Связанные понятия
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — одна из форм реализации народом Российской Федерации своей власти через непосредственное осуществление самоуправления на части территории муниципального образования и участия в местном самоуправлении, предположительно, путём создания эффективного социального партнерства власти и населения.
Ту́льская областна́я ду́ма — законодательный (представительный) однопалатный орган государственной власти Тульской области, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
Общественная палата — постоянно действующий консультативный коллегиальный совещательный орган в субъектах и населённых пунктах Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на общественных началах на основе добровольного участия в её деятельности граждан Российской Федерации, регулируемый федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Киро́вская городска́я Ду́ма — представительный орган власти на территории муниципального образования «Город Киров». Состоит из 36 депутатов, избирается населением Кирова по 18 одномандатным округам и единому избирательному округу сроком на 5 лет. Председатель городской Думы, избираемый из числа депутатов, является главой города Кирова.
Упоминания в литературе
Действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» достаточно подробно определяет статус
главы муниципального образования . Согласно его положениям глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В системе муниципальной власти также есть задачи общеконтрольного плана. Для их более четкого закрепления новеллами от 18 июля 2011 г. в Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» включена статья 17.1 «Муниципальный контроль», в которой определено (с учетом дополнений от 27 мая 2014 г.), что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль над соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль над соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. В свою очередь, в ст. 35 Закона определено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, помимо других вопросов, также «контроль над исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения» (п. 9). Можно сказать шире: представительный орган муниципального образования контролирует, в рамках своих полномочий, деятельность
главы муниципального образования и местной администрации. Не случайно тот же Закон в ст. 36 гласит, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (п. 5). Глава представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в т. ч. о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (п.1), а представительный орган вправе принять решение об удалении главы муниципального образования в отставку (п.п. 10 п. 10 ст. 35 Закона).
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание
главы муниципального образования из состава представительного органа соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган городского округа был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно ст. 37 этого же Закона главой местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является
глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. В соответствии со ст. 36 комментируемого Закона глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению местных вопросов.
местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «органы местного самоуправления»). Согласно п. 2 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[6] наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования,
главы муниципального образования , местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом. Там же указано (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ[7]), что уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Связанные понятия (продолжение)
Тамбовская городская Дума — представительный орган местного самоуправления, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти города Тамбова. Обладает правом принимать от имени населения города Тамбова решения по вопросам местного значения и представлять интересы населения в отношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также с предприятиями, учреждениями и организациями. Организацию деятельности городской Думы осуществляет...
Калининградская областная дума — законодательный (представительный) однопалатный орган государственной власти Калининградской области, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
Депутатская группа — форма объединения депутатов в парламенте. Депутаты объединяются в группы на основе общности политических целей. В депутатскую группу могут объединиться депутаты, не вошедшие во фракции.
Сход граждан — это форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения, а также в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования; сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального...
Свердловская областная дума (офиц. — Свердловская областная Дума) — законодательный орган власти Свердловской области, существовавший в 1994—1996 годах. В апреле 1996 года преобразована в двухпалатное Законодательное собрание Свердловской области.
Псковское областное Собрание депутатов — законодательный (представительный) однопалатный орган государственной власти Псковской области, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
Архангельское областное Собрание депутатов — однопалатный парламент Архангельской области. Состоит из 47 депутатов. Является постоянно действующим представительным, то есть представляющим волю населения, и единственным законодательным органом государственной власти Архангельской области.
Городская дума Нижнего Новгорода — муниципальный орган законодательной власти в Нижнем Новгороде. Состоит из 47 депутатов, избираемых гражданами на муниципальных выборах на срок 5 лет по смешанной избирательной системе. Статус и полномочия Думы определяются уставом Нижнего Новгорода.
Федеральное собрание Российской Федерации — парламент Российской Федерации, представительный и законодательный орган государственной власти России.
Ивановская областная Дума (с 1994 по 2005 — Законодательное собрание Ивановской области) — постоянно действующий высший и единственный законодательно-представительный однопалатный орган государственной власти Ивановской области.
Губернатор Приморского края — высшее должностное лицо Приморского края, руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Приморского края — Администрации Приморского края.
Публичные слушания являются одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Общественный совет — образование с участием представителей общественности, которое имеет внутреннюю формализованную структуру, за которым государственные органы закрепляют определенные полномочия и с которым консультируются по вопросам принятия и исполнения государственных решений. Общественные советы являются одним из большинства механизмов общественного участия. Главным отличием общественных советов является большая вовлеченность граждан в работу руководящих органов, это могут быть органы местной...
Поселко́вый совет (поссовет) — единица административного деления в некоторых государствах бывшего СССР.
