Связанные понятия
Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями занимающее в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
Звание — устанавливаемое и присваиваемое уполномоченными компетентными органами наименование, свидетельствующее об официальном признании заслуг человека или коллектива либо о профессиональной, служебной, научной или иной квалификации.
Во́инская до́лжность (в/д) — должность (ранее чин) военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке) вооружённых сил государства, которая определяет его положение (права и обязанности) по отношению к другим военнослужащим или военнообязанным.
Военная служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (либо лиц без гражданства в некоторых странах, таких как Россия, США, Франция и другие) на воинских должностях в вооруженных силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Чин — степень служебного положения лица (человека) на военной, придворной и гражданской службах в Русском царстве и Российской империи.
Упоминания в литературе
Административно-правовой статус государственного служащего производен от правового положения государственного органа. Главным его элементом, безусловно, является государственная
должность . Должность – это структурный элемент государственного органа, в котором заключена часть его компетенции. Она образуется в структуре государственного аппарата или его подразделения в распорядительном порядке. Соответствующим правовым актом определяется ее название и место в иерархии должностей. В названии каждой должности обязательно присутствует и название того органа, где создана сама должность. С ней неразрывно связаны функции государственного органа либо какая-то их часть. Должность устанавливает определенный объем полномочий, обязанностей и прав. Лицо, принятое на данную должность, автоматически принимает на себя название должности (например, главный бухгалтер и т.д.).
Итак, государственный орган – это коллективный субъект управления, и хотя деятельность по выполнению им своих функций и ведется непосредственно от лица самого органа, но осуществляется она служащими, состоящими в его штате. Наименование, место, роль, порядок подчиненности
должностей закрепляются в штатном расписании; непосредственные задачи, функции, совокупность прав и обязанностей, ответственность, характерные для той или иной должности, регулируются должностными инструкциями. На основании этих документов формируется строго иерархичная и по возможности понятная система должностей того или иного государственного (либо муниципального) органа.
Рассмотрим подробнее содержание всех разделов должностной инструкции. Раздел I должностной инструкции «Общие положения» содержит следующие сведения: квалификационные требования; профессиональные знания; схема взаимодействия с другими работниками, подразделениями и организациями; непосредственная подчиненность работника, наличие и состав подчиненных, порядок замещения, возможность совмещения
должностей и функций; порядок назначения и освобождения от должности; нормативные документы, регулирующие деятельность работника. Работодатель имеет право делать исключения для лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но имеющих достаточный практический опыт и стремление выполнять качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, установленные требованиями к квалификации. Он может назначать таких лиц на соответствующие должности так же, как и лиц, которые имеют специальную подготовку и стаж работы.
В основе определения понятия любого субъекта должностного преступления должны находиться признаки, указывающие не только на то, что лицо занимает
должность в органе государства, руководит людьми, коллективом, выполняет определенные по содержанию административные либо хозяйственные функции, но состоит на государственной службе и наделен полномочиями административного либо властного характера. Представляется целесообразным термин «государственный служащий», используемый уголовным правом, рассматривать в качестве общего понятия, которое включает в себя, по существу, всех, кто состоит на службе у государства. В эту широкую категорию входят различные по своему статусу и должностному положению лица с неодинаковым содержанием полномочий. Так, например, государственный служащий в отдельных случаях может быть должностным лицом либо представителем власти. Все зависит от занимаемой государственной должности и объема полномочий, наличие ко торых является определяющим для отнесения его к служащему, должностному лицу либо представителю власти.
Пунктом 2 этой же статьи саморегулируемая организация устанавливает членство в этой организации как обязательное условие в виде отсутствия у этого лица наказания по административному правонарушению – дисквалификации (лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью). Этот абзац пункта имеет свое разъяснение в п. 6 ст. 20 Закона. Под занимаемой должностью понимается работа в качестве руководителя хозяйствующего субъекта, замещение должностей государственной гражданской службы Российской Федерации или же работа в качестве руководителя органа местного самоуправления, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника. Важным условием является отсутствие судимости за совершение умышленного преступления. Помимо этого, наряду с перечисленными условиями саморегулируемая организация вправе устанавливать иные требования к компетенции, добросовестности и независимости арбитражных управляющих (п. 4 ст. 20 Закона). В случае нарушения ими требований законодательства о несостоятельности, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, утвержденных в самой саморегулируемой организации, членство прекращается на основании п. 11 ст. 20 Закона.
