Связанные понятия
Вице-губернатор (нем. Vizegouverneur, англ. Deputy Governor), также лейтена́нт-губерна́тор (англ. Lieutenant Governor) — должность заместителя губернатора, и должностное лицо ее занимающее.
Мэр (фр. Maire — старшина от лат. major — старший, хотя на латинском это будет magister, или полностью — magister burgi или burgimagister) или градоначальник — глава администрации, глава исполнительной власти населённого пункта, чаще всего города, в некоторых государствах и странах — и небольшого региона (например, в Литве мэр возглавляет и районные самоуправления).
Генера́л-губерна́тор (англ. Governor-General, в Канаде и Индии Governor General) — назначенный представитель главы государства или правительства для управления некоторой территорией, обычно колониальной. Этот титул используется Британской Короной в Королевствах Содружества Наций, или в бывших британских владениях. Например, пост генерал-губернатора Индии существовал с 1773 по 1950 год. Представитель Короны — термин, используемых в различных конституциях для обозначения генерал-губернатора; неформально...
Президе́нт (от лат. praesidens, род.п praesidentis — сидящий впереди, во главе; председатель) — выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления; избирается на установленный (например, конституцией) срок.
Сенат — один из высших органов государственной власти, часто верхняя палата законодательного собрания (парламента).
Упоминания в литературе
Итак, во второй четверти XIX в. происходит правовое усиление власти
губернатора . Все предыдущие попытки утверждения коллегиального начала в губернском правлении не дали ощутимых результатов. Оно по-прежнему «представляло собой коллегию, но само по себе ничего не решало»[119]. В «Наказе» 1837 г. законодатель очертил круг дел, которые подлежали решению в коллегиальном порядке, и тех, которые должны были находиться исключительно в компетенции губернатора. Но при отсутствии механизмов отделения надзора от личной администрации управление вновь сосредотачивалось в одних руках. Постепенно утратив функции контроля и былую автономность, губернское правление превратилось в расширенный вариант губернаторской канцелярии[120]. Авторитарные тенденции проявили себя в законе от 27 августа 1842 г. (он предо ставил начальнику губернии право «обращать внимание» на местные учреждения всех ведомств[121]) и в законе от 2 января 1845 г., превратившем вице-губернатора в помощника губернатора[122]. Этот же закон закрепил подчинение губернских правлений ведомству МВД. Потеряв былую власть над органами местного управления, Сенат лишился всякого участия в управлении страной.
До начала 30-х гг. XIX века административно-территориальное деление Османской империи оставалось без особых изменений. Генерал-
губернатор провинции назначался, как правило, сроком на один год с возможным продлением полномочий. В каждый город эйалета вали назначал своего представителя, мутасаллима61, осуществлявшего функции главы гражданской администрации (хáким идáрий), и даже руководителя сбора налогов и податей в казну генерал-губернатора (931, т. 3, с. 12; 837, с. 173). В качестве мутасаллима могли выступать временно назначаемые генерал-губернаторами провинций некоторые землевладельцы из числа провинциальной военной знати (умара), получавшие за свою службу военный лен (чифтлик) из государственных земель (мири) (886, с. 49)62. Таким образом, мутасаллимы могли легко выступать в роли посредника между центральным правительством и местным населением. Нередко европейские консулы переводили должность мутасаллима как «вице-губернатор», а иногда даже – «губернатор». До начала 1840-х гг. территория, вверенная генерал-губернатором мутасаллиму в арабских провинциях значилась как мутасаллимиййа (осм. Мутесаллимийе, или мутесаллимлык).
Структура губернского управления в целом напоминает структуру управления наместничествами. Главой губернии является
губернатор , назначаемый Императором и находящийся в двойном подчинении: непосредственно его деятельность контролируется Наместником, опосредованно – Комитетом министров. В осуществлении власти губернатору содействует Общее собрание губернского начальства, состоящее из двух отделений – управительного (или губернского правления) во главе с гражданским губернатором, и казённой палаты во главе с вице-губернатором (ст. 65–67). Каждое из этих отделений делится на экспедиции, отвечающие за конкретную отрасль управления в губернии. Общее собрание должно было рассматривать наиболее важные вопросы (их круг предполагалось установить в специальном законе), а также отменять все решения нижестоящих чиновников, если те противоречат законам. Кроме того, губернатор как председатель Общего собрания мог обратиться к Наместнику в Правительном Совете наместничества об удалении с должности чиновника, оказавшегося виновным в нарушении законов (ст. 69). Как и в случае с Госсоветом и наместническими советами, члены Общего собрания губернского начальства имели только право совещательного голоса, все решения принимались единолично губернатором (ст. 70). Но с другой стороны, такое решение должно было предварительно рассматриваться в Общем собрании, т. е. принцип единоначалия всё-таки ограничивался. Как и на вышестоящих уровнях, на уровне губернии также вводился принцип контрассигнатуры. Руководитель экспедиции был обязан скрепить своей подписью решения Общего собрания, касающиеся его ведомства. Если он был не согласен с ним, то должен был записать своё мнение в специальный протокол, тем самым, освобождая себя от ответственности (ст. 71).
Никакой альтернативы не оставалось, кроме сопротивления или безоговорочного подчинения. Колебаний быть не могло. Колонии сплотил призыв к оружию. Они объявили себя независимыми штатами. Они объединились в одну большую республику, обеспечив этим каждому штату преимущества союза всех их сил. В каждом штате отдельно была установлена новая форма правления. В частности, наша в общих чертах выглядит следующим образом. Исполнительная власть находится в руках избираемого ежегодно
губернатора , который не может находиться на этом посту более трех лет из каждых семи. Ему помогает совет из восьми членов. Судебная власть поделена между несколькими судами. Законодательная власть осуществляется двумя палатами ассамблеи. Одна, называемая Палатой депутатов, состоит из двух представителей от всех графств, избираемых ежегодно гражданами, владеющими пожизненно 100 акрами необжитой земли или земельным участком в 25 акров с домом на нем или имуществом в виде дома или участка земли в каком-нибудь городе. Другая палата – Сенат, состоящий из 24 членов, избираемый раз в четыре года теми же избирателями, для чего образуются 24 округа. Для принятия закона необходимо согласие обеих палат. Палаты назначают губернатора и совет, судей высших судов, аудиторов, генерального прокурора, казначея, регистратора земельной конторы и делегатов в конгресс.
