Связанные понятия
Интендантская академия — высшее военно-учебное заведение (ВВУЗ) Российской империи, для подготовки научно-образованных «войсковых интендантов», сведущих в деле снабжения армии предметами интендантского довольствия в мирное и военное время.
Кадетский корпус — начальное военно-учебное заведение (корпус) с программой среднеучебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере. Воспитанники кадетских корпусов по окончании полного курса раньше принимались без экзаменов не только в военные училища, но и в высшие школы.
Электротехническая военная школа была учреждена в 1857 году в столице Российской империи, городе Санкт-Петербурге, под именем технического гальванического заведения, которое вместе с гальванической ротой находилось в распоряжении штаба генерал-инспектора по инженерной части.
Упоминания в литературе
Во второй половине XIX в., особенно после введения в 1874 г. всеобщей воинской повинности и приема учащихся в военно-учебные заведения без учета происхождения (кроме Пажеского и Морского корпусов), стали быстро меняться и состав офицерского корпуса, и нравы в нем. Изменилось и качество профессиональной подготовки. Право на офицерский чин давало только окончание военного или
юнкерского училища . В первые принимались лица с законченным средним образованием, во вторые – с незаконченным, но они выпускали лишь кандидатов в офицеры, получавших чин через год – три, а то и более, службы подпрапорщиками пехоты, эстандарт-юнкерами кавалерии и подхорунжими в казачьих войсках, и только в конце XIX в. сравнялись с военными училищами в правах. Правда, с 1874 г. лица с законченным средним или высшим образованием могли отбывать воинскую повинность вольноопределяющимися, проходя подготовку в особых школах и по сдаче экзамена получая чин прапорщика запаса; на действительную службу их призывали только во время войны, в мирное же время чина прапорщика не было. Не тогда ли сложилась поговорка: «Курица не птица, прапорщик не офицер». Кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, а когда в 80-х гг. их восстановили, они только готовили учащихся для поступления в военное училище. Кроме того, была развернута сеть военных академий, дававших высшее военное образование, а также различных офицерских школ и классов, повышавших квалификацию. В итоге на 1898 г. офицеров, окончивших военные училища, в гвардейской пехоте было 86,3 %, в гвардейской кавалерии – 94,5 %, а в гвардейской артиллерии – все 100 %. Правда, в армейской пехоте таких офицеров было всего 18,9 %, а в крепостных войсках – 8,07 %, зато в артиллерии их было 91,4 %, а в инженерных войсках – даже 97,6 %.
Училище, основанное в декабре 1867 г., в этот период считалось образцовым. В официальном отчете об осмотре училища летом 1909 г. сообщалось: «В Оренбургском казачьем
юнкерском училище дело конного обучения поставлено правильно, и юнкера хорошо подготовлены в этом главном деле их будущей службы. Основной недостаток юнкеров – отсутствие выправки и известного щегольства в приемах и движениях, которое должно отличать офицера от рядового казака (подчеркнуто карандашом в тексте. – А. Г.). Причины этому те же, что и в Новочеркасском казачьем юнкерском училище: малая культурность класса, поставляющего юнкеров в училище, широкая учебная программа, отнимающая много сил и времени; в училище проходится английский язык, и, по отзывам начальника училища, с большим успехом. Если юнкера выигрывают в сравнении с юнкерами Новочеркасского училища, то исключительно благодаря энергии начальника Оренбургского училища и отчасти недурному составу офицеров…»219. В 1910 г. училище было приравнено в правах к военному и стало называться Оренбургским казачьим училищем. По штату в этом учебном заведении должно было обучаться 120 юнкеров, причем только 36 из них представляли Оренбургское войско, остальные были выходцами из других казачьих войск, за исключением Донского, имевшего свое училище в Новочеркасске. Срок обучения составлял три года220.
Предложенная министром схема подготовки офицеров была в основном реализована в пореформенные десятилетия и к началу XX века выглядела следующим образом: молодые люди, получившие общее среднее образование в гимназии, реальном училище или кадетском корпусе, поступали в военное училище, дававшее специальное военное образование. В дальнейшем офицер при наличии необходимых данных мог пройти курс специальной офицерской школы либо получить высшее военное образование, окончив одну из военных академий. До 1911 г. продолжали существовать
юнкерские училища , контингент которых составляли лица с неполным средним образованием, преимущественно недворянского происхождения. Постепенным переводом на военно-училищные курсы они были реформированы в военные училища, однако их вклад в подготовку офицеров для российской армии в предшествующие десятилетия был весьма велик. Особое место в системе военных учебных заведений занимал Пажеский корпус, критерием отбора учащихся для которого являлось служебное и, соответственно, сословное положение предков. Его выпускники имели право выбора места службы и в подавляющем большинстве направлялись в гвардию.