Связанные понятия (продолжение)
Военное управление — комплекс мероприятий предпринимаемых государством по созданию вооружённых сил, их поддержанию на должном уровне, отвечающем требованиям обороноспособности и принятой военной доктрины и непосредственно само руководство вооружёнными силамиНепосредственно само руководство (командование) войсками (силами) внутри вооружённых сил на всех уровнях, называется Управление войск (сил) и не относится к комплексу военного управления.
Канцеля́рия (лат. Cancellaria, от cancelli «решётка, загородка или помост для обнародования распоряжений властей») — общее название государственных учреждений или структурное подразделение (отдел учреждения, ведающий делопроизводством) в этих учреждениях (организациях) в различных государствах в различное время.
Чино́вник — лицо, имеющее чин, и состоящее на гражданской или придворной службе. Институт чиновничества существовал де-факто в Русском царстве и Российской империи, но до 1722 года не имел чёткой структуры. Де-юре институт чиновничества был структурирован учреждением Табели о рангах 24 января (4 февраля) 1722 года.
Классный чин — в Российской Федерации, установленные федеральным законом или иным правовым актом степень, класс, квалификация (одна из трёх в пределах группы должностей или одна из пятнадцати в пределах пяти групп) пригодности должностного лица для той или иной деятельности на основе наличия у него необходимых знаний, навыков и умений.
Во́инский уста́в — нормативно-правовой акт (устав), регламентирующий функционирование вооружённых сил (ВС).
Ведомство (от рус. ведать ← от ст.-слав. вѣдѣти ← от праслав. vědti, «знать») — орган государственного управления или местного самоуправления, наделенный правами, обязанностями и полномочиями в какой-либо области государственной деятельности или отрасли народного хозяйства.
Во́инское зва́ние — звание военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке), которое определяет положение (права и обязанности) военнослужащих по отношению к другим военнослужащим, персонально присваиваются каждому гражданину, проходящему военную службу (обучавшемуся для прохождения военной службы в военных учебных заведениях и приравненных к ним) в вооружённых силах (ВС) в соответствии с его служебным положением, военной или специальной подготовкой, принадлежностью к виду ВС, роду войск...
Военное время — период, в течение которого два государства, группа государств, либо политические силы внутри одного государства (гражданская война) находятся в состоянии войны между собой.
Генерал-гевальдигер (от нем. Gewaldherr) — воинская должность установленная в Вооружённых силах Российской империи в 1711 году и закрепленная Воинским уставом императора России Петра Великого от 30 марта (10 апреля) 1716 года.
Военно-учётная специальность (ВУС) — военная специальность военнослужащего и военнообязанного для его учёта и использования в военном деле России, указание военной и учётной специальности действующего, находящегося в запасе или в отставке военнослужащего ВС России и других войск, сил, спецвойск (спецслужб) и формирований.
Мирное время , в отличие от военного времени — состояние отношений между различными социальными субъектами, использующими невооружённые средства для разрешения имеющихся между ними противоречий.
Специа́льное зва́ние — звание, присваиваемое сотрудникам, состоящим на службе в правоохранительных органах Российской Федерации, а также состоявшим на аналогичной службе в правоохранительных органах Советского Союза в период 1935—1991 годов.
Правово́й ста́тус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят...
Военнослу́жащий — лицо (человек), исполняющее должностные обязанности, связанные с прохождением военной службы, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающее специальным правовым статусом (при определенных условиях: см. ниже).
Денежное довольствие (ДД) — термин для обозначения денежных выплат военнослужащим в вооружённых силах (ВС), государственные служащие (госл) и гражданский персонал ВС получают заработную плату (зарплату).
Делопроизво́дство (документационное обеспечение управления) — вид государственной, муниципальной, научной, коммерческой и некоммерческой деятельности, связанной с вопросами документирования и организации работы с документами. Это система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.В Российской Федерации данная деятельность регламентирована ГОСТ Р 7.0.97-2016.
Жа́лование или жа́лованье (ист. трактамент) — плата за службу, постоянное денежное пособие, выдаваемое регулярно (обычно ежемесячно). Такое денежное пособие может иметь разные формы, в том числе...