Городско́й о́круг — название типа территориальных единиц в разных странах, как государственно-административных, так и относящихся исключительно к местному самоуправлению, но не государственной власти (например, в России местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти).
Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения...
Вологодская городская Дума — представительный орган местного самоуправления города Вологды. Численность составляет 30 депутатов. Избирается по одномандатным округам. В настоящее срок полномочий депутатов составляет пять лет. Ранее длина срока полномочий неоднократно изменялась.
Внутригородской район или городской район, район в городе, район города — низовая административно-территориальная единица, включающая часть территории города в Российской Федерации — России и ряде других государств (преимущественно бывших союзных республик Советского Союза).
Омский городской совет - омский орган местного самоуправления. В совет входят 40 депутатов. Полномочия каждого созыва составляют ровно пять лет.
Тольяттинская городская дума (ТГД) — представительный орган городского округа Тольятти. Образован с 1994 года, Обладает правами юридического лица. Депутаты думы избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 (пять) лет.
Законодательная инициатива — стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется национальным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой...
Избирательные комиссии — независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
Подробнее: Избирательная комиссия
«Стабильность » — депутатская группа в Государственной Думе России I созыва. Основу фракции составили депутаты из различных политических фракций. Дата регистрации: 14 марта 1995 года. Группа была создана из депутатов, поддерживающих политику правительства РФ.
Южный управленческий округ — территориальное формирование в Свердловской области, не являющееся административно-территориальной единицей, но имеющее территориальный исполнительный орган государственной власти в виде администрации управленческого округа. Центр округа — город Каменск-Уральский.
Сове́ты наро́дных депута́тов — представительные органы государственной власти СССР в 1977—1993 годах. Созданные Конституцией СССР 1936 года под названием Советы депутатов трудящихся, переименованы в Советы Народных Депутатов Конституцией 1977 года. Осенью 1993 года после принятия новых уставов областей, краёв и автономных округов большинство советов народных депутатов было ликвидировано. Полномочия областных, краевых, окружных советов народных депутатов перешли представительным органам, предусмотренным...
Северный управленческий округ — территориальное формирование в Свердловской области, не являющееся административно-территориальной единицей, но имеющее территориальный исполнительный орган государственной власти в виде администрации управленческого округа. Центр округа — город Краснотурьинск.
Новая региональная политика (НРП) — депутатская группа в Государственной думе России I созыва. Дата регистрации: 13 января 1994 года. В Госдуме занимала неопределённую политическую позицию, объединяя депутатов различных политических взглядов.
Муниципальный фильтр — процедура сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку кандидатов на должности глав регионов, предусмотренная российским законодательством.
Глава́ администра́ции муниципа́льного образова́ния (глава местной администрации) — глава муниципального образования, либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Муниципа́льное образова́ние — населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения.
Тверская городская Дума (ТГД) — представительный однопалатный орган местного самоуправления Твери, является постоянно действующим высшим и единственным органом представительной власти города. Занимает одно из четырёх симметрично расположенных зданий на площади Ленина.
Города государственного значения — установленная ч. 3 ст. 133 Конституции Украины категория административно-территориальных единиц Украины первого уровня, к которой отнесены города Киев и Севастополь. Статус этих административных единиц определяется отдельными законами Украины.
Подробнее: Город со специальным статусом
Местное самоуправление на Украине (укр. Місцеве самоврядування в Україні) — это право территориальной общины — жителей села (либо добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сёл), посёлка и города — самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Местное самоуправление — это форма публичной власти, которая реализуется специфическими субъектами — территориальными коллективами и формируемыми ими органами, имеет особый объект — вопросы местного...
Муниципальное управление — это основная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.
Муниципальное право — отрасль права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления.
Упоминания в литературе (продолжение)
К таким институтам можно отнести институт
Главы муниципального образования , представляющий совокупность юридических норм, регулирующих правовое положение высшего должностного лица муниципального образования, возглавляющего деятельность по осуществлению на его территории функций местного самоуправления, избираемое гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Структуру органов местного самоуправления в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации составляют представительный орган муниципального образования,
глава муниципального образования , местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями в решении вопросов местного значения. Закон устанавливает порядок определения структуры органов местного самоуправления в случае создания новых муниципальных образований и в случае их преобразования.
Собственные полномочия могут быть установлены уставами муниципальных образований для органов самоуправления (п. 3 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах…» (1995 г.), для представительного органа (п. 4 ст. 15 этого закона), для
главы муниципального образования (п. 3 ст. 16) и т. д.
