Связанные понятия
Дворцовые крестьяне — феодально-зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Земли, населённые дворцовыми крестьянами, назывались дворцовыми. Дворцовое землевладение складывается в период феодальной раздробленности (XII—XV века). Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение великокняжеского (позже — царского) двора продовольствием.
Монасты́рские крестья́не — категория зависимого населения в России, существовавшая с XI века до середины XVIII века, находившаяся в феодальном владении Русской православной церкви. После секуляризации церковных земель по указу Екатерины II 26 февраля 1764 года два миллиона монастырских крестьян были переданы в ведение Коллегии экономии и получили название экономических крестьян.
Экономические крестьяне — в России во второй половине XVIII века категория государственных крестьян, образовавшаяся после проведения Екатериной II в 1764 году секуляризационной реформы из бывших монастырских и церковных крестьян.
Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — начале XVIII века.
Стан — историческая административно-территориальная единица в России, часть уезда или княжества. В разные века в понятие «стан» вкладывалось разное значение.
Упоминания в литературе
В прежние времена государство следило, чтобы воины были обеспечены поместьями достаточных размеров; в середине XVI века рядовой служилый на Новгородчине имел 20–25 крестьянских дворов. После Смуты положение резко изменилось. Помещики Шелонской пятины в 1626–1627 годах имели в среднем по 3,8 двора и по 6,2 душ мужского пола на владение, 35 % владений стояли пустыми. Лишь самое богатое, московское дворянство в 1632 году имело на одно поместье (или вотчину) в среднем 24 крестьянина, включая
бобылей .[100] Уход крестьян доводил некоторых помещиков до отчаяния. «Государь нас не жалует, крестьян из-за нас велит выводить, – говорил ливенский помещик Авдей Яковлев, – нас в заговоре человек пятьсот: кто из-за нас крестьян выводит, у тех мы вотчины выжжем, а крестьян побьем, и пойдем до другого государя».[101] Яковлева можно было понять: учитывая, что оброки сократились в 2–3 раза, доходы помещиков уменьшились примерно в 10 раз. Петр Петрей отмечал, что первое время после Смуты многие дворяне ходили в лаптях – так же, как и крестьяне.[102] Как отмечалось выше, в 1580-х годах в списках имелось 80 тыс. воинов, из них 65 тыс. ежегодно выходили на южную границу. По сметному списку 1630 года числилось 27 тыс. служилых дворян, из них лишь 15 тыс. воинов могли нести полевую службу; остальные были не в состоянии снарядиться в поход и сидели в гарнизонах по своим городам.[103] Чтобы как-то поддержать этих служивых, один раз в пять лет им выдавали денежное жалование. В 1648 году давали по 13 рублей;[104] эта сумма была эквивалентна 130 пудам хлеба или примерно годовому доходу крестьянского хозяйства – и только.
Постепенно шел процесс закрепощения и других категорий крестьян. Так, по ходатайствам землевладельцев специальными грамотами князей они прикреплялись к земле, т. е. теряли право выхода, перехода к другому землевладельцу. С такими прошениями к великому князю обращались, как правило, монастыри. Они требовали запретить их старожильцам покидать земли монастырских вотчин. Старожильцами считались крестьяне, которые длительный период жили на тех или иных землях и несли тягло в полном объеме в отличие от «новоприходцев» или «новопорядчиков», недавно осевших на данной земле и поэтому имевших определенные послабления в выполняемых повинностях в силу слабости их хозяйства. К числу маломощных хозяев относились и так называемые
бобыли .