Свидетельство об окончании городского училища давало право по образованию 3-го разряда, но для поступления вольноопределяющимся в войска этого было недостаточно, и в марте 1879 года Михаил Михайлович держит еще один экзамен при Ярославской военной прогимназии в объеме ее программы. Выпускники военных прогимназий должны были пополнять
юнкерские училища , куда они принимались без экзамена (аналогично и с выпускниками военных гимназий, переводившихся в военные училища), но началу юнкерской жизни предшествовало зачисление на несколько месяцев в строевые части с правами вольноопределяющихся 3-го разряда.
Приоритетное внимание министерство уделяло подготовке офицерских кадров. В середине 1860-х годов была проведена реформа системы военного образования. Милютин считал раннюю военную специализацию вредной для формирования личности молодого человека. В кадетских корпусах традиции лихого удальства и корпоративный дух сочетались с рутинностью преподавания, профессиональной некомпетентностью и солдафонством. Министр упразднил кадетские корпуса и учредил военные гимназии – средние учебные заведения с программой близкой к курсу реальной гимназии. Таким образом предполагалось повысить общеобразовательный уровень будущих офицеров. Кроме того, на основе специальных классов бывших кадетских корпусов создавались военные училища, куда принимались лица, получившие среднее образование. В итоге значительно повысилось качество преподавания в военных гимназиях, улучшился контингент поступавших в военные училища. Офицерский корпус ежегодно стал пополняться более образованными и квалифицированными кадрами в количестве 600 человек. В ходе перестройки были созданы также юнкерские военные училища с двухгодичным сроком обучения. Для поступления в них требовались знания в объеме четырех классов среднего учебного заведения.
Юнкерские училища ежегодно выпускали около полутора тысяч офицеров. Министерство проявляло заботу и о высшем военном образовании: в соответствии с новыми научными достижениями систематически пересматривались программы и учебные планы академий. Помимо уже существовавших трех академий (Генерального штаба, Артиллерийской и Инженерной) открылась Военно-юридическая академия.
Связанные понятия (продолжение)
Гарнизо́нная школа (фр. garnison от garnir — снабжать, вооружать, также полковая школа) — военное учебное заведение, дававшая начальное образование для детей лиц солдатского сословия, располагавшееся в гарнизоне (полку) Императорской армии и подготовки их к службе в РИА на определённых должностях. Матросских детей обучали в адмиралтейских школах.
Зауря́д-пра́порщик — с 1891 по 1912 годы в Русской императорской армии высшее воинское звание для унтер-офицеров.
Фейерве́ркер (нем. Feuer и Werker — работник огня) — унтер-офицерский чин (звание и должность) в артиллерийских частях русской императорской армии, а также в некоторых иностранных армиях вооружённых сил государств.
Исправление должности — в Российской империи термин, обозначавший ситуацию, когда чиновник исполнял обязанности, сопряжённые с должностью, не будучи в ней утверждённым, но располагая всеми правами, присвоенными этой должности. Под исправлением должности понимались те случаи, когда...
Подхорунжий (польск. podchorąży) — воинское звание в армиях некоторых стран Восточной Европы, ранее в том числе и России, по статусу ниже хорунжего, и, в отличие от него, не является офицерским чином (званием).
Вольноопределя́ющийся — военнослужащий (из нижних чинов) Русской Императорской армии и Флота, поступивший на военную службу добровольно и пользовавшийся определёнными льготами.
Ко́рпус лесни́чих — специальное формирование (корпус) Вооружённых сил Российской империи.
Приморский драгунский полк — отдельный кавалерийский полк Российской императорской армии, единственный полк регулярной кавалерии на Дальнем Востоке.
Учебные округа — административно-территориальные единицы в Российской империи, в рамках которых осуществлялось управление учебными заведениями Министерства народного просвещения в 1803—1917 годах. Возглавлялись попечителями учебных округов.