Диспозитивный характер имеют нормы: об избрании
главы муниципального образования (ч. 2 ст. 36 Закона «Об общих принципах…» (2003 г.), который может быть избран непосредственно избирателями, либо из числа депутатов представительным органом; о способе назначения главы администрации (ч. 2 ст. 37 указанного Закона), которым может быть глава муниципального образования либо лицо, назначенное по контракту по результатам конкурса.
Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет
глава муниципального образования , а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, – председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
В российских регионах применяются разные наименования должности
главы муниципальных образований : «глава города (района, поселка, села)», «мэр города (района)», «глава местного самоуправления», «руководитель муниципального образования» и т. п.
глава муниципального образования , являющийся согласно ч. 1 ст. 36 данного Закона, высшим должностным лицом муниципального образования;
Все вновь появившиеся населенные пункты подлежат регистрации. Населенный пункт включается в соответствующее муниципальное образование. Регистрацию производит представительный орган государственной власти субъекта РФ по представлению районных, городских органов местного самоуправления и с учетом мнения исполнительной власти субъекта РФ, при этом населенный пункт получает и свое официальное наименование. Все изменения в системе а.т.у. подлежат учету. Его ведут
главы муниципальных образований , орган исполнительной власти субъекта РФ.
Наиболее существенным признаком, выделяющим муниципальный контроль в качестве самостоятельного вида публичного контроля, следовательно, является признак субъекта контроля. Им является орган местного самоуправления. Систему органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования,
глава муниципального образования , местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган му ниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Новый Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» более четко определил систему муниципальных органов. Так, в ч. 1 ст. 34 говорится, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган (наличие которого обязательно, за исключением поселений с численностью до 100 жителей),
глава муниципального образования (также его наличие в структуре местных органов является обязательным), местная администрация (исполнительно-распорядительный орган (создаваемый в обязательном порядке), контрольный орган муниципального образования и иные органы местного самоуправления, которые могут быть предусмотрены уставом.
Муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, кончено же, не являются законодательными актами, из чего следует, что понятие бюджетного законодательства РФ используется в Кодексе в более широком его понимании, нежели совокупность законодательных актов федерального и регионального уровней. В то же время этим понятием не охватываются нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, ФОИВ, высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов РФ, правовые акты
глав муниципальных образований и местных администраций, иных органов и должностных лиц местного самоуправления (см. комментарий к ст. 3 Кодекса).
10. Местное самоуправление в Российской Федерации. Местное самоуправление в России. История вопроса. Понятие, задачи и природа местного самоуправления. Право граждан на осуществление местного самоуправления. Формы осуществления местного самоуправления (местный референдум; муниципальные выборы; собрания, сходы граждан; народная правотворческая инициатива; обращение граждан в органы местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление и др.). Полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области местного самоуправления. Характер взаимодействий государственных органов и органов местного самоуправления. Предметы ведения местного самоуправления. Законодательная основа местного самоуправления. Муниципальное образование: территория, устав органы местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления: статус, компетенция, акты, организационно-правовые формы деятельности. Характер взаимоотношений между местной администрацией и представительным органом местного самоуправления. Статус депутата представительного органа и выборного должностного лица.
Глава муниципального образования должностные лица местного самоуправления правовое положение, компетенция, формы деятельности. Местная администрация: правовое положение, структура, полномочия взаимоотношения с вышестоящими органами специальной компетенции, акты, ответственность. Муниципальная служба. Обжалование решений местной администрации. Финансово-экономическая основа местного самоуправления. Муниципальная собственность. Местный бюджет. Местные налоги и сборы. Гарантии и компенсации местного самоуправления. Судебная зашита местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Система местного самоуправления в г. Москве. Проблемы реализации принципов местного самоуправления.
Ваше мнение по данному вопросу? Входит ли в компетенцию
главы муниципального образования принятие такого акта?
Парламентский запрос адресуется широкому кругу субъектов от руководителей федеральных органов исполнительной власти до
глав муниципальных образований по вопросам, входящим в компетенцию этих и других органов и должностных лиц, с соблюдением требований о недопустимости вмешательства палаты в оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность. Предложение о парламентском запросе вносится на рассмотрение палаты Председателем или его заместителями, комитетами (комиссиями), двумя членами Совета Федерации, представляющими один субъект Федерации, или группой численностью не менее 5 человек. Прежде в Регламенте Совета Федерации устанавливалась другая численность инициативной группы (10 человек). В свою очередь, органы исполнительной власти устанавливают правила взаимодействия с Советом Федерации. Так, в целях совершенствования деятельности центрального аппарата Госкомэкологии России по вопросам работы с запросами и обращениями членов Совета Федерации Федерального Собрания принял специальные правила.[107]
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,
глава муниципального образования , считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция. Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ.