Связанные понятия
Ю́нкер (нем. Junker) — чин (воинское звание) в Русской императорской армии, до 1918 года, промежуточное по своему правовому статусу между воинскими чинами унтер-офицеров и обер-офицеров.
Па́жеский Его́ Импера́торского Вели́чества ко́рпус — престижное военно-учебное заведение Российской империи, действовавшее в Санкт-Петербурге с 1802 по 1918 год. Как военно-учебное заведение корпус существовал с 1802 года, хотя создан был ещё в царствование Елизаветы Петровны в 1750 году с целью, согласно именному указу, «дабы те пажи через то к постоянному и пристойному разуму и благородным поступкам наивяще преуспевали и от того учтивыми, приятными и во всем совершенными себя показать могли, как...
Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус — военно-учебное заведение Российской Империи, первый среди губернских кадетских корпусов, созданных по воле Николая I. Основан в 1834 г. как Новгородский кадетский корпус (был дислоцирован в 28 верстах от Великого Новгорода). В 1866 г. переведён в Нижний Новгород, и преобразован в военную гимназию. В 1882 году переименован в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус. Распущен в 1918 году.
Псковский кадетский корпус — начальное военно-учебное заведение российской императорской армии, готовившее детей и подростков к военной службе в период с 1882 по 1918 (1920) год.
Упоминания в литературе
Во второй половине XIX в., особенно после введения в 1874 г. всеобщей воинской повинности и приема учащихся в военно-учебные заведения без учета происхождения (кроме Пажеского и Морского корпусов), стали быстро меняться и состав офицерского корпуса, и нравы в нем. Изменилось и качество профессиональной подготовки. Право на офицерский чин давало только окончание военного или юнкерского училища. В первые принимались лица с законченным средним образованием, во вторые – с незаконченным, но они выпускали лишь кандидатов в офицеры, получавших чин через год – три, а то и более, службы подпрапорщиками пехоты, эстандарт-юнкерами кавалерии и подхорунжими в казачьих войсках, и только в конце XIX в. сравнялись с военными училищами в правах. Правда, с 1874 г. лица с законченным средним или высшим образованием могли отбывать воинскую повинность вольноопределяющимися, проходя подготовку в особых школах и по сдаче экзамена получая чин прапорщика запаса; на действительную службу их призывали только во время войны, в мирное же время чина прапорщика не было. Не тогда ли сложилась поговорка: «Курица не птица, прапорщик не офицер».
Кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, а когда в 80-х гг. их восстановили, они только готовили учащихся для поступления в военное училище. Кроме того, была развернута сеть военных академий, дававших высшее военное образование, а также различных офицерских школ и классов, повышавших квалификацию. В итоге на 1898 г. офицеров, окончивших военные училища, в гвардейской пехоте было 86,3 %, в гвардейской кавалерии – 94,5 %, а в гвардейской артиллерии – все 100 %. Правда, в армейской пехоте таких офицеров было всего 18,9 %, а в крепостных войсках – 8,07 %, зато в артиллерии их было 91,4 %, а в инженерных войсках – даже 97,6 %.
Важным способом спайки строевых офицеров в особую профессиональную группу был набор в МКК 13–14-летних мальчиков в так называемые «общие классы». В этих классах они должны были учиться три года по программе, близкой к
кадетским корпусам . Затем кадетов переводили в «специальные классы», где они учились еще три года, но уже как в военном училище. Отсчет срока действительной службы начинался только с момента поступления в специальные классы. Непосредственное поступление в «специальные классы» со стороны было возможно в порядке редкого исключения, и то для питомцев кадетских корпусов. Таким образом, будущие строевые офицеры флота пребывали в одном и том же закрытом учебном заведении 6 лет, тогда как для обучения в пехотном или кавалерийском училище отводилось 2 года. Аналогичный порядок обучения существовал в то время лишь в нескольких наиболее привилегированных учебных заведениях – Пажеском корпусе, Александровском лицее и Училище правоведения, которые совмещали функции учреждений среднего и высшего образования.
Предложенная министром схема подготовки офицеров была в основном реализована в пореформенные десятилетия и к началу XX века выглядела следующим образом: молодые люди, получившие общее среднее образование в гимназии, реальном училище или
кадетском корпусе , поступали в военное училище, дававшее специальное военное образование. В дальнейшем офицер при наличии необходимых данных мог пройти курс специальной офицерской школы либо получить высшее военное образование, окончив одну из военных академий. До 1911 г. продолжали существовать юнкерские училища, контингент которых составляли лица с неполным средним образованием, преимущественно недворянского происхождения. Постепенным переводом на военно-училищные курсы они были реформированы в военные училища, однако их вклад в подготовку офицеров для российской армии в предшествующие десятилетия был весьма велик. Особое место в системе военных учебных заведений занимал Пажеский корпус, критерием отбора учащихся для которого являлось служебное и, соответственно, сословное положение предков. Его выпускники имели право выбора места службы и в подавляющем большинстве направлялись в гвардию.
