Связанные понятия
Янская стоянка — самая северная после Буор-Хая/Орто-Стан палеолитическая стоянка человека современного типа в Арктике (Якутия), датируемая возрастом в 32,5 тыс. лет.
Мамонтовая курья или Мамонтова Курья (по названию посёлка) — древнейшая стоянка человека современного типа в европейской Арктике, датируемая возрастом в 37,5 тыс. лет.
Авдеевская стоянка — стоянка позднего палеолита, расположенная близ деревни Авдеева Октябрьского района Курской области (около 40 км от Курска). Из-за сходства с костёнковскими стоянками в Воронежской области соответствующую археологическую культуру именуют костёнковско-авдеевской.
Каменная балка — стоянка позднего палеолита, расположенная близ хутора Недвиговка Мясниковского района Ростовской области в урочище одноимённой реки.
Упоминания в литературе
Систематические раскопки на склонах гор Арагац и Арарат, в Сатани-Даре и вдоль среднего течения реки Раздан доказали, что Армянское нагорье обитаемо начиная
с периода нижнего палеолита. Каменные орудия, найденные в соответствующих слоях в названных районах, имеют все характерные черты артефактов этого периода. Кроме того, была найдена усовершенствованная техника среднего и верхнего палеолита. Сцены охоты, вырезанные на стенах пещер их обитателями середины каменного века, изображают людей, вооруженных луками и стрелами и сопровождаемых собаками, которые преследуют оленей, серн и диких баранов. Переход от кочевого к оседлому образу жизни произошел в период неолита; люди начали селиться в домах круглой или прямоугольной формы, построенных из необожженного кирпича, а иногда и из камня, и обрабатывать землю, выращивать быков, коров и овец.
А рядом, от Приуралья до Днепра и Днестра, распространилась так называемая «Ямная культура», относимая к IV–III тысячелетиям до н. э. и тоже находившаяся на очень высоком уровне развития. Обнаруженные
города «ямной культуры» имели сложные оборонительные системы со рвами и стенами из каменных плит толщиной более 3 м. Строились дома площадью примерно 160 кв. м. из нескольких комнат. В каждом из таких домов проживало 40–50 человек. Некоторые города имели по два обвода стен – например, открытый под Челябинском. Здесь же, в Синташтинских раскопках найдены богатые погребения знати с оружием, украшениями и боевыми колесницами, жертвоприношениями коней, быков и баранов.
А рядом, от Приуралья до Днепра и Днестра, распространилась так называемая ямная культура, относимая к IV–III тысячелетиям до н. э. и тоже находившаяся на очень высоком уровне развития. Обнаруженные
города ямной культуры имели сложные оборонительные системы со рвами и стенами из каменных плит толщиной более 3 м. Строились дома площадью примерно 160 кв.м. из нескольких комнат. В каждом из таких домов проживало 40–50 человек. Некоторые города имели по два обвода стен – например, открытый под Челябинском. Здесь же, в Синташтинских раскопках найдены богатые погребения знати с оружием, украшениями и боевыми колесницами, жертвоприношениями коней, быков и баранов.
Пещера Шанидар представляет собой каменный заслон от ветра, расположенный на южном склоне гор Барадост, господствующих над долиной, где течет Большой Заб, недалеко от городка Равандуза. Зимой ее до сих пор используют пастухи-курды. Сделав раскоп в полу пещеры, доктор Солецки сумел углубиться на 13,72 м и обнаружить четыре культурных слоя. В слое Д, наиболее раннем и самом глубоком (8,53 м), были обнаружены расположенные друг над другом отложения с остатками очагов и пеплом, смешанными с костями и кремневыми орудиями труда. Данный факт свидетельствует о том, что пещера была населена на различных стадиях эпохи среднего палеолита. Из числа орудий труда были обнаружены проколки, скребки и сверла, весьма характерные для последнего этапа развития мустьерской культуры. Обнаруженные в пещере кости принадлежали быкам, овцам и козам, а значит, для данного региона был характерен умеренно прохладный климат. Кроме
того, там были найдены многочисленные панцири черепах.
Что же происходило в «эпицентре» арийского мира, в причерноморских, поволжских, уральских краях? Здесь по-прежнему существовали весьма развитые формы цивилизации, что подтверждает версию не переселения, а расселения. Например, остатки древнего города, относимого ко II тыс. до н. э., открыты археологами под Челябинском. Он имел два обвода мощных стен, жилые здания, дворцы. Здесь же, в Синташтинских
могильниках, найдены богатые погребения знати с оружием, украшениями жертвоприношениями коней, быков и баранов. И с боевыми колесницами. Этот род вооружения был хорошо известен ариям, колесницы составляли в атаках их главную ударную силу.
Связанные понятия (продолжение)
Давлеканово — общее название археологических памятников каменного и железного веков, обнаруженных в городе Давлеканово. Оцененное время создания — от 12 тыс. до н.э. до 17—16 веков до н.э. Находится на северо-восточной окраине Давлеканово, на левом берегу реки Дёма.
Мариупольский могильник — могильник, который был обнаружен на левом берегу Кальмиуса, на окраине Мариуполя при строительстве завода «Азовсталь»).
Бирючья балка — стоянка позднего палеолита, расположенная близ хутора Кременского Константиновского района Ростовской области в долине реки Северский Донец. Различают площадки Бирючья балка 1, Бирючья балка 2 и Бирючья балка 3.
Кирилловская стоянка (Киево-кирилловская стоянка) — археологическая стоянка эпохи палеолита в Киеве, древнее поселение на Подоле в Юрковице неподалёку от Кирилловской церкви (раскопана на улице Кирилловской, дома №№ 59—61). Считается древнейшим поселением на территории нынешнего Подола.
Шаньдиндунский человек (кит. трад. 山頂洞人, упр. 山顶洞人, пиньинь: shāndĭng dòngrén) — человек со стоянки Шаньдиндун, относящийся к позднему палеолиту шаньдиндунской культуры на территории современного Китая.
