Связанные понятия
Хабилита́ция (нем. Habilitation от лат. habilis «способный, пригодный») — в некоторых европейских и азиатских странах процедура получения высшей академической квалификации, следующей после учёной степени доктора философии. После прохождения процедуры хабилитации претенденту присваивается учёная степень хабилитированного доктора (лат. doctor habilitatus, Dr. habil.), которая даёт право на занятие профессорской должности в университете, что соответствует российской учёной степени доктора наук.
До́ктор филосо́фии (лат. Philosophiæ Doctor, Ph.D., PhD, обычно произносится , в Оксфордском университете Doctor of Philosophy, D.Phil., DPhil, произносится ) — учёная степень, присуждаемая в некоторых странах Запада, а также в Казахстане и Украине. В США существующая в некоторых университетах степень доктора наук (Sc.D. = лат. Scientiae Doctor англ. Doctor of Science) также считается равной Ph.D.Квалификационной работой соискателя степени является докторская диссертация (англ. Ph.D. Thesis).
А́льма-ма́тер (лат. alma mater — букв. «кормящая мать» или «мать-кормилица») — старинное неформальное название учебных заведений (университетов), которые изначально давали в основном теологическое и философское образование, как организаций, питающих духовно. В современной лексике образно означает учебное заведение, в котором человек получал или получает образование; для профессиональных учёных — место их наибольшей занятости. Употребляется то в ласкательном, то в шутливом смысле.
Адъю́нкт (от лат. adjunctus «присоединённый») — должность или звание помощника или заместителя в различных областях.
Маги́стр (от лат. magister — наставник, учитель) — академическая степень, квалификация (в некоторых странах — учёная степень), приобретаемая магистрантом после окончания магистратуры.
Упоминания в литературе
В период с 1884 г. по 1917 г. российская система
аттестации научных знаний была близка западноевропейской (существовало две ученых степени -магистр и доктор), но требования к соискателям в России были значительно выше, чем за рубежом. Так, ученая степень доктора философии, полученная в университетах этих стран, приравнивалась к степени магистра, да и то после соответствующей аттестации в российском университете.
В отличие от западноевропейской в российской системе было на одну ученую степень больше[374]. В процессе обсуждения вопроса о градации русских ученых степеней нередко сама профессура заявляла об их излишней громоздкости, аргументируя свои позиции тем, что трехчленная «лестница» слишком усложняет и затягивает производство докторов наук[375]. Реформа 1884 года, введя государственную аттестацию выпускников экзаменационными комиссиями, упразднила деление первых на кандидатов и действительных студентов. На все оставшееся дореволюционное время были учреждены две новые квалификационные аттестации: дипломы первой и второй степени; при этом путь к ученой степени магистра открывал лишь диплом первой степени. Университетам оставили право выдавать окончившим курс лишь выпускные свидетельства. В конечном выражении «Таблица
ученых степеней» для наук исторических, филологических, юридических, естественных и точных стала двучленной: магистр и доктор наук. При обсуждении проектов нового университетского устава в начале XX века высказывались мнения и в пользу восстановления кандидатской ученой степени, и в пользу упразднения магистерской[376], но незавершенность работы оставила систему ученых степеней в прежнем виде.
Университет – это и площадка научной деятельности, где создают новое знание. Здесь
возможно получение степени доктора философии (Doctor of Philosophy) в области искусств, гуманитарных и технических наук, или доктора педагогики (Doctor of Education) в дисциплинах, связанных с преподаванием. Также имеется еще ряд специальных особых докторских степеней. И наконец, существует постдоктрский уровень, приблизительно соответствующий отечественной докторантуре (Postdoctorat Level).