Вновь к Гвардейской пехоте Слащёва причислили только 31 марта 1914 года. То есть как перспективный офицер гвардейской пехоты он был лишён строя, что для выпускника Академии Генерального штаба считалось, так сказать, дурным тоном. Но нельзя забывать и о том, что Пажеский корпус в царской России был самым элитным учебным заведением. Как военно-учебное заведение он существовал с 1802 года. До этого это была просто придворная школа, созданная указом от 5 апреля 1742 года. В 1762 г. Екатерина II запретила принимать в эту школу отроков недворянского происхождения. К началу XIX века Пажеский корпус состоял из трёх пажеских классов (на 50 пажей) и одного камер-пажеского (на 16 камер-пажей) и в порядке управления не был объединён с другими военно-учебными заведениями. С 1810 г. корпус разместился в комплексе зданий по Садовой улице в бывшем дворце графа М. И. Воронцова. И только в 1819 г. он был подчинён главному директору
кадетских корпусов . С 1827 г. число обучающихся доведено до 150 человек.
С начала царствования императора Александра II широко распространилось мнение о необходимости отделения специального образования от общего. Такого же мнения придерживались и в военном ведомстве, и занявший в 1860 году пост главного начальника военно-учебных заведений великий князь Михаил Николаевич, и возглавивший военно-учебное ведомство вслед за ним генерал-майор Н. В. Исаков были твердыми противниками существования прежней системы
кадетских корпусов , готовивших своих воспитанников непосредственно к офицерской службе. Под руководством военного министра Д. А. Милютина была проведена коренная реформа военного образования: старшие классы кадетских корпусов сводились в военные училища (1-е военное Павловское, 2-е военное Константиновское, 3-е военное Александровское и Николаевское кавалерийское), корпуса лишались строевой организации, а вскоре были преобразованы в военные гимназии, в которых до минимума была сокращена военная составляющая, шло сокращение числа казеннокоштных вакансий, увеличилось число «приходящих» учащихся.
Связанные понятия (продолжение)
Вольноопределя́ющийся — военнослужащий (из нижних чинов) Русской Императорской армии и Флота, поступивший на военную службу добровольно и пользовавшийся определёнными льготами.
Пра́порщик (от церк.-слав. пра́поръ «знамя») — воинское звание, категория (ранее чин) в вооружённых силах и других «силовых» структурах некоторых государств.
Подпрáпорщик — до 1880 года высшее унтер-офицерское звание в России, после чего до 1903 года — звание, в которое до производства в офицеры переименовывались юнкера, окончившие пехотные юнкерские училища; с 1906 года — высшее звание для сверхсрочнослужащих унтер-офицеров.
Подробнее: Подпрапорщик
Училище колонновожатых — санкт-петербургское и московское военные училища по подготовке колонновожатых (юнкеров, готовившихся в офицеры генерального штаба). Московское училище, помещавшееся в доме Н. Н. Муравьёва, среди выпускников которого, значилось не менее двух десятков декабристов.
Лейб-гвардии Егерский полк — лейб-гвардейское формирование (воинская часть, егерский полк) Императорской гвардии Русской императорской армии.
Юнкерские училища — военно-учебные заведения для подготовки нижних чинов пехоты и кавалерии к офицерскому званию для службы в Русской императорской армии Российской империи.
У́нтер-офице́р (от нем. Unteroffizier — категория младших офицеров) — нижние чины (должность — звание) и категория младшего командного и начальствующего состава в вооружённых силах (ВС) разных государств и стран, условно соответствующая сержантско-старшинскому составу в советских, а затем и в российских ВС.
Каде́т — наименование звания воспитанников кадетских корпусов в дореволюционной России с 29 июля 1731 года и в некоторых иностранных государствах.
Алексе́евское вое́нное учи́лище — российское пехотное училище, в разные годы носило название Московское пехотное юнкерское училище и Московское военное училище. В Российской империи считалось третьим по престижности после Павловского и Александровского. В настоящее время в нём располагается общежитие Общевойсковой академии ВС РФ.
Ру́сская гва́рдия , или Росси́йская импера́торская гвардия, или Лейб-гвардия (итал. guardia — стража, охрана) — отборная привилегированная часть Русской императорской армии и Флота, то есть Вооружённой силы империи.
Камер-паж (нем. Kammer, буквально комната, покои; паж, фр. page, от лат. pagius — слуга) — придворный чин для несения специальной придворной службы при Высочайшем дворе.
Ва́хмистр (также вахтмистр, нем. Wachtmeister) — чин (воинское звание) унтер-офицерского состава кавалерии и артиллерии в армиях некоторых европейских стран, а также в Русской армии (кавалерия, и казачьи войска, а также Отдельный корпус жандармов) до 1917 года.
Ле́йб-гва́рдия (нем. Leibgarde от Leib «тело» + лат. guardia «защита, охрана») — почётное наименование отборных воинских частей, предназначенных для охраны особы и местопребывания монарха. Лейб-гвардию не следует путать с современными телохранителями.
Фурьер ы (фр. fourrier — тот, кто кормит, итал. foriere, средневек.-лат. fodrarius, от лат. fodrum — корм) — звание это, в некоторых европейских армиях, носили нижние чины унтер-офицерского звания, исполнявшие должность ротных и эскадронных квартирьеров. У А. Д. Михельсона в «Объяснении 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней», 1865 года, указано: — унтер-офицер, занимающий квартиры и заботящийся о продовольствии той роты, к которой он принадлежит.