К этому числу Ерофей привлек трех новых крестьян и одного
бобыля , которого поселил в Гвоздевке; всего на всего в эту пору за ним числилось 18 крестьян, два бобыля и ни одного делового человека. Нам неизвестны условия, свойства записей или крепостей, по которым жили деловые люди на дворе Ерофея, а эти условия бывали очень разнообразны в XVII веке. Неизвестно, взял ли помещик с них новые записи, переводя их в крестьяне. Во всяком случае, то были люди запроданные, зависимые; дети их родились в этой зависимости на барском дворе и становились старинными, кабальными людьми. Давно закрепленные семьей своего помещика, работники переехали на тяглые дворы, и там переписью 1646 года были навеки со своим потомством прикреплены к земле.
Процесс развития феодальных отношений привел к массовому обезземеливанию не только отдельных «селян», но и целые селения. Так, к примеру в одном селе Перемышльского староства к середине XVI века было 36 тяглых хозяйств, сидевших на полудворищах, а через 10–15 лет осталось лишь 20 загородников – безземеленных
бобылей , работавших на барской пашне. Люстрация лухо замечает, что это случилось «по вине самих крестьян», но трудно ли было найти «вину» в подобном случае?
В XVII веке население Ижорской земли на 95 % состояло из крестьян. Таковы данные шведских писцовых книг, выделивших три группы местных крестьян. Из них: 61 % – достаточные крестьяне, имевшие от одной до семи лошадей. Они назывались тяглоспособными. 22 % населения составляли обедневшие, нетяглоспособные крестьяне и 17 % –
бобыли . В крестьянских хозяйствах Ижорской земли широко использовался труд батраков – наемных рабочих.
Связанные понятия (продолжение)
Переписные книги — наименование специальных рукописных книг, в которых указывались сводные сведения по количеству и составу населения в России XVII—XVIII столетий.
Обро́к — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.
Че́тверть — в старинной русской системе мер, мера площади пахотных земель, на которую делилась соха. Определялась как 0,5 десятины. В зависимости от величины десятины составляла 1200, 1250 или 1600 квадратных саженей, то есть 5462,7 м² = 0,54627 га для 1200 квадратных саженей или больше (подробнее смотри Русская система мер). Известна с конца XV века и официально употреблялась до 1766 года.
Тяглые крестьяне — в России XV—XVIII веков и в Великом княжестве Литовском категория крестьян, обязанных платить государственные налоги и выполнять государственные повинности (тягло). В разряд тяглых крестьян в России входили частновладельческие и черносошные крестьяне, со 2-й половины XVII века — бобыли и халупники, а с начала XVIII века — холопы. С введением в 1724 году подушной подати стали частью податных сословий.
Межева́я кни́га — документ имущественного характера, дававший детальную информацию о размерах и границах земельных владений.
Служилые чуваши — военнослужилое сословие в Болгарской земле Золотой Орды, Казанском ханстве и Российском государстве во 2-й половине XVI — начале XVIII веков.
Служилые люди — в России XIV—XVIII веков общее название лиц, обязанных нести военную или административную службу в пользу государства.
Посадские люди (чёрные посадские люди, люди горожане, гражанские люди) — сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло (чёрные люди), то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности.
Ревизская душа — единица ревизского учёта лиц мужского пола, входивших в податные сословия, для налогообложения в Российской империи. Использовалась с 1718 по 1887 год, а в Сибири — до 1899 года. Термин «ревизская душа» появился в указе Петра I от 26 ноября 1718 года при замене подворного обложения подушной податью. Каждая ревизская душа считалась в наличии даже после смерти вплоть до следующей переписи (отсюда — «Мёртвые души»).
Городовы́е дворя́не и де́ти боя́рские — в Русском государстве служилые люди, записывавшиеся на военную службу по городам (калужане, владимирцы, епифанцы и др.) и составлявшие областные дворянские конные сотни со своими головами и другими начальниками.
Помещичьи крестьяне — крепостные крестьяне, принадлежащие на правах собственности дворянам-помещикам. Являлись наиболее многочисленной среди других категорией крестьянства Российской империи — в 1859 — 23 млн. человек обоего пола.
Окладные церковные книги — документы древней Руси и Российского государства (вплоть до конца XIX в.), содержавшие ежегодное распределение разных даней, собиравшихся с церквей на потребности местной иерархии и целого государства.
Почи́нок (от др.-рус. почати «начать») — тип населённого пункта в Российской Федерации.
Дворовые люди , дворня — особый разряд крепостных крестьян, которых их господа использовали в качестве домашней прислуги.
Земельный переде́л (от рус. переделать — сделать заново по-другому) — один из способов регуляции крестьянской общиной в России уравнительного землепользования, постоянно нарушаемого изменениями в семейном составе и количестве дворов членов общины. При крепостном праве земельный передел производился или контролировался помещиком.
Писцо́вые кни́ги — поземельные описи, использовавшиеся на Руси с XV века до середины XVII века, содержавшие сведения об имущественном положении служилых людей; в этих книгах отражалось детальное описание условий хозяйствования вотчин, сёл, монастырей. Составлялись московскими писцами и подьячими.
Подробнее: Писцовая книга
Четвертное владение (также четвертное право) — вид землевладения в Российской империи. Возникло из поместного.
Отказные книги — документы (юридические акты) об «отказе» (пожаловании; передаче в пользование) земельных угодий дворянам, служилым людям, ясачным крестьянам в Русском государстве в XVII — начале XVIII века.
Подробнее: Отказная книга
Уложение о службе 1555—1556 г. — законодательный акт, определивший порядок службы в России XVI века.
Холо́пство — состояние несвободного населения в Киевской, Удельной Руси и Русском государстве. Отменено Петром I высочайшей резолюцией на докладные пункты генерала Чернышёва 19 января 1723 года. По правовому положению холопы приближались к рабам.
Подьячий , поддьячий («под» +«дьяк») — низший административный чин в Русском государстве в XVI — начале XVIII века.
Коллегия экономии синодального правления (1726—1786) — правительственное учреждение в Российской империи для управления земельными владениями духовных лиц и учреждений и сбора с них казенных доходов. Была образована в 1726 году на базе 2-го департамента синодального правления в ходе проводимой секуляризации церковных земель. Коллегия экономии ограничила значение Синода, но с воцарением Анны Иоанновны последнему удалось вновь подчинить Коллегию себе.
Вы́селок или вы́селки — вид крестьянских поселений, населённый пункт и адресный объект. Выселок принадлежал тому же владельцу, что и основное селение.
Однодворческие крестьяне — крестьяне Российской империи, принадлежащие однодворцам. Однодворцы могли владеть землёй (крестьянам, за исключением отдельных северорусских местностей и Смоленска, это не разрешалось). Это право однодворцам давало их происхождение от служилых людей.
Дети боярские несли также и постоянную сторожевую службу по охране границ Московского государства. Командиры засечной стражи и сторожевых разъездов — «станиц» — как правило были из детей боярских.
Поме́стная систе́ма — порядок служилого землевладения, установившийся в Русском государстве в XV и XVII веках. Юридические основы «Поместной системы» Русского государства были закреплены в Судебнике 1497 года.
Руга (от греч. ῥόγα, «жалование» в свою очередь от лат. rogāre) — выплаты духовенству, «ружникам» в Русском государстве и Российской империи, выдаваемые обычно из государственной казны или из собственных средств крупного землевладельца. Руга первоначально означала отсыпной хлеб, выдававшийся духовенству вместо жалованья. В отличие от десятины, размер руги назначался совершенно произвольно.
Чересполосица (также узкополосица, многополосица, длиннополосица) — термин, используемый в русской историографии для обозначения расположения земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками. Чересполосица возникала в России при регулярных переделах общинной земли.
Перело́г (от перележивать — лежать слишком долго) — заросшая дикой растительностью и молодыми деревьями, задернованная пахотная земля, не обрабатываемая в течение 8—20 лет подряд. После 30 лет передерживания перелог превращается в пустошь и не отличается от целины, то есть его освоение не отличается от пахоты на новых землях. В трехпольном хозяйстве перелогом называется земля под паром, не засеваемая 1 и 2 года намеренно, для восстановления запасов перегноя и роста плодородия. На перелоге увеличивается...
Служилые татары — этносословная группа татарского населения в Московском княжестве, Русском Царстве и Российской империи в XIV—XVIII вв. Первоначально формировались из представителей татарской феодальной знати, наемников из Золотой Орды и татарских ханств, затем, после завоевания Казанского ханства (1552), из ясачных (вследствие превращения их собственных наделов в поместья), а также живших в отданных им на «кормление» городах (Кашире, Серпухове, Романове, Юрьеве-Польском, Боровске и т. д.). «Передача...
Губной староста — выборный представитель земской власти в Русском государстве с первой половины XVI века до 1702 года.
Присёлок (приселье, приселение, выселок, переседина, передселье, также поселица, осада, оседлость, селидба, место) — историческое название небольшого сельского поселения, отделённого от большого села, но связанного с ним. В названии присёлка обычно указывалось основное село, например, «села Семендяева присёлок Соболы».
Дворя́не — одна из категорий служилых людей в России княжеского и царского периодов.
Обельные вотчинники — одни из категорий белопашцев. Являлись потомками людей, оказавших услуги Отечеству и царскому дому в Олонецкой губернии (уезды Повенецком, Петрозаводском и Вытегорском). Права обельных вотчинников были шире прав обельных крестьян. Известно 7 случаев пожалования статусом обельных вотчинников: шесть в начале XVII века и один при Петре I. К 1 января 1896 г. всех обельных вотчинников и крестьян было 1178 человек.
Целова́льник и — должностные лица в Русском государстве, выбиравшиеся земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей. Избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит название.
Стрельцы в России составили первое регулярное войско. Некоторые иностранцы их называли «мушкетёрами». Стрельцы делились на...
Десяти́на (др.-евр. מַעְשַׂר; др.-греч. δεκάτη; лат. decima) — десятая часть чего-либо. Это слово наиболее употребимо применительно к практике собирания десятой части дохода прихожанина в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор. 12:17-18;14:22-23).
Сотский староста или сотский — административная должность, упоминающаяся в источниках с древнерусского времени. Круг обязанностей сотских со временем менялся. В XIX — начале XX столетий сотские — один из низших чинов полиции на селе. Свои обязанности исполнял, как правило, безвозмездно, в порядке натуральной мирской повинности. Не являлся должностным лицом сельского управления. Выбирался ежегодно на сельских сходах по одному от 100—200 дворов. Наряду с этим общинам разрешался наём сотских из благонадежных...
Ямска́я пови́нность — государственная повинность тяглового сельского и городского населения на Руси и в Русском царстве c X по начало XVIII веков для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.
Сельцо ́ (польск. siołko) — обособленный мелкий хуторок, исторический тип населённого пункта в России и Речи Посполитой, с XVI века: сельский населённый пункт без церкви, но хотя бы с одним двором землевладельца и комплексом хозяйственных построек, иногда с часовней.
Объезжий голова — воинская должность (Голова) в Вооружённых Силах Русского государства.
Приказ Казанского дворца (Казанский приказ) — один из центральных государственных органов управления в России (Руси), в середине XVI — начале XVIII веков.
Своеземцы , или земцы, — социальный слой крестьян-собственников. Был характерен для Новгородской и Псковской республик. Этого класса не существовало на всем пространстве княжеской Руси: там все крестьяне работали либо на государственных, либо на частных господских землях.