Малая Сыя — верхнепалеолитическая стоянка на левом берегу реки Белый Июс. Наиболее древнее поселение «человека разумного» в Хакасии, расположенное в 1,5 км от одноименного села. Открыта геологом Н. Д. Оводовым в 1974 году. Исследована в 1975 году новосибирским археологом В. Е. Ларичевым. Примерная площадь поселения — 2000—2500 м². При раскопках была получена большая коллекция каменных орудий; найдены кости оленей, сибирского горного козла, бизона и других животных, на которых охотились древние люди...
Абра́мово — городище и курганные могильники, обнаруженные около деревни Абрамово Верхнедвинского района Витебской области. Городище и могильники входят в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Ипиутак — археологическая культура древнего населения побережья Берингова моря. Датируется приблизительно началом нашей эры.
Омская стоянка — группа памятников культурно-археологического наследия, расположенная в Омске, в районе нынешнего профилактория «Восход» рядом с природным парком «Птичья гавань». Она включает в себя поселения, могильники, стоянки и мастерские, датируемые периодами от VI тысячелетия до н. э. до XIII века н. э. Научное исследование комплекса началось в 1927 году В. П. Левашовой и продолжается в настоящий момент Борисом Кониковым.
Шлях — археологический памятник, стоянка эпохи среднего палеолита. Она расположена в полутора километрах севернее хутора Шляховский Фроловского района Волгоградской области. Впервые была обнаружена краеведом В. И. Куфенко в 1988 году.
Костёнковско-борщёвский комплекс стоянок каменного века — палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе сёл Костёнки и Борщёво в Хохольском районе Воронежской области. Памятники ориньякской культуры сосредоточены здесь на очень небольшой территории: более 60 стоянок древнего каменного века — стоянки Костёнки-I—XXI, Борщёво-I—V (в том числе 10 многослойных) занимают площадь 30 км². Для их изучения и сохранения в 1991 году филиал «Костёнки» Воронежского краеведческого музея был преобразован...
Подробнее: Костёнковские стоянки
Калитвенка 1 — стоянка позднего палеолита, расположенная на территории Каменского района Ростовской области в месте впадения реки Калитвенец в Северский Донец, в окрестностях станицы Калитвенской. Различают площадки Калитвенка 1а, Калитвенка 1б и Калитвенка 1в. Также называются палеолитической мастерской. Оотносятся к поздней поре среднего палеолита в пределах 45–40 тыс. лет назад. Наиболее интересны мастерские, обнаруженные в Малой Песчаной балке, выходящей к реке Калитвенец, примерно в 500 метрах...
Археоло́гия Росси́и — история материальной культуры на территории Российской Федерации с древнейших времён до конца Средневековья (XVII век).
Фатья́новская культу́ра — археологическая культура 2-й половины III — середины II тыс. до н.э. (бронзовый век) на территории центральной России. Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров (шнуровой керамики). Культура названа по могильнику, открытому археологом А. С. Уваровым в 1873 году у деревни Фатьяново, вблизи села Толбухино (ныне в Ярославском районе Ярославской области). Восточную часть фатьяновской культуры иногда выделяют в отдельную балановскую культуру.
Ганджи-Пар — палеолитический археологический памятник на территории иранской провинции Гилян.
Ни́жний палеоли́т на террито́рии Росси́и условно датируется временем от около 2 миллионов до около 35 тысяч лет назад и отражает древнейшие следы присутствия человека на территории современной Российской Федерации. Нижний палеолит — самый ранний этап в истории человечества. Согласно двухчленной периодизации палеолита, он подразделяется на три эпохи: олдувайскую, ашельскую и мустьерскую; их абсолютная хронология остаётся неясной.
Рондела (кольцевая канава) — доисторическое земляное сооружение, как правило, эпохи мезолита и раннего неолита, характерное преимущественно для Центральной Европы. Область их распространения целиком совпадает с распространением культуры линейно-ленточной керамики и позднейших культур, происходящих от неё. Позднее сходные сооружения также строила культура воронковидных кубков.
И́льмовая падь — крупнейший комплекс хуннских могильников II—I вв. до н. э., расположенный к востоку от села Усть-Кяхта Кяхтинского района Республики Бурятия, восточнее федеральной автомагистрали А340 (Кяхтинский тракт), в 23 км к северу от города Кяхта, в 212 км к югу от города Улан-Удэ.
Ело́вый мыс расположен в окрестностях Екатеринбурга на правобережье реки Исети, на берегу проточного Мелкого озера.
Сибирский неолит — неолитический период истории Сибири (VI—II тыс. до н. э., на Крайнем Севере и Дальнем Востоке в некоторых проявлениях вплоть до XIX века).
Средний палеолит , или Средний древний каменный век, — эпоха, длившаяся в период от 300 000 до 30 000 лет назад. Более точная датировка существующими методами затруднена. Средний палеолит Европы называют эпохой мустье по известному археологическому памятнику во Франции.
Культура пещер , в которой прослеживается заметное влияние восточных культур, была распространена в центральной части Испании около 4000 — 3000 гг. до н. э. Названа так потому, что большинство материалов данной культуры обнаружено в пещерах.
Ымыяхтахская культура — археологическая культура Сибири эпохи неолита и бронзового века, существовавшая в интервале 2200—1300 гг. до н. э. Названа по поселению Ымыяхтах в Якутии, где была открыта.
Культура шаровидных амфор — археологическая культура, существовавшая в период около 3200—2800 годов до н. э. Занимала большинство территории прежней культуры воронковидных кубков, а в центральной части делила территорию с культурой шнуровой керамики. На юге и западе соседствовала с баденской культурой, на северо-востоке с нарвской культурой. Название предложил археолог Густаф Коссинна в связи с характерной керамикой, шаровидными сосудами с 2—4 ручками.
Ефремкинский карстовый участок — пещерный участок, расположенный в горах Кузнецкого Алатау в Ширинском районе республики Хакасия, неподалеку от села Ефремкино. Площадь около 130 кв. км. На территории участка насчитывается 39 изученных пещер.
Хаманджия (рум. Hamangia) — археологическая культура эпохи среднего неолита, распространённая в историческом регионе Добруджа на территории Румынии и Болгарии до правого берега Дуная в Мунтении и на юге. Название происходит от с. Бая-Хаманджия, где обнаружен один из археологических памятников.
Среднеднепро́вская культу́ра (3200—2300 до н. э.) — археологическая культура бронзового века в Среднем Поднепровье (нынешние юго-восток Белоруссии, юго-запад европейской России и север Украины). Является ветвью культуры шнуровой керамики на её восточной границе.
Риспебьерг (дат. Rispebjerg) — археологический памятник (хендж) на датском острове Борнхольм. Расположенный в 7 километрах к западу от деревни Сногебек на пути к деревне Педерскер, он представляет собой остатки неолитического святилища солнца и земляных сооружений железного века..
Чёртов овраг — название древней, а также крайней западной палеоэскимосской стоянки на острове Врангеля, обнаруженной в 1975 году советскими учёными. Артефакты, найденные на крутых склонах оврага, представляют огромный интерес для палеонтологии и археологии. Они датируются 1750 г. до н. э., то есть приблизительно совпадают с концом эпохи существования мамонтов, накануне их полного исчезновения. Несмотря на предположения об антропогенных причинах вымирания мамонтов, археологи смогли подтвердить только...
«Венера из Холе-Фельс » («Венера Шельклингенская», «Венера Швабская»; нем. Venus vom Hohlen Fels, vom Hohle Fels; Venus von Schelklingen) — древнейшая из известных науке палеолитических венер, обнаруженная в 2008 году в пещере Холе-Фельс близ немецкого города Шельклингена.
Лиственка — многослойная позднепалеолитическая стоянка (16,5—10 тыс. лет назад) в окрестностях города Дивногорска Красноярского края.
Вал — археологический памятник, древнерусское городище, один из немногих полностью исследованных памятников времён Киевской Руси. Расположенный на правом берегу реки Черногузка (приток Стыра, бассейна Днепра) у села Городище Луцкого района Волынской области. Исследовано 34 жилища-полуземлянки, 26 сооружений производственного и хозяйственно-бытового назначения, 40 хозяйственных ям разного характера и 8 очагов вне сооружений. Найдено более 20 тысяч фрагментов керамики, железные орудия труда, остатки...
Каменный век в Европе – самая длинная эпоха в истории древней Европы до начала летописной истории, начиная с нижнего палеолита. В это время основные орудия труда и оружие человек изготавливал из дерева, камня, рога и кости. Лишь в самом конце каменного века древние обитатели Европы впервые познакомились с медью, но использовали ее преимущественно для изготовления украшений. Орудия и оружие из дерева, вероятно, были самыми многочисленными у древнего человека в Европе, но дерево обычно не сохраняется...
Пещера Дарбанд — памятник нижнего палеолита (среднего плейстоцена) в провинции Гилян на севере Ирана, на северной стороне каньона реки Сияхруд, притока реки Сефидруд, впадающей в Каспийское море.
Среднедунайская культура полей погребальных урн или Среднедунайская урнопольская культура — археологическая культура среднего и раннего бронзового века. Относится к кругу культур полей погребальных урн. Ее название происходит от области, где возникают ее археологические памятники и от типичных для нее обширных могильников с захоронениями типа трупосожжения.
Прова́дия-Солницата (болг. Солницата) — доисторическое поселение близ современного города Провадия на черноморском побережье Болгарии, одно из наиболее ранних известных на сегодня древних городских поселений Европы.
Клады — урочище около станицы Новосвободной (бывшей Царской) в Республике Адыгея. По наиболее известной версии название происходит от владельца угодий — казака Кладова. Знаменито, в первую очередь, по группе курганов, самый большой из которых имеет собственное название — Серебряный. До недавнего времени их и другие подобные сооружения Северного Кавказа было принято называть «большими кубанскими курганами». Имеет мировую известность благодаря ярким археологическим памятникам, которые охватывают ряд...
Упоминания в литературе (продолжение)
В социально-экономическом развитии акушинцы в этот период находились на стадии возникновения классовых отношений. Среди них уже, как говорят источники, выделились «знатные люди». Это была общинно-родовая знать, сосредоточившая в своих руках различное богатство. Жители Акуша занимались не только земледелием и скотоводством, высокого развития достигло здесь и ремесленное производство. Инвентарь средневекового могильника, обнаруженного в селении Акуша, который относится к IX–XI вв., дает возможность судить и о торгово-экономических связях акушинцев с другими народами Дагестана и Кавказа. Здесь обнаружены стеклянные браслеты, напоминающие браслеты наиболее поздних погребений Агачкалинского могильника, датируемого VIII–X вв. А обнаруженные здесь же серебряные витые браслеты из проволоки, аналогичны браслету, найденному на старом кладбище у
селения Ахты. Ряд предметов, обнаруженных в акушинской катакомбе, напоминает по своему происхождению памятники алано-хазарской культуры VI–X вв. Так, подобные найденным в Акуша бусинам-печаткам из халцедона с изображением на одной стороне быка, опускающегося на передние ноги, а на другой – скорпиона, известны из погребений Комунты и Кумбулты (Сев. Осетия). По предположению ученых, печатки с изображением скорпиона и быка, вероятнее всего, сасанидского происхождения.