Военное министерство — высший орган центрального военного управления в Российской империи в 1802—1917 годы; с 1802 по 1812 — Министерство военных сухопутных сил.
Фейерве́ркер (нем. Feuer и Werker — работник огня) — унтер-офицерский чин (звание и должность) в артиллерийских частях русской императорской армии, а также в некоторых иностранных армиях вооружённых сил государств.
Лейб-гвардии Конный полк — гвардейское кавалерийское формирование (воинская часть, полк) Русской императорской гвардии ВС России, имперского периода.
О́бер-офице́р ы — (от нем. Oberoffizierе; англ. company officers) — наименование категории младших офицерских чинов в русской армии и во флоте до 1917 года, соответствовавших 9-м — 14-м классам «Табели о рангах», от прапорщика/корнета до капитана/ротмистра включительно. Обер-офицеры представляли командный состав роты. Немецкое название (буквально «старшие офицеры») идет из XVII века.
Корне́т (фр. cornette — штандарт, штандартный офицер) — младший офицерский чин, существовавший в кавалерии некоторых стран с XV до начала XX века. Первоначально корнетами называли офицеров, нёсших штандарт роты или эскадрона кавалерии.
Подпоручик — обер-офицерский чин, первый офицерский чин, в инфантерии, артиллерии, инженерии и железнодорожных войсках Русской армии и Флоте (Корпус морской артиллерии, Корпус флотских штурманов), введённый Петром I в 1703 году, а также воинское звание младшего офицера в армиях вооружённых сил некоторых государств Западной, Южной и Восточной Европы (Франции, Германии, Австро-Венгрии, Италии, Сербии, Польши (ПНР), Чехословакии (ЧССР), Чехии и других).
Кавалерга́рды (от фр. cavalier «всадник» + garde «охрана») — гвардейская тяжёлая кавалерия Российской империи, созданная в XVIII веке путём реформирования особых воинских формирований, созданных для выполнения функции почётной охраны императрицы Екатерины I.
Подробнее: Кавалергардский полк
Лейб-гвардии Драгунский Её Императорского Высочества Великой Княгини Марии Павловны полк — лейб-гвардейское формирование (драгунский полк, воинская часть) гвардейской кавалерии Вооружённых Сил России имперского периода.
Чин — степень служебного положения лица (человека) на военной, придворной и гражданской службах в Русском царстве и Российской империи.
Каптена́рмус (фр. capitaine d'armes) — унтер-офицерский чин, воинское звание и воинская должность в ряде армий и флотов вооружённых сил государств мира, в прошлом и в настоящее время.
Фельдфе́бель (нем. Feldwebel) — воинское звание и должность унтер-офицерского состава в армиях России (до 1917 года) и некоторых других европейских стран.
Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк — гвардейский полк Российской империи. Образован 19 февраля 1824 года, полковой праздник — 11 июля, в день Св. Блаженной Княгини Ольги. Дислокация: Варшава (1864—?). До его формирования в России уже был гусарский полк, называвшийся Гродненский; но он тогда же, в 1824, переименован в Клястицкий гусарский.
Электротехническая военная школа была учреждена в 1857 году в столице Российской империи, городе Санкт-Петербурге, под именем технического гальванического заведения, которое вместе с гальванической ротой находилось в распоряжении штаба генерал-инспектора по инженерной части.
Исправление должности — в Российской империи термин, обозначавший ситуацию, когда чиновник исполнял обязанности, сопряжённые с должностью, не будучи в ней утверждённым, но располагая всеми правами, присвоенными этой должности. Под исправлением должности понимались те случаи, когда...
Инженер-генерал-майор — военный чин в Русской императорской армии (военнослужащий, отвечающий за организацию инженерного обеспечения деятельности армейских формирований), а также в Корпусе инженеров путей сообщения (1809—1868), Корпусе горных инженеров (1834—1866) и Корпусе лесничих (1839—1867).
Генера́л от инфанте́рии — один из высших чинов в вооружённых силах России имперского периода и воинское звание в некоторых других ВС европейских стран.
Старшинство — первенство перед другими по возрасту, по сроку службы, по положению, званию.
Ко́рпус лесни́чих — специальное формирование (корпус) Вооружённых сил Российской империи.
Упоминания в литературе (продолжение)
В 1807 г. было открыто еще одно учебное заведение – Волонтерный корпус, сформированный при II
кадетском корпусе . Согласно указу, все дворяне, достигшие 16 лет и желающие служить в войсках, должны были являться для записи в этот корпус в Петербург[236]. В первый же год существования корпуса в него зачислилось 600 человек. В 1808 г. Волонтерный корпус был переименован в Дворянский полк. Его задачей было готовить офицеров для пехоты и конницы, и в 1808 г. он уже дал первый выпуск – 276 офицеров. В 1812 г. Дворянский полк насчитывал 1200 учащихся. Всего к этому году он дал для полевой армии 1139 офицеров[237]. В 1811 г. при нем был сформирован Дворянский кавалерийский эскадрон для подготовки кавалерийских офицеров.