Упоминания в литературе (продолжение)
26 ноября 1718 года по указу Петра I была начата ревизия-перепись населения (в более ранний период своеобразные переписи тоже проводились, но в значительно упрощенной форме). Причиной введения ревизских списков послужила необходимость определить, «сколько, где, в какой волости, селе и деревне крестьян,
бобылей , задворных и деловых людей, всех от старого до самого малого, с летами их». Этот указ знаменует переход российского налогообложения с подворного на подушное, где «ревизской душой» являлось лицо мужского пола. Лишь при более поздних переписях населения в ревизские сказки заносились «души женского пола». Зная нюансы, пользователи архивов не будут тратить время на поиск того, чего нельзя найти в принципе.
Ведомость 1725 г. интересна и с точки зрения социальной идентификации. Те 118 из 280 учтенных в ней дворовладельцев, которые не имели постоянного дохода, обозначены в ней как
бобыли , и это обозначение никак не связано с их семейным положением. На первых листах ведомости 5 бежечан удостоились обозначения «посадской человек», однако далее составитель ведомости перестал утруждать себя написанием этих слов, вообще опуская указания на социальную идентификацию имевших стабильные доходы горожан. В отдельный реестр были записаны 18 «бездворовых бобылей и их детей», по крайней мере некоторые из которых также были женаты. Всего же ведомость 1725 г. зафиксировала в Бежецке 625 душ мужского пола, 639 женского, а также 6 «служителей» и 7 «работниц», то есть 1277 человек.
Слобода была одной из самых больших в Москве: в 1631 г. здесь, в селе Новотроицком, как тогда именовалась слобода, значилось 106 дворов. Из описания 1646 г. становится известным, что «Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря вотчинная Троицкая слобода, под Москвою, за Земляным городом» располагалась по обе стороны реки Неглинной. Помимо пяти дворов причта здесь отмечены «129 дворов безпашенных
бобылей , а кормятся на Москве работою». В начале XVIII в. слобода вошла в городскую черту, и в дальнейшем ее история является составной частью московской.
Изменение принципа формирования верховной власти в XVII веке грозило целостности Московского государства. Произошло глубокое опустошение в хозяйственном и в нравственном положении народа. Страна была разорена. Произошла перемена в составе сельского крестьянского населения, являющегося главным источником государственного дохода. Крестьянство распалось на крестьян собственников и на
бобылей , имеющих небольшие участки земли, или совсем не имеющих. А это в свою очередь сказалось на состоянии провинциального дворянства, которое, в конце концов, разорялось и подавалось в города, поступало в казаки, или уходило в монастыри. Настроение общества менялось, недовольство становилось всё слышнее, наступал период народных волнений и мятежей.
И вот, наряду с княжими дружинами, пирующими за княжой счет в стольном городе Киеве, возникает новый род воинства – богатыри свято-русские. На степной границе собираются представители всех сословий, всех состояний: и знатные, и простые, и богачи, и бедняки – голь перекатная. И боярин Добрыня Никитич, и подьячий Васька Долгополый, и молодой Алеша Попович, и служилый человек Гришка Боярский Сын, – все они стоят на заставе богатырской, имея во главе у себя – «в атаманах» – старого
бобыля , «матерого казака» Илью Муромца, крестьянского сына. Здесь уже обнаруживаются зачатки нового порядка и строя: не знатностью, не богатством, а исключительно только личными достоинствами и заслугами создается положение среди этих «лучших мужей» своего времени. И все, что было в ту пору на Руси сильного, бодрого, храброго, смелого, все стекалось на эти заставы богатырские для «береговой» (охранной) и «станичной» (разъездной) службы. Зорко смотрели они с высоты сторожевых курганов на широкий простор грозно молчащей степи, ежеминутно готовой изрыгнуть из своей глубины толпы жадных хищников. И завидев врага, устремлялись на него, и яростно бились, пока одна из сторон не падала на месте мертвой…