О́рган управле́ния — общее название структуры где-либо (государство, общество и так далее) выполняющей задачи по управлению чем-либо.
Прика́з — в административном праве вид акта управления, волевое властное официальное распоряжение руководителя, командира или начальника, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчинёнными.
Вооружённые си́лы (ВС) — главная вооружённая организация государства или группы государств, предназначенная для обеспечения военной безопасности, защиты государственных интересов при агрессии и ведении войны, недопущения или ликвидации угрозы миру между государствами и безопасности. Кроме выполнения основных функций возложенных на вооружённые силы, они также могут привлекаться к поддержанию порядка в государстве при чрезвычайных ситуациях, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф...
Вое́нное де́ло — собирательный военный термин, охватывающий теоретические и практические вопросы, связанные со строительством, подготовкой и действиями вооружённых сил государства в мирное и военное время, а также подготовкой гражданского населения на случай войны.
Государственный служащий — работник (служащий), исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.
Колле́гия (лат. collegium) — многозначное слово, произошедшее от древнеримских коллегий, которое может обозначать...
Учрежде́ние — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Департа́мент , подразделе́ние (от фр. département) — название министерства, ведомства либо их подразделения в ряде стран, например, во Франции, США, России и др.
Во́йско (от древнерусского: «Воя»): * Историческое название вооружённых сил, возникшее с появлением первых государственных образований (Римское войско, Русское войско (Дружина) и так далее). С созданием в начале XVIII века регулярной армии в России термин «войско» заменяется термином «Армия», позднее «Вооружённые силы»;
Военное строительство — часть военного дела, включающая в себя теорию и практику создания, то есть строительства (формирования, реформирования), в соответствии с внешними и внутренними условиями в мире и стране, вооружённых сил (ВС) государства, взаимосвязанные экономические, социально-политические, военные и другие мероприятий по созданию и совершенствованию военной организации государства.
Знаки различия — знаки на обмундировании (форме одежды, форменной одежде) для обозначения персональных воинских и специальных званий, классных чинов и должностей, и принадлежности к виду вооруженных сил, роду войск, службе или ведомству.
Слу́жба — кроме собственно занятий служащего и военного, слово обозначает специальную область работы с относящимися к ней учреждениями (например: таможенная служба). Кроме того, под службами понимают постройки или помещения для хозяйственных надобностей.
Фельдъе́герь (нем. Feldjäger, от Feld — поле и Jäger — охотник, стрелок) — в некоторых армиях - член военной полиции, в России — военный или правительственный курьер.
Министерство внутренних дел (МВД) — орган исполнительной власти, государственное учреждение, в большинстве стран, как правило, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности, охраны правопорядка, борьбы с преступностью. В отдельных странах на органы МВД возложены функции обеспечения национальной безопасности и вопросов иммиграции, охраны мест лишения свободы, разрешительные функции в сфере оборота оружия, наркотических средств, печатей и штампов...
Интенда́нт (фр. intendant — управляющий, смотритель) — во Франции первоначально всякое лицо, которому поручалась какая-либо отрасль управления, затем — должностное лицо военного ведомства, служащее по интендантской части.
Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).
Подробнее: Полномочие (право)
Офице́р (нем. Offizier, через позднелатинское officiarius — должностное лицо, от лат. officium — должность) — должностное лицо силовых структур: вооружённых сил, в некоторых государствах полиции (милиции).
Офицер запаса — военнообязанное лицо, имеющее офицерское звание, не находящееся на действительной военной службе.
Коллегиа́льность (лат. collegium — товарищество) — принцип управления исполнительного органа, при котором принятие решения по выполнению поставленных задач, устранению какой-либо проблемы, по организации работы и другим вопросам осуществляется на совещании группой должностных или уполномоченных лиц.
Отставка — это прекращение государственной или приравненной к ней службы служащим, занимающим должность (увольнение), а также освобождение лица от занимаемой государственной должности, по его письменному заявлению.
Государственная служба — профессиональная деятельность в аппарате государственного управления. В различных странах как состав, так и функции госслужащих определяется по разному. В частности, различия касаются принадлежности к госслужащим военных, сил поддержания порядка, служащих местных администраций, а также выборных политиков.
Уста́в — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, организаций, предприятия, учреждения и так далее.
