Связанные понятия
Домо́вая резьба ́ — метод украшения экстерьера дома посредством вырезания на внешних деревянных элементах разнообразных фигур и орнаментов.
Беличий мех (vair) — один из двух мехов, традиционно используемых в русской и мировой геральдике.
Пе́рна — национальный символ народов коми, прежде всего коми-пермяков. Встречается два начертания символа — классическое и w-образное.
Украшения — предметы, дополняющие одежду, имеющие магическое, символическое, функциональное и эстетическое значение. Они отражают мировоззрение, исторический путь, технологические и культурные достижения народа, подчеркивают поло-возрастной и социальный статус человека. Выполняются из твердых элементов в едином технологическом и художественном стиле, обогащают образ и пластику костюма. Как правило, являются съемными принадлежностями для наложения на одежду или непосредственно на части тела, т.е...
Раппо́рт (фр. rapport, от rapporter — приносить обратно) — базовый элемент орнамента, часть узора, повторяющаяся многократно на ткани, трикотаже, вышивке, ковре, обоях и т. д. Также, наименьшее число нитей, бисера и т. п. при изготовлении узора, после которого повторяется порядок их взаимного перекрытия.
Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.
Бурятский национальный костюм (бур. буряад дэгэл) — традиционная одежда бурятского народа, часть его многовековой культуры. В нём отражаются его культура, эстетика и дух. Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило...
Саукеле ́ (каз. сәукеле, кирг. шөкүлө) — высокий конусообразный головной убор, высотой около 70 сантиметров, украшенный серебряными и золотыми монетами, жемчугом и кораллами, один из древних головных уборов, бытовавший у казахов до самого конца 19 века.
Зигза́г (фр. zigzag) — ломаная линия, звенья которой поворачивают то в одну то в другую сторону под постоянным углом.
Меа́ндр (греч. μαίανδρος) — распространённый тип ортогонального орнамента. Известен ещё со времён палеолита. Бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию.
Счётные швы — швы, выполняемые по счёту нитей ткани по утку и основе, широко распространены в народной вышивке.
Фесто́н (фр. feston) — в прикладном искусстве и живописи, а также в портновском искусстве декоративный элемент, орнаментальная полоса с обращенным вниз узором в форме листьев, цветов, ступенчатых зубцов, равнобедренных треугольников, и т. д. Произошёл от натуральных жгутов, которыми древние греки и римляне в религиозные и прочие праздники (лат. festa) украшали здания, проёмы, головы жертвенных животных. Встречается на монетах и медалях, главным образом в конце XVIII века, например, на пфеннигах Людвига...
Орна́мент (лат. ornamentum «украшение») — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Ака́нт , или Акантус (лат. Acánthus от др.-греч. ἄκανθος — «шип») — род растений семейства Акантовые (Acanthaceae), произрастающих в тропических и субтропических регионах Старого Света, с наибольшей видовой плотностью в регионе Средиземноморья и Азии.
Лазу́рь — один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита и красителя азур, цвет неба в ясный день.
Пальметта (фр. palmette) — растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости. Был распространён в египетской и эллинистической архитектуре — в качестве антефиксов, в завершениях памятных стел и надгробий, в капителях ионических и коринфских колонн, в украшениях карнизов.
Арабеска (итал. arabesco — арабский) — европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов. Арабеска может включать каллиграфические элементы на арабице. Особое распространение получили арабески в эпоху Возрождения, а позднее арабесками стали называть причудливый орнамент только из растительных форм — сложно переплетённых стилизованных стеблей, листьев, цветков и других вегетативных и генеративных частей растений.
Скифо-сибирский звериный стиль — особая манера исполнения изображений животных, широко представленная в культурах позднего бронзового и раннего железного века евразийских степей, включая и территорию Южной Сибири.
Ко́новязь (жен., устар.) — место для привязывания лошадей в виде столба с кольцами, кольев с протянутой по ним верёвкой или закреплённой в горизонтальном положении поперечины.
Правило тинктур — является основным правилом геральдики и заключается в неналожении металлических фигур на металлические поля или финифтяных фигур на финифтяные поля. Между тем, существует достаточное количество гербов, нарушающих это правило (для подчёркивания особого статуса или из-за невежества создателей герба), а также множество различных аспектов, когда кажущееся на первый взгляд нарушение правила таковым не является.
Птица счастья — деревянная игрушка в виде птицы, изготовленная с помощью резьбы по дереву. Элемент поморского ремесла.
Колт — древнерусское женское украшение XI—XIII вв., по́лая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору и часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Предположительно, во внутреннюю полость закладывался кусочек ткани, смоченный благовониями. Колты найдены в составе многих кладов на территории Древней Руси.
Дипилонские амфоры — архаические аттические амфоры, украшенные погребальными сценами в геометрическом стиле, достигающие 1,5 метров в высоту.
Ке́льма (от нем. Kelle), мастеро́к — ручной инструмент, отшлифованная с обеих сторон стальная лопатка с изогнутой рукояткой из дерева или пластмассы.
Карнация (фр. carnation — телесный цвет, от лат. caro — мясо, плоть, тело) — цветовая характеристика, живописные приёмы, (обычно многослойное наложение красок), применяемые при изображении кожи человека, его лица и обнажённых частей тела. Более общо — изображение человеческой кожи по сравнению с фигурой, покрытой тканями.
Хада́к (также хата; тибет.: ཁ་བཏགས་; монг. хадаг; бур. хадаг; кит.: hada (哈达); тув.: кадак) — ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов.
Тауширование , насечка — инкрустация одного металла другим, более мягким и имеющим меньшую температуру плавления.
