Связанные понятия
Умиак или аньяпик (также: umialak, oomiak, ongiuk, anyak) — вид лодки у эскимосов. То же, что и байдара. Название значит «женская лодка», в противоположность каяку, «мужской лодке». Подобно каяку, умиак обычно делался из плавника или китового уса, сколоченного или связанного в остов, на который натянута кожа морского зайца. Использовался летом для перевозки людей и имущества на летние охотничьи земли, а также для охоты на китов. На больших и средних умиаках гребли однолопастными вёслами а при попутном...
Такасэбунэ (яп. 高瀬舟) — малое японское традиционное речное судно, ранее широко применявшееся во всех районах страны.
Пароход «
Адмирал » (предыдущее название «Адмиралтеец»). Морской паровой буксир проектов 730. Последний построенный в СССР действующий пароход. Порт приписки Таллин. Является историческим судном. Член общества Исторических Судов Эстонии и Европейского Морского Наследия (ЕМН). Находится под техническим надзором Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС). Заводской номер 415.
Рыбоконсе́рвная плаву́чая ба́за — экспедиционное рыбопромышленное судно предназначенное для приёма свежевыловленных объектов промысла (рыбы, крабов, креветок и так далее) от добывающих (промысловых) судов, с целью дальнейшей переработки в консервную продукцию, рыбную муку и жир, а также последующей доставки готовой продукции в порт. Консервная продукция, вырабатываемая в районе промысла на рыбоконсервных плавучих базах, обладает лучшими вкусовыми свойствами и питательными качествами, нежели продукция...
Голет , галет, гулет (фр. goelette — шхуна) — парусно-гребное двухмачтовое торговое судно или военный корабль европейских государств XVIII — начала XIX века. На рубеже XIX—XX веков название «голет» было вытеснено названием «шхуна».
Кабеста́н (фр. cabestan) — исторический тип речного парохода, действовавший по принципу коноводного судна.
Габара , гебара (от нем. Gabarre или фр. Gabare) — парусное двух- или трёхмачтовое грузовое судно.
Фелу́ка (устар. фелю́ка, прост. фелю́га, итал. feluca, от араб. فلوكة) — небольшое палубное судно с косыми парусами в форме треугольника со срезанным углом; парус поднимается на двух реях. Судно встречалось в военных и торговых флотах Средиземного моря; например, греческие пираты предпочитали фелуки за быстроходность и манёвренность.
Ри́мский торго́вый кора́бль — парусное судно в Древнем Риме. Римские торговые и транспортные суда собирательно именовались лат. naves rotundae (дословно «круглые корабли») в отличие от лат. naves longae (дословно «длинные корабли»), как назывались корабли военно-морского флота. У первых соотношение максимальной длины и ширины обычно составляло 4:1, у вторых — 6:1 и более.
Таганрог — танкер Дальневосточного государственного морского пароходства. Бывший американский «Cedar Greek» (типа T-2-SE-F-1).
Багала (араб. بغلة, baghl — мул), также доу, дау, дхау — небольшое арабское полуторамачтовое судно с косым парусным вооружением. Появилось в VIII—IX веках, применялось с конца XVI по XIX век в рыболовно-промысловых, транспортно-грузовых и военных целях. Некоторые суда этого типа были известны вплоть до середины XX века, в несколько изменённом виде встречаются и по сей день.
Фареро-Исландский рубеж (англ. GIUK gap, акроним от Greenland—Iceland—United Kingdom) — линия противолодочной обороны НАТО в северной Атлантике между Гренландией, Исландией и Великобританией. В русской терминологии иногда употребляется термин «ГИШ» (Гренландия-Исландия-Шотландия) по аналогии с английским акронимом. Располагается в Датском проливе и вдоль Фарерско-исландского тектонического выступа.
Киле́ктор (также киллихтер — от нидерл. kiellichter: kiel — балка, lichter — грузовое судно) — вспомогательное судно для подводных грузовых работ: постановки мёртвых якорей, бонов, расчистки фарватеров, подъёма затонувших объектов и т. д. Обычно низкобортное однопалубное, с мощным грузоподъемным устройством, размещённым, как правило, в кормовой части. По существу они представляют собой мореходный быстроходный вариант плавкрана.
Бункеро́вочное су́дно , иногда называемое бункеро́вщик — плавсредство предназначенное для бункеровки судов.
Багамские Острова , как часть Британской империи официально не принимали участия в Гражданской войне в США. Как и в эпоху пиратов, Багамские острова были пристанищем для мошенников, перебежчиков, контрабандистов. Несмотря на то, что Флорида находится всего в 55 милях от страны, в то время в штате было несколько портов, взятых в блокаду Союзом. Следовательно, контрабандисты совершали свои поездки из Нассау в Чарлстон (Южная Каролина) — крупнейший порт Конфедерации на Атлантическом побережье.