Запа́сные войска ́ (запвойска, ЗапВ) — обобщающее название специальных формирований (запа́сных частей, соединений (бригада, дивизия) и объединений (армия)), всех родов войск (сил), ранее родов оружия и видов (родов войск, специальных войск) в Вооружённых Силах (ВС) государства, для подготовки запаса, пополнения вооружённых сил, ранее войсковые части, имеющие своим назначением подготовлять, формировать и отправлять в военное время на театр войны укомплектования для пополнения убыли в рядах полевых...
Полурота — воинское подразделение в пехоте, крепостной артиллерии и инженерных войсках Русской армии, по численности составляющая половину роты (обычно два взвода).
Старшинство — первенство перед другими по возрасту, по сроку службы, по положению, званию.
Уе́здный во́инский нача́льник (также окружно́й воинский начальник) — нестроевая штаб-офицерская должность в местном военном управлении Российской империи, учреждённая по указу Сената, от 26 августа 1874 года, в ходе военной реформы, заменившей рекрутскую повинность всеобщей воинской повинностью.
Училище колонновожатых — санкт-петербургское и московское военные училища по подготовке колонновожатых (юнкеров, готовившихся в офицеры генерального штаба). Московское училище, помещавшееся в доме Н. Н. Муравьёва, среди выпускников которого, значилось не менее двух десятков декабристов.
Псковский кадетский корпус — начальное военно-учебное заведение российской императорской армии, готовившее детей и подростков к военной службе в период с 1882 по 1918 (1920) год.
Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус — военно-учебное заведение Российской Империи, первый среди губернских кадетских корпусов, созданных по воле Николая I. Основан в 1834 г. как Новгородский кадетский корпус (был дислоцирован в 28 верстах от Великого Новгорода). В 1866 г. переведён в Нижний Новгород, и преобразован в военную гимназию. В 1882 году переименован в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус. Распущен в 1918 году.
Внутренняя стража — специальное воинское формирование (род войск) предназначенное для внутренней службы, с полицейскими функциями в Российской империи, существовавшее в России с 1811 года по 6 августа 1864 года.
Фельдъе́герский ко́рпус — отдельное формирование (корпус, воинская часть) специального назначения в Вооружённых силах Российской империи, существовавшее в 1796—1918 годах.
Действи́тельный студе́нт — низшая учёная степень, затем квалификационное звание выпускника университета в Российской империи XIX века.
Своекоштный — в XVIII веке — в первой половине XIX века часть студентов российских учебных заведений, которые сами содержали себя в период обучения, находящихся на собственном содержании (коште), не пользующийся казённым коштом в отличие от «студентов казённокоштных». В XVIII веке — первой половине XIX века своекоштные студенты были во многих государственных учебных заведениях.
Алексе́евское вое́нное учи́лище — российское пехотное училище, в разные годы носило название Московское пехотное юнкерское училище и Московское военное училище. В Российской империи считалось третьим по престижности после Павловского и Александровского. В настоящее время в нём располагается общежитие Общевойсковой академии ВС РФ.
Ме́стное вое́нное управле́ние — орган военного управления в Российской империи, имевший своей главной задачей: в мирное время — распоряжения по ежегодному комплектованию армии и заведование чинами запаса; с объявлением мобилизации и во время войны — распоряжения об укомплектовании армии личным составом и лошадьми до штатов военного времени, равно о пополнении убыли; на нём же лежат распоряжения по демобилизации после окончания войны.
Ю́нкер (нем. Junker) — чин (воинское звание) в Русской императорской армии, до 1918 года, промежуточное по своему правовому статусу между воинскими чинами унтер-офицеров и обер-офицеров.
Гарнизонные войска — регулярные войска Русской императорской армии (РИА) предназначенные для несения внутренней (гарнизонной) службы в городах и крепостях, в мирное и военное время (в военное время, до 1811 года, исполняли функции крепостных, резервных и запасных войск).
Зауря́д — юридический термин в Российской империи, означавший, что лицо — которое отправляло должность или исполняло обязанности — пользовалось правами и преимуществами, которыми сопровождалась должность или обязанность, но которыми по общим правилам это лицо не могло бы пользоваться (например, судьи могли направлять своих сыновей в привилегированные учебные заведения в соответствии с занимаемой должностью, а не чином).
О́мский вое́нный о́круг — формирование (объединение, военный округ) Сухопутных сил (армии) Вооружённых сил Российской империи.