Долина Нармады – в равной мере прекрасное место как для жизни и охоты человека времен палеолита, так и для работы современного исследователя. Здесь расположены два интересующих нас геологических слоя: нижний и верхний, состоящие из сцементированного глиной и песком галечника, покрывающего толстый слой латерита, в свою очередь, сверху покрытого черными почвами «регур», хорошо известными путешественникам, побывавшим в Центральной и Южной Индии. Места перехода одного слоя в другой хорошо видны, и именно там
были обнаружены останки животных: быка (Bos namadicus), слона (Elephas namadicus) и буйвола (Bubalus palaeindicus). Здесь следует вспомнить, что остатки Elephas nomadicus были обнаружены на Потварском плато вместе с образцами пресоанских каменных орудий, что позволяет установить важную палеонтологическую связь между двумя регионами. Важно отметить, что древнейшие следы человеческой жизни в долине Нармады весьма схожи с более поздними, обнаруженными в нижнем слое, причем используемые орудия напоминают досоанские.
В Крыму, в пещере Чокурга (ныне – на территории Симферополя),
обнаружено жилище людей палеолита, возраст которого определяется примерно в 45 тысяч лет. Здесь среди лесов (исчезнувших к нашему времени), на границе степи, обитали неандертальцы. Найдены кости пещерной гиены, дикой лошади, мамонта, пещерного медведя, гигантского оленя, первобытного быка, носорога. Обнаружены кремневые остроконечники и скребла, костяные орудия.
Первые официальные раскопки
большого скифского кургана были инициированы в 1763 г. губернатором Новороссийского края генерал-поручиком А. П. Мельгуновым. Исследованию подвергся курган Червонная Могила, находившийся в 60 километрах от Елисаветграда (современный Кировоград). Вскрытое там погребение знатного скифа содержало великолепные вещи конца VII – начала VI в. до н. э. Наиболее интересной находкой среди них был меч в золотых ножнах, украшенных изображениями каких-то фантастических животных. Эти странные существа имеют туловище быка, хвост скорпиона, голову барана, орла или льва и крылья в виде рыбы со звериной головой. В лапах они держат натянутый лук со стрелой.
Эта статуэтка была найдена при раскопках Мохенджо-Даро – одного из древнейших городов мира. В 1856 г. на территории нынешнего Пакистана,
у небольшой деревушки Хараппа, археолог А. Каннингэм нашел камень цвета слоновой кости, на котором были высечены горбатый бык и неизвестные знаки, отчасти напоминавшие иероглифы.
В эпоху позднего палеолита в изобразительном искусстве преобладают сюжеты, посвященные животным, на которых охотился человек. Это – изображения оленя, мамонта, быка, бизона, лошади, медведя, льва. В мезолитических росписях главенствующее положение начинает занимать человек, его действия. Росписи на
скалах эпохи неолита передают чаще всего многофигурные сцены с участием человека и животных.
В 1860-х гг. Э.Ларте была предложена периодизация каменного века, основанная на палеонтологических данных. Первоначально она включала в себя четыре периода: древнейшая «эпоха пещерного медведя», и
далее – «эпоха мамонта», «эпоха северного оленя» и «эпоха дикого быка». Затем Ф.Гарригу выделил «эпоху древнего слона» в качестве наиболее ранней (де Мортилье 1903: 14). В эти же годы появились термины «палеолит» и «неолит», обозначавшие соответственно ранний и поздний периоды эпохи камня и введенные в науку Д.Леббоком. А в 1870-х гг. Г. де Мортилье предложил «искать основания для рациональной классификации доисторических времен в данных, исходящих от самого человека» и разработал периодизацию палеолита, основанную на различиях в технологии изготовления каменных орудий. В окончательном виде она включала в себя следующие периоды, названные по местам, где впервые были найдены наиболее характерные для них изделия:
Эта статуэтка была найдена при раскопках Мохенджо-Даро – одного из древнейших городов мира. В 1856 году на территории нынешнего Пакистана,
у небольшой деревушки Хараппа, археолог Александр Каннигам нашел камень цвета слоновой кости, на котором были высечены горбатый бык и неизвестные знаки, отчасти напоминавшие иероглифы.
В пору появления первобытного человека на территории Армении – по-видимому, от 500 тысяч до миллиона лет тому назад – климат был относительно мягким и влажным. Типичными представителями животного мира были гиппопотамы, слоны, носороги, протолошади, верблюды, быки, саблезубые тигры и олени. Фауна плейстоцена в Армении хорошо изучена благодаря фундаментальным трудам Л.А. Авакяна, который приводит перечень редких
животных, найденных в районе Гюмри, в том числе таких, как разновидности носорогов. Особый интерес представляют многочисленные находки костей животных, сделанные А.К. Векуа в озерных отложениях нижнего плейстоцена у подножия дацитовых холмов в Амиранисмта близ грузинского города Ахалкалаки, к северу от армянской границы. Создается впечатление, что в этом месте большое число животных было застигнуто внезапным извержением вулкана. Потоки раскаленной лавы затопили пастбища и леса, что и привело к гибели всего живого. В Амиранисмта Векуа идентифицировал несколько новых видов фауны – гиппопотама и неизвестных видов протолошади. Открытия А.К. Векуа, опубликованные в 1962 году, безусловно, укрепили предположение о том, что Армянское нагорье было одной из прародин лошадей.
И ещё отметим: это
уже культура мезолита, среднего каменного века, когда технологии пошли именно что разливаться потоком по человечеству – неглубоким, но широким. Оно и понятно: распространяется само человечество. Люди уже не жмутся возле пещер. Те же носители тарденуаза, например, с её вариантами живут на открытых местах, на холмах, кочуют вдоль рек и по морским берегам, охотятся с луками и стрелами, преимущественно на оленей, быков, кабанов, уверенно добывают рыбу, а также моллюсков, отчего остались на стоянках гигантские скопления раковин. Прогресс в присвоении растительных богатств – чувствуется, что вот-вот будет открыт способ заготавливать их себе на будущее путём посадки в землю.
