Связанные понятия
Зе́мства (зе́мские учрежде́ния) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости. Были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены в 1918—1919 годах.
Подробнее: Земство
Церковно-прихо́дские школы (ЦПШ) — в России начальные школы при церковных приходах, находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего правительствующего синода.
Подробнее: Церковно-приходская школа
Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных заседателей под председательством государственного чиновника.
Земская реформа — одна из либеральных «великих реформ» Александра II, предусматривавшая создание системы местного самоуправления в сельской местности — земских учреждений или просто земства. Главным актом реформы стало издание 1 января 1864 года Положения о губернских и уездных земских учреждениях.
Экономическая (или Казённая) во́лость — низовая административная единица, существовавшая в Российской Империи в 1797—1861 гг. для целей управления государственными (свободными от крепостной зависимости) крестьянами в сельских местностях.
Упоминания в литературе
1. В связи с расширением сети учебных заведений всех уровней подчинения (городские, сельские,
волостные училища , начальные школы, гимназии, лицеи, дворянские институты и др.) проявляется острая нехватка педагогических кадров. Государство разрешает принимать в учительские институты выпускников гимназий, не получивших свидетельства об окончании гимназии. Кроме того, Министерство народного просвещения предлагает духовно-учебным заведениям Священного Синода, начать подготовку учителей Закона Божьего, латинских и греческих языков;
Связанные понятия (продолжение)
Ви́ленский уче́бный о́круг — территориальная единица управления учебными заведениями ведомства Министерства народного просвещения, охватывавшая несколько губерний на западе Российской империи (на территории современных Белоруссии, Литвы, Украины, а также Латвии) в 1803—1832 и 1850—1917 годах. Административный центр — Вильно.
Епархиальные женские училища (училища для девиц духовного звания) — средние общеобразовательные заведения в Российской империи при женских монастырях, созданные по Уставу 1843 года, в которых обучались преимущественно дочери священнослужителей. Училища находились в ведении Синода и содержались на средства, полученные от сборов с церквей, отчислений от свечных заводов и других источников.
Реформа Киселёва — это проведённая в 1837—1841 годах по инициативе министра государственных имуществ Российской империи Павла Дмитриевича Киселёва реформа управления государственными крестьянами.
Губе́рнские учрежде́ния — совокупность административных органов, посредством которых осуществлялось государственное управление Российской империи на губернском уровне. Учреждения могли быть имеющими постоянный штат организациями (правления, платы) и периодически собираемыми собраниями (присутствия, съезды, комитеты, комиссии). Губернские учреждения, в целом возглавляемые чиновником министерства внутренних дел — губернатором, находились под началом различных министерств и ведомств. Основным законом...
Зе́мская шко́ла (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.
Земский участковый начальник — чиновник Российской империи в 1889—1917 годах, сочетающий на территории своего участка (меньшего, чем уезд) административную власть по отношению к крестьянам и их сообществам (сельским обществам и волостям) и ограниченную судебную власть по отношению ко всему населению. В период контрреформ как администрирующие чиновники заменили собой уездные по крестьянским делам присутствия, а как судебная инстанция — заменили упраздненных мировых судей. Верхними инстанциями по отношению...
Кантони́сты — малолетние и несовершеннолетние сыновья нижних воинских чинов, принадлежавшие к военному званию, то есть к военному ведомству, и в силу своего происхождения обязанные служить в Вооружённых Силах России.
Петровское коммерческое училище — среднее учебное заведение в Санкт-Петербурге. Было открыто в 1880 году на средства петербургского купечества, закрыто в 1918 году.
Во́лость — нижняя единица административно-территориального деления в Великом княжестве Литовском до начала XV века, и в России с конца XVIII века в сельской местности. В России образована в 1797 году, первоначально для казённых крестьян; после реформы 1861 года волости были образованы также для бывших владельческих и удельных крестьян.
Ведомство учреждений императрицы Марии (также четвёртое отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Мариинское ведомство, ВуИМ) — ведомство по управлению благотворительностью в Российской империи. Ведет свою историю от канцелярии императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I, которая с 2 мая 1797 приняла в своё ведение московский и петербургский воспитательные дома со всеми их заведениями.
Пензенское землемерное училище — учебное заведение в городе Пензе, готовившее кадры землемеров (межевых техников). Открыто 1 сентября 1875 года. Являлось вторым по счёту землемерным училищем, открытым в России начиная с 1873 года после принятия решения о расформировании Школы межевых топографов.
Удельные крестьяне — категория феодально-зависимого сельского населения Российской империи конца XVIII — середины XIX века, образованная в 1797 году из дворцовых крестьян, на основании «Учреждения об Императорской фамилии». К удельным крестьянам относились крестьяне, проживавшие на удельных землях и принадлежавшие императорской семье. Крестьяне платили оброк и несли государственные повинности.
