Связанные понятия
Пу́стошь — запустевшая (пустопорожняя), заброшенная, никем не владеемая, земля, на которой когда-то было поселение, но откуда люди ушли из-за войн, голода, смерти последних владельцев, исчезновения источников воды. Близко по смыслу к термину «урочище». Пустошью также назывался дальний от главного селения участок, не входящий в надел. Сходное по звучанию и значению слово «пу́стынь» — означает удалённую монашескую обитель, что ещё раз подчёркивает удалённость пустошей от обжитых мест. Кроме того, пустошью...
Писцо́вые кни́ги — поземельные описи, использовавшиеся на Руси с XV века до середины XVII века, содержавшие сведения об имущественном положении служилых людей; в этих книгах отражалось детальное описание условий хозяйствования вотчин, сёл, монастырей. Составлялись московскими писцами и подьячими.
Подробнее: Писцовая книга
Стан — историческая административно-территориальная единица в России, часть уезда или княжества. В разные века в понятие «стан» вкладывалось разное значение.
Бежецкая пятина (или Бежецкий ряд) — восточная пятина Новгородской земли, центр которой располагался на территории современной Тверской области (Бежецкий верх) и прилегающих территориях Новгородской и Вологодской областей. С XVI века делилась на Белозерскую и Тверскую половины, а также на погосты. Упразднена с введением губерний в XVIII веке.
Упоминания в литературе
СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ. Если вы станете изучать сельское крестьянское население по поземельным описям XVI в., это население с внешней стороны представится вам в таком виде. Вокруг села с церковью, состоящего из 4 – 10 крестьянских дворов, редко более, а иногда только из барской усадьбы с дворами причта и несколькими кельями старцев и стариц, нищих, питающихся от церкви, разбросаны там и сям деревни, починки и пустоши, которые тянулись к этому селу как к своему церковному и хозяйственно-административному центру. Селение с церковью, при которой были только дворы причта да кельи нищих, в центральных областях, как и на новгородском севере, носило название погоста. Село без церкви, но с двором землевладельца или с какими-либо его хозяйственными постройками, хотя бы без крестьянских дворов, называлось
сельцом . Поселки, возникавшие на нови, на поднятом впервые земельном участке, носили название починков; починок обыкновенно состоял из одного крестьянского двора. С течением времени починок обживался и разрастался, рядом с первоначальным двором возникали один или два других; тогда он становился деревней. Деревня превращалась в пустошь, если в ней не оставалось жилых дворов и пашня забрасывалась или поддерживалась только часть ее наездом из ближней деревни. В волости Вохне Московского уезда, принадлежавшей удельному князю Владимиру Андреевичу, а потом перешедшей к Троицкому Сергиеву монастырю, в конце XVI в. было 3 погоста жилых и 2 пустых, где церкви «стояли без пения» и без причта, 1 жилое сельцо, где монастырский приказчик пахал на себя 24 десятины худой земли. 111 деревень и 36 пустошей.
Худеницкой двор, в 6 дес. 1924 кв. саж., расположенный неподалеку от Троицкого, на земле удельных крестьян
сельца Даниловского, не был вымежеван первыми владельцами из земли удела, как полагалось по закону, и удельная контора считала его своим, хоть его уже не один раз владельцы перепродавали по купчей крепости, не считая нужным произвести отмежевание. Располагался двор очень удобно – близ Москвы, у слияния речки Чуры, протекающей по Кадашевскому (Челбыженскому) оврагу, и ручья, ее правого безымянного притока. Большой пруд усадьбы, образованный на этом ручье, огибали две древние дороги, идущие от Москвы в Знаменское Черёмушки (позже Черёмушкинская) и в Троицкое Черёмушки (позже Якунчиковская). Обширная территория между двумя оврагами южнее Худеницкого двора была изрыта глинищами старых, еще XVIII в., кирпичных заводов. И.П. Бекетов видел эти пустопорожние земли удельных крестьян ведомства Московской конторы Даниловской слободы и села Семёновского из окон своего загородного дома в Троицком, расположенного на противоположной от Худеницкого двора юго-западной возвышенной стороне. И в 1803 г. он взял это межовражье, принадлежавшее удельным крестьянам двух селений, в оброчное содержание на 40 лет (до 1843 г.) за 550 руб. ежегодно. Он развел здесь «обширный сад, в котором находятся сибирские и американские кедры, каштановые и грецкие орехи, пихты, лиственницы, тополи и липовые рощи, часть оной земли занял даже строениями»158.
К хозяйским хоромам, словно желая найти защиту от нужды и врагов, тянулись крошечные (в 2–3 избы) деревеньки, населенные вольными крестьянами. Похожий облик в последние годы правления Ивана Грозного имели и Уполозы –
сельцо , стоявшее на высоком берегу реки, не примечательное ничем, кроме, как говорилось в грамоте, «церкви без пения да двух дворов вотчинниковых». Сам вотчинник, представляя собой лицо не слишком важное, больше в документах не фигурировал никогда, в отличие от своего хозяйства.
Всех селений в губернии 6.228, в том числе: сёл – 879, слобод – 25,
селец – 946, деревень – 4.360, погостов – 26, число жителей – 87.105 душ обоих полов. Все слободы и сёла славятся прекрасным своим строением, «нарочито довольным для крестьян капиталом и бываемыми еженедельными торгами и годовыми ярмонками, на кои приезжает с разными товарами из разных городов купечество».
Раздел произошел в 1632 году под надзором губного старосты города Серпухова, Цвиленева26. Староста ездил лично с дьяком в выморочное поместье, осматривал его с понятыми и описывал. В старину это было большое поместье из двух сел и
сельца ; одно из них, Шахово, принадлежало когда-то знаменитому роду князей Гундоровых. Теперь все это обратилось в сплошные пустоши; крестьяне давно разбрелись; где 20, где 26 пустых дворовых мест виднелись вокруг заброшенных усадеб; заброшенные чуть ли не со времен Казы-Гирея пашни заросли на 100 и более четей хорошим строевым лесом. Последнего задворного человека Щербатов свез в свою вотчину, а последний крестьянин сбежал, и всю его рухлядь свезли к себе соседние государственные крестьяне.
Связанные понятия (продолжение)
Окладные церковные книги — документы древней Руси и Российского государства (вплоть до конца XIX в.), содержавшие ежегодное распределение разных даней, собиравшихся с церквей на потребности местной иерархии и целого государства.
О́бжа — единица площади для поземельного налога в Новгородской земле в XV—XVI веках. Равнялась площади земли, которая вспахивалась с помощью одной лошади в течение одного светового дня.
Ладожский уезд - административно-территориальное образование на востоке Водской пятины. В состав уезда входило южное Приладожье и нижний бассейн реки Волхов. Центром уезда был город Ладога. Затем уезд был укрупнен и преобразован в Новоладожский уезд.
Переписные книги — наименование специальных рукописных книг, в которых указывались сводные сведения по количеству и составу населения в России XVII—XVIII столетий.
Коллегия экономии синодального правления (1726—1786) — правительственное учреждение в Российской империи для управления земельными владениями духовных лиц и учреждений и сбора с них казенных доходов. Была образована в 1726 году на базе 2-го департамента синодального правления в ходе проводимой секуляризации церковных земель. Коллегия экономии ограничила значение Синода, но с воцарением Анны Иоанновны последнему удалось вновь подчинить Коллегию себе.
Мы́за (эст. mõis, фин. moisio, латыш. muiža) — в Эстонии, Латвии и Ингерманландии — отдельно стоящая усадьба с хозяйством, поместье (швед. håff, нем. Gutshof).
Межева́я кни́га — документ имущественного характера, дававший детальную информацию о размерах и границах земельных владений.
Почи́нок (от др.-рус. почати «начать») — тип населённого пункта в Российской Федерации.
Ореховский уезд (Нотебургский лен) — административно-территориальное образование на территории юго-западного Приладожья в XV—XVIII веках, входившее в состав России (Водская пятина) и Швеции. Центром уезда был город Орешек в истоке Невы. В XVIII веке реорганизован в Шлиссельбургский уезд...
Временнообязанные крестьяне — бывшие помещичьи крестьяне, получившие личную свободу согласно Положениям Александра Второго от 19 февраля 1861 года, но не выкупившие землю у помещика и потому продолжавшие исполнять оброк или барщину за пользование помещичьей землёй.
Почто́вый тракт — в России с XVIII века название дороги, по которой осуществлялась перевозка почтовых отправлений.
Двор (от. слав. -dvor в значениях «дом», «изба», «семья вместе со своим домом») — в сельской местности все живущие в одном месте семейным союзом, так что крестьянская «семья» и «крестьянский двор» тождественны. Термин «двор» принимается за единицу счисления во многих случаях и в особенности при распределении натуральных повинностей.