Приоритетное внимание министерство уделяло подготовке офицерских кадров. В середине 1860-х годов была проведена реформа системы военного образования. Милютин считал раннюю военную специализацию вредной для формирования личности молодого человека. В
кадетских корпусах традиции лихого удальства и корпоративный дух сочетались с рутинностью преподавания, профессиональной некомпетентностью и солдафонством. Министр упразднил кадетские корпуса и учредил военные гимназии – средние учебные заведения с программой близкой к курсу реальной гимназии. Таким образом предполагалось повысить общеобразовательный уровень будущих офицеров. Кроме того, на основе специальных классов бывших кадетских корпусов создавались военные училища, куда принимались лица, получившие среднее образование. В итоге значительно повысилось качество преподавания в военных гимназиях, улучшился контингент поступавших в военные училища. Офицерский корпус ежегодно стал пополняться более образованными и квалифицированными кадрами в количестве 600 человек. В ходе перестройки были созданы также юнкерские военные училища с двухгодичным сроком обучения. Для поступления в них требовались знания в объеме четырех классов среднего учебного заведения. Юнкерские училища ежегодно выпускали около полутора тысяч офицеров. Министерство проявляло заботу и о высшем военном образовании: в соответствии с новыми научными достижениями систематически пересматривались программы и учебные планы академий. Помимо уже существовавших трех академий (Генерального штаба, Артиллерийской и Инженерной) открылась Военно-юридическая академия.
Основным результатом этой поездки стало учреждение в 1756 году в Мюнхене Баварского
кадетского корпуса по образцу Прусского. Прошло еще полвека, прежде чем это учебное заведение действительно стало готовить кадры для баварского офицерского корпуса, как в Пруссии и Саксонии. В 1778 году курфюрст Максимилиан III Иосиф умер, и его преемник Карл-Теодор Палатинат объединил баварские земли, которые до этого были разделены веками. Исконная Бавария на Дунае осталась равнодушна к этому достижению, и кадетскому училищу в Мюнхене почти не уделялось внимания. По словам генерала Газы, инспектора инфантерии, оно «больше походило на богадельню», и в результате воинские подразделения «бесчестил всякий сброд», поскольку в училище принимали даже сыновей кучеров, копейщиков, алебардщиков, секретарей и членов муниципального совета, если у них была протекция. Такое высказывание свидетельствует не только о высокомерии его автора – аристократа, но и о значительном преобладании буржуазии среди кадетов, а также демонстрирует широту спектра их социального происхождения. Тем не менее в 1791 году в училище было 84 кадета-буржуа, но также и 34 дворянина; в 1797 (так же как, по случайному совпадению, и в 1802 году) был 61 буржуа и 55 дворян. Соотношение практически равное. Но как бы то ни было, социальный состав кадетского училища, которое в то время переименовали в академию, не оказал эффективного влияния на баварское офицерство. В последние десятилетия XVIII века это заведение приобрело чисто академический характер и перестало выполнять функцию подготовки армейских кадров.
Лавр был четвертым ребенком в семье. Отец, несмотря на получение офицерского чина, оставил военную службу, перейдя в гражданское ведомство, но постарался дать всем своим сыновьям военное образование. Кроме старшего сына, Антона, не способного к военной службе по состоянию здоровья, все братья учились в Омске, в Сибирском
кадетском корпусе . Лавр поступил в него в 1883 году. Сначала он был принят в корпус как «приходящий» кадет, поскольку не выдержал экзамены так, чтобы быть зачисленным на казенное содержание. Это означало, что Лавр не мог жить в стенах корпуса, что серьезно отражалось на бюджете семьи. Однако после первого же года обучения высокими оценками успеваемости Корнилов заслужил право обучаться за счет казны и окончил корпус одним из лучших, что дало ему право выбора училища, в котором должно проходить его дальнейшее военное образование. Лавр Георгиевич выбрал Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, так как любил математику, и поступил в него 29 августа 1889 года.
В конце 1849 года юный Александр Болтин поступил на службу в Балтийский флот[58]. В некоторых публикациях об А.А. Болтине, авторы которых, как правило, повторяют друг друга, можно прочесть об окончании им Морского
кадетского корпуса . Но в послужных списках на вопрос «Где воспитывался», он скромно пишет «При родителях». Архивные документы также свидетельствуют, что Александр Арсеньевич Болтин службу на море начал юнкером[59]. Звание юнкера флота было введено для пополнения кадров морских офицеров из числа лиц, поступавших на службу добровольцами. Юнкеры числились во флотских экипажах и для производства в офицерский чин обязаны были выдержать испытание по программам специальных классов морского училища. Первые упоминания о «17-ти летнем юнкере А. Болтине, из дворян Российской нации» находим в документах 24-го флотского экипажа, дислоцировавшего в составе 4-х рот в Кронштадте и Петергофском уезде, под командованием капитана 1-го ранга Алексея Бровцына – «По приказу командира 2-й бригады 3 флотской дивизии 29 декабря прошлого 1849 года поступил на службу в 24 флотский экипаж юнкер Александр Болтин»[60]. Поначалу юнкера приписывают к команде фрегата «Паллада», с содержанием «2/3 прапорщичьяго жалования», а 16 мая 1850 г. командируют на бриг «Улисс», который ещё недавно, в 40-х годах, ходил в Средиземноморье под флагом генерал-адмирала Константина Николаевича.
Также к корпусу относились постройки на Спасской улице (ныне – Рылеевская). Здесь находился сборный пункт для дворян-волонтеров от 16 и более лет, которые добровольно хотели поступить на военную службу и с 1807 года по рескрипту императора направлялись сначала в петербургские
кадетские корпуса , где могли ознакомиться с порядком службы, обучиться стрельбе и приобрести все необходимые для службы навыки. Этот полк сначала назывался Волонтерским, а с 1808 года – Дворянским.
В начале исследования следует также сказать несколько слов и о другом человеке, пережившем с Лазарем Бичераховым все его военные приключения вначале в Персии, а затем и на просторах пылающей Родины, но по характеру его должности остававшемся в основном в тени. Это – неизменный начальник штаба, «мозг» партизанского отряда, а затем и организованной Бичераховым Кавказской армии Алексей Евгеньевич Мартынов. Мартынов был младше Бичерахова и по возрасту, и по званию, однако успел еще до войны получить хорошее образование. Окончил Оренбургский Неплюевский
кадетский корпус , Николаевское инженерное училище (1908 г.). Служил в 4-м Уральском казачьем полку. В 1913 г. поступил в Николаевскую императорскую военную академию (Академию Генерального штаба). В 1914 г. был переведен на старший курс академии, но разразилась война. В связи с объявлением мобилизации Мартынов был откомандирован в свой полк. За боевые отличия был награжден Георгиевским оружием. В 1917 г. Мартынов продолжил обучение в академии. Окончил старший класс по первому разряду ускоренных курсов и был произведен в капитаны. В июне 1917 г. он был причислен к Генеральному штабу, в сентябре 1917 г. переведен в Генеральный штаб, после чего получил должность старшего адъютанта штаба 6-й Сибирской стрелковой дивизии65, а вскоре был переведен в 1-й Кавказский кавалерийский корпус. По воспоминаниям современников, Мартынов отличался уравновешенным характером и хладнокровием, что выгодно отличало его от его непосредственного начальника Л.Ф. Бичерахова – человека горячего и вспыльчивого. Профессионально Мартынов был подготовлен гораздо лучше своего начальника, признавшегося однажды, что он «простой рядовой офицер армии» и «по своей специальности – и то мало обучен»66.
В 1760 году Нагаева сменил капитан 1 ранга А. М. Давыдов, «привести корпус в должный порядок» Адмиралтейств-коллегия поручила Ф. С. Милославскому, хлопотавшему об увеличении средств, расширении прав директора, об улучшении преподавания иностранных языков, работы типографии и отводе места для корпусного огорода… Моряки должны были сами себя прокормить в то неустойчивое время. Однако в 1762 году деятельность Морского корпуса чуть не прекратилась. Петр III повелел учредить из
кадетских корпусов (сухопутного, морского) один, поручив его «в управление Главного директора Ивана Петровича Шувалова». Передача служащих и воспитанников в единый корпус была остановлена через несколько месяцев, уже по восшествии на престол Екатерины. Нет нуж-ды описывать, как довольны были будущие морские офицеры этому и сколь горячо приветствовали решение императрицы, высказанное в Сенате «отделить Морской корпус от сухопутного».
В качестве будущей карьеры сам Фрисснер и его семья решили избрать военную службу и 20 марта 1911 г. Йоханнес был принял со званием фаненюнкером в 103-й (4-й Королевский Саксонский) пехотный полк[4], который дислоцировался в Бауцене – окружном центре королевства Саксония, расположенном недалеко от Дрездена. Звание фаненюнкера (Fahnenjunker) присваивалось претендентам на офицерский чин, которые не получили подготовки в
кадетском корпусе , но имели свидетельство об окончании гимназии. После полугода службы, во время которой Фрисснер получил первичные навыки военной службы, он 5 ноября 1911 г. был произведен в фенрихи (Fähnrich), т. е. уже непосредственно в кандидаты в офицеры[5]. Одновременно он был направлен на учебу в Ганноверское военное училище (Kriegsschule), а после успешно окончания курса училища и сдачи соответствующего экзамена, Йоханнес Фрисснер 9 августа 1912 г. получи свое первое офицерское звание лейтенанте (он получил патент на это звание со старшинством с 25 августа 1910 г.; это говорит о том, что во время учебы он показал выдающиеся способности). Одновременно с производством молодой лейтенант принял командование взвода своего полка. 23 сентября 1913 г. Фрисснер был переведен в 1-й батальон 179-го (14-го Королевского Саксонского) пехотного полка, дислоцированного в Вурцене и Лейзинге (недалеко от Лейпцига), где также стал командиром взвода[6].
Совершая регулярное плавание с эскадрами флота, адмирал Грейг готовил моряков к трудным, но славным победам на море. Он принимает непосредственное участие в формировании в Николаеве штурманского и артиллерийского военно-морских училищ, однако его новаторские идеи не всегда получали поддержку в столице. Не было поддержано и его стремление открыть на Черном море свой Морской
кадетский корпус ; но удалось зарезервировать в столичном Морском корпусе 10 мест для детей черноморцев. В Николаеве и Севастополе под непосредственным патронажем командира портов и ЧФ были созданы отдельно училища для мальчиков и для девочек (да-да, условно говоря, чтобы учить эстетике и этике и житию среди моряков). Занятия для мальчиков проводились по физике, механике, пневматике, гидростатике, гидродинамике, корабельной архитектуре; а также галантности и умению общаться в светском обществе и среди иных категорий подданных Российского Императора, – что являлось немаловажным для нравственности офицерского корпуса ЧФ. Сам Грейг нередко посещал учебные заведения и экзаменовал будущих офицеров. Для офицеров были организованы в Николаеве академические курсы повышения квалификации, на которых читали лекции приглашенные из северной и первопрестольной столиц преподаватели. Сам адмирал тоже читал лекции.