В 2010 г. вышла в свет коллективная монография «Поклонимся Великим тем годам: 65 лет Победы».[56] В III разделе издания «Наука в годы войны» нашел отражение героический труд ученых Ленинграда, в том числе вузовских. В 10 главе «Высшая аттестационная комиссия в годы Великой Отечественной войны» (автор доктор исторических наук, профессор Е. П. Алексеев) отмечается: «Ни бомбы, ни снаряды не могли остановить процесс познания. Защита диссертаций не прекращалась во время войны во всех вузах, имевших право присуждать ученые степени кандидата и доктора наук. На ученом совете Ленинградского
университета в 1941 г. было защищено 49 диссертаций, в том числе 7 докторских и 42 кандидатских. Некоторые из диссертаций имели практическое значение для Ленинградского фронта».[57]
Демонстрируя свою независимость, профессура самостоятельно, без санкции Наркомпроса, продолжала пользоваться таким атрибутом университетской автономии, как некогда нерушимое право университетов присуждать по
результатам защиты диссертации ученые степени магистра и доктора наук. Вызывающий характер в понимании власти приобрела защита И. А. Ильиным диссертации «Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека» (М., 1918), потому что учителем и оппонентом соискателя был разыскиваемый ВЧК профессор П. И. Новгородцев как деятель «правого центра» кадетской партии. Тогда же диссертационные диспуты с присуждением ученых степеней прошли в Казанском, Петербургском, Харьковском и Киевском университетах.
Связанные понятия (продолжение)
До́ктор пра́ва (англ. Doctor of Law), или иногда до́ктор прав (англ. Doctor of Laws, лат. Legum Doctor, LL.D.) — докторская учёная степень присуждаемая в области права. В зависимости от страны может именоваться по-разному — доктор юридической науки (англ. Doctor of Juridical Science; Doctor of the Science of Law; J.S.D., лат. Scientiae Juridicae Doctor; Juridicae Scientiae Doctor), Doctor juris (Dr. iur. или Dr. jur.), доктор философии по праву (англ. Ph.D in law), доктор юриспруденции (англ. Juris...
Прива́т-доце́нт (нем. Privatdozent, от лат. privatim docens — «обучающий частным образом») — должность в высшей школе Германии и ряда других европейских стран, чья образовательная система была устроена по немецкому образцу (в том числе и дореволюционной России).
Экстраордина́рный профе́ссор (от лат. extra — вне + ordo — ряд, порядок и professor — преподаватель, нем. Außerordentlicher Professor) — должность в системе высшего образования Германии и ряда других европейских стран, чья образовательная система была устроена по германскому образцу (в том числе и дореволюционной России). Означала профессора без должности, как правило, в смежной области или подчинённый профессора, занимающего должность (заведующего отделом, кафедрой и т. п.).
Класси́ческая филоло́гия — комплекс наук о литературном наследии Древней Греции и Рима. Непосредственный предмет изучения классической филологии — классические языки, древнегреческий и латинский, а также всё, что на них написано: сочинения древних поэтов, писателей, философов, историков, политиков, юристов, учёных и т. д. Классическая филология — не просто одна из филологических дисциплин; она продолжает традиции античной учёности, соединяя достижения последней с новейшими филологическими методами...
Латинские награды представляют собой фразы на латыни, показывающие уровень отличия при получении академической награды.
Магистр права (сокращенно LL.M., от лат. Magister Legum, англ. Master of Laws) — это вторая высшая академическая степень, квалификация (магистр права).
Учёная сте́пень — степень квалификационной системы в науке, позволяющей ранжировать научных деятелей на отдельных этапах академической карьеры. Решение о присуждении учёной степени базируется на оценке только научно-исследовательского уровня соискателя. Стаж в конкретной должности, педагогические достижения и иные показатели не учитываются, в отличие от ситуации присвоения учёных званий.
Ординарный профессор — преподавательская должность, введённая в Императорском Московском университете Проектом об основании Московского университета (1755) для обозначения профессора, занимающего кафедру. В XVIII веке ординарный профессор назначался куратором университета с подписанием контракта об обязанностях (чтение лекций, наблюдение за кабинетами и т.д.). В 1804-1884 гг. ординарный профессор избирался Советом университета по представлению профильного факультета путём тайного голосования и утверждался...
Англи́стика , или англи́йская филоло́гия, — наука, изучающая английский язык и английскую литературу. Как академическая дисциплина англистика преподаётся в учебных заведениях.
Приглашённый профе́ссор (англ. visiting professor) — профессор, приглашённый для временной преподавательской или исследовательской работы в неосновном для него учебном заведении.
Ре́ктор (от лат. rector — правитель, руководитель) — руководитель высшего учебного заведения.
