Камеральные науки
Камеральные науки , или камералистика, — термин, в настоящее время вышедший из употребления. В XVIII—XIX веках обозначалась совокупность знаний, необходимых для управления государственными имуществами.
Потребность в специалистах по управлению государственными имуществами привела к созданию в Германии в XVIII веке камеральных факультетов с кафедрами камеральных наук или камеральной науки, камералистики (нем. Kameralwissenschaft, Cameralia). Главной целью было изучение способов извлечения наибольшего дохода из государственных имуществ. Для этого помимо изучения собственно камералистики (экономика, аудит, финансы) изучались и практические науки (сельское хозяйство, лесоводство, горное дело, торговля и т. п.)
Уже с первых десятилетий XIX века в России начинает ощущаться явная нехватка людей, нужных для решения задач государственного управления. Ещё в августе 1821 года император Александр I, указывая М. М. Сперанскому на причины неудач своей преобразовательной деятельности, говорил ему «о недостатке способных и деловых людей не только у нас, но и везде».
.
В Петербургском университете камеральное отделение юридического факультета, для «приготовления людей, способных к службе хозяйственной или административной», было открыто с 1843 года и в него вошли предметы читавшиеся на юридическом и философском факультетах. В состав предметов преподавания вошли: а) из наук юридических — государственное право европейских держав (отдел общенародного правоведения), государственные учреждения Российской империи, законы о благоустройстве и благочинии; б) из предметов историко-филологического факультета — политическая экономия и статистика, в) из предметов физико-математического факультета — естественная история, технология, агрономия и архитектура. В виде дополнительных предметов студенты обязаны были слушать русские гражданские и уголовные законы, всеобщую и отечественную историю и один из новейших языков. На камеральном факультете университета учились: статистик Артур фон Бушен, экономист Б. Ф. Калиновский, директор Департамента Торговли и Мануфактур Министерства Финансов А. Б. Бер, энтомологи С. М. Сольский и Ф. П. Кёппен, химик Н. Н. Соколов, петрашевец И. М. Дебу, писатель и публицист Г. П. Данилевский, поэт И. Г. Чавчавадзе, физиолог К. А. Тимирязев .
Подобные отделения камеральных наук существовали ещё в Казанском и Харьковском университетах, в Ришельевском лицее. Их известные выпускники: профессор права В. А. Лебедев, барон Ф. Ф. Розен, философ Н. Н. Фёдоров, химик В. В. Марковников .
Камеральный факультет дал мне основы для изучения и понимания явлений в области экономической и промышленной, чего совершенно не дал бы мне факультет естественный, и этими основами мне нередко приходилось пользоваться.
По университетскому уставу 1863 года, камеральные отделения юридических факультетов распались на свои составные части: естественные и хозяйственные науки отошли в исключительное ведение факультетов физико-математических, а государственные науки образовали отдел юридического факультета в качестве отделения административного.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Действи́тельный студе́нт — низшая учёная степень, затем квалификационное звание выпускника университета в Российской империи XIX века.
Медико-хирургическая академия — высшее специальное учебное заведение для подготовления врачей, соответствующие медицинским факультетам университетов.
Московский дворянский институт — закрытое сословное учебное заведение для детей российских дворян (преимущественно Московской губернии) с целью их подготовки к продолжению образования в университете.
Профессорский институт — организационная структура при Дерптском университете, предназначенная для подготовки преподавателей высшей школы.
Ординарный профессор — преподавательская должность, введённая в Императорском Московском университете Проектом об основании Московского университета (1755) для обозначения профессора, занимающего кафедру. В XVIII веке ординарный профессор назначался куратором университета с подписанием контракта об обязанностях (чтение лекций, наблюдение за кабинетами и т.д.). В 1804-1884 гг. ординарный профессор избирался Советом университета по представлению профильного факультета путём тайного голосования и утверждался...
Упоминания в литературе
Так, совершенно очевиден особый путь развития дерптской школы финансового права. До реформы 1889 г. на юридическом факультете Дерптского университета преподавание ограничивалось преимущественно чисто юридическими предметами – гражданское и уголовное право с соответствующими процессами. Преподавание же таких предметов, как политическая экономия, финансовое право, полицейское право, не проводилось. В учебных планах эти дисциплины не включались в перечень главных обязательных предметов. Они лишь были рекомендованы студентам-юристам для посещения лекций без сдачи экзаменов и испытаний по этим предметам. Между тем названные дисциплины включались в учебные планы студентов других факультетов. Начиная с 1803 г. проводилась подготовка камералистов (экономистов) на технолого-экономическом разряде (отделении) философского факультета, а с 1850 г. – на историко-филологическом факультете. Там же и формировались соответствующие кафедры: кафедра политической экономии, кафедра
камеральной науки , финансов и торговли. Соответственно такая организация учебного процесса и кафедр предопределяла и направленность научных исследований проблем финансового права (законодательства). Вряд ли эти исследования могли приобрести самостоятельность и обособленность от вопросов политической экономии и камеральных наук. Они могли рассматриваться попутно в рамках изысканий ученых-политэкономов и ученых-камералистов.