Но еще в 1903 году Роберт Колдевей поручил своему ученику начать раскопки одного из перспективных телей в пустынном районе примерно в ста километрах южнее Мосула и Ниневии. Вскоре там были обнаружены стены дворцов, облицованных большими алебастровыми цветными плитами. На рельефах были изображены крылатые существа с орлиными и человеческими головами, причем человеческие головы были увенчаны рогами
быка. На культовом столбе, датируемом XIII веком до н. э., Андре прочитал имя ассирийского царя Тукульти-Нинурта I. Здесь же были изображены человеческие фигуры, несущие штандарты и колеса с восемью спицами.
Именно олени и горбатые
быки представлены также небольшими статуэтками из литой бронзы. Значительное число таких статуэток происходит из Амлаша, отдельные экземпляры – из Марлика и Хурвина (бронзовые висячие украшения, небольшие животные и выполненные в форме плода граната бубенцы), – кажется, принадлежат к ранней киммерийской традиции металлообработки, уже замеченной в Сиалке и Луристане. Бронзовый всадник имеет особое значение, поскольку, несомненно, протокиммерийцы стали использовать лошадь для верховой езды, и в одной из могил «кладбища В» Сиалке была найдена примитивно выполненная цилиндрическая печать с изображением сидящего на лошади воина.
Одна из самых
известных галерей каменного века – пещера Ляско во французском департаменте Дордонь. Здесь можно увидеть около 600 красочных изображений быков, оленей, лошадей, волков и диких кошачьих животных. Их возраст – примерно 17 тысяч лет. Все изображения располагаются в глубине пещеры. В основном они собраны в так называемом «Зале быков». Его длина – 28 метров, ширина – 10 метров, а высота – 5 метров; весь он покрыт фигурами быков и лошадей.
Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы. Ассирийская культура оставила человечеству ряд интересных памятников: рельефы с охотничьими сценами, скульптурные изображения крылатых быков, архитектурные ансамбли. При раскопках на месте древнего города Ниневии в долине
реки Тигр был обнаружен дворец царя Ашшурбанипала. Царь вошел в историю культуры как собиратель древних письменных памятников и создатель первой в мировой культуре библиотеки, которая насчитывала 30 тыс. небольших глиняных табличек. Все таблички располагались в определенном порядке, по отраслям знаний и представляли собой древние «каталоги».
Поселение Чатал-Хююк в нынешней Турции существовало в 7500–5700 гг. д.н. э. Здесь жили земледельцы, они занимались скотоводством. Возможно, именно здесь впервые была осуществлена плавка меди из руды. Еще много неясного в образе жизни этого поселения, изучение которого продолжается по сей день. Интересной особенностью являются дома поселенцев. Они лепились друг к другу, как пчелиные соты. В них не было дверей. По приставным лестницам жители входили в дом. В хорошую погоду они располагались на своих крышах. Религиозные обряды во многом неясны. По-видимому, древние поселенцы поклонялись Великой богине-матери. Священную роль играл, кажется,
бык. В зданиях археологи обнаружили древние рисунки, скульптуры богов, керамическую посуду.
Следующими в хронологической цепочке стоят погребения знатных воинов, сильно повлиявших на формирование кельтского народа. В таких захоронениях находят водруженные на повозки останки, заключенные, как правило, в деревянные могильные камеры под
курганными насыпями, иногда вместо повозок попадаются их разрозненные детали. Рядом с покойником его современники обычно клали железный меч и копье, глиняную утварь в большом количестве, разрубленные туши свиньи и быка. Помимо деталей повозки, некоторые захоронения содержат деревянный хомут для парной упряжки и бронзовые удила – для двух упряжных и одной верховой лошади.
Приступая к рассмотрению памятников исламской
культуры, сохранившихся на Воронежской земле, необходимо обратиться к более раннему периоду. Именно здесь, в Подонье, обнаружены одни из самых интересных памятников доисламской тюркской культуры в европейской части России. На правом берегу реки Дон, близ села Дивногорье Острогожского района Воронежской области расположены развалины крепости и города VIII–IX вв., известные как Маяцкое городище. Крепость возвышалась на белом меловом холме, ее окаймляли стены шестиметровой толщины, сложенные из меловых блоков. По стенам могла проехать повозка, запряженная лошадьми. Под крепостью шумел торгово-ремесленный город. В нем выделялись кварталы гончаров, кузнецов и ремесленников других специальностей. Внимание исследователей привлекают отдельные блоки с надписями, сделанными тюркскими рунами – письмом, используемым тюрками за несколько веков до перехода на арабскую графику. Остатки рун сохранились в тамгах – знаках, употреблявшихся в качестве родовых символов на могильных камнях, межевых знаках и официальных документах, а также для клеймения скота. Судя по прочитанным надписям, их оставили карульные на стенах. Содержание некоторых из них соответствует современному «Здесь был Вася», только вместо Васи значатся древнетюркские имена Бука, Атаач, Элчи (между прочим, вполне понятные и современным носителям этих языков – Бык, Петух, Посланец). Другие надписи расшифровать не удалось, т. к. их язык, несмотря на написание тюркской руникой, неизвестен. Возможно, в крепости жили и служили в войсках угры, славяне, мордва, хотя, вероятнее всего, эти надписи оставили ираноязычные аланы. Хотелось бы отметить, что все эти эпиграфические памятники относятся к периоду, когда в Западной Европе многие короли не умели читать и писать, не говоря уже о рыцарях. Здесь же простые воины развлекались «граффити» на стенах.