Вооружённые силы Российской империи — совокупность всех сухопутных, воздушных и морских войсковых контингентов, как для ведения внешней войны, так и для поддержания порядка в стране, современное обозначение сухопутных и морских сил Российской империи, существовавших в период с 22 октября (2 ноября) 1721 года до Февральской революции и провозглашения республики в 1917 году, предназначенная для защиты и обороны России.
Ука́з — вид и название нормативного или индивидуального правового акта, обычно издаваемого главой государства (президентом или монархом) в странах славянских языков. В России указы всегда играли важную роль в системе источников права.
Ра́порт (от фр. rapport, rapporter — доносить, докладывать) — донесение, официальный устный или письменный доклад (сообщение) от нижестоящего к вышестоящему, преимущественно в военном деле, при обращении к начальникам (командирам) в процессе служебной деятельности о чём-либо, а также о выполнении взятых на себя обязательств.
Команда (фр. commande, от лат. commando — «поручаю», «приказываю») — термин в военном деле, который может иметь следующие понятия...
Инспе́ктор — должностное лицо, осуществляющее инспекцию; в различных организациях и ведомствах — название должности, связанной с надзором, контролем (контролёр, наблюдатель, надзиратель, смотритель). В ряде стран — оперативный работник полиции.
Прися́га — официальное и торжественное обещание (клятва) при поступлении (призыве) на военную или иную службу, получении определенного статуса (например, гражданство, свидетель в суде), вступлении в должность, в члены организации или клуба.
Упоминания в литературе (продолжение)
Применение как форма реализации права всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер и осуществляется компетентными государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями в установленном законодательством процессуальном порядке. Применение административно-правовых норм заключается в действиях соответствующих государственных органов, общественных организаций, должностных лиц по соотнесению конкретного юридического факта с административно-правовой нормой и принятием должного государственно-властного решения. Практически применение выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов применительно к конкретным административным делам (приказ о назначении на
должность , об увольнении, решение по жалобе гражданина, постановление о наложении административного взыскания). Правоприменение является прерогативой субъектов исполнительной власти и судов, неотъемлемой частью всей управленческой деятельности и правосудия. Именно поэтому граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.
4—5. В положениях ч. 4 и 5 комментируемой статьи установлены требования, предъявляемые одновременно к лицу, назначаемому на
должность заместителя Председателя Счетной палаты, и к лицу, пребывающему в этой должности. В известной степени эти требования основаны на положении и. 1 ст. 14 Лимской декларации ИНТОСАИ, согласно которому члены и сотрудники высшего контрольного органа должны иметь квалификацию и честность, необходимые для того, чтобы успешно выполнять возложенные на них обязанности, а также на положении и. 2 указанной статьи, в соответствии с которым при наборе персонала для высшего контрольного органа необходимо должное внимание уделять уровню их теоретической подготовки, работоспособности и опыту работы по специальности.
3) должностная инструкция. Цель инструкции – в разделении функций, возложенных на подразделение по конкретным
должностям . Должностные инструкции содержат, как правило, несколько разделов. Первый раздел содержит общее описание должности – ее полное название, требования к работникам, претендующим на эту должность, условия принятия и увольнения работника с данной должности. Основной раздел описывает конкретные функции, операции, необходимые для данной должности, а также особенности взаимодействия с работниками других должностей;
С другой стороны, каждый объект управления индивидуален. Обязанности и полномочия конкретного должностного лица определяются должностным регламентом или должностной инструкцией, обязанности и полномочия органа, его территориального органа, учреждения – соответствующим положением, регламентом органа. Правовое положение должностных лиц, замещающих одинаковые
должности в одном подразделении, может отличаться объемом и характером задач, территориальной и предметной компетенцией. Распоряжения, исполнение которых также включает предмет контроля, носят индивидуальный характер. Неподчиненное положение объекта административного надзора не позволяет устанавливать индивидуальные особенности правового регулирования его деятельности. Он обязан исполнять общеобязательные требования, адресованные широкому кругу индивидуально неопределенных лиц. Как только субъект управления получает возможность устанавливать индивидуальное правовое положение пусть даже не подчиненного ему лица, например давая ему обязательное для исполнения предписание с указанием сроков исполнения, возникают контрольные отношения.
Военно-служебные отношения возникают как на основе добровольного принятия на себя гражданами обязанностей по осуществлению целей, функций и воли государства посредством исполнения воинских
должностей , учреждаемых в государственных военных организациях и органах, так и посредством призыва на военную службу, которая является одной из форм реализации гражданами воинской обязанности. Тем самым они отличаются от государственно-служебных отношений, возникающих у государственных служащих при исполнении государственных должностей в государственных органах, и принципиально отличаются от трудовых отношений служащих публичной сферы (государственных организаций), которые по своей природе являются частноправовыми и возникают на основе трудового договора.
Такой субъект несет уголовную ответственность даже в том случае, если он был назначен на соответствующую
должность с нарушением требований, предъявляемых законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы и т. п.).
4. Работа на требующих высшего юридического образования муниципальных
должностях , т. е. должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Таким образом, действующая должностная структура федеральных служб и федеральных агентств, в силу различных причин, является неоптимальной; доля управленческого персонала в данной структуре существенно превышает рекомендуемые параметры. При осуществлении нормирования труда без учета требований к должностной структуре существует риск закрепления несоответствия фактически исполняемых должностных обязанностей уровню
должности федеральной государственной гражданской службы.
Гражданский служащий, замещающий
должность категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий. Гражданские государственные служащие также не вправе принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания политических партий, если взаимодействие с указанными организациями и объединениями входит в их должностные обязанности[14].
Компетентные должностные лица – это обладающие определенной совокупностью прав и обязанностей лица, которые осуществляют функции представителя власти или занимают
должность , связанную с выполнением организационно-распорядительных или административных обязанностей (например, функции легализации документа).
Еще один представитель немецкой школы государствоведов Г. Еллинек высказывал мысль о том, что местное самоуправление является публичным управлением посредством «лиц, не находящихся в постоянном профессиональном служебном отношении к тому публичному союзу, управление которым они ведают»[38], т. е. посредством почетных граждан. Г. Еллинек также отмечал, что «обязанность отдельных индивидов к несению службы не основана, как у профессионального чиновничества, на постоянном служебном отношении … а на общей обязанности граждан к подчинению велениям государства. Она существенно вознаграждается тем особым почетом, с которым связано отправление функций государственного органа. Лица, призванные к несению такой службы, есть почетные должностные лица, призванные как таковые к отправлению определенной
должности и поэтому не сменяемые, по общему правилу, подчиненные только закону и закономерной распределительной власти, а не регламентам и инструкциям высших установлений, и таким образом более независимые по отношению к центральной власти, чем профессиональные чиновники»[39].
9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает
должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
В соответствии с действующим законодательством возрастные ограничения установлены, в частности, для замещения
должностей государственной гражданской службы Российской Федерации (65 лет),[244] судей (70 лет),[245] ректоров, проректоров, руководителей филиалов (институтов) в государственных и муниципальных высших учебных заведениях (65 лет)[246] и др. В связи с этим достижение соответствующего предельного возраста является основанием для прекращения трудовых отношений с лицом, замещающим указанную должность. Кроме того, лицо, достигшее предельного возраста для замещения такой должности, не может претендовать на заключение с ним трудового договора, предметом которого является выполнение работы по указанной должности. Сказанное, однако, не исключает возможности поступления (перевода) этого лица на любую другую работу. Следовательно, достижение предельного возраста не прекращает трудовую правосубъектность лица, однако влечет за собой уменьшение ее объема за счет ограничения потенциальных сфер приложения таким лицом своих способностей к труду.
В этом разделе устанавливается наименование
должности , указывается, к какой категории относится работник, перечисляются квалификационные требования, предъявляемые к секретарю. Требования включают в себя два основных направления: образование (общее, среднее, высшее, специальное); практический опыт, т. е. стаж работы на аналогичной должности. Источником для закрепления требований к квалификации служит Квалификационный справочник, разработанный Институтом труда и утвержденный Минтруда России [36]. Однако, каждая организация может конкретизировать требования к квалификации и образованию, исходя из своей политики работы с персоналом. Отдельный пункт содержит порядок приема и увольнения. Здесь же указываются требования к практическим навыкам работы. В первом разделе должны быть перечислены документы, которые секретарь должен знать, то есть здесь излагается обязательный состав специальных знаний, необходимых работнику для выполнения своих функций (законодательные акты, положения, инструкции, нормативные и методические документы), которые работник должен учитывать и уметь использовать при выполнении своих должностных обязанностей.
