Связанные понятия
Белору́сский уче́бный о́круг — территориальная единица управления учебными заведениями ведомства Министерства народного просвещения в западных губерниях Российской империи в 1829—1850 годах. Административный центр — Витебск (1829—1836), затем Вильно (1836—1850).
Попечи́тель уче́бного о́круга — должностное лицо, возглавлявшее в Российской империи учебный округ — территориальную единицу управления учебными заведениями, подведомственными Министерству народного просвещения, в 1803—1917 годах. Должность была введена в 1803 согласно "Предварительным правилам народного просвещения", сформировавшим в России систему учебных округов во главе с университетами. Главной задачей попечителя являлось осуществление связи между университетом и Министерством народного просвещения...
Учебные округа — административно-территориальные единицы в Российской империи, в рамках которых осуществлялось управление учебными заведениями Министерства народного просвещения в 1803—1917 годах. Возглавлялись попечителями учебных округов.
Виленский еврейский учительский институт — педагогическое учебное заведение, расположенное на территории Виленского учебного округа Российской империи. Открыт в Вильно в 1873 году на средства еврейской общины.
Се́веро-За́падный край — часть Западного края Российской империи, название, которое иногда использовалось в отношении шести губерний Белорусского генерал-губернаторства и Литовского генерал-губернаторства (часто кратко именовавшихся «Белоруссия и Литва»), которые были образованы на территории бывшего Великого княжества Литовского и отличались определёнными особенностями общественно-правового положения. Центр управления краем находился в Вильне. Основное население — белорусы и литовцы, жило также...
Казённоко́штный — в XVII веке — первой половине XIX века название учащихся некоторых учебных заведений, обучавшихся и содержавшихся полностью за счёт государственных средств, на «казённый кошт» (в отличие от своекоштных).
Московский дворянский институт — закрытое сословное учебное заведение для детей российских дворян (преимущественно Московской губернии) с целью их подготовки к продолжению образования в университете.
Своекоштный — в XVIII веке — в первой половине XIX века часть студентов российских учебных заведений, которые сами содержали себя в период обучения, находящихся на собственном содержании (коште), не пользующийся казённым коштом в отличие от «студентов казённокоштных». В XVIII веке — первой половине XIX века своекоштные студенты были во многих государственных учебных заведениях.
«Закрытые
женские институты Ведомства учреждений императрицы Марии» (в популярной литературе Институты благородных девиц) — российские закрытые учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии, в которых воспитывались за казённый счет девушки (называемые в то время «девицы») привилегированного сословия (дочери потомственных дворян, генералов, штаб- и обер-офицеров или гражданских чинов), а за собственный счёт — также дочери купцов, почётных граждан и лиц иного звания, причислявшихся раньше...
Эдукацио́нная коми́ссия (Комиссия национальной эдукации, польск. Komisja Edukacji Narodowej, от лат. educatio «воспитание», полное название польск. „Komisja nad Edukacją Młodzi Szlacheckiej Dozór Mająca“) — руководящий орган системы просвещения в Речи Посполитой в 1773—1794 годах. Первое в Европе ведомство, по функциям аналогичное общегосударственному министерству просвещения. Создана 14 октября 1773 года по предложению короля Станислава Августа и по инициативе Гуго Коллонтая.
Ю́го-За́падный край — в Российской империи XIX—XX веков часть Западного края, собирательное наименование трёх губерний Правобережной Украины — Волынской, Подольской и Киевской.
Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных заседателей под председательством государственного чиновника.
Министерство внутренних дел Российской империи — орган государственной исполнительной власти Кабинета Министров Российской империи, осуществлявший административно-распорядительные функции в сферах государственной безопасности, общественной безопасности, охраны правопорядка, руководства местными органами власти, борьбы с преступностью, охраны мест лишения свободы, разрешительной системы, цензуры в средствах массовой информации и книгоиздания.
Медико-хирургическая академия — высшее специальное учебное заведение для подготовления врачей, соответствующие медицинским факультетам университетов.
Ведомство учреждений императрицы Марии (также четвёртое отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Мариинское ведомство, ВуИМ) — ведомство по управлению благотворительностью в Российской империи. Ведет свою историю от канцелярии императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I, которая с 2 мая 1797 приняла в своё ведение московский и петербургский воспитательные дома со всеми их заведениями.
Училище колонновожатых — санкт-петербургское и московское военные училища по подготовке колонновожатых (юнкеров, готовившихся в офицеры генерального штаба). Московское училище, помещавшееся в доме Н. Н. Муравьёва, среди выпускников которого, значилось не менее двух десятков декабристов.
Действи́тельный студе́нт — низшая учёная степень, затем квалификационное звание выпускника университета в Российской империи XIX века.
В состав Кавказского учебного округа входили Бакинская, Елизаветпольская (Елисаветпольская), Кутаисская, Тифлисская, Черноморская, Эриванская и Ставропольская губернии, Батумская, Дагестанская, Карсская, Кубанская, Терская и Закаспийская области, Сухумский и Закатальский округа. Учреждён указом Государственного совета в декабре 1848 года по инициативе кавказского наместника графа М. С. Воронцова.
Подробнее: Кавказский учебный округ
Госуда́рственный контро́ль Российской империи (Государственный контроль Россійской имперіи) — орган Комитета министров Российской империи, осуществлявший контрольно-счётные и наблюдательные функции в области прихода, расхода и хранения капиталов государственного бюджета, а также бюджетов всех министерств и ведомств по отдельности.
