методика, которой владеют специалисты и которая обеспечивает конкретный смысл и форму программы, раскрывающей проблему обучения, касающиеся конкретной аудитории.
Вот некоторые из широко распространённых мотиваций
эстетической деятельности: служение языку (что теперь уже кажется почти анахронизмом); деструкция старых мифов и иллюзий; обличение лжи и зла; «остранение», поддержание некоей социальной игры; самовыражение и автотерапия, освобождение от личных «травм»; эпатаж и провокация, шоковое воздействие на публику, жест власти над ней; утверждение себя в качестве «человека искусства»…
Конечно, эти потребности выражают и полимотивированность
эстетической деятельности, но на разных этапах музыкально-перцептивной деятельности меняется организация побуждений, в действие вступают новые потребности.
Культурная ценность народных игр бесспорна: они несут в себе заряд всех видов
эстетической деятельности человека и являются традиционным средством педагогики.
Названные образцы художественного творчества – первое проявление
эстетической деятельности, которая позже перерождается в форму литературной изобретательности.
Такие наблюдения способствуют накоплению у детей художественных впечатлений, создают основу для развития
эстетической деятельности.
Но не стоит забывать, что происходит и обратный процесс – проникновение форм собственно
эстетической деятельности, методов художественного творчества, выразительных средств художественного языка в сферу спорта.
Важно отметить одно качество, которое объединяет все три типа
эстетической деятельности, а именно то, что сам феномен эстетического зарождается, развивается, совершенствуется в самой социальной деятельности, в трудовой практике.
Столь же ошибочно эту функцию возлагать на теоретическую, «метатворческую» мысль самого писателя, порой далеко не адекватную его собственной
эстетической деятельности.
Другим, развивающим «реалистический» тип «кризиса авторства», является случай, когда «рефлексия персонажа, его творческая самореализация не связана с художеством, когда персонаж напрямую бросает вызов авторскому завершению; стремится жизненным поступком отменить
эстетическую деятельность, направленную на него извне».
Именно в таком ключе понимания личность и является, с нашей точки зрения, субъектом и объектом
эстетической деятельности.
Доступ к нему не гарантируется
эстетической деятельностью.
Категориальный аппарат эстетики обогащается разными путями, в том числе и внедрением терминологии музыковедения – интонация, ритм, мелодия, полифония (что очень важно и для уроков физкультуры, так как ритмичность выполнения упражнений не только помогает правильно организоваться, но и помогает развивать координацию движений, умение поддерживать нужный тем и ритм, что не так-то просто, особенно без особой тренировки); использование категориального аппарата эстетики позволяет постичь
эстетическую деятельность и эстетические отношения.
Компонентами метода являются, кроме движений, рисунок, музыка, т.е. средства искусства, привлекающие сами по себе дополнительную
эстетическую деятельность.
Разве не эти самые черты характеризуют
эстетическую деятельность человека?
Само же понятие смещения ещё ничего не объясняет, ибо, определяя
эстетическую деятельность как частный случай вовлечения элементов неорганической природы в положительную сферу жизнедеятельности человека, оно, во-первых, не раскрывает специфики этой деятельности, во-вторых, остаётся открытым вопрос о причинах явлений такого рода.
Эстетическая деятельность составляет центральное ядро эстетической культуры.
Любая деятельность, в том числе и производственная, может нести в себе эстетический элемент, так что следует признать, что не существует
эстетической деятельности как особой формы, отгороженной от всех иных сфер человеческой деятельности.
Для лучшего понимания специфики эстетического идеала необходимо остановиться на качественных свойствах и признаках
эстетической деятельности.
Дело в том, что художественная деятельность как аспект
эстетической деятельности имеет собственные «правила игры», не тождественные другим правилам в других формах общественного сознания.
Подчеркнём, что
эстетическая деятельность всегда реализуется в качестве интерогенного вида деятельности.
Это означает, что результат
эстетической деятельности направлен на преобразование не внешнего мира, а самой человеческой субъективности, её внутренних качеств.
Поэтому эстетическая теория должна адекватно отражать реальные процессы общественного развития, однако целью
эстетической деятельности и эстетического сознания является формирование приоритетов дальнейшего развития.
И
эстетическая деятельность бессильна овладеть моментом прохождения и открытой событийности бытия, и её продукт в своём смысле не есть действительно становящееся бытие и приобщается к нему в своём бытии через исторический акт действенного эстетического интуирования.
Конечно, не нужно думать, что за чистым моментом вживания хронологически следует момент объективации, оформления, оба этих момента реально неразделимы, чистое вживание – абстрактный момент единого акта
эстетической деятельности, которого и не должно мыслить в качестве временного периода; моменты вживания и объективации взаимно проникают друг друга.
Сознательная интеллектуальная и психологическая, духовная и
эстетическая деятельность обусловлена, чаще всего, тем, что вложили в человека окружающие (в первую очередь, родные или те, кто их заменяют) и средства массовой информации.
Необходимо также классифицировать виды так называемых резонаторов – эстетических показателей – дизайна, проанализировав взаимосвязь между восприятием дизайнерской среды и
эстетической деятельностью человека.
На современном этапе развития общества наряду с проявлением эстетического в природе и искусстве важным объектом интереса эстетической науки стали виды
эстетической деятельности: техническая эстетика, дизайн, эстетика организации среды, вопросы эстетического воспитания, эстетика спорта.
При этом не исключено, что
эстетическая деятельность человека сможет послужить ключом к пониманию некоторых фундаментальных закономерностей жизни вообще.