3) назначения на
должность или утверждения в должности на основании заключения трудового договора (ст. 19 ТК РФ). Так, ст. 275 ТК РФ предусматривает, что заключению трудового договора с руководителем организации могут предшествовать различные процедуры: проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др. Иными словами, трудовые отношения в этих случаях возникают из сложного юридического факта. Назначение на должность как основание заключения трудового договора и возникновения правоотношения прямо указано в ст. 21 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»[23], например, для государственных служащих категории «Б» и на государственные должности государственной службы категории «В»;
Публичные нормативные обязательства представляют собой обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные
должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.
По результатам а. гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений: 1) соответствует замещаемой
должности гражданской службы; 2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; 3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования; 4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
– ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими права и обязанности служащего по замещаемой
должности , критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с рассматриваемым ФЗ для замещения
должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 13 рассматриваемого ФЗ в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
12. Нормы об обязательном членстве и участии арбитражных управляющих в деятельности СРО есть необходимое условие осуществления ими (арбитражными управляющими) своей деятельности. Однако это совершенно не означает, что такая деятельность имеет публичный характер. В одном из постановлений, имеющих отношение к деятельности нотариусов, Конституционный Суд РФ указал, что «обязательность членства занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате как условие занятия этой профессией не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (статьи 19, 30 и 37 Конституции Российской Федерации), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную (в данном случае – нотариальную) деятельность, обязательные условия назначения на
должность и пребывания в должности»[51]. При этом в качестве аналога высшая судебная инстанция приводит выдержку из другой своей правовой позиции, которая ею ранее была выражена в отношении деятельности адвокатов, согласно которой «государство, обеспечивая оказание гражданам различных видов юридической помощи, обязано устанавливать с этой целью определенные профессиональные и иные требования; к компетенции законодателя относится и определение соответствующих условий допуска тех или иных лиц к профессиональной юридической деятельности с учетом ее публичной значимости»[52].
Председатель правления действует от имени ТСЖ без доверенности, подписывает платежные документы и совершает сделки и другие действия, предусмотренные п. 2 ст. 149 ЖК РФ и утвержденные правлением положением о председателе правления. В компетенцию председателя правления, закрепленную и конкретизированную в упомянутом положении, входит широкий круг вопросов, охватывающих все аспекты функционирования ТСЖ – от подготовки договоров с энергоснабжающими и обслуживающими организациями до организации сбора платежей, приема и увольнения работников, ведения арбитражных и судебных дел, составления финансового плана и подготовки к проведению общего собрания. Это краткое, далеко не полное перечисление задач, входящих в компетенцию председателя правления, предопределяет необходимость выполнения этой работы штатным сотрудником на договорной основе. Конечно, можно нанять сотрудника на
должность управляющего ТСЖ, поручив ему всю текущую работу и оставив за председателем право подписи и представления ТСЖ в органах власти и других организациях, а также всю ответственность за принимаемые решения. Но это не лучший вариант хотя бы потому, что не будет сочетаться соответствие прав и обязанностей – например, в случае аварии управляющий не сможет воспользоваться финансовыми ресурсами в отсутствии председателя правления.
Как отмечено в ст. 1, 7, 8 Федерального закона от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (в ред. Закона от 25 июля 2002 г.)[85], муниципальным служащим является гражданин России, достигший 18-летнего возраста, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования, обязанности по муниципальной
должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Муниципальная должность – это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственность за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Муниципальные должности подразделяются на выборные (замещаемые в результате муниципальных выборов), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления, и иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора. Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемой законом субъекта Российской Федерации. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
В общем плане вопросы управления организацией освещены в гл. 8 «Участие работников в управлении организацией» ТК РФ. Основные формы участия работников в управлении организацией указаны в ст. 53 ТК РФ. Одной из таких форм является, например, учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором. Так, ст. 373 ТК РФ предусматривает порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя с работником, являющимся членом профессионального союза, в случаях сокращения численности или штата работников в организации; несоответствия работника занимаемой
должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Приказом ФСКН России от 3 мая 2005 г. № 144 «Об утверждении Инструкции о порядке приема на службу, испытания при приеме на службу, назначения на
должности , заключения контрактов о службе, освобождения от должностей и присвоения специальных званий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» предусмотрено, что на службу в подразделения, территориальные органы и организации ФСКН России имеют право поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 20 лет, но не старше 40 лет, владеющие русским языком, способные по своим личным и деловым качествам, имеющемуся профессиональному образованию и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на органы наркоконтроля. Указанные возрастные ограничения на основании п. 2 Указа Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» не распространяются на сотрудников федеральных органов налоговой полиции, органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих, уволенных из указанных органов и с военной службы в связи с переходом на службу в органы наркоконтроля.