Шала́нда (фр. chaland) — небольшая баржа для погрузки и разгрузки крупнотоннажных судов на рейде, перевозки земли и т. п. Также шаландой на Чёрном море называется плоскодонная парусная рыболовная лодка.
Турбохо́д — разновидность теплохода, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
Спаса́тельное су́дно — судно вспомогательного назначения, служащее для помощи терпящим бедствие судам, для подъёма затонувших подводных лодок. Спасательные суда обладают высокой скоростью хода, имеют оборудование для выполнения поисково-спасательных работ, противопожарные и водоотливные средства, оборудование для надводного и подводного ремонта, средствами для снятия людей, грузоподъёмными устройствами.
Броненосные лодки — бронированные суда системы шведского инженера Эриксона с вращающейся башней, прообразом которых стал известный Монитор.
Подробнее: Броненосная лодка
Крейсерская яхта (от крейсер+яхта) — парусные яхты, предназначенные для автономного дальнего плавания: длительных морских и океанских переходов, а также океанских регат.
Дизельный ледокол «
Капитан Николаев » является вторым в серии из четырёх ледоколов класса «Капитан Сорокин», построенных финской верфью «Вяртсиля» по заказу СССР. Судно названо в честь полярного капитана Николая Михайловича Николаева (1897—1958). Головным является ледокол «Капитан Сорокин», построен 14 июля 1977 года.
Ливерпульский порт (также Ливерпуль — морской и торговый город, англ. Liverpool Maritime Mercantile City) — часть английского города Ливерпуль, включённая ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Понятие «ливерпульского порта» включает шесть мест в центре города, включая районы Пир-Хед (Royal Liver Building, Cunard Building и Здание ливерпульского порта), Альберт-Док и Стэнли-Док, районы улиц Уильям-Браун-Стрит, Дюк-Стрит и Кэстл-Стрит. Каждый из перечисленных объектов отражает тот или иной период морской...
Осу́шка — участок морского дна, обнажающийся во время отлива и заливаемый водой во время прилива, обладающий сравнительно небольшим уклоном и непосредственно прилегающий к берегу. Разновидность литорали в значении приливно-отливной зоны. Осушка образуется в результате наноса мелкодисперсных осадочных пород, происходящего в связи с различием скоростей и продолжительности прилива и отлива. Величина осушки определяется рельефом дна (в особенности — градиентом высоты) и амплитудой приливно-отливных колебаний...
Беля́на — деревянная некрашеная плоскодонная барка, использовавшаяся для сплава леса по рекам Волге и Каме в XIX — начале XX века.
Гломар Эксплорер (Изначально Hughes Glomar Explorer) — американское судно для судоподъёмных работ.
Ка́торга (от греч. κατεργων — катаргон) — большое гребное судно с тройным рядом вёсел, приводившихся в действие невольниками и, давшее название одному из видов наказания.
Фарерско-Исландский порог (Фареро-Исландский порог, Faroe-Iceland ridge) — подводная возвышенность в северной части Атлантического океана, которая соединяет подводные основания Фарерских островов и острова Исландия.
Якорное устройство — одно из корабельных устройств, совокупность технических средств, назначением которых является удержание корабля на месте относительно берега, волны, ветра или течения при стоянке его на рейде — в гавани или на морском мелководье. В составе якорного устройства имеются якоря, якорные цепи и приспособления для отдачи, подъёма, крепения и хранения якорей и якорных цепей (якорные клюзы, шпили, брашпили, стопора).
Брифок — нижний прямой (летучий) парус на передней мачте, служащий для попутных ветров.
Окаймляющие рифы (береговые рифы, окаймляющие коралловые сооружения) — разновидность коралловых рифов.
Рыбное колесо — это механическое приспособление для ловли рыбы без участия человека. Рыбные колёса предназначались для ловли лососей, идущих на нерест.
Отбойное течение , тягун, разрывное течение, также отбойная волна — один из видов морских прибрежных течений, направленное под прямым углом от берега к морю. Образуется в ходе отлива, когда прилившаяся вода начинает отходить (с разной скоростью) обратно в море. Наиболее опасны для людей отбойные течения мелководных морей с пологим, низинным берегом, который обрамляют песчаные косы, мели и островки (Азовское море, Мексиканский залив и др.) В данном случае во время отлива вода не может постепенно вернуться...
