Как показывают опубликованные здесь работы, фундаментальный характер могут иметь исследования и личности профессионала, и особенностей личности пожилого человека, и проблем
этнического сознания личности, и т. д.
Но отличие языка от диалекта в большинстве случаев определяется не объективными языковыми различиями, а субъективным
этническим сознанием (при наличии литературной нормы также границами её распространения).
Примечательно, что не «человеческим», а именно «русским» – в зарождавшемся
этническом сознании росов «русское» и «человеческое» были тождественны.
Этническое сознание чеченцев, подчёркнутое исламом и памятью о репрессии, дало новый импульс восстановлению народных традиций, и в 1980-х годах они вернулись к преобладанию в местной культуре.
Соответствующая эластичность этнонимов могла сосуществовать и сосуществовала с только что зародившимся или уже упрочившимся
этническим сознанием, обусловленным путешествиями, личным выбором и достижениями в сфере образования.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: переучесть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Разумеется, в наибольшей мере границы конструирования задаются инерционностью
этнического сознания.
Механизмы инструментального использования этничности, манипулирования
этническим сознанием хорошо изучены.
Этническое сознание возникает в процессе исторического развития этнической общности на почве национальных чувств и представлений как осознание этнического бытия и обладает большой устойчивостью.
Абсолютизация
этнического сознания негативно влияет и на качество рабочей силы.
Говоря о формируемых
этническим сознанием границах модернизации и любых других конструируемых изменений общества, в книге нельзя было обойти ещё один фундаментальный вопрос – вопрос о роли элит в этнополитических процессах.
Сравнивая эти выводы идеологов тюркских национальных элит с процессами, происходящими в современном
этническом сознании русских, можно отметить, что и славянские, и тюркские народы вовлечены в процессы этнического распада.
Она придаёт слишком большое значение ранним процессам становления и развития
этнического сознания и переоценивает роль пропагандистов национальной идеи.
По самой своей природе
этническое сознание политически нейтрально, но может приобрести политическую (этнополитическую) направленность под влиянием элит, которые в науке принято называть «этническими антрепренёрами».
Американские учёные подходят к этой проблеме с точки зрения так называемой «теории факторов», в которой
этническое сознание рассматривается как набор компонентов, или взаимосоотносящихся переменных.
Весь XX в. продолжалось размывание границ
этнического сознания тунгусов, якутов, эвенков, долган, ненцев, нганасан.
В постсоветское время именно здесь с наибольшей силой проявились новые интенции
этнического сознания, что привело к резкой активизации межэтнических противоречий и открытым конфликтам.
Именно вследствие этого невозможно говорить об абсолютном «наложении» политического пространства на этническое, что, в свою очередь, ведёт к ощущению и осознанию складывающейся ситуации как вызова этносу, возникновению конфликтов сначала на уровне
этнического сознания, а затем и переводу их в плоскость этнополитических отношений.
Абсолютизация
этнического сознания лежит в основе многих конфликтов между мигрантами и коренным населением, а также между отдельными группами мигрантов.
История еврейского народа демонстрирует социоонтологическую мощь органического соединения идеи с витальным (в данном случае
этническим сознанием, самоидентификацией) началом.
Этническое самосознание – часть
этнического сознания.
Повторюсь,
этническое сознание скажет: русские есть.
Но много ли осталось
этнического сознания?
Вместе с тем в белорусской историографии нет единства мнений как об истоках и факторах происхождения собственно белорусов (существуют «финская», «балтская», «древнерусская» и другие гипотезы), так и относительно времени их формирования и эволюции
этнического сознания.
Этнос общность надродовая, и русское
этническое сознание чётко зафиксировало этот факт в слове «НАРОД».
Этническое сознание отживших этносов не наследуется, наследуются лишь продукты культуры.
Соответственно этнической иерархии, иерархийно и
этническое сознание человека.
Одноуровневое
этническое сознание присутствует разве что у небольших этносов – изолятов.
Прочие люди имеют двух-, трёхуровневое
этническое сознание, сочетающее в одном человеке несколько этнических ипостасей.
Понятно, что, определив этнопсихологию как науку об общих механизмах этнопсихогенеза, перед прикладной этнопсихологией мы ставим проблему реализации соответствующих общеконцептуальных представлений в разных сферах культурного бытия этноса, связанных с формированием, функционированием и корректированием
этнического сознания.
Показательно, что конструктивизм, как одно из ведущих направлений теории социогенеза, отвергает и неразрывный, эволюционный характер культурной преемственности, считая современный всплеск
этнического сознания результатом целенаправленной политической пропаганды в интересах маргинальных элит.
Точнее, сама возможность феномена государства во многом связана со смягчением звериного
этнического сознания.
Это составляет содержание обскурационного процесса (ослабления, умирания, потемнения
этнического сознания).
Это мемориальная фаза, постепенно сгущающиеся сумерки
этнического сознания.
Славянское
этническое сознание не исчезло совсем, но в этнической структуре новых славянских народов сохранилось на нижнем уровне иерархии в мемориальном состоянии.
Однако укреплять
этническое сознание государство взялось не у всех народов.
Синкретизм
этнического сознания представителей трёх восточнославянских народов, единство исторической судьбы и подходов в комплектовании армии не оставляли места для идеологического обоснования формирования здесь национальных частей.
Ответ в том, что эти искажения являются следствием действия защитных механизмов его психики, которые репрессируют информацию, способную вызвать деструкцию
этнического сознания.
Этническое сознание преобладает над общенациональной государственной идентичностью.
Возьмём, например, такие вечные занозы
этнического сознания, как комплекс нарочитого удревнения национальной истории и комплекс ареала обитания.
Объектом философского осмысления в данной работе является отношение между исторической судьбой этносов и происходящей сегодня глобализацией цивилизации человечества и роль, которую будет играть собственно
этническое сознание, уходящее корнями в эпическое самосознание этносов.
Это вызвано обострением
этнического сознания нерусских народов при том, что такого обострения в среде русских не наблюдается.
Среди разных форм участия национальных элит в выборе курса страны одной из важных является их идеологическое влияние на массовое
этническое сознание населения российских республик.
Автор исходит из того, что инерционность
этнического сознания не создаёт непреодолимых препятствий для модернизации страны.