Ки́евское о́бщество летопи́сца Не́стора — основано в 1872 на основе научного кружка в Киеве, официально открылось в январе 1873. В 1874 перешло в ведение Киевского университета. С 1879 издавало «Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца» (сокращённо ЧИОНЛ, 24 тома до 1914). Новый устав принят в 1898. Закрыто в 1917, но в 1921 возобновило деятельность в составе Историко-филологического отдела ВУАН. В начале 30-х годов ликвидировано.
Императорское Коммерческое училище — учебное заведение, возникшее при Московском Воспитательном доме в 1772 году, для обучения купеческих детей. С 1779 года носило имя Прокофия Демидова, по инициативе которого и было создано. В 1800 году училище было отделено от Воспитательного и переведено в Санкт-Петербург. В 1904 году получило статус Императорского, официально прекратило своё существование в 1918 году, но де-факто продолжало работу. Во многом на его основе в 1931 году был создан Ленинградский...
Прогимна́зия — (от лат. pro — перед и др.-греч. γυμνάσιον gymnasion — школа в Древней Греции) — общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии. Учреждены в 1864 году. В прогимназии было четыре класса (реже — шесть классов) образования, соответствовавших четырём младшим классам гимназии. Учреждались в городах, где не было гимназий. Могли быть мужскими, женскими или военными. Имели право принимать экзамены на звание учителя начальной школы и первый классный...
Това́рищ мини́стра (или общее това́рищ председа́теля) — государственная должность в Российской империи, равная по полномочиям заместителю министра или председателя. Товарищ министра (председателя) заведовал наиболее важными структурными частями министерства или другого учреждения, выполнял отдельные ответственные поручения.
Римско-католическая духовная коллегия — главный орган церковного управления во главе с католическим митрополитом могилёвском, существовавший в 1801—1918 годах в Российской империи и ведавший делами российских католиков.
Колле́жский регистра́тор — низший гражданский чин 14-го класса в Табели о рангах в России XVIII—XX веков, а также чиновник, обладавший таким чином.
Бутурлинский комитет («Комитет 2 апреля 1848 года»), принятое в историографии название «Комитета для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений» — высшего постоянного цензурного органа, осуществлявшего надзор за «духом и направлением» российской литературы и периодической печати. Получил название по фамилии своего первого председателя Д. П. Бутурлина.
Не следует путать с духовными семинариями, готовившими духовенство.Учи́тельская семина́рия — среднее специальное учебное заведение, предназначенное для подготовки преподавателей начальной школы.
Подробнее: Учительская семинария
Столонача́льник (дословно чиновник стола) — в 1811—1917 должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол — низшую структурную часть центральных и местных государственных учреждений. Как правило, он был чиновником VII класса (надворным советником). Официальное обращение: «Ваше высокоблагородие».
Актуа́риус (лат. actuarius, от слова «акт») — судебный писец, заносивший в регистр представляемые в суд акты, равно и пишущий сами акты; в России лицо, которому вверялось хранение актов присутственных мест, то есть дел, протоколов, журналов.
Московское коммерческое училище (Московское Императорское коммерческое училище) — среднее учебное заведение для подготовки к поступлению в высшие коммерческие и технические учебные заведения Российской империи.
Исправление должности — в Российской империи термин, обозначавший ситуацию, когда чиновник исполнял обязанности, сопряжённые с должностью, не будучи в ней утверждённым, но располагая всеми правами, присвоенными этой должности. Под исправлением должности понимались те случаи, когда...
Совестный суд — губернский суд в Российской империи, созданный по инициативе Екатерины II в 1775 году для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел (малолетние обвиняемые и др.) на основании принципа «естественной справедливости». От суда требовалось контролировать законность заключения обвиняемых под стражу, пытаться произвести примирение сторон, освобождать общие суды от дополнительной нагрузки по запутанным делам и преступлениям, которые не представляли значительной общественной...
Прое́кт об учрежде́нии Моско́вского университе́та — законодательный акт Российской империи об основании Императорского Московского университета, утверждённый императрицей Елизаветой Петровной и вошедший в состав указа «Об учреждении Московского университета и двух гимназий», обнародованного Сенатом и вступившего в силу 12 (23) января 1755 года.
Термином
камеральные науки или камералистика в XVIII—XIX веках обозначалась совокупность знаний, необходимых для управления государственными имуществами. Потребность в специалистах по такому управлению привела к созданию в Германии XVIII в. камеральных факультетов с кафедрами камеральных наук или камеральной науки, камералистики (нем. Kameralwissenschaft, Cameralia). Главной целью было изучение способов извлечения наибольшего дохода из государственных имуществ. Для этого помимо изучения собственно...
Вольнослу́шатель — персона, посещающая высшее учебное заведение и допущенная ко всем видам учебных занятий и к государственным экзаменам, однако без предоставления ей прав и льгот обычного студента или слушателя высших курсов.
О́бер-прокуро́р — должность в Российской империи. Существовали должности синодального и сенатского обер-прокурора.
Кадетский корпус — начальное военно-учебное заведение (корпус) с программой среднеучебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере. Воспитанники кадетских корпусов по окончании полного курса раньше принимались без экзаменов не только в военные училища, но и в высшие школы.
Ко́рпус лесни́чих — специальное формирование (корпус) Вооружённых сил Российской империи.