Ака́нт , также аканф (греч. ἄκανθος) — характерный рисунок украшений коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев. Акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.
Пояс (фр. fess) — почётная геральдическая фигура, простирающаяся в горизонтальном направлении от середины правого края щита к левому. В русской геральдике волнистый пояс называется иногда рекой, а зубчатый — стеной. Расположение гербовых фигур горизонтально именуется «в пояс».
Грифо́н (наполовину орёл, наполовину лев) — часто встречающаяся в гербах негеральдическая фигура. Символизирует могущество, власть, бдительность. По Лакиеру, служит символом быстроты, соединенной с силой. Древние думали, что он хранит клады.
Мозаики «гирих» — это набор пяти плиток, использовавшихся для создания орнамента для украшения зданий в исламской архитектуре. Плитки использовались примерно с 12-го века и орнаменты существенно улучшились к моменту построения усыпальницы Дарб-и Имам в городе Исфахан в Иране (построена в 1453).
Символ атома используется в геральдике с 1955 года. Обычно атом изображается согласно упрощённому графическому изображению модели Бора-Резерфорда — в виде скрещённых орбит электронов с точкой ядра посередине. Он может символизировать атомную энергетику, ядерное оружие, физику (чаще ядерную), науку и научно-технический прогресс. Гербы с атомами наиболее часто создавались в Советском Союзе в 1970—1980—е годы. По мнению В. В. Похлёбкина, художникам обычно с трудом удавалось выразить идею с помощью этого...
Подробнее: Атом в геральдике
Глиногипс (ганч, гажа, арзык, тюрк. ganch) — вяжущий материал, искусственная или (редко) природная смесь гипса (от 30% до 60% двуводного сернокислого кальция CaSO4•2H2O) и от 40% до 70% мелких частиц глины ( гажа, примеси кварца и кальцита, землистый гипс) или лесса (ганч, арзык). Строительный глиногипс - это продукт, который получают в результате обжига гипсового мергеля при температуре 160—250° и последующего измельчения его в порошок. В состав строительного глиногипса (кроме гипса и глины) входит...
Славянская вышивка — вид декоративно-прикладного искусства славян, заключающийся в нанесении орнамента на ткани с помощью шитья.
Чувашская вышивка — выполнение узоров на холсте с помощью иглы и нитей — один из основных видов чувашского традиционного декоративно-прикладного искусства. Отличается многообразием орнаментальных мотивов и техник вышивания. В музейных собраниях сохранились орнаментированные вышивкой предметы чувашской одежды XVIII—начала XX веков. Искусство вышивки в несколько измененной форме распространено среди чувашей и в начале XXI века.
Вышива́нка (укр. вишиванка, белор. вышыванка) — современное разговорное название восточнославянской традиционной вышитой рубахи.
Мезенская прялка -Корневуха относится к типу цельной прялки — донца. Лопасть имеет трапециевидную форму и срезана по нижним углам. Верхняя часть лопасти украшена главками на тонких шейках (по центру шейка высокая; по направлению к боковым сторонам величина шеек уменьшается). Отличительной чертой мезенских прялок является не только форма, но и роспись, покрывающая как саму лопасть, так и ножку прялки.
Геометрический стиль (также известен как геометрика) был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 гг. до н. э. и вытеснил протогеометрический стиль. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря.Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства, и одновременно обозначение периода классической античности в Древней Греции. Геометрический...
Гирих (перс. گره, «узел»), а также گره سازی («завязывание узлов») — вид исламского декоративного искусства в архитектуре и художественных ремёслах (обложки книг, ковры, небольшие металлические объекты), состоящее из геометрических линий, образующих переплетённые декоративные орнаменты. В персидской архитектуре орнаменты с узлами можно видеть в кирпичной кладке банна’и, в изделиях из стукко и мозаичных фаянсовых работах. Гирих определяется как «геометрические (часто в виде звёзд и многоугольников...
Худо́жественная ро́спись — (от писать) — искусство декорирования красками какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Если композиции «картинного типа» рассчитаны на автономное восприятие в нейтральном пространстве или на нейтральном фоне, относительно изолированном от окружающей среды, то роспись функционально и, следовательно, композиционно является частью специально задуманного и организованного художником пространства. Искусство живописи и качества живописности подразумевают...
Кайтагская вышивка — вид вышивки односторонней гладью «в прикреп» по домотканной хлопковой ткани шёлковыми нитями. Впервые обнаружена исследователями в Кайтагском районе Дагестана, наиболее распространена в преимущественно даргинских районах: Акушинском и Дахадаевском. Самые ранние дошедшие до нас экземпляры датируются концом XVII века, большинство сохранившихся работ этого вида были созданы в XVIII—XX веках.
Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом), а также искусства в целом (это старинный народный промысел).
Алагре́к или а-ла-гре́к (фр. à la grecque, по-гречески; англ. greek key) — французское название архитектонического прямолинейного орнамента, занятого у греков, употреблявших его на украшение каймы одежды.
Куба (азерб. Quba) — азербайджанские ковры, относящиеся к кубинской группе Куба-Ширванской школы ковроткачества.
Вырезки (белор. выцінанка, укр. витинанка) — резные узоры из бумаги, вид древнеславянского народного декоративного искусства. Включает сюжетные и орнаментальные украшения жилья — ажурные, силуэтные и тому подобное. Изготавливаются при помощи ножниц (маленьких и, например, очень больших — для стрижки меха овец), специальных мелких приспособлений мастеров, передающихся из поколения в поколение, а также ножом, топориками, другими орудиями. Материалом служит бумага (белая или цветная), тонкий картон...