Совершая регулярное плавание с эскадрами флота, адмирал Грейг готовил моряков к трудным, но славным победам на море. Он принимает непосредственное участие в формировании в Николаеве штурманского и артиллерийского военно-морских училищ, однако его новаторские идеи не всегда получали поддержку в столице. Не было поддержано и его стремление открыть на Черном море свой Морской
кадетский корпус ; но удалось зарезервировать в столичном Морском корпусе 10 мест для детей черноморцев. В Николаеве и Севастополе под непосредственным патронажем командира портов и ЧФ были созданы отдельно училища для мальчиков и для девочек (да-да, условно говоря, чтобы учить эстетике и этике и житию среди моряков!). Занятия для мальчиков проводились по физике, механике, пневматике, гидростатике, гидродинамике, корабельной архитектуре; а также галантности и умению общаться в светском обществе и среди иных категорий подданных Российского Императора, – что являлось немаловажным для нравственности офицерского корпуса ЧФ. Сам Грейг нередко посещал учебные заведения и экзаменовал будущих офицеров. Для офицеров были организованы в Николаеве академические курсы повышения квалификации, на которых читали лекции приглашенные из северной и первопрестольной столиц преподаватели. Сам адмирал тоже читал лекции.
Как Морской
кадетский корпус училище стало существовать с 1802 года. Его первым директором назначается контр-адмирал П. К. Карцов, а инспектором классов – капитан 1 ранга П. Я. Гамалея, хорошо поставивший преподавание основных учебных дисциплин. Способнейшие из гардемаринов стали посылаться волонтерами во французский и английский флоты. В 1817 году был утвержден новый штат корпуса на 700 воспитанников с содержанием 466 364 руб. 18,5 коп.
1-й Московский
кадетский корпус представлял собой привилегированное заведение. Здесь хорошо было поставлено преподавание не только специальных военных, но и общеобразовательных предметов. Михаила Тухачевского увлекло военное дело. Он вполне привык к спартанскому быту в стенах корпуса, охотно занимался строевой подготовкой, ходил в бойскаутские экскурсии-прогулки, будучи физически сильным и ловким, был первым в гимнастическом классе… Рассказывали, что Тухачевский мог, сидя в седле, подтянуться на перекладине на руках вместе с лошадью. Год выпуска Тухачевского, 1912-й, – год 100-летия Отечественной войны 1812 года. Соответственно и темой выпускного сочинения у кадетов стала «Отечественная война и ее герои». Им устроили экскурсию на Бородинское поле, да не простую, а в условиях, приближенных к боевым: с разведкой, марш-броском, с полевыми кухнями… Тухачевский все экзамены сдал на «отлично», и 1 июня 1912 года получил заветный аттестат. Его имя было занесено на мраморную доску. Еще в корпусе Михаил составил словарь, пословиц и поговорок, относящихся к военному делу: «Смелый приступ – половина победы», «Бой отвагу любит», «Крепка рать воеводой», «Умей быть солдатом, чтобы быть генералом». Юный кадет мечтал о будущем генеральском чине.
Успешная деятельность Педагогических курсов в течение трех лет привела к окончательному их утверждению 1 февраля 1869 г. и способствовала открытию 19 апреля 1869 г. Учительской семинарии Военного ведомства, предназначенной для подготовки учителей для военных прогимназий [9, с. 66]. С преобразованием в 1882 г. военных гимназий в
кадетские корпуса Педагогические курсы и Учительская семинария были закрыты. В результате в течение длительного времени подготовка преподавателей для кадетских корпусов не велась. Только в 1903 г. при Главном управлении военно-учебных заведений были учреждены курсы для подготовки кандидатов на учительские должности в кадетские корпуса. На курсы принимались как военные, так и гражданские лица, окончившие как высшие учебные заведения гражданского ведомства, так и военные академии. Из числа чинов Военного ведомства к обучению допускались: строевые офицеры всех родов войск, прослужившие в строю не менее двух лет; офицеры и чиновники, состоявшие на административных должностях в заведениях, учреждениях и управлениях Военного ведомства; офицеры-воспитатели военно-учебных заведений, не исключая и окончивших педагогические курсы воспитателей [1, с. 331].
Вместе с Дутовым в училище прибыло 11 выпускников Оренбургского Неплюевского
кадетского корпуса , всего же в младший класс училища в 1897 г. было зачислено 136 человек, включая 114 выпускников кадетских корпусов, 5 юнкеров, остававшихся в младшем классе на второй год (получавших чин «майора» в неформальной училищной иерархии) и 22 человека со стороны. Небезынтересно, что 5 из 11 бывших неплюевцев, включая Дутова, были произведены в старшем классе в портупей-юнкера (всего в потоке было 43 портупей-юнкера, 36 из них поступили в училище из кадетских корпусов), лишь один из одиннадцати закончил училище по второму разряду, остальные – по первому (всего в потоке по первому разряду училище окончил 121 юнкер, по второму – 11 и по третьему – 1, кроме того, один юнкер был оставлен в старшем классе на второй год; для бывших выпускников кадетских корпусов – 106, 9 и 1 соответственно)137.