Бакала́вр — академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования. Завершённое высшее образование в странах, которые участвуют в Болонском процессе.
Заслуженный — почётное звание, которое присваивалось в Российской империи ординарным и экстраординарным профессорам высших учебных заведений — университетов, институтов, академий — и было сопряжено с преимуществами по отношению к пенсиям. Звание Заслуженного профессора давало преподавателю право сохранить выслуженную им пенсию в полном размере сверх жалованья при службе вне университета, академии или института.
Юриспруде́нция (лат. jūris prūdentia «правоведение» от jūs род. п. jūris «право» + prūdentia «предвидение, знание») — наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
Постдокторантура (постдокторат, постдок) — в странах Западной Европы, Америки, в Австралии научное исследование, выполняемое учёным, недавно получившим степень PhD.
Дека́н (от греч. δέκα — десять; буквально — десятник) — глава факультета в образовательном учреждении высшего образования; непосредственно руководит учебной, воспитательной и научной работой на факультете.
Термином
камеральные науки или камералистика в XVIII—XIX веках обозначалась совокупность знаний, необходимых для управления государственными имуществами. Потребность в специалистах по такому управлению привела к созданию в Германии XVIII в. камеральных факультетов с кафедрами камеральных наук или камеральной науки, камералистики (нем. Kameralwissenschaft, Cameralia). Главной целью было изучение способов извлечения наибольшего дохода из государственных имуществ. Для этого помимо изучения собственно...
Естественные науки (устар. естественная история, от «естество» или природа) — науки, изучающие природу (понимаемую в широком смысле как материальный мир Вселенной). Множество отраслей естественных наук объединено в систему наук — естествознание.
Действи́тельный студе́нт — низшая учёная степень, затем квалификационное звание выпускника университета в Российской империи XIX века.
Ка́федра (греч. καθέδρα букв. «сиденье») — основная структурная единица факультета в высшем учебном заведении, осуществляющая подготовку слушателей, студентов и курсантов в рамках определённой специализации.
Докторанту́ра — формы повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёных степеней докторa наук; специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — докторов наук.
Действительный член — в организациях, где допускаются различные виды членства, — член организации, имеющий относительно более высокий статус. В зависимости от устава организации действительный член может быть физическим или юридическим лицом.
Словесность — в широком смысле это совокупность всех произведений человеческого творчества, выраженных словами. Включает в себя не только литературу («изящная словесность»), но и прочие виды, например, устные произведения (фольклор), письма, дневники.
Медико-хирургическая академия — высшее специальное учебное заведение для подготовления врачей, соответствующие медицинским факультетам университетов.
Эмери́т (читается: ; от лат. emeritus «заслуженный, отслуживший, старый») — обозначение для профессоров, преподавателей высшей школы, а также для католических и протестантских (реже православных) священников, которые в связи с преклонным возрастом освобождены от ряда своих ежедневных служебных обязанностей. В научно-образовательной сфере России данный термин не используется.
Профессорский институт — организационная структура при Дерптском университете, предназначенная для подготовки преподавателей высшей школы.
Лиценциа́т , лицентиат (лат. licentiatus — допущенный, licentia doctorandi) — академическая степень, квалификация (в некоторых странах — учёная степень), приобретаемая студентом после окончания лицентиатуры.
Бакала́вр нау́к , бакала́вр (есте́ственных нау́к) (англ. Bachelor of Science) — академическая степень, квалификация (в англоязычных странах — учёная степень), приобретаемая студентом после окончания обучения (лицентиатуры), которое длится от трёх до шести лет, в зависимости от страны.
Программа Фулбрайта — программа образовательных грантов, основанная в 1946 году и выдвинутая бывшим сенатором от штата Арканзас США Джеймсом Уильямом Фулбрайтом и финансируемая госдепартаментом, с целью укрепления культурно-академических связей между гражданами США и других стран.
Университе́т (от нем. Universität, которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas — совокупность, общность) — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы...
Германистика (лат. germanus «германский») или германская филология — область индоевропейской филологии, изучающая германские языки и литературы, а также фольклор и культуру германских народов Старого и Нового света. Германистика — это также раздел частного языкознания, занимающийся изучением языков и культуры германоязычных народов и, в частности, изучением немецкого языка во всех его проявлениях. Современная германистика в значительной степени сфокусирована на изучении английского языка, который...
До́ктор богосло́вия (D.D., лат. Divinitatis Doctor, англ. Doctor of Divinity, англ. Theology Doctor, ThD, англ. Doctor of Theology, ThD) — учёная степень в области богословия. Исторически давала право преподавать в университете христианское богословие и смежные предметы.
Политоло́гия (греч. πολιτικός — общественный, от греч. πολίτης — гражданин, далее от греч. πόλις — город; др.-греч. λόγος — учение, слово), или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Высшая математика — курс обучения в средних и высших учебных заведениях, включающий высшую алгебру и математический анализ.
Бакала́вр иску́сств , или, более точно, Бакала́вр гуманитарных наук (англ. Bachelor of Arts) — академическая степень или квалификация высшего образования, присуждаемая после прохождения обучения по выбранной специальности в области гуманитарных наук или естественных наук.
Факульте́т (нем. Fakultät, от лат. facultas «возможность, способность») — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет.
Гуманита́рные нау́ки (от humanus — человеческий, homo — человек) — науки, специализирующиеся на человеке и его жизнедеятельности в обществе. Возникли они как логическое продолжение схоластики. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода. В гуманитарных науках, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более...
Филоло́гия (от др.-греч. φιλολογία, «любовь к слову») — совокупность наук (языкознания, текстологии, литературоведения, источниковедения, палеографии и др.), изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
Доце́нт (от лат. docere «обучать») — учёное звание преподавателей высших учебных заведений (реже — сотрудников научных учреждений), выполняющих функцию университетских лекторов или другую педагогическую работу сопоставимого уровня; также наименование должности в высших учебных заведениях. На начало 2016/2017 учебного года в вузах и научно-образовательных организациях РФ работало 94,6 тыс. сотрудников со званием доцента. И в России, и за рубежом доценты ранжированы выше начинающих преподавателей (ассистентов...
Ассистент (от лат. assistens — помогающий) — начальная преподавательская должность в вузах. Соответствует должности дореволюционной России адъюнкт-профессор (ассистент-профессор). Часто эта должность совмещается с учёбой в аспирантуре. При меньшей оплате они должны проводить больше часов занятий по сравнению с доцентами и профессорами.
Доктор естественных наук (лат. Doctor rerum naturalium) (Dr. rer. nat.) — буквально «Доктор природных вещей» — послевузовская академическая учёная степень, присуждаемая в университетах в некоторых европейских странах, например, в Германии и Австрии, выпускникам аспирантуры по специальности математика, физика, химия, биология, геология и естественные науки, компьютерные науки и родственных областях. Эти докторские степени являются эквивалентом PhD. Немецкие университеты часто переводят «Dr. rer. nat...
Бакала́вр пра́ва (англ. Bachelor of Laws) — академическая степень или квалификация высшего образования в области права и юридических наук. Название происходит от лат. LL. B. (Legum Baccalaureus).
Стипендия (от лат. stipendium — оклад, жалование) — нерегулярная финансовая помощь в виде оплаты стоимости обучения, а иногда и выдачей ежемесячного пособия учащимся, как правило, средних специальных и высших учебных заведений, а также аспирантам и докторантам.
Учёное зва́ние — ступень квалификационной системы в высших учебных заведениях и научных организациях, позволяющей ранжировать научных и научно-педагогических сотрудников на отдельных этапах академической карьеры.
Нострификация (от нем. Nostrifikation, от лат. noster — наш и лат. facere — делать) (приравнивание) — процедура признания образовательных документов иностранных государств, то есть согласие соответствующих органов государственной власти на наличие законной силы этих документов на территории данного государства.