Губернатор осуществляет назначения на целый ряд должностей в администрации штата, но во многих случаях решения по кадровым вопросам обретают юридическую силу только после утверждения законодательного собрания. Следует также иметь в виду, что ряд должностных лиц штата (секретарь штата, казначей, аудитор, генерал-атторней и др.) избираются либо населением, либо Законодательным собранием.
Связанные понятия (продолжение)
Поли́тик , полити́ческий дéятель — лицо, профессионально занимающееся политической деятельностью.
Спи́кер (англ. Speaker, буквально — оратор) — председатель палаты парламента. Данный термин широко распространён в политическом лексиконе, но официально употребляется только в англоязычных странах. Впервые должность председателя парламента была введена в 1377 году в Палате общин, первым спикером которой стал Томас Хангерфорд (Thomas Hungerford).
Судья — лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие; в современной теории разделения властей — лицо, наделённое судебной властью.
Чино́вник — лицо, имеющее чин, и состоящее на гражданской или придворной службе. Институт чиновничества существовал де-факто в Русском царстве и Российской империи, но до 1722 года не имел чёткой структуры. Де-юре институт чиновничества был структурирован учреждением Табели о рангах 24 января (4 февраля) 1722 года.
Адвокат (лат. advocatus — от advoco — приглашаю) — лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их прав и представление интересов в суде, обладающее полученным в установленном порядке статусом адвоката. Адвокатура как профессия известна с древнейших времён.
Губернатор Гонконга (англ. The Governor of Hong Kong, кит. 香港總督/港) — официальный представитель монарха Великобритании в Британском Гонконге с 1843 по 1997 годы. Губернатор являлся председателем Исполнительного совета Гонконга и главнокомандующим частями британской армии в Гонконге. Полномочия губернатора были определены специальными документами, утверждёнными британским монархом — Hong Kong Letters Patent и Hong Kong Royal Instructions. По окончании британского правления при передаче суверенитета...
Главнонача́льствующий — должность наместника или начальника центрального органа управления в Российской империи, на территории Вооруженными силами Юга России и в СССР.
Великий пенсионарий (нидерл. Raadpensionaris) — одно из высших должностных лиц в Республикe Соединённых Провинций, первое должностное лицо и юридический советник как от провинции Голландия, так и от провинции Зеландия.
Государственный совет (также иногда сокращённо Госсовет) — высшее законосовещательное учреждение при российском императоре в 1810—1906, позднее, в 1906—1917 — законодательный государственный орган, фактически — верхняя палата парламента Российской империи, существовавшая наряду с нижней палатой — Государственной думой.
Глава́ администра́ции — должность руководителя исполнительной власти муниципальных образований в России. В ряде регионов России она заменяет собой должность губернатора.
Дальневосто́чная респу́блика (ДВР) (6 апреля 1920 — 15 ноября 1922) — де-юре независимое демократическое государство с капиталистическим укладом в экономике, провозглашённое на территории Забайкалья и российского Дальнего Востока. Де-факто являлось «буферным» государством между Советской Россией и Японией.
Местное самоуправление на Украине (укр. Місцеве самоврядування в Україні) — это право территориальной общины — жителей села (либо добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сёл), посёлка и города — самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Местное самоуправление — это форма публичной власти, которая реализуется специфическими субъектами — территориальными коллективами и формируемыми ими органами, имеет особый объект — вопросы местного...
Солтыс (также шультгейс или солтис, от лат. Scultetus, sculteus через нем. Schultheiß, Schultheiss, Schulz) — в Германском королевстве должностное лицо, назначаемое королём, для наблюдения за исполнением представителями той или иной общины своих обязанностей перед королём; уполномоченный графа, который действовал в границах сотни. С XII века появились должности сельского шультгайса (шульца) — должностного лица назначенного сеньором, судьи сельского суда; и городского шультгайса в городах, которые...
Московская городская Дума (Мосгордума, МГД) — законодательное собрание города Москвы. Статус и полномочия Мосгордумы определяются Уставом города Москвы, порядок избрания — Избирательным кодексом города. В Мосгордуму VI созыва, полномочия которой действуют с 2014 по 2019 год, вошли 45 депутатов, избранных по одномандатным округам. С 1994 по 2014 год Председателем Мосгордумы был Владимир Платонов, с сентября 2014 года её возглавляет Алексей Шапошников.
Закон о земстве в Западных губерниях — закон Российской империи (именной Высочайший указ) «О распространении действия Положения о земских учреждениях на Витебскую, Волынскую, Киевскую, Минскую, Могилевскую и Подольскую губернии», принятый 14 марта 1911 года; принятие закона вызвало острый политический кризис. Закон распространял на 6 губерний Западного края Положение о земских учреждениях, с той особенностью, что землевладельцы польского происхождения выделялись в отдельную избирательную курию; тем...
Городская реформа 1870 года (реформа городского самоуправления) — одна из либеральных реформ императора Александра II, имевшая собой цель дать населению городов право ведать своё городское хозяйство. Подготовка реформы началась ещё в 1862 году, но император выпустил «Городовое положение 16 июня 1870» только спустя 8 лет.
Презид (лат. praeses) — титул наместника провинции во времена Поздней Римской империи.
Лагтинг (швед. Ålands lagting фин. Ahvenanmaan maakuntapäivät) — законодательное собрание или парламент Аландских островов.