Каде́т — наименование звания воспитанников кадетских корпусов в дореволюционной России с 29 июля 1731 года и в некоторых иностранных государствах.
Уланский полк — формирование (полк, воинская часть) рода оружия, в Русской армии (РИА) вооружённых сил России имперского периода.
Дежурный генерал — в органах управления стратегических звеньев вооружённых сил (ВС) многих государств, должностное лицо в генеральском звании, возглавляющее дежурный расчёт главного командного пункта ВС или вида ВС.
Военное министерство — высший орган центрального военного управления в Российской империи в 1802—1917 годы; с 1802 по 1812 — Министерство военных сухопутных сил.
«Закрытые
женские институты Ведомства учреждений императрицы Марии» (в популярной литературе Институты благородных девиц) — российские закрытые учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии, в которых воспитывались за казённый счет девушки (называемые в то время «девицы») привилегированного сословия (дочери потомственных дворян, генералов, штаб- и обер-офицеров или гражданских чинов), а за собственный счёт — также дочери купцов, почётных граждан и лиц иного звания, причислявшихся раньше...
Линейный батальон — формирование (воинская часть, отдельный батальон) Русской Императорской армии, расквартированное в гарнизоне на линии границы России с сопредельными государствами и территориями.
Ру́сская гва́рдия , или Росси́йская импера́торская гвардия, или Лейб-гвардия (итал. guardia — стража, охрана) — отборная привилегированная часть Русской императорской армии и Флота, то есть Вооружённой силы империи.
Упоминания в литературе (продолжение)
Основанная 28 февраля 1918 года в здании бывшего
юнкерского училища , школа на 80 процентов состояла из пролетариев. Туда принимались лица от 18 до 30 лет. Курсанты считались на действительной воинской службе и не имели права оставить ее до окончания курса. Все курсанты в школе получали 50 рублей в месяц. Выпускники ее считались инструкторами и командировались в те войска, где в них нуждались.
В предвоенный период подготовка офицеров СС шла в двух академиях,
юнкерском училище СС «Бад-Тёльц» и юнкерском училище СС «Брауншвейг»[14]. «Под влиянием кадетских школ Хауссера, – пишет Джеральд Рейтлингер, – в ваффен-СС была создана одна из наиболее эффективных военно-учебных систем периода Второй мировой войны, некая помесь спартанских гоплитов и гвардейского учебного центра в Катерхеме»[15]. Но перед Гиммлером стояла как проблема качества, так и количества. Число обучаемых офицеров СС ограничивалось Верховным командованием вермахта, и, хотя квота тайно превышалась, расширение ваффен-СС во время войны постоянно опережало выпуски кадетских школ[16].
Для подготовки младших офицеров армии были созданы
юнкерские училища . В них учились 2 года. К 1874 г. в стране было 16 юнкерских училищ. В 1890-х гг. началось преобразование этих специальных учебных заведений в военные училища, завершившееся в 1910 г. Появились и военные академии, но число их выпускников было незначительным.
Рассмотрим биографию этой неординарной личности. Абдул-Меджид Кужуев родился 14 мая 1872 г. в Терской области (с. Ачарышки). Окончил курс в Александропольском учительском институте и Тифлисское пехотное
юнкерское училище по 2-му разряду. Состоял учителем приготовительного класса и законоучителем Грозненской горской школы – с 14 августа 1893 по 8 марта 1894 г. Исполнял должность смотрителя Бардинского земского 2-х классного училища – с 4 по 16 июля 1894 г. На военную службу поступил охотником на правах вольноопределяющегося 1 разряда в 80-й пехотный Кабардинский генерал-фельдмаршала А.И. Барятинского полк – 17 июля 1894 г. 4 сентября 1894 г. Кужуев был зачислен юнкером рядового звания в младший класс Тифлисского пехотного юнкерского училища, 2 июля 1895 г. был оставлен на второй год в младшем классе данного училища. После окончания училища Абдул-Меджид был произведен в прапорщики в 82-й пехотный Дагестанский полк. 4 апреля 1904 г. Кужуев был командирован в формируемый Терско-Кубанский конный полк. За отличие в делах против японцев награжден орденом Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (3 ноября 1904 г.). Уволен в отставку Высочайшим приказом 14 декабря 1912 г. С 1914 г. служил в Чеченском конном полку. Погиб в июле 1916 г., в возрасте 44 лет. Абдул-Меджид был женат на дочери жителя Грозненского округа (Терской области) Абаза Дударкоева – девице Халеймат Абазаевой (Абазаевне). Детей не было. 7 октября А.-М. Кужуев дал жене полный развод по шариату44.