Связанные понятия (продолжение)
Экстраордина́рный профе́ссор (от лат. extra — вне + ordo — ряд, порядок и professor — преподаватель, нем. Außerordentlicher Professor) — должность в системе высшего образования Германии и ряда других европейских стран, чья образовательная система была устроена по германскому образцу (в том числе и дореволюционной России). Означала профессора без должности, как правило, в смежной области или подчинённый профессора, занимающего должность (заведующего отделом, кафедрой и т. п.).
Адъю́нкт (от лат. adjunctus «присоединённый») — должность или звание помощника или заместителя в различных областях.
Прива́т-доце́нт (нем. Privatdozent, от лат. privatim docens — «обучающий частным образом») — должность в высшей школе Германии и ряда других европейских стран, чья образовательная система была устроена по немецкому образцу (в том числе и дореволюционной России).
Попечи́тель уче́бного о́круга — должностное лицо, возглавлявшее в Российской империи учебный округ — территориальную единицу управления учебными заведениями, подведомственными Министерству народного просвещения, в 1803—1917 годах. Должность была введена в 1803 согласно "Предварительным правилам народного просвещения", сформировавшим в России систему учебных округов во главе с университетами. Главной задачей попечителя являлось осуществление связи между университетом и Министерством народного просвещения...
Ярославское Демидовское училище высших наук, Демидовский юридический лицей, Демидовский лицей, Ярославский государственный университет — высшее учебное заведение в Ярославле, существовавшее под этими названиями в 1803—1924 годах. Современный Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова считается его преемником.
Подробнее: Демидовский юридический лицей
Казённоко́штный — в XVII веке — первой половине XIX века название учащихся некоторых учебных заведений, обучавшихся и содержавшихся полностью за счёт государственных средств, на «казённый кошт» (в отличие от своекоштных).
Своекоштный — в XVIII веке — в первой половине XIX века часть студентов российских учебных заведений, которые сами содержали себя в период обучения, находящихся на собственном содержании (коште), не пользующийся казённым коштом в отличие от «студентов казённокоштных». В XVIII веке — первой половине XIX века своекоштные студенты были во многих государственных учебных заведениях.
Словесность — в широком смысле это совокупность всех произведений человеческого творчества, выраженных словами. Включает в себя не только литературу («изящная словесность»), но и прочие виды, например, устные произведения (фольклор), письма, дневники.
5-я Моско́вская гимна́зия — московская гимназия, в которой учились Иван Ильин, Владимир Маяковский, Борис Пастернак и многие другие известные люди России.
Учебные округа — административно-территориальные единицы в Российской империи, в рамках которых осуществлялось управление учебными заведениями Министерства народного просвещения в 1803—1917 годах. Возглавлялись попечителями учебных округов.
Московское коммерческое училище (Московское Императорское коммерческое училище) — среднее учебное заведение для подготовки к поступлению в высшие коммерческие и технические учебные заведения Российской империи.
Высшие женские курсы — учебные заведения системы высшего образования для женщин в Российской империи.
Вольнослу́шатель — персона, посещающая высшее учебное заведение и допущенная ко всем видам учебных занятий и к государственным экзаменам, однако без предоставления ей прав и льгот обычного студента или слушателя высших курсов.
До́ктор (лат. doctor, «учитель») — высшая учёная степень. Появилась в средневековых европейских университетах, где являлась единственным обязательным условием получения профессуры.
Заслуженный — почётное звание, которое присваивалось в Российской империи ординарным и экстраординарным профессорам высших учебных заведений — университетов, институтов, академий — и было сопряжено с преимуществами по отношению к пенсиям. Звание Заслуженного профессора давало преподавателю право сохранить выслуженную им пенсию в полном размере сверх жалованья при службе вне университета, академии или института.
Петровское коммерческое училище — среднее учебное заведение в Санкт-Петербурге. Было открыто в 1880 году на средства петербургского купечества, закрыто в 1918 году.
Де́ло Кассо ́ — увольнение в 1911 году большой группы либерально настроенных университетских профессоров Московского университета в результате политики министра народного просвещения Л. А. Кассо.
«Закрытые
женские институты Ведомства учреждений императрицы Марии» (в популярной литературе Институты благородных девиц) — российские закрытые учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии, в которых воспитывались за казённый счет девушки (называемые в то время «девицы») привилегированного сословия (дочери потомственных дворян, генералов, штаб- и обер-офицеров или гражданских чинов), а за собственный счёт — также дочери купцов, почётных граждан и лиц иного звания, причислявшихся раньше...
Императорское Коммерческое училище — учебное заведение, возникшее при Московском Воспитательном доме в 1772 году, для обучения купеческих детей. С 1779 года носило имя Прокофия Демидова, по инициативе которого и было создано. В 1800 году училище было отделено от Воспитательного и переведено в Санкт-Петербург. В 1904 году получило статус Императорского, официально прекратило своё существование в 1918 году, но де-факто продолжало работу. Во многом на его основе в 1931 году был создан Ленинградский...
Учёные сте́пени в Росси́йской импе́рии — наименования ступеней научно-исследовательской квалификации учёных, использовавшиеся в России с середины XVIII века до Октябрьской революции 1917 года. Юридически, существовало от двух до четырёх степеней: действительный студент (1819—1835), кандидат (точнее, кандидат университета, 1803—1884), магистр (1803—1917, неофициально с 1753 г.) и доктор (1803—1917, частично с 1791 г.). Обладателям учёных степеней в Российской империи давались определённые классные...
Белору́сский уче́бный о́круг — территориальная единица управления учебными заведениями ведомства Министерства народного просвещения в западных губерниях Российской империи в 1829—1850 годах. Административный центр — Витебск (1829—1836), затем Вильно (1836—1850).
Прое́кт об учрежде́нии Моско́вского университе́та — законодательный акт Российской империи об основании Императорского Московского университета, утверждённый императрицей Елизаветой Петровной и вошедший в состав указа «Об учреждении Московского университета и двух гимназий», обнародованного Сенатом и вступившего в силу 12 (23) января 1755 года.
Прозе́ктор (от лат. prōsecta, ōrum — жертвенные части животного, внутренности) — помощник профессора анатомии, изготовляющий препараты.
Колле́жский секрета́рь — гражданский чин X класса в Табели о рангах. До 1884 года соответствовал чинам армии штабс-капитана и штабс-ротмистра, флота лейтенанта и казачьих войск подъесаула. После 1884 года чин коллежского секретаря соответствовал чинам армейского и кавалерийского поручика, казачьего сотника и флотского мичмана. Лица, его имеющие, занимали невысокие руководящие должности. Петлицы или погоны чиновника имели три звёздочки диаметром 11,2 мм на одном просвете, там же крепилась эмблемка...
Синдик (др.-греч. σύνδικος или συνήγορος) — защитник на суде у древних греков. Синдиками назывались также в Афинах после изгнания 30 тиранов чиновники, составлявшие особое присутствие для рассмотрения вопросов о передаче конфискованного имущества частному лицу или государству, предъявлявшему своё право на получение такого имущества или части его.
Государствоведение (нем. Staatskunde, Staatswissenschaft) — отрасль знания, возникшая в Германии во второй половине XVII в. как вид монографического описания «достопримечательностей» государства: титулов, гербов, государственного устройства, законов, территории, населения, религии, обычаев и др. Государствоведением также называют описательную школу, которая характеризовала государства и то, что влияет на их благосостояние, без количественных данных, которых поначалу просто не было.
Исправление должности — в Российской империи термин, обозначавший ситуацию, когда чиновник исполнял обязанности, сопряжённые с должностью, не будучи в ней утверждённым, но располагая всеми правами, присвоенными этой должности. Под исправлением должности понимались те случаи, когда...
Ви́ленский уче́бный о́круг — территориальная единица управления учебными заведениями ведомства Министерства народного просвещения, охватывавшая несколько губерний на западе Российской империи (на территории современных Белоруссии, Литвы, Украины, а также Латвии) в 1803—1832 и 1850—1917 годах. Административный центр — Вильно.
В состав Кавказского учебного округа входили Бакинская, Елизаветпольская (Елисаветпольская), Кутаисская, Тифлисская, Черноморская, Эриванская и Ставропольская губернии, Батумская, Дагестанская, Карсская, Кубанская, Терская и Закаспийская области, Сухумский и Закатальский округа. Учреждён указом Государственного совета в декабре 1848 года по инициативе кавказского наместника графа М. С. Воронцова.
Подробнее: Кавказский учебный округ