Аюнтамье́нто (в старой транскрипции аюнтамие́нто, исп. Ayuntamiento) — муниципальный орган в Испании.
Городская дума — представительный орган власти в городах Российской империи, а также представительный орган местного самоуправления в современных российских городах и в городах республиканского подчинения Латвии, а до вступления в силу нового административно-территориального деления в 2009 году — во всех городах Латвии.
Верхо́вный прави́тель России — временная должность главы Российского государства, учреждённая в результате государственного переворота 18 ноября 1918 года и признанная всеми лидерами Белого движения.
Вре́менное Сиби́рское прави́тельство (под председательством П. Я. Дербера), с 29 июня 1918 переименовано во Временное правительство автономной Сибири (ВПАС) — существовало на территории Сибири и Дальнего Востока во время Гражданской войны в России с 28 января (10 февраля) по 22 октября 1918 года. Встречается также термин «группа Дербера», введённый политическими противниками, чтобы подчеркнуть ограниченный и с сомнительной легитимностью статус правительства.
Министерская реформа — одна из реформ государственного управления Российской империи, проведённых в начале XIX века при императоре Александре I. Первый этап реформы пришёлся на 1802—1803 годы, второй этап был осуществлён в 1810—1811 годах. В результате реформы на смену архаичным коллегиям пришли министерства.
Мирово́й посре́дник — чиновничья должность с 1859 года в Российской империи для улаживания поземельных отношений между помещиками и крестьянами и надзора за крестьянскими учреждениями. Мировые посредники назначались губернаторами с утверждением сенатом; просуществовали в центральных губерниях до 1867 года, дольше сохранялись в западных губерниях (кроме Витебской, Могилёвской и Минской), а также в закавказских.Апелляционной инстанцией для них являлись уездные съезды, кассационной — губернские по крестьянским...
Генерал-контролёр — начальник Контрольного департамента Государственного контроля Российской империи, ранее генерал заведывающий контрольною частию государства.
Гакенрихтер (от нем. Hakenrichter — сошный судья) — должность в Эстляндской губернии, которая соответствовала по статусу лифляндскому орднунгсрихтеру и была учреждена в XV веке.
Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия — чрезвычайный государственный орган в Российской империи в феврале — августе 1880, созданный после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным, и объединивший действия всех властей по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Распоряжения Главного начальника Верховной распорядительной комиссии и принимаемые им меры подлежали безусловному исполнению и соблюдению...
Большой королевский совет — один из центральных органов власти в средневековых монархиях Европы, представляющий собой собрание представителей высшей аристократии и духовенства, созываемое королём для решения наиболее важных вопросов государственного управления. Большой королевский совет в большинстве стран являлся предшественником парламента, однако имел, в основном, лишь совещательные функции. Этот орган выражал интересы господствующих социальных слоёв и обеспечивал королю поддержку политической...
Батоннье ́ (фр. le bâtonnier) — во Франции адвокат, стоящий во главе совета корпорации адвокатов при апелляционном суде или суде первой инстанции. Избирается членами корпорации каждые два года.
Золотой век Российского дворянства — принятый в историографии период с 1762 по 1796 года, когда дворянство Российской империи переживало свой наивысший расцвет. Принято считать, что период начался с правления Екатерины II, однако некоторые историки утверждают, что период начался с правления Петра III, так как он своим манифестом от 18 февраля 1762 г. объявлял дворян свободными от обязательной военной службы.
Десятилетнее консульство — период в истории Франции от вступления в силу Конституции VIII года (25 декабря 1799) до 2 августа 1802, когда сенат официально объявил итоги плебисцита по вопросу о предоставлении Наполеону Бонапарту пожизненного консульства. Фактически уже в этот период вся полнота власти во Франции принадлежала первому консулу — Бонапарту.
Не путать с Кабинетом министров Российской империиКомитет министров — высший совещательный и распрядительный орган Российской империи, действовавший при российском императоре в 1802—1906 годах. Во время революции 1905-07 гг. на смену ему пришёл Совет министров Российской империи.
Подробнее: Комитет министров
Авогадоры (итал. Avogadori) — в Венецианской республике члены особой высшей судебно-административной коллегии, имевшей важное влияние на ход общественных дел и наблюдавшей за исполнением законов.
Мирово́й судья ́ (фр. justice de paix, англ. justice of the peace) — лицо, наделённое полномочиями выполнять функции мировых судов. Мировые суды представляют собой местные юридические органы низшей инстанции, обладающие ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.
Отве́тственное прави́тельство (англ. responsible government, в российской политической жизни 1916—1917 гг. — «ответственное министерство») — выражение, используемое для обозначения подотчётности правительства перед парламентом в ряде стран с конституционной монархией. До введения ответственного правительства члены исполнительной власти отчитывались в своих действиях лишь перед монархом и не могли быть напрямую освобождены от занимаемых должностей парламентом.
Временное областное правительство Урала (В. О. П. У.) — антибольшевистское временное правительство, созданное в Екатеринбурге 13 или 19 августа 1918 года, контролировавшее Пермскую губернию, части Вятской, Уфимской, Оренбургской губерний. Упразднено в октябре 1918 года.
Каха́новская комиссия — особая комиссия для составления проектов местного управления под председательством статс-секретаря М. С. Каханова, по докладам министра внутренних дел графа Н. П. Игнатьева, работавшая с 1881 по 1885 год.
Совет государственной обороны (СГО) — верховная военно-руководящая инстанция в Российской империи в 1905—1909 годах, надведомственный и внеправительственный орган, призванный координировать деятельность военного и морского ведомств и согласовывать её с внешнеполитическим курсом государства. Был создан в самом конце русско-японской войны 1904—1905 годов, выявившей серьёзные недостатки в центральном управлении, организации, системе комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении армии и флота...