Обозначим основные вехи биографии мемуариста, хотя сколько-нибудь полного биографического очерка дать пока невозможно. Кубанец, родом из Ейска, православный. В службу вступил 31 августа 1901 года, имея за плечами четырехклассное городское училище. Затем последовала учеба в Тифлисском пехотном
юнкерском училище . Из училища Черныш выходит подпоручиком (22.04.1905) в 89-й пехотный Беломорский полк, а затем служит в 141-м Можайском – именно этот полк Черныш называет в тексте родным. Первый кадровый состав Можайского полка погибнет в начале Великой войны, в несчастливом наступлении в Восточную Пруссию. Справочные издания показывают участие Черныша в Русско-японской войне 1904–1905 годов, однако ни Беломорский, ни Можайский полки на эту войну не отправлялись. Очевидно, был добровольный перевод молодого офицера в действующую армию. Правда, после окончания училища у добровольца уже не было шансов поучаствовать в баталиях – война заканчивалась. Служба приносит следующие чины – поручика (09.08.1908) и штабс-капитана (09.08.1912). В 1912 году Черныш успешно завершает учебу в Императорской Николаевской академии Генерального штаба. По выпуску из академии приказом по Генеральному штабу № 27 за 1913 год он прикомандирован к своему 141-му Можайскому пехотному полку на год для командования ротой. Это так называемый строевой ценз, который обязаны были отбыть офицеры Генерального штаба, основная служба коих отныне предполагалась на штабных должностях. На Великую войну наш герой выходит обер-офицером для поручений при штабе 17-го армейского корпуса. Вскоре последовал чин капитана (09.08.1914). С 28 июля 1915 года он занимает должность старшего адъютанта штаба того же корпуса, то есть заведует всем штабным делопроизводством. Именно об этом периоде службы рассказывается в публикуемых мемуарах.
Согласно поданному прошению, зачислен 8/21 сентября 1909 года в 1-й специальный класс Тифлисского пехотного
юнкерского училища (с сентября 1910 года – Тифлисское великого князя Михаила Николаевича военное училище) юнкером рядового звания. По окончании курса наук по 1-му (высшему) разряду в силу высочайшего приказа выпущен 6/19 августа 1911 года подпоручиком в 155-й пехотный Кубинский полк, в котором прослужит вплоть до развала армии.
Самым молодым контрразведчиком был прапорщик Станислав Новосад – выпускник пехотного
юнкерского училища . Сейчас он готовил приказ генерала Деникина для полевых авиационных отрядов. Летчикам при вылетах вменялось в обязанность брать пачки с воззваниями на русском, польском и чешском языках и сбрасывать их над населенными пунктами, биваками и колоннами неприятеля. На его столе лежали книги «Способы передачи условных знаков при оптических сигналах» и «Таблицы обмундирования австро-венгерской армии». Этому молодому человеку было свойственно страстное, порою болезненное стремление научиться всему новому, что встречалось на его жизненном пути. Еще во время учебы в училище он достиг отличных результатов по стрельбе из пистолета и винтовки, посещал офицерскую гимнастическо-фехтовальную школу и неплохо освоил руководство по английскому боксу барона Кистера.
Военно-учебными заведениями руководило Главное управление военно-учебных заведений. В его ведении находились пехотные и кавалерийские училища, кадетские корпуса,
юнкерские училища , школы солдатских детей войск гвардии и т. д. Во главе управления в описываемый период стоял великий князь Константин Константинович[#].
После заключения перемирия (в октябре 1876 г.) Попович-Липовац вернулся в Россию. Всеобщее воодушевление в связи с объявлением Россией войны Турции не оставило его равнодушным: 4 июля 1877 г. он поступил рядовым «на правах охотника» (вольноопределяющегося) в Санкт-Петербургский местный батальон, был направлен на Кавказ, где был зачислен в 15-й Тифлисский гренадерский полк, но вскоре – 21 августа – переведен в 13-й Лейб-гренадерский Эриванский Его Величества полк. Одновременно с переводом он успел также выдержать экзамен при Тифлисском пехотном
юнкерском училище и был произведен в портупей-юнкера6.
В связи со сменой начальства Академии, в год выпуска Деникина начались перемены, и одной из них стало изменение системы подсчета баллов для причисления к Генеральному Штабу. Список из пятидесяти фамилий офицеров четыре раза тасовали, как колоду карт. В последнем списке к Генеральному Штабу не причислялись четверо: 22-й артиллерийской бригады капитан Березин, 27-й артиллерийской бригады штабс-капитан Анисимов, Лейб-Гвардии Московского полка штабс-капитан Посохов и капитан Деникин. Наука наукой, а служба службой. Интересен следующий факт. К началу Первой мировой войны из всех выпускников Академии 1899 года лишь пятеро достигнут чина генерал-майора (в том числе будущие участники Белого движения И. Е. Гулыга и П. Х. Попов), по старшинству же в полковничьем чине А. И. Деникин станет вторым, а его товарищи по несчастью А. Посохов – четвертым, А. Березин – двадцать третьим и лишь Н. Анисимов – сорок девятым. А последним в этом списке окажется однокашник Деникина еще по Киевскому
юнкерскому училищу Павел Сытин. У последнего военная карьера не сложится; произведенный в чин генерал-майора лишь в 1917 году, он будет искать счастья в Красной Армии…
Особое внимание было уделено проблеме демократизации армии[51]. С докладом по этому вопросу выступил Н. В. Крыленко, огласивший проект декларации Совета Наркомвоена «К солдатам революционной армии», в которой предлагалось упразднить все чины и различия между военнослужащими, а также все знаки отличия; установить одинаковое содержание для всех военнослужащих; ввести для военнослужащих общую со всеми гражданами подсудность и предоставить им всю полноту политических прав; упразднить институт кадетских корпусов и средних учебных военных заведений,
юнкерские училища переформировать в кратковременные курсы командного состава; наличный состав юнкеров, за исключением тех, кто предан суду, отправить на фронт солдатами в действующую армию; ввести полную выборность командного состава; изменить положение о выборных войсковых организациях и установить во всех технических и окружных управлениях коллективное руководство в лице представителей от служащих данного управления и профессиональных союзов[52].
Сама судьба уготовила Михаилу Алексееву путь на военное поприще. Не закончив полного курса обучения в классической гимназии, в 1873 году в 16 лет он поступает вольноопределяющимся во 2-й гренадерский Ростовский полк. Положение вольноопределяющегося позволило ему поступить в Московское пехотное
юнкерское училище , которое закончил в 1876 году. 19-летний прапорщик выпустился в 64-й пехотный Казанский полк.
Одним из создателей первых дивизий полевых войск СС был уволенный в запас из рейхсвера генерал-лейтенант Пауль Хауссер. Он родился в 1880 г. в семье офицера. Получил хорошую военную подготовку, окончив
юнкерское училище , а затем – элитное училище в Берлине-Лихтерфельде. Его однокашниками были будущие фельдмаршалы Ф. фон Бок и Г. фон Клюге. После восьми лет строевой службы он в 1912 г. окончил военную академию. В годы Первой мировой войны П. Хауссер служил в штабах армии, корпуса, командовал стрелковой ротой. Воевал во Франции, Венгрии и Румынии, был награжден Железными крестами 1-го и 2-го класса. После войны проходил службу в добровольческом корпусе на восточной границе. В 1920-е гг. служил в штабах пехотной бригады, дивизии, военного округа, командовал батальоном, полком, пехотной дивизией[60].
29 октября был раскрыт заговор, связанный с контрреволюционным походом казаков. В нем участвовали все
юнкерские училища Петрограда. Своевременно принятые меры Военно-революционным комитетом, 29 октября 1917 года мятеж юнкеров был ликвидирован, а руководившие мятежные офицеры арестованы. 30 октября рабочие отряды, солдаты и матросы, в которые было направлено тысячи с приданной морской батареей, под Пулковым разгромили войска Краснова. Обманутые Керенским и Красновым казаки, отказались вести наступление против народа. 31 октября 1917 года авантюристический поход на Петроград был ликвидирован. Генерал Краснов вынужден был вступить в переговоры. Его капитуляцию принял командир отряда матрос Балтийского флота Дыбенко.
203. «Казачий стан» генерала Доманова. // BA-MA MSg 149/7; Гантимуров, 1-е Казачье
юнкерское училище . // Там же.