Изменилась и система подготовки офицерских кадров. В 1863–1866 гг. 12
кадетских корпусов были преобразованы в военные гимназии. Воспитателей из отставных офицеров заменили гражданскими преподавателями. Воспитанников перестали муштровать, заметно расширился круг изучаемых дисциплин. Но в военные гимназии проникли революционные идеи, и в 1882 г. правительство преобразовало военные гимназии опять в кадетские корпуса.
Очередным обитателем ведомственного особняка после окончания капитальных ремонтных работ в здании оказался граф Фридрих Ангальт, приглашенный на службу в Россию Екатериной II, поручившей ему пост директора Сухопутного
кадетского корпуса . Граф Ф.Е. Ангальт посвятил себя воспитанию будущих офицеров. Приступив к работе в 1783 г., Федор Евстафьевич вплоть до своей смерти в 1794 г. отдавал все свои знания и опыт заботам о своих подопечных. Расходуя собственные средства, граф укомплектовал корпусную библиотеку, организовал новейшие учебные кабинеты, значительно повысил эффективность работы по овладению кадетами военными практическими навыками, укреплению их физического здоровья и рациональному режиму в свободное от занятий время. Кадеты искренне уважали и любили своего патрона.
Начальником отделения состоял тридцатилетний штаб-ротмистр Ширмо-Шербинский – сын отставного генерала из Воронежской губернии, воспитанник
кадетского корпуса Елисаветградского кавалерийского училища. Последнее обстоятельство делало его исключением на этом посту, так как, согласно действующему положению, должность начальника контрразведывательного отделения мог занимать исключительно офицер жандармского ведомства. Но старые связи отца и дефицит подходящих кандидатов на эту вакансию решили дело.
Хайнц Вильгельм родился в городке Кульме рядом с рекой Вислой, к югу от Данцига. В то время этот район принадлежал Пруссии. Отец был первым кадровым офицером в роду Гудерианов, что впоследствии сказалось на выборе Хайнцем карьеры военного. В 1901 году он был принят в
кадетский корпус для младшего возраста. В 1903 году Хайнц был переведён в кадетский корпус для старшего возраста под Берлин, так как он показал выдающиеся способности. В феврале 1907 года он сдал экзамены на аттестат зрелости.
Финский
Кадетский корпус и Финская гвардия на протяжении всего имперского периода были важным идейным связующим звеном между Финляндией и финским общественным мнением, с одной стороны, и Российской империей и императорской армией – с другой. Созданная в 1878 г. на принципе всеобщей воинской повинности, отдельная армия Финляндии, со своим финским командованием и штабами, поддерживая необходимые контакты, также выполняла эту функцию. В связи с возникшими разногласиями по вопросу о воинской повинности финские стрелковые батальоны, а затем (в 1901 г.) и драгунский полк были распущены, в 1903 г. последовала очередь кадетской школы и Гвардии (21 октября 1905 г.)»[56].
По окончании
кадетского корпуса Нестерова в числе шести выпускников направляют в Михайловское артиллерийское училище. И там его продолжают интересовать достижения французских и особенно русских пилотов.
Военно-учебными заведениями руководило Главное управление военно-учебных заведений. В его ведении находились пехотные и кавалерийские училища,
кадетские корпуса , юнкерские училища, школы солдатских детей войск гвардии и т. д. Во главе управления в описываемый период стоял великий князь Константин Константинович[#].
Особое внимание было уделено проблеме демократизации армии[51]. С докладом по этому вопросу выступил Н. В. Крыленко, огласивший проект декларации Совета Наркомвоена «К солдатам революционной армии», в которой предлагалось упразднить все чины и различия между военнослужащими, а также все знаки отличия; установить одинаковое содержание для всех военнослужащих; ввести для военнослужащих общую со всеми гражданами подсудность и предоставить им всю полноту политических прав; упразднить институт
кадетских корпусов и средних учебных военных заведений, юнкерские училища переформировать в кратковременные курсы командного состава; наличный состав юнкеров, за исключением тех, кто предан суду, отправить на фронт солдатами в действующую армию; ввести полную выборность командного состава; изменить положение о выборных войсковых организациях и установить во всех технических и окружных управлениях коллективное руководство в лице представителей от служащих данного управления и профессиональных союзов[52].
Особую роль в образовании Николая I сыграли преподаватели Первого
кадетского корпуса : академик В.Л. Крафт (математика, физика и инженерное искусство), генерал К. И. Опперман (тактика), полковник Маркевич (артиллерия) и полковник Джанотти (инженерное дело)298. Следует отметить, что Николай I, повзрослев, позиционировал себя именно как военного инженера, говоря о себе «Мы, инженеры». Это был первый и, пожалуй, последний российский самодержец XIX в., который говорил о себе так, с полным на то правом. Остальные монархи имели универсальное гуманитарно-юридическое образование.