Консула́т (фр. Consulat) — период в истории Франции, во время которого власть в стране фактически принадлежала Наполеону Бонапарту, но юридически его власть была различным образом ограничена. Продолжался с 9 ноября 1799 (18 брюмера VIII года, когда Бонапартом был совершён государственный переворот) по 18 мая 1804 (когда Наполеон был провозглашён императором).
Австралийская монархия (англ. Monarchy of Australia) — система конституционного управления, при которой монарх является верховным правителем Австралии, формируя вокруг себя парламентскую демократию Вестминстерского типа. Иногда, для того чтобы подчеркнуть реально существующее положение вещей в политическом устройстве государства, Австралию называют «Коронованной республикой», имея при этом в виду, что, несмотря на то, что Австралия формально остается монархией, по своей сути и духу это республика...
«Турецкий устав » (серб. Турски устав) — конституция Сербского княжества, действовавшая в 1838—1869 годах.
Земский участковый начальник — чиновник Российской империи в 1889—1917 годах, сочетающий на территории своего участка (меньшего, чем уезд) административную власть по отношению к крестьянам и их сообществам (сельским обществам и волостям) и ограниченную судебную власть по отношению ко всему населению. В период контрреформ как администрирующие чиновники заменили собой уездные по крестьянским делам присутствия, а как судебная инстанция — заменили упраздненных мировых судей. Верхними инстанциями по отношению...
Упоминания в литературе (продолжение)
Поскольку было обнародовано, что закон вступает в силу в день его опубликования, то вскоре были созданы органы управления Руськой Краины. Во главе Руськой автономной области с центром в Мукачеве учреждался пост правителя (регента) –
губернатора . Им был назначен адвокат из Рахова Агоштон Штефан. Инспекцию и контроль над ним осуществлял назначенный министром в венгерском правительстве по делам Руськой Краины (прежний уполномоченный правительства) Орест Сабо. Он подчинялся Венгерскому государственному собранию, а по делам автономии – и Руському национальному собранию. Местом его пребывания был Будапешт.
Качество управленческих кадров от этого закона не изменится. В этом отношении показателен случай, происшедший в 2007 году с переназначением
губернатора Брянской области, которая в течение многих лет считалась оплотом коммунистов. В 2004, когда проводились еще по старым правилам выборы главы администрации, прежний губернатор области Юрий Лодкин был снят с выборного процесса по решению суда и новым руководителем региона был избран Николай Денин – крупный предприниматель и депутат Государственной думы от «Единой России». За Н. Дениным вскоре потянулся шлейф судебных дел, потому что в 2005 году он, направляясь в Москву за рулем своего «крутого» джипа, сбил в районе г. Обнинска 53-летнюю женщину, которая скончалась на месте. Пришлось использовать пресловутый административный ресурс, чтобы в конце концов освободить лихача от уголовного преследования. Но в 2007 году расследования Генеральной прокуратуры выявили факты крупного мошенничества, к которым был причастен Н. Денин, с целью присвоения им птицефабрики «Снежка» в Брянской области. Формально полномочия брянского губернатора истекали в декабре 2008 года, но сам Н. Денин заблаговременно (до возможного рассмотрения дела о мошенничестве в судах) обратился к В. Путину с письмом о доверии, и Кремль дал согласие на его переизбрание, будучи уверенным, что все пройдет «без сучка и без задоринки», поскольку Брянская областная дума теперь состоит на две трети из представителей «Единой России».
Однако и указанное право председателя явилось, по-видимому, недостаточным для надзора за земством: законом 19 августа 1879 г.
губернаторам предоставлено право не только не утверждать служащих по земству лиц, но и удалять тех из них, которых они признают неблагонадежными. Если к этим последовательно установленным правам губернатора по отношению к личному составу земских учреждений и по надзору за направлением их деятельности добавить еще циркуляры Министра Внутренних Дел от 12 октября 1866 г., 28 августа 1868 г., 22 октября 1870 г. и закон 4 июля 1879 г.[112], коими разного рода служащие земств были поставлены в полную зависимость от правительственных учреждений (земские фармацевты и врачи от врачебных управ и губернаторов, попечители училищ от училищных советов, учителя от инспекторов и т. д.), то становится довольно ясным, что самостоятельность земских учреждений Правительство старалось все более и более ограничивать, сделать ее по возможности призрачной, а сами учреждения из самостоятельных, действующих лишь под контролем правительственной власти, постепенно низводились на степень бюрократических органов – послушных исполнителей губернаторской воли.
Губернатор возглавляет в штате высшую власть. Он назначается президентом республики сроком на 5 лет с возможностью повторных назначений в последующем. Губернатор должен быть гражданином Индии не моложе 35 лет, не должен занимать какой-либо иной оплачиваемой должности или являться депутатом парламента страны или легислатуры штата. «Предполагается, что он не зависит от каких-либо политических партий», хотя на практике он защищает интересы партии, находящейся у власти в центре.
После восстановления наместничества генерал-адъютантом И.И. Воронцовым-Дашковым были подвергнуты критике недостатки военно-народного управления199. Наместник полагал неуместным до сих пор существовавшее полновластие военного ведомства в Кубанской и Терской областях, где численность гражданского населения даже превышала казачье население. «Военные
губернаторы и окружные начальники с их помощниками, – считал наместник, – состоя на службе по военному ведомству, ныне уже являются представителями не армии, а чисто гражданского управления, и функции их не заключают в себе ничего военного, а представляются только объединёнными в руках этих должностных лиц функциями обычных губернских и уездных управлений»200. И.И. Воронцов-Дашков внёс предложение о применении к соответствующим местностям системы губернского управления, выработанной для внутренних районов России. А в основу плана реформирования сельского управления мыслилось положить земский принцип, начала действительного самоуправления.