Комитет устройства учебных заведений — ведомственный комитет, существовавший с 14 (26) мая 1826 года по 15 (27) марта 1850 года при Министерстве народного просвещения (МНП) Российской империи для подготовки и осуществления реформы народного образования.
Учебные округа — административно-территориальные единицы в Российской империи, в рамках которых осуществлялось управление учебными заведениями Министерства народного просвещения в 1803—1917 годах. Возглавлялись попечителями учебных округов.
Гарнизо́нная школа (фр. garnison от garnir — снабжать, вооружать, также полковая школа) — военное учебное заведение, дававшая начальное образование для детей лиц солдатского сословия, располагавшееся в гарнизоне (полку) Императорской армии и подготовки их к службе в РИА на определённых должностях. Матросских детей обучали в адмиралтейских школах.
Каха́новская комиссия — особая комиссия для составления проектов местного управления под председательством статс-секретаря М. С. Каханова, по докладам министра внутренних дел графа Н. П. Игнатьева, работавшая с 1881 по 1885 год.
Волостное правление — коллегиальный орган из выборных должностных лиц, управляющий волостью, административной единицей крестьянского самоуправления в Российской империи.
Волостной старшина - выборное старшее должностное лицо волости, административной единицы крестьянского самоуправления в Российской империи.
Сельские обыватели — в Российской империи термин Свода законов, означающий сословный эквивалент крестьянства. Кроме собственно крестьян, сельскими обывателями числились также однодворцы, военные поселяне, а также те башкиры и казаки, которые не имели «высших прав состояния» (то есть, не относились к другим сословиям).
Сельское общество (обчество, сельская община, крестьянская община, мир) — единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Несколько сельских обществ составляли волость. Сельские общества управлялись сельскими сходами, избиравшими сельских старост. До 1904 года они несли коллективную ответственность за уплату налогов своими членами.
Мещанское управление (также мещанское самоуправление) — сословное самоуправление мещанства в Российской империи.
Горнозаводские крестьяне — разряд крепостных крестьян в России, обязанных, кроме занятия земледелием работать на горных заводах. Возник в XVII веке в связи с зарождением горной промышленности на Урале, в Карелии и частично на Алтае.
Ремесленная управа — орган ремесленного сословия, созданный городовым положением 1785 г., с целью охраны интересов ремесленного сословия и «приращения ремесленного искусства».
Духо́вное учи́лище в Российской империи, с 1808 — низшее духовно-учебное заведение (уездное или приходское).
Цифирная школа — школа в системе начального образования в Российской империи, созданной в начале XVIII века по указу Петра I. К 1744 году все цифирные школы были закрыты.
Белору́сский уче́бный о́круг — территориальная единица управления учебными заведениями ведомства Министерства народного просвещения в западных губерниях Российской империи в 1829—1850 годах. Административный центр — Витебск (1829—1836), затем Вильно (1836—1850).
Императорское Коммерческое училище — учебное заведение, возникшее при Московском Воспитательном доме в 1772 году, для обучения купеческих детей. С 1779 года носило имя Прокофия Демидова, по инициативе которого и было создано. В 1800 году училище было отделено от Воспитательного и переведено в Санкт-Петербург. В 1904 году получило статус Императорского, официально прекратило своё существование в 1918 году, но де-факто продолжало работу. Во многом на его основе в 1931 году был создан Ленинградский...
Солдатские дети — в Российской империи в XVIII веке законодательно оформленная социальная группа (сходная с сословием). Состояла из лично свободных сыновей солдат, набранных из крепостных крестьян. Солдатские дети обучались в полковых школах, числились по военному ведомству, до совершеннолетия не зависели от помещиков, а затем становились обязанными военной службой, в которой имели право служить наравне с дворянами. Солдатские дети также принимались на службу государственными ведомствами. Законодательство...
Земская статистика — статистические работы земств по обследованию главным образом состояния сельского хозяйства и процессов его социально-экономического развития.
Крепостнические отношения на Кубани — крепостное право на Кубани, которое появилось в конце XVIII, начале XIX века и было связано с включением казаков в российские государственные структуры и социально — правовые институты. Развитие крепостнических отношений проходило в тесной связи с эволюцией таковых в Центральной России.
Губернский (областной) статистический комитет — орган государственной (правительственной) статистики в губерниях и областях Российской империи.
Московское коммерческое училище (Московское Императорское коммерческое училище) — среднее учебное заведение для подготовки к поступлению в высшие коммерческие и технические учебные заведения Российской империи.