Хронологические рамки периода, характеристика политической и экономической ситуации, появление номов, начало процесса объединения Верхнего и Нижнего Египта (Севера и Юга). Архитектура, скульптура, керамика, росписи гробниц додинастического периода. Особенности погребения: место строительства, наличие погребального инвентаря, как свидетельство веры в загробную жизнь, моделируемую по образу и подобию жизни земной. Изменение формы гробницы от ямы до камеры прямоугольной формы с облицовкой и настенными росписями. Роспись гробницы вождя в Иераконполе: сюжеты росписей (лодки, охота, животные), формальные особенности росписей. Особенности жилой архитектуры додинастического периода: конструкция хижины, конструкция дома,
глиняные и каменные модели домов из погребений, как основной источник сведений об утраченной архитектуре. Основные материалы для создания жилой архитектуры, разница между жилой и погребальной архитектурой. Орудия труда и оружие додинастического периода. Расписная керамика додинастического периода (периоды Нагада I и II): сюжеты и формальные особенности (от светлых росписей по темному фону к темным росписям по светлому фону). Каменные сосуды в виде животных и рыб и их связь с египетскими религиозными представлениями. Нож из Джебель-эль-Арака, сюжеты декора рукояти и их формальные особенности, как свидетельство культурных связей Древнего Египта и Передней Азии. Палетки, как особый вид памятников в искусстве Древнего Египта. Палетки с рельефным декором (Палетка быков, Палетка львов, Палетка шакалов и т. п.) Сложение изобразительного канона к концу додинастического периода. Палетка Нармера – подробный анализ с объяснением специфики египетского изобразительного искусства Древнего Египта и особенностей египетского рельефа.
Почетное место боевых топоров в гробницах – только одна характерная черта сложного погребального ритуала, который рассказывает нам многое о жизни и верованиях кочевников – народа боевых топоров. Ритуал, по сути, одинаков вне зависимости от ранга усопшего – будь то один из первых царей, захороненный в
районе современного Майкопа, или простой скотовод с севера Европы. Тело всегда лежит на боку с согнутыми ногами и лицом, обращенным на север. Причем поза зависит от пола: мужчина лежит на правом боку, головой на запад, женщина – на левом боку, головой на восток. И даже в самой простой гробнице в дополнение к боевому топору находится по крайней мере одна чаша для питья, уложенная так, чтобы усопшему было удобно достать ее рукой. Но гробницы далеко не всегда просты. В особенности майкопские захоронения, сделанные, вероятно, примерно за столетие до начала второго тысячелетия до н. э., очень богатые, что явственно указывает на царственность покойного. Самые роскошные состоят из трех деревянных камер, расположенных под землей. В главной камере помещен человек под пологом, украшенным золотыми и серебряными львами и быками. На нем ожерелье из лазурита и турмалина, он окружен чашами и вазами из золота, серебра и камня, на которых вырезаны горные сцены и процессии животных, в том числе лошадей и волов. И еще у него три медных топора. Во вспомогательных камерах находятся слуги знатного усопшего – мужчина и женщина в окружении несколько менее богатого антуража.
Появляется
практически неизвестная прежде каменная скульптура: львы, атакующие быков, герои, укрощающие хищных зверей, дикие кабаны и мирные овечки вырезаны в рельефе на каменных плитах или представлены в виде круглой скульптуры. Особенно впечатляют внушительных размеров (более метра в высоту) размеров каменные вазы и чаши с резьбой на самые разные, в основном культовые, темы.
Это можно объяснить тем, что в начале четвертичного периода суша Сибири простиралась значительно дальше на север, чем в настоящее время, и Новосибирские острова входили в состав этой суши. В конце последнего ледникового периода, когда в Сибири еще сохранились мамонты, длинношерстные носороги, первобытные быки и уже существовал
первобытный человек, эта северная окраина Сибири начала разбиваться большими разломами и отдельные участки ее опускались и затоплялись морем. Более высокие участки постепенно освобождались ото льда и покрывались растительностью. Климат был тогда теплее современного, судя по остаткам флоры, найденным в отложениях вместе с костями. Животные, конечно, спасались от наступавшей воды на возвышенных участках суши. Одним из таких участков был нынешний остров Большой Ляховский, как и другие острова Новосибирского архипелага, и на нем собралось особенно много животных, бежавших инстинктивно на юг, именно потому, что он – самый южный из этих островов. Но он был уже отделен широким проливом от материка, то есть превратился в остров, и сухопутные животные, попавшие на него, уже не могли идти дальше. Этих животных скопилось на нем так много, что остров не мог прокормить их всех и сделался их кладбищем.
Вход в пирамиду находился в 24 метрах от ее северного торца, в конце коридора. Когда рабочие открыли этот вход, Гонейм подумал, что пирамида осталась неразграбленной в новое время, поскольку камни, закрывавшие проход, были не тронуты. Но он также заметил, что, хотя половина блокирующей стены тщательно построена и, судя по всему, подлинная, вторая половина сложена небрежно, как будто некогда в прошлом она была открыта, а потом опять запечатана. Внутри самой пирамиды раскопки обнаружили вырубленную в надстройке шахту. Хотя большая часть этой шахты была заблокирована песком и щебнем, ее содержание показывало, что она никогда не использовалась для захоронения
людей: здесь находились кости быков, а также птиц и других животных. Самым важным открытием стали 62 фрагмента папируса, написанные демотическим письмом, которые были найдены в самом нижнем слое мусора.
Нельзя не прийти к выводу, что развитие знака Танит шло не по пути схематизации человеческой фигуры, напротив, оно постепенно «очеловечивало» устойчивую систему символических обозначений. Такого рода эволюция совпадала и с проникновением в композицию вотивных стел собственно изобразительных мотивов. Начиная с IV века до н. э. этот процесс неуклонно нарастал. Появились фигуры быков, овец, баранов, петухов, рыб, голубей, различные предметы – корзина, топор, нож, весы, чаши, вазы, цветы и растения, архитектурные элементы и изображения кораблей. На стелах запечатлевались сцены жертвоприношений, алтари, сосуды, курильницы, жертвенные животные. Гораздо реже изображались люди, которые совершали возлияние, а также жрецы со священной патерой в руках. Примечателен открытый в 1922 году гравированный рисунок на одной из стел – обелиске, где представлен жрец в длинной прозрачной одежде, несущий ребенка. Обелиск был открыт в Святилище Танит и там же – стела с врезанным изображением коленопреклоненной жрицы, совершающей, согласно древнему семитскому обычаю, возлияние елея на священный
камень (оба памятника датируются IV веком до н. э. и находятся в тунисском музее Бардо). Под влиянием греческого искусства некоторые мотивы в этот период приобрели характер беглых «зарисовок».