При установлении редакции этой статьи, Совет вошел в обсуждение особого мнения Сыр-Дарьинского Областного Прокурора, проектирующего для оценки нравственных качеств кандидатов, предназначаемых на должность народного судьи, образование в каждом уезде особых комиссий, под председательством уездного Начальника, из членов: пристава того участка, в пределах коего находится волость, для которой должен быть избран судья, участкового мирового судьи и податного инспектора, с правом приглашать в свои заседания почетных туземцев или стариков и с обязательством представлять журналы свои Военному
Губернатору , который будет иметь возможность избрать достойнейшего на должность судьи. Совет, признавая такую меру вполне целесообразною, тем не менее полагает, что введение в положение о народном суде проектируемого правила не вызывается особенною надобностью, так как и без этого Военные Губернаторы и Начальники уездов всегда будут иметь полную возможность собрать улиц, из коих предполагается учредить комиссию, необходимые сведения о нравственных качествах кандидатов на должность народного судьи.
После восстановления наместничества генерал-адъютантом И.И. Воронцовым-Дашковым были подвергнуты критике недостатки военно-народного управления264. Наместник полагал неуместным до сих пор существовавшее полновластие военного ведомства в Кубанской и Терской областях, где численность гражданского населения даже превышала казачье население. «Военные
губернаторы и окружные начальники с их помощниками, – считал наместник, – состоя на службе по военному ведомству, ныне уже являются представителями не армии, а чисто гражданского управления, и функции их не заключают в себе ничего военного, а представляются только объединёнными в руках этих должностных лиц функциями обычных губернских и уездных управлений»265. И.И. Воронцов – Дашков внёс предложение о применении к соответствующим местностям системы губернского управления, выработанной для внутренних районов России. А в основу плана реформирования сельского управления мыслилось положить земский принцип, начала действительного самоуправления.
Растерянность в административных органах давала повод к активизации общества, его давления на власть. Так, в Пермской губернии вновь образованным органом власти – Комитетом общественной безопасности (КОБ) были подвергнуты аресту
губернатор М. А. Лозина-Лозинский, вице-губернатор Л. Троекуров, начальник запасной бригады, непременный член Белоусов, два жандармских офицера и ряд других представителей власти. КОБы при участии Советов рабочих депутатов (СРД) решали вопросы о выдвижении кандидатуры на пост губернского комиссара. Назначенные Временным правительством, вынуждены были снимать с себя полномочия, так как не пользовались популярностью. Не были приняты и кандидатуры, выдвинутые ими в качестве своих преемников. На эти должности в Пермской губернии были избраны тов. председателя Пермского КОБа А. Е. Ширяев (председатель Пермского областного ВПК), в Вятской губернии – П. И. Паньков (март), позднее кооператор, земский деятель эсер П. Т. Саламатов, его помощник – Н. В. Огнев, общественный деятель, депутат I Государственной думы, в Оренбургской губернии – эсер Н. В. Архангельский, в Уфимской – сочувствующий кадетам П. Ф. Коропачинский[12]. Наблюдалась частая смена губернских комиссаров. Так, в июле 1917 г. в Пермской губернии фигурирует уже третье лицо на этом посту. Центральная власть не только не контролировала этот процесс, но и сама вносила определенные трудности. В июне 1917 г. в числе 15-ти офицеров и 20-ти солдат, призванных на военную службу, был пермский губернский комиссар Временного правительства прапорщик Турчевич. Сообщая об этом в Министерство внутренних дел его заместитель Оболенский, отмечал, что это «создаст сразу полную разруху управления губернии» и просил разрешения на созыв в ближайшее время губернского съезда по перевыборам нового комиссара и его помощников[13].
До сих пор дискуссионным является вопрос о первом инициаторе избрания муфтия ОМДС. Хронологически наиболее ранним из изданных является проект сенатора И. В. Лопухина, посланный на имя императора Александра I из Симферополя 18 февраля 1803 г. В пункте третьем он предлагает «муфтия выбирать всему магометанскому обществу Таврическому через собрание в каждом городе мурз и депутатов от поселян каждой волости, которым и выбирать трех кандидатов, о коих с мнением свои общему губернского правительства представлять на утверждение Правительствующему Сенату; от сего же… подносить доклад и Вашему Императорскому Величеству»[99]. Здесь мы видим созыв всегубернского съезда, выбор трех кандидатов и утверждение Правительствующим Сенатом. За исключением последнего момента, что, возможно, отражает либерализм первых лет правления Александра I, мы фактически видим модель для проектов избрания муфтия ОМДС, включая заседание Голяма Шурасы при ОМДС в апреле 1905 г. Эта модель предполагает созыв общего съезда, избрание трех кандидатов и право окончательного решения за имперским центром. В свою очередь, 20 сентября 1805 г. таврический гражданский
губернатор Д. Б. Мертваго, принимавший участие в создании ОМДС, предлагал вариант отдельных выборов по две кандидатуры от городов и уездов. При этом начальник губернии сам выбирал из них трех кандидатов для представления министру внутренних дел с целью утверждения императором[100].
Верховная власть формально принадлежала генерал-губернатору, назначаемому британским монархом на пять лет; реальная исполнительная власть – Исполнительному совету (правительству) в составе генерал-губернатора, премьер-министра и семи министров. Позднее число последних увеличивалось. Первое единое австралийское правительство во главе с Э. Бартоном было создано в сентябре 1900 года. Оно было ответственно перед нижней палатой парламента (палата представителей), которая избиралась по мажоритарной системе на три года. Верхняя палата (сенат) состояла из представителей штатов, избираемых на шесть лет, и имела право выдвижения и отклонения законопроектов. После прохождения сената законопроект утверждался
губернатором и мог быть им отменен в течение года. В случае конфликта между палатами назначались новые выборы.
В Положении 1864 г. было прямо указано на последствия неутверждения избираемого в председатели управы. В Положении 1890 г. указано: в случае неутверждения избранных в управу лиц назначаются новые выборы, на которых неутвержденные лица уже не могут баллотироваться, и в случае неутверждения вновь избранных должности в управе замещаются по назначению министра внутренних дел или
губернатора с тем ограничением, что назначаться могут лишь лица, имеющие право быть избранными в качестве гласных. В городах последствия неутверждения были те же.
Правительство России также оттесняет полпредов президента от решения ключевых вопросов. Так, в период кризиса в Приморском крае глава правительства Михаил Касьянов в ходе своей инспекционной поездки по региону неоднократно повторял, что введение прямого президентского правления в крае маловероятно. В то же время решения, принятые во время этой поездки, продемонстрировали другое – губернаторская власть перешла под непосредственный контроль правительственных структур. Было объявлено, что бюджет Приморья будет верстаться под руководством Правительства РФ, а исполнять его будет федеральное казначейство. Координировать поставки топлива в Приморье и платежи за него премьер поручил одному из заместителей министра энергетики, которому предписали постоянно находиться во Владивостоке. Кроме того, предполагалась проверка финансовой деятельности краевой администрации. Только на таких условиях Правительство РФ было готово предоставить краю трансферты (5, 6 млрд рублей). Таким образом, Сергей Дарькин в обмен на признание себя
губернатором фактически потерял право самостоятельного управления финансами края. На вторых ролях оказался и полпред Президента РФ К. Пуликовский. Обозреватели отмечают как весьма примечательный тот факт, что он даже не был на пресс-конференции, на которой Касьянов изложил столь важные для края решения правительства[43].
На Афоне существует две системы администрации – гражданская и монастырская. Территория Афона составляет отдельную административно-территориальную единицу (ном) Греческой Республики. Гражданское управление осуществляет
губернатор (управляющий, префект) Святой Горы, подчиняющийся Министерству иностранных дел Греции. По традиции губернатор Афона назначается из числа профессоров богословского факультета Фессалоникийского университета. В его ведении находятся полиция, отдел регистрации иностранных граждан и таможня. Гражданские ведомства находятся в Карее и Дафни. Губернатор поддерживает контакт с монастырскими органами управления. Своей властью он приводит в исполнение решения монастырей и Священного Кинота, поскольку они принимаются в согласии с действующим Уставом (ст. 8 Устава).
К данному разделу примыкают распоряжения об армейских священнослужителях. Получивший высочайшее утверждение синодский указ от 15 марта посвящался пенсиям полковым священникам и их семьям. Прослужившим более 20 лет полагалась пенсия 100 рублей в год. Та же сумма выдавалась, если срок службы был меньшим, но семья большая. Эта пенсия распространялась на семью, если священник умирал во время службы в армии. По именным указам Синоду от 14 апреля велено было назначать священников в армию и флот, а от 19 апреля – не отдавать распоряжений обер-священнику (старшему военному церковнослужителю) без участия и согласия Синода[35]. Ряд именных и сенатских указов касался центральной и местной администрации. 16 марта отменялась введенная Павлом I практика выборов купцов в члены Коммерц-коллегии (эта мера может быть рассмотрена как возврат к излишней бюрократизации учреждения, ведавшего вопросами торговли). На следующий день, 17 марта, был принят указ, восстанавливавший прежнюю (допавловскую) «форму отношений между военными и гражданскими местами и начальниками». Из числившейся на городах суммы недоимок 14 апреля исключалась часть, составившаяся из излишков жалованья магистратских членов (то есть последним были прощены переплаты жалованья). Выборы «чиновников и урядников» по «тамошним правилам» 17 апреля разрешались в губерниях: Малороссийской, Литовской, Минской, Волынской, Подольской, Киевской и Белорусской. 11 мая было определено, что полиция подведомственна местному гражданскому начальству, комендантам или военным
губернаторам , имеющим и гражданскую власть. Особо подчеркивалось, что командиры воинских частей не имеют права вмешиваться в дела городского управления и полиции. Указ от 26 июня отменял павловское нововведение – шлагбаумы в городах и селениях, где нет военных гарнизонов.
По некоторым уцелевшим отрывочным документам можно догадываться, что, когда правительство Петра приступило к первой, губернской областной реформе, у него был составлен довольно стройный план губернского устройства, который и можно восстановить по этим документам. План этот заключался в следующем. Во главе каждой из восьми громадных областей, на которые разделена была Россия, должен был стать
губернатор – правитель всей суммы губернских дел во всей их совокупности. Под ним среднее место должны были занять четыре «губернские персоны», а именно: обер-комендант, заведующий военным управлением, обер-комиссар и обер-провиант, делящие между собой управление губернскими доходами так, что в руки первого поступают денежные, а в руки второго хлебные сборы и, наконец, ландрихтер, заведующий губернской юстицией. Таким образом, эти четыре персоны делили на четыре доли всю совокупность губернских дел, сосредоточенную в руках губернатора. Под ними предполагалось поставить низшие органы областного управления – уездных комендантов, каждый из которых, будучи подчинен каждой из губернских персон по ее ведомству, сливает в своих руках опять все четыре ведомства в одну совокупность, простирая свою власть на небольшое подразделение губернии – уезд[30].
В 1890 г. был издан новый закон о земстве. По нему усиливался контроль над земской деятельностью со стороны губернских властей. Курия землевладельцев стала полностью дворянской. Резко сокращалось число представителей от городов. Крестьяне лишились права самостоятельно избирать гласных. Крестьянских гласных утверждал
губернатор из числа лиц, избранных волостными сходами. Власти получили право утверждать в должности не только председателей, но и членов земских управ. В случае необходимости после выборов министр внутренних дел мог продлить истекшие полномочия прежнего состава земского собрания или самостоятельно назначить председателя и членов земской управы. Они причислялись к категории государственных служащих. Общее число гласных уменьшилось незначительно, а избирателей – более чем в 2 раза. Но закон 1890 г. не принес заметных перемен в деятельности земств.