В 1952–1954 гг. монография Б.Д. Грекова «Крестьяне на Руси…» была переиздана в двух томах, а в 1958 г. посмертно опубликован «Краткий очерк истории русского крестьянства». После выхода этих работ казалось, что проблема происхождения крепостного права в России в основном решена и ученые некоторое время не обращались к ней. Но вскоре она опять приковала к себе внимание историков. Научные споры особенно оживились после, того, как В.И. Корецким были открыты новые документы с известиями о запрещении в конце ХVI в. выхода крестьянам и
бобылям . Появились статьи академика М.В. Нечкиной, серия работ В.И. Корецкого и Р.Г. Скрынникова, работы А.Г. Манькова, Г. Н. Анпилогова, В.М. Панеяха и ряда других авторов. В них детально исследованы многие вопросы социально-экономического развития и классовой борьбы в России, в том числе законодательство о крестьянах второй половины ХVI и XVII вв. Результаты научных поисков большие, успехи несомненны. И все же извечный вопрос: когда и как произошло крепостное право в России? – по-прежнему остается дискуссионным. Так, в статье М.В. Нечкиной «К итогам дискуссии «восходящей» и «нисходящей» стадиях феодализма» была высказана мысль, что на рубеже XVI–XVII столетий феодальные отношения в России «приняли форму крепостного права». Строкой ниже в той же статье говорится, что в указанное выше время в нашей стране произошло деформирование или преобразование «феодальных отношений в крепостные»[119]. Эта точка зрения, предложенная М.В. Нечкиной в 1963 г., не получила признания в советской историографии.
В бегах, как предполагалось, судьба женщины могла варьировать следующим образом. Если она выходит замуж, причем за крестьянина или
бобыля , и у них появляются дети, то все они возвращаются прежнему землевладельцу: «того крестьянина, который женится на чужой женке, отдати… и з детьми, кои от тоя беглыя родились» (1607 г.), или: «и ее (девку – Е.Ш.)… отдати с мужем ее и з детьми, которых она детей с тем мужем приживет» (1646 г.). Если такая беглянка выходила замуж за вдовца, имевшего детей от первого брака, то его увозили вместе со второй женой, а дети от первой жены оставались на месте своего рождения (1649 г.). Этот казус перекликается с подобным в Уложении 1607 г., которое рекомендовало детей крестьянина от первого брака «с мачихою не отдавать». Если же они «малы» и не достигли 15-летия, то тогда их следовало «пустити с отцом» и, таким образом, с мачехой. Независимо от возраста, дети от первого брака крестьянина, женившегося на беглой, разлучались с отцом в соответствии со статьей Соборного уложения 1649 г.[50], и в этом смысле норма ужесточилась. Положение, когда бежавший крестьянин, обосновавшись у нового землевладельца, выдавал здесь замуж дочь, девушку или вдову, учтена также Соборным уложением (ст. 17). К старому владельцу возвращалась вся семья крестьянина, включая замужнюю дочь, зятя и их детей. Детей же зятя от первого брака рекомендовалось «челобитчику (землевладельцу – Е.Ш) не отдавать».
Утром 6 августа трехтысячная армия Пугачева (с 13 орудиями) подошла к Саратову по Московской дороге. Бошняк приказал саратовскому гарнизону (780 человек при 15 орудиях) занять позиции по городскому валу по обеим сторонам Московских ворот. Казаки и плохо вооруженные обыватели встали «от правого фланга до буерака» (Глебучева оврага). Впереди находился отряд из 300 казаков под командованием майора Семанжа. Но казаки, посланные навстречу пугачевцам, вступили с ним в переговоры. В то же время посадские люди послали купца Федора Кобякова для переговоров в лагерь Пугачева. Видя это, Бошняк приказал артиллеристам стрелять картечью. Тем временем вернулся Кобяков и привез указ Пугачева. Купцы окружили посланца, но комендант разорвал бумагу и стал топтать ее ногами. «В том злодейском письме написано было, что все купечество,
бобыли и пахотные будут защищены и пожалованы, и вольность дана будет; а штаб-обер-офицеров и дворян всех хотел вешать», – гласят документы.