Ледорез — класс морских судов ледового плавания, существовавший в конце XIX — начале XX века. В отличие от ледоколов преодоление льда осуществлялось путём разрезания и расталкивания ледовых масс узким и длинным корпусом.
Базный транспорт — класс кораблей военно-морских сил, предназначенный для комплексного обеспечения высадки морского десанта на необорудованное побережье. Впервые был использован российским военно-морским флотом во время Первой Мировой войны. По своей сути является прообразом универсальных десантных кораблей.
«Наде́жда » — учебный трёхмачтовый корабль (судно с полным парусным вооружением, в регистре значится как фрегат). В настоящее время принадлежит Федеральному государственному унитарному предприятию Дальневосточного бассейного филиала «Росморпорт». ИМО 8811986, позывной UABA.
Аэростатоно́сец — реально существовавший предок авианосцев, представлявший собой судно, имеющее на борту наблюдательный аэростат.
Барьерные рифы — разновидность коралловых рифов. Образуются из окаймляющих рифов в результате тектонического опускания берега. Отделены от берега лагуной глубиной от нескольких метров до нескольких десятков метров.Располагаются у северо-восточного побережья Австралии (наиболее известен Большой Барьерный риф), у берегов Новой Каледонии, остров Фиджи и Больших Антильских.
Жидкий балласт — как правило, забортная вода или вода, заранее погруженная с причала или берега. Для принятия жидкого балласта на плавучих средствах оборудуются балластные танки и балластная система.
Кильская неделя (нем. Kieler Woche) — важнейшее событие в мире парусного спорта и одновременно большой летний праздник на севере Германии.
Китобо́йная ба́за или Китоба́за — промысловое океанское судно водоизмещением до 45 тыс. тонн, рассчитанное на длительное автономное плавание. Китобаза предназначена для разделки и переработки китов и производства из них продукции. Китобойные суда (с автономностью плавания не более 1 месяца) получали с китобазы продовольствие, горюче-смазочные материалы и всё необходимое для ведения китобойного промысла. Силовые установки обеспечивали китобазам скорость 15 узлов и более. Топливные танки по мере опорожнения...
Китобойный промысел — коммерческая охота на китов. Целью китобойного промысла является прежде всего добыча ворвани, служащей как топливо и использующейся в промышленности. Добыча мяса стала играть роль лишь со второй половины XX века, мясо использовалось для изготовления колбасы. Также имеет ценность китовый ус, из печени китов вырабатывался витамин А, из желёз и мозга — гормоны, в частности, инсулин.
Балтийский кеч — тип торгового парусного судна для прибрежных перевозок, характерный для английского побережья Северного моря в век паруса.
Баскские моряки одними из первых в мире стали охотиться на китов с торговыми целями. Они доминировали в отрасли на протяжении пяти столетий (с XII в.) и достигали дальних рубежей Северной и даже Южной Атлантики. Самюэль де Шамплен, описывая баскских китобоев в Терранове (Ньюфаундленде), охарактеризовал их как «умнейших в этом деле людей». К началу XVII в., когда другие народы всерьёз занялись этим ремеслом, они стали учиться у басков, «ибо были тогда единственным народом, понимающим китобойный промысел...
Подробнее: История баскского китобойного промысла
Олю́торская сельдь — распространённое название ко́рфо-караги́нской популяции (стада) тихоокеанской сельди (лат. Clupea pallasii). Обитает в западной части Берингова моря.
Винджа́ммер (англ. windjammer — буквально «выжиматель ветра») — последнее поколение крупных коммерческих парусников, появившееся в конце XIX века на основе достижений промышленной революции.
Эверс — плоскодонное грузовое одномачтовое парусное судно, применявшееся в Европе для морского промысла и рыболовства, а также в качестве исследовательских и экспедиционных судов.
Китобойный промысел в Нидерландах был многовековой традицией. История голландского китобойного промысла начинается в XVII веке с освоением Арктического промысла; и рентабельность китобойного промысла в XVIII веке привела к дальнейшему росту. Усиление конкуренции и политических потрясений в Европе сказалось на стабильности этого морского судоходства в XIX веке; и комбинация этих факторов пресекло дальнейший рост голландского китобойного промысла в Антарктике.
Китобойный промысел в водах Исландии ведётся по меньшей мере с XVII века — с этого времени источники фиксируют местную активность баскских китобоев. Со второй половины XIX века объёмы добычи усилиями китобоев США и Норвегии начинают увеличиваться. До 1915 года было добыто около 17 тысяч китов, и в связи с уменьшением их численности увидел свет национальный закон, ограничивающий китобойный промысел. Он действовал до 1928 года и считается первым в истории запретом на добычу китообразных. С 1935 года...