Императрица обратила внимание на переустройство областного управления. Этому способствовала слабая деятельность местных органов по ликвидации пугачевского бунта, на этом настаивали дворянские депутаты. Прежде всего, Екатерина пересмотрела областное деление: вместо 20 обширных губерний Россия делилась на 50 губерний, каждая из которых была на 300–400 тысяч жителей, а губернии делились на уезды, каждый из них с населением 20–30 тысяч человек. Структура управления губерниями была везде одинаковая: губернское управление во главе с
губернатором или наместником. Эти учреждения были исполнительными, полицейскими и в какой-то части распорядительными, призваны приводить в исполнение указы и распоряжения высшего правительства, а также свои – наблюдать за порядком в губернии. Были созданы земские суды под председательством земского исправника. Высшими губернскими инстанциями были две палаты: палата уголовных дел и палата гражданских дел. Под этими судебными учреждениями в губернии стояли сословные суды.
Перестройка высшего административно-судебного места Российской империи вызвала необходимость переустройства местных присутствий по публично-правовым спорам. В 1908 г. статс-секретарь П. А. Столыпин в проекте преобразования учреждений губернского управления предложил выделить в них особые судебно-административные коллегии под председательством
губернатора , в которые включить представителей общественности и профессиональных чиновников. П. А. Столыпин разработал понятие административного иска и процессуальные правила его рассмотрения. В марте 1909 г. проект был отклонен Советом по делам местного хозяйства[128].
Во Владивостоке сложилась тревожная ситуация двоевластия между Советом рабочих и военных депутатов и Комитетом общественной безопасности. Председатель КОБа И.А. Ющенков Временным правительством был назначен комиссаром Приморской области, 9 марта 1917 года КОВ постановил считать себя органом власти области с подчинением ему аппарата администрации бывшего военного
губернатора . Владивостокский Совет выступил с требованием распустить КОВ и избрать его на новой основе: 10 членов от городской думы, 25 – от Совета рабочих и военных депутатов и 25 – от общественных организаций. Старому КОБу пришлось уступить, его новый состав был сформирован 27 марта 1917 года. Председателем исполкома КОБа стал присяжный поверенный М.Н. Вознесенский, исполняющим обязанности начальника милиции – штабс-капитан Сибирского флотского экипажа П.И. Калинин.
21 июня Столыпин прибыл в Гродно и приступил к исполнению обязанностей
губернатора . В управлении губернии были некоторые особенности: губернатор был подконтролен генерал-губернатору Вильны (совр. Вильнюс); губернский центр Гродно был меньше двух уездных городов, Белостока и Брест-Литовска.
Указ Петра о Сенате вышел 22 февраля 1711 года. В нем не были четко определены функции будущего высшего государственного органа. Сенат планировался быть коллегиальным органом. Петр назначил в него
губернаторов и руководителей ведомств (приказов). Для работы Сената с губерниями были выбраны губернские комиссары.
8. Прокурор области обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими ряд положений областного закона «О системе исполнительной власти в области», в частности, положение о том, что
губернатор области является органом государственной власти области. По мнению прокурора, губернатор является высшим должностным лицом, поскольку орган государственной власти всегда должен быть организацией, то есть коллективным субъектом.
Отзыв Сейма 1907 года – первого Сейма, созванного по новому законодательству – закладывал весьма опасные для правительства традиции рассмотрения бюджета. Анализируя расходные статьи статного фонда, бюджетная комиссия Сейма предложила, в частности, пересмотреть штаты статс-секретариата и канцелярии генерал-губернатора; сократить расходы на содержание
губернаторов и чинов губернской администрации, проведя реформы децентрализации; урезать расходы полиции; упразднить Главное управление по делам печати в Финляндии и т. д. Комиссия признала незаконность включения в роспись расходов Финляндии пособия на военные нужды, внесенного в Государственное казначейство империи без согласия Сейма. В своем отзыве бюджетная комиссия коснулась даже таких статей бюджета, как ассигнования на украшенные бриллиантами перстни и табакерки, высочайше жалуемые за служебные отличия. По мнению комиссии, награды эти были не «целесообразными, а, напротив, ввиду случайного своего характера – часто несправедливыми»29. Таким образом, бюджетный контроль в том виде, как его представлял себе Сейм, служил средством воздействия на все области политики. Но имперское правительство иначе видело роль народного представительства в Великом княжестве.
В дальнейшем регулярные (в среднем раз в два года) конференции премьеров, министров и высших чиновников провинциального уровня власти превратились в одну из конвенциональных норм доминиона. К настоящему времени (2012 г.) их состоялось около 50. Вплоть до первой четверти XX в. конференции функционировали без участия федеральных деятелей и соответственно без согласования с федеральными органами. Когда же Оттава после 40-летней задержки все же сочла целесообразным участвовать в работе конференций (с 1927 г.), в конституционном праве федерации образовалась новая конвенциональная норма. По ней центр участвует в федерально-провинциальных (конституционных) конференциях на тех же основаниях, что и каждая провинция, т. е. без права решающего голоса, что в корне отличает данные конференции от ежегодных совещаний президента США с
губернаторами штатов.[168] Присоединение федерации на таких условиях к конституционным конференциям придало данному институту законченный правовой статус, но одновременно обернулось успехом провинциального уровня власти в его отношениях с Оттавой. «Центру фактически объяснили, что его власть производна от власти провинций»,[169] – комментировали впоследствии канадские юристы-конституционалисты.[170]
На участках государственной территории, объявленных в состоянии усиленной охраны, права и обязанности по защите государственного порядка и общественной безопасности возлагались либо на постоянных, либо на специально назначенных временных генерал-
губернаторов , а в губерниях, им не подведомственных, – на губернаторов и градоначальников.