Из 100 номера «Кавказа» за 1858 г. населению стала известна информация о том, что вышло правительственное распоряжение, по которому детей горцев прекратили принимать в
кадетские корпуса , но стали зачислять в Ставропольскую гимназию. В своей статье «Нечто о горцах, учащихся в Ставропольской гимназии» Ф.В. Юхотников писал: «Прошло пять, шесть лет и из 20 горцев – учеников гимназии большинство не только начало соперничать с русскими, но и стало заметно выдаваться вперед»71.
Римский-Корсаков Воин Андреевич (4.07.1822 – 4.11.1871), родился в Орловской губернии, Малоархангельском уезде в семье дворянина. Старший брат композитора Н. А. Римского-Корсакого. В 1833 году поступил в Морской
кадетский корпус . Командир шхуны «Восток», член РАН, обследовал Сахалин, Татарский пролив, Амурский лиман. С 1843 по 1853 служил офицером и командиром на кораблях России. Позднее описал Курильские острова, Камчатку. Имел немало публикаций по результатам исследований. В 1858 году произведён в капитаны 1 ранга и назначен начальником Штаба Главного командира Кронштадского порта. С кадетами Корпуса бывал в летних кампаниях на разных судах. С 1861 года возглавил Морской кадетский корпус. В 1865 году Воин Андреевич произведён в контрадмиралы. По болезни получил отпуск в Италию. Похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище.
Краснов Петр Николаевич (1869, Петербург – 1947, Москва) – военный деятель, писатель. Родился в семье генерал-лейтенанта. Образование получил в гимназии,
кадетском корпусе и в 1-м военном Павловском училище, которое Краснов окончил в 1888 по первому разряду с занесением на мраморную доску за блестящие успехи. Был выпущен хорунжим и служил в Атаманском полку. Пробыл один год слушателем Николаевской академии Генерального штаба, откуда был отчислен в строй в 1894 г.
Каменев родился в Киеве в дворянской семье, сын инженер-механика киевского завода «Арсенал», полковника артиллерии. Мечтал в детстве стать хирургом, но избрал военную стезю. Окончил Владимирский Киевский
кадетский корпус (1898), элитное Александровское военное училище (1900, окончил третьим в своем выпуске) и Николаевскую академию Генерального штаба по 1-му разряду (1907). На военную службу Каменев поступил в 1900 г., отправившись в родной Киев, в 165-й пехотный Луцкий полк, служил в армейской пехоте и только по окончании академии, после отбытия строевого ценза, пошел по службе Генерального штаба.
С отрочества его жизненный путь был борьбой талантливого, но бедного провинциала за возможность «выйти в люди». Отсюда берет начало не только его упорство, но и большое самолюбие, которое лишь укреплялось при покорении новых высот. В 1883 г. он сдал все экзамены в Сибирский (Омский)
кадетский корпус , кроме французского: найти достойного репетитора по этому языку в пограничном захолустье было невозможно. Потому Лавр Георгиевич был принят лишь на правах «приходящего», однако трудолюбие и отличное окончание первого года обучения позволили ему продолжить занятия за казенный счет.
И каперанг Колчак снова возвращается к штабной работе. Но уже в штабе самого Эссена – дальновидный адмирал «вырастил» себе «штучного» флаг-капитана. Забегая вперёд и продолжая заочный спор с «биографами» Колчака, должен сказать, что был он именно флаг-капитаном – иными словами, начальником оперативного отдела штаба флота. А вот флагманским минёром Балтийского флота, о чём упорно талдычат все, кому ни лень, не был никогда. Да и не мог быть – не было тогда на флоте организационного разделения по специальностям. Молоденькие мичмана выходили из стен «командного» Морского
кадетского корпуса вахтенными начальниками. Выражаясь современным языком, «специалистами широкого профиля», будучи одинаково подготовленными и к штурманскому делу, и к применению всех без исключения боевых средств, имеющихся на флотах. Специализация начиналась уже на кораблях, но и она была достаточно условной – деление экипажей по боевым частям в зависимости от специальностей докатилась до флота аж в советские времена – в 1939-ом году. А флотскую организацию тех лет с современных позиций вполне можно назвать в чём-то «сухопутной»: экипажи делились на отделения, взвода и – на крупных кораблях – даже на роты. И в подразделениях этих вполне могли быть перемешаны палубные матросы боцманских команд, трюмные машинисты, рулевые-сигнальщики, артиллеристы и минёры.
Павел закончил Сухопутный шляхетский
кадетский корпус в Санкт-Петербурге и в 1805 году выпущен во 2-й артиллерийский полк подпоручиком. Несмотря на достаточно юный возраст, в том же году принимал участие в походе в Австрию, воевал против французов, сражался при Голымине, Прейсиш-Эйлау, на реке Пассарге, при Хейльсберге и Фридланде.
Лавр начал готовиться к поступлению в Сибирский
кадетский корпус , причем сразу во 2-й класс. Учителей не было, лишь один молодой поручик провел с ним несколько уроков по математике, в основном же пришлось готовиться самостоятельно. Он много читал, приставал к различным людям с вопросами и вскоре в округе начал слыть «грамотеем».