Поселения «пришельцев с запада» отражают
другую сторону хозяйства периода неолита. Их жители выращивали также злаки, а кроме того, лен, возможно, и яблоки. Однако главным источником пищи для этих людей являлся крупный рогатый скот, в кухонных отходах количество костей коров и быков намного превосходит объем костей других животных.
Величайшим нововведением в земледелии наряду с ирригацией оказалось применение плуга. С плугом связано и другое важное изобретение – упряжь для животных (прежде всего для быков). Таким образом, люди впервые стали использовать «нечеловеческий» источник энергии, чтобы избавить себя от бремени физической работы. В города приходилось доставлять продовольствие. Для перевозки сельские жители использовали полозья, которые они унаследовали от своих
мезолитических предков. Затем они сделали решающий шаг – придумали колесную повозку, по существу представлявшую собой сани на колесах, крепившиеся к дышлу плужной упряжки для быков. На колесных повозках в Шумере ездили уже в 3500 г. до н. э. К 3000 г. до н. э. они были широко распространены в Месопотамии, Эламе и Сирии, достигнув к 2500 г. до н. э. берегов Инда. В Египте же они оставались неизвестными еще очень долгое время. Когда животных запрягли сначала в плуг, а затем в повозку, это было первым примером выполнения работы не силой человеческих мускулов, а иной силой. Приблизительно к тому же времени относятся и первые попытки применять силу ветра для движения парусных судов. Парусные суда использовали в Египте после 3500 г. до н. э., а к 3000 г. до н. э. египтяне уже свободно плавали в восточной части Средиземного моря и, по-видимому, в Аравийском море.
Сооружение еще более обширного зверинца (охотничьего парка) в шесть квадратных верст в любимейшей летней резиденции царя в Петергофе начато до 1721 г., но завершено лишь в 1731–1736 гг. после его смерти в царствование Анны Иоанновны (Ивановны) – большой любительницы охоты. При ней в Петербурге и окрестностях возникло несколько новых зверинцев, зверовых и охотничьих дворов. Главный Зверовой двор размещался на месте Инженерного замка и Михайловского манежа. Среди многих видов зверей здесь содержали львов, леопардов,
тигров, а позднее, в 1773 г. – 2 барса, каракала, 4 соболя, 4 лисицы, 3 рыси, волка и песца. Близ него был «Ауроксов» двор, в котором содержали «диких быков», или «ауроксов» (?). Малый зверинец, где находились американские и индийские олени и дикие козы, располагался на лугу против Летнего дворца. В нем также пытались разводить фазана под присмотром «фазан-егеря». Кроме того, имелись кабаний и заячий зверинцы, отдельные дворы для слонов и черных медведей, а в Первом дворцовом саду находились различные виды птиц, включая страусов, тетеревов (до 14 пар) и серых куропаток (до ПО пар). Позднее крупный зверинец, основанный князем Г. Г. Орловым, был устроен в Гатчине.
У трипольцев существовала развитая мифология. Главную роль в их верованиях играли богиня-мать и мужское божество – его представляли в
виде быка. Обнаружены многочисленные женские статуэтки, их делали из глины, смешанной с мукой или зерном: богиня ассоциировалась с землей, отвечала за ее плодородие. Ранние фигурки покрывались узорами «татуировки», у более поздних она исчезает [149]. По-видимому, и люди перестали наносить на себя татуировку. И сами поздние статуэтки изменились. Они стали изображать молодых изящных женщин, иногда с признаками беременности. При раскопках часто встречаются и фигурки быка, ритуальные маски быка. Они использовались на весенних праздниках и торжественных обрядах в период пахоты и сева: считалось, что в это время божество-бык сочетается с богиней-землей. В домах трипольцев в каждой жилой комнате ставился маленький алтарь в виде трона, украшенного бычьими рогами, на него помещалась женская статуэтка. А служительницами культа выступали женщины: сохранились рисунки, где полунагие жрицы в длинных юбках поднимают к небу большие чаши.
Возможно, тавры стали так называться от
места обитания. В древности горный Крым именовался Таврикой по аналогии с горными хребтами Малой Азии, обозначавшимися понятием «тавр». Неменьший интерес представляет мифологическая основа названия, то есть от священного быка тавроса, одинаково почитаемого как в Египте, так и в Греции. Переправа легендарного животного с востока на запад отмечена в названии пролива Босфор («бычья переправа»).
В римскую эпоху именно архитектурная декорация была основной формой использования терракоты в пластике. Во II–I вв. до н. э. облицовочные плиты с фигурными изображениями
(так называемые «рельефы Кампана») были самым распространённым видом декора, применявшимся как снаружи, так и внутри зданий; кроме того, они использовались как надгробные стелы, приносились в храмы в качестве просительных и благодарственных вотивных даров (ex voto). Темы рельефов разнообразны: наряду с мифологическими (Ника, убивающая быка; процессия гор; битва амазонок с грифонами) появляются бытовые, или комбинированные, когда мифам придаётся характер бытовых сцен (сбор и давление винограда с участием сатиров – плиты из ГМИИ им. А. С. Пушкина, первая половина I в. до н. э.), или исторические (например, связанные с завоеванием Римом Египта).
Под ледяным напором природа отступала на юг – там находились районы с теплым и влажным климатом, покрытые пышной и сочной растительностью; они охватывали всю свободную от ледника территорию нынешних Соединенных Штатов. Почвы подпитывались обильными дождями, вызванными близостью ледника; растительный и животный мир был чрезвычайно обилен и разнообразен. Среди животных были как встречающиеся и поныне – в частности, марал, лось, канадский олень (карибу), пекари (разновидность американской дикой свиньи), так и вымершие – мамонт, мастодонт, американский верблюд, тапир, неуклюжий и причудливо выглядевший гигантский ленивец, который передвигался на тыльной стороне лап из-за очень длинных когтей, мускусный бык и огромный круглорогий бизон. Также встречались некоторые породы диких
лошадей – которые позднее либо были истреблены, либо вымерли; во всяком случае, лошадь в Америке была известна задолго до того, как она была завезена сюда испанцами.