В провинциях, городах центрального подчинения, уездах, городских районах, волостях, национальных волостях и поселках действуют собрания народных представителей (СНП) и местные народные правительства. В автономных районах, округах и уездах имеются органы самоуправления. СНП являются органами государственной власти на местах, руководство которыми осуществляют постоянные комитеты СНП. Депутаты СНП провинций, городов центрального подчинения и городов, имеющих районное деление, избираются нижестоящими СНП; депутаты СНП уездов, городов, не имеющих районного деления, городских районов, волостей, национальных волостей и поселков избираются непосредственно населением. Правом голоса пользуются граждане, достигшие 18-летнего возраста. Срок полномочий СНП провинций и приравненных к ним административно-территориальных единиц – 5 лет, а непосредственно избираемых населением СНП -3 года. Местные СНП различных ступеней избирают и имеют право освобождать от должности
губернаторов провинций и их заместителей, мэров и заместителей мэров городов, начальников и заместителей начальников уездов и районов, волостных старшин и их заместителей, поселковых старост и их заместителей. Депутаты СНП подконтрольны органам, которые их избрали, или, для СНП низших ступеней, – непосредственно избирателям. Постоянные комитеты СНП обсуждают и принимают решения по вопросам развития данного административного района, осуществляют контроль за работой народных правительств, народных судов и народных прокуратур соответствующей ступени.
Последнее было, конечно, утопией, хотя в течение всего царствования Павла I проводились расследования по доносам о взяточничестве. Так, в 1799 г., в результате ревизии, проведенной Сенатом, были выявлены очень серьезные злоупотребления. Только в Вятской губернии во время первой проверки в 1796 г. 95 чиновников были уличены в явном взяточничестве, 91 оказались под подозрением. Все эти 186 человек были отстранены от занимаемых должностей,
губернатор Желтухин был предан суду II департамента Сената. Тем не менее, когда в 1800 г. вновь проводилась ревизия, выяснилось, что «важнейшие злоупотребления примечаются, особенно по волостным правлениям», как писал проводивший ее сенатор И.В. Лопухин. Он отметил в своем донесении императору, что единственный честный чиновник в губернии – ее губернатор Тютчев. Но ему уже не менее 80 лет, и он «истощил все силы к наилучшему исправлению своей должности»[59]. По этому делу Павел I принял следующее решение: губернатора уволить по возрасту с полным пенсионом, а всех остальных отставить от их должностей и предать суду.
Другой особенностью МИДв, выделяющей его из ряда прочих министерств империи, была территориальная локализация: все основные органы нового министерства находились в столице. Следствием этого стало фактическое отсутствие вертикально-территориальных связей на общеведомственном уровне[42]. В отличие от других общегосударственных ведомств, таких как Министерства внутренних дел, путей сообщения или юстиции, МИДв в целом не имело никаких полномочных представительств вне столицы, не преследовало какой-либо ведомственной политики на местах, а потому не стремилось и к контактам с
губернаторами . В этом смысле можно сказать, что МИДв не являлось общегосударственным ведомством, будучи скорее административно-хозяйственным подразделением, возведенным в ранг министерства из-за высокого статуса обслуживаемого объекта (императорской фамилии).
Расскажем коротко о начале и этапах формирования его административного опыта. П.А. Столыпин из дворянской семьи, окончил петербургский университет, физико-математический факультет. Прошел многие ступени карьерной лестницы: от уездного, а потом губернского предводителя дворянства в прибалтийских губерниях, некоторое время был саратовским
губернатором . Как специалист-государственник отличался высокой профессиональной компетенцией, ораторским мастерством и твердым характером. В 1906 г. Столыпин получил ключевой пост министра внутренних дел в правительстве И. Горемыкина. Столыпин возглавил Совет министров в очень сложное время широких революционных выступлений. В это время бушевала первая российская революция 1905 г., полыхали восстания крестьян в ряде регионов, брожения умов среди средних сословий, разночинцев, студенческой молодежи. Появилось множество политических партий и союзов. В революционной борьбе против царской власти применялись самые крайние насильственные методы. Эсеровские боевики часто использовали террор. В это мрачное время было убито свыше 760 и ранили 820 представителей власти. Не избежала террористических акций и семья самого премьера Столыпина. Летом 1906 г. совершено нападение на его дачу, погибло 27 человек, в том числе его дочь и сын.
С 1816 г. начался новый этап чиновничьей карьеры Сперанского. Александр I назначил его пензенским гражданским
губернатором . Сперанский думал, что возвратится в Петербург, но в 1819 г. Александр I назначил Михаила Михайловича генерал-губернатором Сибири. Лишь в 1821 г. он возвращается в Петербург и становится членом Государственного совета и Сибирского комитета, а также управляющим Комиссией по составлению законов. Сперанский был составителем Манифеста 13 декабря 1825 г. о вступлении на престол императора Николая I. Он участвовал в работе Следственной комиссии по делу декабристов.
Китайский милитаризм нашел свое законченное выражение в так называемой системе дуцзюната. Дуцзюнами с 1916 г. стали именовать
губернаторов провинций в Китае, совмещавших функции главы гражданской власти и командующего войсками (военного губернатора). Термин «дуцзюн» был введен в 1916 г. Юань Шикаем. Система же дуцзюната сложилась после подавления революции 1911 г. и фактической передачи гражданской власти в провинциях в руки командующих армиями, подчиненными центру. Полнота военной и гражданской власти в руках дуцзюнов при одновременной слабости центрального правительства привела к тому, что весь послереволюционный период истории Китая превратился в беспрерывную цепь войн между дуцзюнами и коалициями последних за раздел китайской территории.
Первые шаги государственной деятельности Александра III были впечатляющими. Была значительно усовершенствована карательная система, что позволило окончательно разгромить внутренне ослабленную «Народную волю». Уже в августе 1881 г. было утверждено «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Этот документ расширял полномочия
губернаторов и давал им право вводить чрезвычайное положение на неограниченный срок и проводить любые репрессивные акции. Возникли «охранные отделения», находившиеся в ведении жандармского корпуса, деятельность которых была направлена в первую очередь на подавление и пресечение любой деятельности, прямо или косвенно связанной с изменением существующего строя и порядка.