Данное положение, но в измененном виде, было закреплено и в п. 3 комментируемой статьи в первоначальной редакции: судья не вправе совмещать работу в
должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. При этом было предусмотрено, что судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия, однако данное положение исключено в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 169-ФЗ, которым одновременно комментируемая статья дополнена новым п. 4 о возможности работы судей, пребывающих в отставке и имеющих стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях (см. ниже).
Таким образом, положение этой статьи закрепляет грубейшее противоречие Основам о нотариате: «Управление юстиции вправе продлевать сроки действия трудовых договоров с государственными нотариусами, не имеющими высшего юридического образования и назначенными на
должность до вступления в силу Основ». Во-первых, федеральный акт устанавливает обязательное требование о наличии высшего образования по специальности «Юриспруденция». Во-вторых, вышеназванное Постановление Верховного Совета РФ (п. 5, пп. «а») предусматривает, что контракт с такими работниками нотариальных контор может быть продлен, но не более чем на один год с момента вступления в силу указанных Основ.
В доктрине по поводу места высших должностных лиц в системе органов государственной власти субъектов РФ сложилось два подхода. Один подход исходит из необходимости на уровне всех субъектов РФ обеспечить как юридическое, так и фактическое совмещение
должности высшего должностного лица и руководителя высшего органа исполнительной власти в одном лице. Другой подход, наоборот, исходит из того, что не следует включать высшее должностное лицо в структуру органов исполнительной власти, т. к. в одной подсистеме не могут состоять два органа, формально наделенные статусом высших органов.
Соответствующие обязанности предусмотрены муниципальным законодательством в отношении муниципальных служащих,[270] ибо муниципальная и государственная гражданская службы тесно связаны между собой. Взаимосвязь этих служб обеспечивается: 1) единством основных квалификационных требований к
должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы; 2) единством ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы; 3) единством требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; 4) учетом стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; 5) соотносительностью основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; 6) соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
2) каждый государственный служащий занимает государственную
должность , учрежденную государством. Должность определяет правовой статус служащего, для ее замещения установлены определенные организационно-правовые способы (выборы, назначение и др.);
Родовые консолидированные формы государственной деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, принято именовать ветвями государственной власти. По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая. Так, для представительных (законодательных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная, хотя Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность и в иных видах, таких как импичмент, объявление амнистии, участие в решении кадровых вопросов о назначении на
должность и освобождении от должности некоторых высших должностных лиц государства. Точно так же для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности – управленческая исполнительно-распорядительная деятельность, хотя они осуществляют и другие виды государственной деятельности: представительскую деятельность РФ в иностранных государствах, различные формы участия в законотворческой деятельности, разработке доктрин внешней и внутренней политики.
С учетом особенностей характера работы и ответственности к лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры (за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования), в целях проверки их соответствия занимаемой
должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев.
6. В части 5 ст. 6 Закона № 7-ФЗ установлены ограничения на возможность замещения ряда
должностей в клиринговой организации, а также на участие в ее органах управления отдельных категорий граждан, в том числе:
Образование судов как субъектов судебной власти и формирование их составов происходит на строго обозначенных законом основаниях и в установленном порядке. Соблюдение требования компетентности суда гарантирует порядок учреждения судов конституционным законом и формирования их состава в соответствии с федеральным законом. Наделению судей их полномочиями предшествуют длительная и детально определенная деятельность соответствующих государственных органов и должностных лиц по отбору кандидатов на судебные
должности , процедура основательной проверки их соответствия предъявляемым требованиям.