Упоминания в литературе (продолжение)
В соответствии с последним дореволюционным университетским Уставом 1884 г[40] на всех юридических факультетах следовало иметь кафедры финансового права. После этого нововведения университетские преподаватели стали переименовывать свои дисциплины, курсы сообразно названию той кафедры, которую они занимали, – финансовое право[41]. При этом был введен институт приват-доцентов, которые находились за штатом, не имели гарантированной нагрузки и жалованья, а их вознаграждение складывалось из средств, внесенных студентами за посещение занятий. Экстраординарные, ординарные и заслуженные профессора, а также штатные доценты по-прежнему находились в штате и имели стабильную нагрузку и зарплату. Система ученых степеней стала двухзвенной: магистр – доктор. Только в Варшавском и Дерптском (Юрьевском)
университетах по-прежнему присуждали степень кандидата, однако она стала аналогичной диплому 1 степени всех иных университетов.
В 2014 году, после пяти лет попыток защитить научный труд по вышеуказанной теме (в трех различных ВУЗах), в связи с изменениями относительно защиты диссиртации на соискание ученой
степени доктора экономических наук (полностью согласен) и ряда моментов (отмечены ниже в Заявлении на имя и.о. ректора МГУУ Правительства Москвы В.Ю. Фивейскому), научная деятельность окончена. Законченная исследовательская работа нашла свое отражение в курсе лекций: «Инвестиционная стратегия частного инвестора на российском рынке акций», которая представлена в разделе "Экономика России".
В связи с этим свою задачу мы видим в том, чтобы реконструировать некоторые малоизвестные подробности научной и педагогической деятельности Челпанова в Киеве. К наиболее важным событиям этого периода мы отнесли продвижение Челпанова по ступеням служебной и научной карьеры (магистр и приват-доцент, затем – исправляющий должность экстраординарного профессора и,
наконец, доктор наук и ординарный профессор по кафедре философии), научные командировки за границу, учреждение Психологической Семинарии, чтение лекций и проведение практических занятий. Основным источником при этом для нас будут «Университетские Известия» – периодическое издание Киевского университета, выходившее ежемесячно в 1861-1919 гг. Каждый номер обычно включал в себя три части – официальную, неофициальную (статьи, обзоры) и приложение (таблицы, расписание занятий и т.п.).
В 1997 г. вместе с профессорами В. П. Кириленко, B. C. Солодченко и Ю. В. Мишальченко он принял активное участие в создании правовой кафедры в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете, вновь проявив незаурядные организаторские способности. Несколько лет возглавлял в бывшей Корабелке кафедру гражданского и коммерческого права. Параллельно А. Ю. Пиджаков исследует проблему военно-экологической безопасности, выступает на конференциях, пишет научные статьи и в 1999 г. защищает по указанной проблематике диссертацию на соискание
ученой степени кандидата юридических наук (под руководством известного юриста-международника, профессора, доктора юридических наук И. Е. Тарханова) по научной специальности 12.00.10 – «Международное право. Европейское право». В 1999 г. ему присвоено ученое звание профессора по кафедре права.
Эту концепцию резко критиковал ректор МГУ В. Садовничий: двухуровневая система не
предполагает ученой степени доктора наук; повсеместное распространение системы ЕГЭ лишит шансов на получение высшего образования детей, обладающих исключительными способностями в отдельной отрасли – математике, литературе, химии и т. д.
В
1973 г. д-р Позаментье получил степень доктора философии в Фордэмском университете (Нью-Йорк) в области математического образования, и с той поры заслужил профессиональное уважение не только в США, но и в Европе. Он является приглашенным профессором университетов в Австрии, Англии, Германии, Чешской Республике и Польше, а в Венском университете – профессором по программе Фулбрайта (1990 г.).
Ч. К. Тойч (10 февраля 1921–25 декабря 2005) родился в г. Лейпциге. В 1939 г. эмигрировал из нацистской Германии в США. Получил инженерно-техническое образование в университете Флориды. После открытия второго фронта поступил на службу в Вооруженные Силы США. Принимал участие в боевых действиях в качестве офицера воздушной разведки. Был участником встречи союзнических войск на р. Эльбе. После войны Ч. Тойч работал в космической промышленности США над созданием новых коммуникационных систем. За одну из своих работ он получил национальную премию Правительства США. Ч. К. Тойч изучал психологию и юриспруденцию в Гарвардском и Южно-Калифорнийском университетах. В 1954 г. он встретил свою будущую жену Джоэл Мари Ноэль (1913–1992). Эта встреча кардинально изменила его жизнь и навсегда определила сферу научных интересов. Вместе с Джоэл Мари, он начинает систематическое изучение природы и механизмов человеческого поведения. В 1959 г. они опубликовали свою первую книгу «Understand and Raise Your Consciousness. From Here to Happiness!» («Поймите и повысьте ваше сознание. Отсюда к счастью»), в которой изложили психогенетическую концепцию поведения и основы IDEAL-метода Тойча. В последствии, обобщив огромный опыт консультативной работы на основе IDEAL-метода, Ч. Тойч защищает диссертацию
и получает степень доктора психологии. Вся его последующая деятельность проходила в рамках Академии IDEAL-метода Тойча (ATIM) в г. Лос-Анджелесе. С 1993 по 2004 г. он вел активную преподавательскую и консультативную работу в России. В 1996 г. известный кинорежиссер-документалист, лауреат Госпремии СССР, Игорь Романовский при участии ATIM, МИЦЧ «СанРэй» и студии «Перспектива», снял документальный фильм «Второе рождение», посвященный жизни и деятельности замечательной супружеской пары Джоэл Мари и Чампиона Курта Тойчей. Премьера фильма, состоявшаяся в Центральном Доме Кино, собрала более 1000 российских учеников и последователей доктора Тойча.
И, наконец, переход системы высшего образования на трехуровневую форму обучения требует изложения
основных моментов научного исследования для магистрантов, как будущих кандидатов и докторов.
В то время как Сильвана Кох-Мерин, некогда депутат Европарламента от Свободной демократической партии Германии и заместитель его председателя, Георгиос «Йорго» Хатзимаркакис, бывший депутат Европарламента от Свободной демократической партии, и Маргарита Матиопулос, член Свободной демократической партии и почетный профессор Потсдамского университета, а также Вероника Сасс, дочь давнего баварского премьер-министра Эдмунда Штойбера, лишились своих докторских степеней, Франк-Вальтер Штайнмайер лишь оказался на грани этого. В его докторской диссертации 1991 года «Пережитки полицейских традиций на периферии социального обеспечения. Исследование административного инструментария для работы с бездомными» на 95 из 395 страниц были выявлены необозначенные цитаты из других произведений. Тем не менее аттестационная комиссия Гиссенского университета осенью 2013 решила, что недостатки работы не
столь значимы и докторская степень присвоена Штайнмайеру правомерно. Несколько недель спустя член Социал-демократической партии Германии доктор Штайнмайер смог занять пост министра иностранных дел, а Гиссенский университет продолжил гордиться своим успешным выпускником.
Неоценима роль Н. А. Беляева и в подготовке научных кадров. Под его руководством успешно защитили кандидатские диссертации более 30 человек, пять из
них стали докторами юридических наук. Многие ученики Н. А. Беляева заняли высокие должности в правоохранительных органах и учебных заведениях некогда необъятного Советского Союза.
Доктор Петер В. ШУЛЬЦЕ – профессор Центра европейских и североамериканских
исследований Университета Георга Августа (Геттинген), много лет отдал работе в Фонде Фридриха Эберта. Является автором многочисленных работ, посвященных анализу политической ситуации на постсоветском пространстве.
ПАШКОВ Алексей Степанович (1921–1996) доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. С начала 1960-х гг. (в течение 30 лет) руководил кафедрой трудового права юридического факультета ЛГУ; параллельно возглавлял в
течение 20 лет Институт комплексных социальных исследований при ЛГУ. Под его руководством подготовлено и защищено более 30 кандидатских диссертаций в области юридических и философских наук.
Маслов Алексей Александрович родился в 1964 году в Москве. Закончил Институт стран Азии и Африки при Московском Государственном Университете, историк-востоковед, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Российского Университета Дружбы Народов, академик РАЕН, профессор нескольких
зарубежных университетов. Автор целого ряда книг по истории, теории и практике боевых искусств и восточным традициям, изданных на русском и иностранных языках.
В соответствии с первым из этих декретов было принято решение о введении университетских степеней, единых для всех направлений подготовки и специальностей [5]. В качестве этих степеней применительно к высшему образованию установлены степени лиценциата, мастера и доктора. Таким образом, вместо действовавшей начиная с 1973 г. оригинальной цикличной схемы высшего образования была введена трехуровневая структура по схеме L (3) – М (2) – D (3). Буквы L, М и D обозначают соответственно уровни лиценциата (Licence), магистратуры (Master) и докторантуры (Doctorat), а цифры в скобках указывают нормативные сроки последовательных этапов трехуровневого университетского образования. Эта новая структура уровней, обычно обозначаемая аббревиатурой LMD, фактически является полным аналогом структуры степеней, используемой в Великобритании и многих других странах и привычно обозначаемой в англоязычных текстах посредством аббревиатуры BMD. Как видим, формальное различие сводится к написанию первой буквы приведенных выражений, что связано с разными наименованиями
первой университетской степени в странах, использующих французскую (соответственно L от Licence — лиценциат) и англо-американскую модель образования (соответственно В от Bachelor — бакалавр) (1).
Представляя читателю исследование ректора Московского института права, доктора юридических наук, профессора В. И. Селиверстова и генерального директора издательского дома «Юриспруденция», кандидата юридических наук Ю. В. Саженкова, думаю, что эта книга будет полезна не только специалистам правоохранительных структур, но и сотрудникам государственных органов, политикам, правозащитникам, преподавателям, студентам, а также другим гражданам, которых волнует проблема применения наказания в России.
Если говорить об общенациональных выгодах от реализации этого требования Болонского процесса, можно констатировать следующее.
Аналогичные европейским российские образовательные степени бакалавр – магистр – доктор станут понятными не только в Европе, но и по всему миру. Предположительно в Россию пойдут дополнительные потоки студентов из стран Азии и Африки, так как диплом российских вузов станет вполне европейским, и будет полностью признаваться в едином образовательном пространстве. За счёт азиатских и африканских студентов будет создаваться потенциал притока мозгов.
В 1984 г. З.З. Зинатуллин успешно защищает диссертацию на соискание
ученой степени доктора юридических наук в Ленинградском государственном университете на тему «Эффективность уголовно-процессуального принуждения».
В 1959 г. они опубликовали свою первую книгу «Understand and Raise Your Consciousness. From Here to Happiness!» («Поймите и повысьте ваше сознание. Отсюда к счастью»), в которой изложили психогенетическую концепцию поведения и основы IDEAL-метода Тойча. В последствии, обобщив огромный опыт консультативной работы на основе IDEAL-метода, Ч. Тойч защищает диссертацию
и получает степень доктора психологии. Вся его последующая деятельность проходила в рамках Академии IDEAL-метода Тойча (ATIM) в г. Лос-Анджелесе. С 1993 по 2004 г. он вел активную преподавательскую и консультативную работу в России.
Чиркин Вениамин Евгеньевич – главный научный сотрудник Института государства и права РАН, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при
Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ. Автор около 600 научных публикаций, в том числе 43 книг – монографий и учебников. Последние работы: «Контрольная власть» (2008), «Верхняя палата современного парламента: сравнительно-правовое исследование» (2009), «Глава государства: сравнительно-правовое исследование» (2010), «Публично-правовое образование» (2011), «Сравнительное государствоведение» (2011).
Склярова Елена Константиновна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ). Родилась в городе Ростове-на-Дону. Окончила исторический факультет
Ростовского государственного университета (ЮФУ). Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Становление системы здравоохранения Великобритании». Автор ряда научных статей и монографий: «Международные аспекты и социомедицинские последствия Отечественной войны 1812 года», «Лондон в системе управления здравоохранением Великобритании», «История медицины: новые методы преподавания и приоритеты научных исследований в XXI веке», «Доктор Саутвуд Смит», «Урбанизация, социальная реформа и здравоохранение Великобритании», «Проблемы финансирования социомедицинских реформ Великобритании», «Бентамизм и формирование социомедицинских идей общественного развития Великобритании», «Урбанизация и зубоврачевание в викторианском Лондоне», «Эдвин Чедвик – создатель системы общественного здравоохранения. Подарок России или Великобритании?» и др. В сферу научных интересов входят проблемы истории России и Великобритании, истории медицины, социальной политики и здравоохранения.
В 1981 году С. А. Шавель переходит в Институт философии и права АН БССР на должность старшего научного сотрудника, а после образования в 1990 году Института социологии он возглавил один из ведущих отделов института – отдел теории, методологии и методики социологических исследований, работал заместителем директора института. Здесь в полной мере раскрылся его многогранный талант ученого и исследователя. Основное направление научной деятельности С. А. Шавеля – теория и методология социологических исследований, социальная мотивация, ее истоки и направленность. В 1990 году он одним из первых в республике успешно защитил диссертацию на соискание
ученой степени доктора социологических наук на тему «Социальная сфера и мотивация труда».
Сегодня Вермюлен входит в редколлегии изданий Academy of Management Journal, Organization Science, Strategic Organization и European Management Review, является членом Общества стратегического менеджмента и Академии менеджмента и работает в консультативном
совете журнала Academy of Management Journal. Степень доктора философии по управлению бизнесом он получил в Тилбургском университете (Нидерланды), а степень доктора философии по исследованиям организаций – в Утрехтском университете (Нидерланды).
Духовную – воспитывающую медицину высоко ценят в Российской Академии образования (РАО). Академик РАО Г. Н. Филонов в своей рецензии написал: «Метод профессора Г. Н. Сытина необходимо сделать достоянием всего населения России». За создание духовной – воспитывающей медицины в РАО автору присвоена
ученая степень доктора педагогических наук, в Мюнхене автора избрали академиком Международной академии наук, в Брюсселе учредили Международный университет Георгия Сытина с отделениями в Москве и Нью-Йорке, назначили вице-президентом Всемирного распределенного университета.
Настоящий учебник подготовлен по курсу «Мировая экономика», который читается в экономических вузах и на экономических факультетах университетов Российской Федерации. Автор – профессор, доктор экономических наук, лауреат Государственной премии СССР, академик Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России, ординарный профессор ГУ-ВШЭ, руководитель Центра международных экономических сопоставлений Института Европы РАН – ведет этот курс в течение многих лет на факультете мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ, в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Им опубликовано 13 книг
и более 350 научных статей по проблемам мировой экономики.
Так уж сложилось, что истфак ЛГПИ едва ли не со дня основания (1934 г.) всегда находился в тени у истфака ЛГУ и крупных историков –
докторов наук, там, как правило, было немного. Конечно же, ни о каких серьёзных школах в этих условиях здесь не могло быть и речи. Но определённые научные традиции, характерные только для истфака ЛГПИ разумеется были, и определялись они как общими тенденциями развития исторической науки тех лет, так и научными интересами ведущих учёных кафедры, направлявших исследовательские интересы своих учеников в определённое научное русло.
академик В.С. Степин, доктор философских наук, профессор, директор Института философии (1988–2006), иностранный член Академии наук Беларуси, почетный академик Международной академии наук, образования и технологического трансфера, заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Научный руководитель Института философии РАН с 2006 года. Руководитель секции философии, социологии, психологии, политологии и права Отделения общественных наук РАН. Автор многих получивших общественное признание и отмеченных
государственными наградами фундаментальных философских работ, часть из которых написана в последние годы в преддверии восьмидесятилетия («Цивилизация и культура», «История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук» и др.);
Авторы данной монографии благодарны всем тем, кто помогал в подготовке данной работы, в особенности рецензентам,
специалистам в области финансового права: доктору юридических наук, профессору кафедры трудового и финансового права Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова М.В. Лушниковой и доктору юридических наук, профессору, заведующей кафедрой финансового и экологического права Башкирского государственного университета Н.А. Саттаровой.
Настоящее издание посвящается 70-летию выдающегося талантливого ученого и замечательного человека – Татьяны Леонидовны Лабутиной.
Известный ученый-историк, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, профессор Татьяна Леонидовна Лабутина является автором многочисленных публикаций, монографий и статей, посвященных различным аспектам истории Британии, в числе которых: политическая история страны, парламент и парламентаризм, зарождение британской партийной системы, Просвещение XVIII века, гендерные проблемы, имагология, проблемы компаративистики. Круг ее интересов в последние годы еще больше расширился: Татьяна Леонидовна начала плодотворно работать над проблемами, связанными с историей англо-русских и российско-британских отношений XVI–XVIII вв.