Однако знаменитые «висячие сады» были разбиты не Семирамидой и не во времена ее царствования. Построены они были по приказу царя Навуходоносора для его любимой жены Амитис – мидийской царевны, которая тосковала по зеленым холмам Мидии. Царь много строил в Вавилоне, превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя беспримерной роскошью. Свой дворец он построил на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту четырехъярусного сооружения. На насыпных террасах, расположенных на сводах, были разбиты висячие сады. Своды поддерживали мощные высокие колонны, расположенные внутри каждого этажа.
Платформы террас представляли сложное сооружение. В их основании лежали массивные каменные плиты, со слоем камыша, залитым асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом. Еще выше свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовыми и белыми камнями. Высота этажей достигала достигала более 27 метров и давала достаточно света для растений. В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу, семена редких трав и кустов. В необыкновенных садах расцвели деревья удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали подъемное колесо с кожаными ведрами, подавая в висячие сады воду из реки Ефрат. Великолепные сады были настоящим чудом света. В покоях нижнего яруса этих садов провел свои последние дни в июне 323 года до нашей эры Александр Македонский. Разрушены висячие сады наводнениями Ефрата.
В целом, давно высказанные мысли о сакральном значении нео-энеолитического жилища и о том, что семантика моделей тесно связана с жилищем и его обитателями, подтверждаются новыми наблюдениями, которые, в соответствии с современным подходом, сосредоточены на детальном анализе археологического контекста. Поясним, что на раскопках модели встречаются в мусоре возле дома и внутри расчищенных помещений, в ямах под полом и на поверхности пола, нередко вблизи очага, образующего смысловой центр нео-энеолитического дома. Наряду с ними
практически в любой постройке археологи могут обнаружить различные хозяйственные принадлежности, а также предметы из реквизита культовой практики: глинобитные возвышения-жертвенники (омфалы), ритуальные сосуды, череп быка, амулеты и т. п. Последние иногда составляют с моделями единый «культовый комплекс». В Овчарово (Болгария) на полу рядом с сильно разрушенной моделью лежали 26 рассыпавшихся в беспорядке миниатюрных глиняных вещиц, изображающих обстановку обрядовых действий, как она известна по образцам в натуральную величину, раскопанным in situ. Среди этих миниатюр – плоские алтарики, жертвенные столики, крошечные сосуды с крышечками, креслица. Их дополняют четыре женские стоячие статуэтки – постоянный элемент ритуальных ассамбляжей. Фигурки женщин моделированы в характерной архаичной манере: их головы выполнены в виде столбика, на тело с пышными бедрами и соединенными на конус ногами краской нанесен орнамент, а короткие руки полусогнуты и приподняты вверх, напоминая жест адорантов. В этом «говорящем» контексте идеологическое содержание нео-энеолитических моделей оказывается более чем понятным, а их характеристика как культовых предметов очевидна[40].
Среди известных нам зданий подобного рода храм Празднества Сед сохранился лучше всего; молельни для проведения обряда встречаются и в более
поздние времена, но не найдено ни одной другой, которая бы так мало пострадала. Точное значение праздника пока непонятно; по всей видимости, в глазах фараонов он представлял большую важность, так как на протяжении всего исторического периода его наступление отмечают с величайшим тщанием. Нет доказательств того, что в древности этот праздник был календарным, хотя в саисский и более поздние периоды его, возможно, отмечали через регулярные интервалы. Несомненно, что он был связан с ритуалами плодородия, и, так как заметную роль в нем играла царская наследница, он мог символизировать Тайный Брак, известный, например, древним грекам. Слова «хеб-сед» означают «праздник хвоста», из чего следует, что праздник мог быть связан с обычаем фараонов надевать бычий хвост по торжественным случаям и во время церемоний. Если, как это в основном признается, тотемом династических царей был сокол, то определенные обряды непременно должны были посвящать их в круг людей-животных, населявших многие области Египта. Тогда бычий хвост символизировал бы тот факт, что царь является и быком, и соколом. Храм Празднества Сед включает несколько молелен, к каждой ведет проход через вечно открытую дверь. Все они отделены друг от друга каменной стенкой, вырезанной в виде решетчатой ограды, какие встречаются на изображениях древнейших святилищ (илл. X).
В течение последнего для Северной Америки (висконсинского) оледенения ледники захватили всю ее северную часть, от Тихого до Атлантического океана, хотя и не образовывали единого ледяного щита. Южнее Великих озер, как и в Азии, здесь лежали пространства, где выпадали обильные осадки и где климат, в общем, соответствовал климату Африки и внеледниковых южных областей Азии. Этим условиям соответствовал и животный мир: по просторам материка бродили стада мамонтов и бизонов, там водились дикие лошади, мускусный бык,
пещерный лев и другие животные.
Пять арб,
запряжённых быками, составили внушительный караван, двинувшийся 21 мая по тракту к урочищу, именуемому Могилой Ботабая. В поводу шла верховая лошадь, необходимая для разведки местности.
В это же время широко было развито ковроделие. Найденный на Алтае ковер, изготовленный в V – IV веках до н. э., украшен сложным рисунком, на котором изображены фигуры фантастических грифонов, слоны,
лошади с людьми. Круглая скульптура, барельеф, силуэтные и полихромные плоские рисунки вырезались из дерева или шились из войлока, кожи, меха, ниток, волоса, листового золота и олова, минеральных красок. Интересны сцены борьбы зверей – нападения тигров или барсов на быков или оленей, воспроизведенные аппликацией на седельных покрышках.
Дикие
быки. Франция, пещера Ляско (ок. 15 тыс. лет до н.э.)