Присёлок (приселье, приселение, выселок, переседина, передселье, также поселица, осада, оседлость, селидба, место) — историческое название небольшого сельского поселения, отделённого от большого села, но связанного с ним. В названии присёлка обычно указывалось основное село, например, «села Семендяева присёлок Соболы».
Отказные книги — документы (юридические акты) об «отказе» (пожаловании; передаче в пользование) земельных угодий дворянам, служилым людям, ясачным крестьянам в Русском государстве в XVII — начале XVIII века.
Подробнее: Отказная книга
Дворцовые крестьяне — феодально-зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Земли, населённые дворцовыми крестьянами, назывались дворцовыми. Дворцовое землевладение складывается в период феодальной раздробленности (XII—XV века). Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение великокняжеского (позже — царского) двора продовольствием.
Бобы́ль — в Русском государстве XV — начала XVIII вв. одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела (бестягольный, нетяглый, то есть не несущий государственных повинностей). Назывались также «кутниками»; в восточных губерниях по социальному и налоговому положению близки к сословию тептярей.
Уса́дьба (от «садить», «сажать») — в русской архитектуре отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Усадьбы появляются в XV веке в Московском государстве и связаны с системой поместья, когда помещик строил дом в деревне и окружал себя домочадцами.
Генеральное межевание — мероприятия по установлению точных границ отдельных владений, проводившиеся в России с момента опубликования 19 сентября 1765 года правительственного манифеста и до конца XIX века.
Ревизская душа — единица ревизского учёта лиц мужского пола, входивших в податные сословия, для налогообложения в Российской империи. Использовалась с 1718 по 1887 год, а в Сибири — до 1899 года. Термин «ревизская душа» появился в указе Петра I от 26 ноября 1718 года при замене подворного обложения подушной податью. Каждая ревизская душа считалась в наличии даже после смерти вплоть до следующей переписи (отсюда — «Мёртвые души»).
Экономические крестьяне — в России во второй половине XVIII века категория государственных крестьян, образовавшаяся после проведения Екатериной II в 1764 году секуляризационной реформы из бывших монастырских и церковных крестьян.
Пяти́на — административно-территориальная единица (буквально, «пятая часть земли»), применявшаяся в различных славянских государствах с глубокой древности, в частности, в Новгородской Руси.
Духовная грамота (Духовная, Духовная память, Завещание, Изустная запись, Изустная память) — юридический документ, Грамота, имевшая употребление в России с 1287 год по XVIII век, в которой содержались распоряжения и указания родственникам и близким человека на случай его смерти.
Квадратная са́жень (или саже́нь) — старорусская единица измерения площади (поземельная), упразднённая с переходом Советского Союза на метрическую систему. Мера площади, имеющая в длину и ширину по одной сажени. Равнялась 9 квадратным аршинам, 49 квадратным футам, 2304 квадратным вершкам или 7056 квадратным дюймам. В метрической системе квадратная сажень составляет 4,55 м2 или 1/22 ара («сотки»), если полагать размер аршина равным 71 см.
Слобода ́ (Слобожа) — вид поселения или района города в истории России, Беларуси и Украины: на момент его основания жители имели освобождение («свободу») от местных феодалов (бояр) и находились на службе у государства, то есть были государевыми людьми.
Уборть — исторические удел, имение, ключ, волость виленских бискупов (1412—1794), графа Я. Е. Сиверса (1794—1808) в Мозырском павете Киевского, позднее Менского воеводства ВКЛ, а затем Российской империи; размещался в поречье Уборти на части территории современного Лельчицкого района Гомельской области Беларуси.
Село ́ — один из видов населённых пунктов России, а также Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Болгарии и Израиля, относящихся к так называемым сельским населённым пунктам.
Мула - имение, существовавшее на территории современного Сморгонского района Гродненской области c XVII века, уничтоженное в годы Второй мировой войны.
Своеземцы , или земцы, — социальный слой крестьян-собственников. Был характерен для Новгородской и Псковской республик. Этого класса не существовало на всем пространстве княжеской Руси: там все крестьяне работали либо на государственных, либо на частных господских землях.
Но́вая Дере́вня (фин. Mantere) — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Большой Невки, напротив Каменного острова (Приморский район). В административном устройстве Петербурга-Петрограда до 1917 года входила, наряду со Старой Деревней и Коломягами, в Новодеревенский участок.
Вы́селок или вы́селки — вид крестьянских поселений, населённый пункт и адресный объект. Выселок принадлежал тому же владельцу, что и основное селение.
Ту́шино — местность и исторический район на северо-западе Москвы. Впервые упоминается как деревня в 1512 году. С 1938 года — город. С 1960 года — в составе Москвы. Ныне территория эта разделена на три района: Покровское-Стрешнево, Южное Тушино и Северное Тушино.
Барашевская слобода — историческое поселение, которое находилось на территории современной Москвы.
Загво́здка (устар. За́гвоздка) (фин. Ylä-Sakoska) — исторический район города Гатчины (Ленинградская область). Находится на востоке города, между железной дорогой и окружной автомобильной дорогой. Преимущественно малоэтажная жилая застройка, в том числе старинные деревянные дома на ул. Солодухина.
Рядо́к — небольшое торгово-промысловое поселение в Древней Руси, преимущественно в Новгородской земле.
Слободские люди , Слобожане — сословие Русского государства (Руси, России), жители слобод (род посада) и посадов, жители слободы, слободки.
Мещера , или Мещёрский край — историческая административно-территориальная единица, область, когда-то заселённая племенем мещера.
Ка́менка (Больша́я Ка́менка) — исторический район в Приморском районе Санкт-Петербурга с элементами промышленной застройки .
Засте́нок (польск. zaścianek, белор. засценак) ― вид сельского поселения в Великом княжестве Литовском, а впоследствии и в Российской империи, образовавшийся в результате волочной померы XVI века. Застенки также существовали в некоторых регионах Польши.
Воскресенская слободка (укр. Воскресенська слобідка) — историческая местность Киева, село, на месте которого построен жилой массив Воскресенка.
Белые земли (также обелённые, обельные земли, белые места) — в XVI-XVII веках земли Русского царства, население которых было освобождено от уплаты государственных налогов (тягла). Земли принадлежали крупным владельцам (как светским, так и духовным). По указу Фёдора Иоанновича около 1591 года был издан закон, по которому «обелялась» пашня помещиков, которые лично несли военную службу и жили в своих поместьях. В XVII веке, после введения двора как единицы налогообложения, от тягла была освобождена...
Инвентари (от лат. inventarium ― опись) ― описи магнатских владений XVI—XVIII веков в Речи Посполитой. Важнейший источник по истории имущественных и аграрных отношений в Европе. Разделяются на полные и краткие.
Ста́рая Дере́вня — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Большой Невки, напротив Елагина острова (Приморский район). До начала XX века административно принадлежал Стародеревенской волости Петербургского уезда, впоследствии включён в состав Новодеревенского (пригородного) участка наряду с Новой Деревней и Коломягами.
Аламовская слобода — слобода в московском районе Измайлово, позднее Аламовская улица. Образована из крестьян деревни Аламово.
Поса́д (также подо́л) — первоначально населённая посадскими людьми территория за пределами княжеского, боярского или церковного поселения (кремля, детинца, монастыря, центрального укрепления) под защитой стен последних; та часть, которой будущий город прирастал, где находилось торжище и ремесленные слободы; позднее, рядовой, не уездный город.
Двор (от. слав. -dvor в значениях «дом», «изба», «семья вместе со своим домом») — пространство земли, прилежащее к дому либо к жилым и хозяйственным помещениям. На селе — огороженный участок земли при доме, на котором расположены хозяйственные постройки; употребляется также в значении хозяйства в широком смысле: крестьянский двор, колхозный двор.
Упоминания в литературе (продолжение)
В системе территориальных дворцов-«приказов» Вологда действительно оказалась подведомственна рязанскому дворецкому. Так, в 1541 г. В. М. Тучков-Морозов отдавал распоряжения относительно мельницы Спасо-Прилуцкого монастыря на р. Вологде. В июне того же года он совместно с тверским дворецким И. И. Хабаровым отдал по обмену Павло-Обнорскому монастырю несколько «чёрных старых деревень» и «новых пустошей» в Обнорской волости, взяв монастырское
сельцо Козлятево в Раменском стане Ростовского уезда. Примечательно, что в 1541 г. в самой Вологде известны два наместника – М. Д. Бутурлин и Ф. В. Киндырев «з братьею». Этот факт устанавливается по указной грамоте вел. кн. Ивана Васильевича о ненарушении жалованной грамоты Ферапонтова монастыря. Ему принадлежало село Ивановское в «Остроколье» (местечке Острый конец) с церковью Ивана Кушника, купленное в 1480-х гг. у московского боярина Г. М. Перхушкова. Село локализуется в вол. Пельшме, следовательно, она (будучи в числе волостей, завещанных сначала Василием II сыну кн. Андрею Меньшому, а затем «унаследованных» Иваном III) входила в территорию, подведомственную двум вологодским наместникам, а не какому-либо дворецкому.
Примерно в трех километрах к югу от того места, где стремительный и всегда прохладный поток реки Истры проходит под Ново-Рижским шоссе, в Красногорском районе, на высоком правом берегу реки расположилось село Дмитровское. В старые годы именовалось оно
сельцом Гузеевом, именно под таким названием мы его встречаем в раздельной грамоте 1504 года, определявшей границу между удельными княжествами Московским и Звенигородским. Спустя двадцать лет в сельце возвели деревянную церковь во имя христианского великомученика IV века Дмитрия Солунского, и Гузеево стали именовать селом Дмитровским.
По соседству с Кудриным, близ реки Пресни, в последней четверти XVII в. возникает село Воскресенское. Начало ему было положено в 1681 г., когда царь Федор Алексеевич выбрал это место для строительства своего загородного дворца с домовой каменной Воскресенской церковью. Близ него возникает поселение, в котором жила царская прислуга, и в документах начала 80-х гг. оно именуется «государевым новым
сельцом Воскресенским». Речка Пресня была перегорожена несколькими плотинами, и около прудов расположился обширный сад площадью 63 гектара: «а в том саду садового строения 2400 яблонь по местам на грядах; 560 прививов, 34 гряды почек, 250 кустов вишнягу, 112 гряд смородины красной. У того саду садовников 13 человек». В селе находился и Потешный двор, в котором содержались различные звери. Так, из одного хозяйственного документа узнаем, что в 1685 г. тут имелся даже белый медведь.
Долгое время Заречье служило сельскохозяйственным пригородом Москвы. На прибрежных лугах выпасали великокняжеских лошадей, чуть дальше от реки появились уже пашенные угодья – всполья. С XIV в. здесь известно село Хвостовское. Густой хвойный лес, изначально покрывавший Заречье, постепенно отступал. С XV в. дошли сведения о монастырях Иоанна Предтечи под Бором и Рождества Богородицы в Голутвине, о
сельце Колчевском, о нескольких существующих и поныне храмах, тогда еще деревянных. Заселению и освоению южного московского предградья способствовало то, что через него от столицы великого княжения прошли оживленные торговые и военные дороги на Коломну, Серпухов и далее в Орду, а также в Боровск и Калугу. За рекой поселили и «ордынцев» – обслугу татарских посольств.
В 1827 году оброк заменили доходом от общественных запашек, обрабатываемых крестьянами сообща. За работами на этих полях наблюдали специальные смотрители. Для их подготовки учредили Удельное земледельческое училище. Его строительство началось в 1832 году на пустоши
сельца Никольского, на шестой версте от Петербурга, по левой стороне от Выборгской дороги (потом – шоссе, ныне – проспект Энгельса). Это учебное заведение, торжественно открытое 1 октября 1833 года, стало родоначальником местности.
Огонь затронул и княжескую семью. Иван III лично помогал разбирать сгоревшие здания, и вплоть до осенних холодов ему пришлось переехать из пострадавшего Кремля в район
сельца Подкопаева. Встревоженный страшными событиями, Иван издает любопытный указ о полной очистке всей территории вокруг Кремля: «Того же лета повеление великого князя Ивана Васильевича церкви сносиша и дворы за Неглимною; и постави меру от стены до дворов сто сажен да девять». Москвичи кряхтели и вздыхали, но выполняли предначертание власти. Цифра в 109 саженей стала не только противопожарной мерой, но и сакральной границей, за которую нельзя переступать. В советский период черта оседлости для неугодных выросла до 100 километров.
Козельск, уже в XIII веке город немалый, подвергся в 1238 году семинедельной осаде многотысячным войском Батыя. Захватчики заваливали рвы хворостом, делали подкопы, метали особыми машинами горшки с зажженным жиром. Приступы врага следовали один за другим, но козельцы бились храбро и не сдавались. Мало того – они вдруг вышли из города и напали на стан осаждающих, уничтожили метательные машины и перебили до четырех тысяч татар. До сих пор вблизи
сельца Клыкова высится курган, насыпанный над убитыми воинами Батыя. Город все же был взят: слишком неравны были силы. Но Батый прозвал его Мольбугузуном, то есть «злым городом», так как подобного сопротивления он еще не встречал.